Типовые ошибки заказчиков по структурированному описанию объекта закупки
Переходим к заказчику. Какие типовые ошибки в части структурированного описания объекта закупки выявляют контрольные органы и что является предметом обжалования со стороны участника?
Первое, заказчик не указал в структурированном описании объекта функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товаров (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ), одновременно включая данные характеристики в информацию и документы, сформированные самостоятельно без использования ЕИС.
Решение УФАС Пермского края по жалобе ….. (вх. № 16164/23 от 25.10.2023 г.) Извещение № 0356100029523000416. |
Позиции КТРУ: 26.60.11.113-00000094; 26.60.11.113-00000095; 26.60.11.113-00000096; 26.60.11.113-00000097; 26.60.11.113-00000098 по своим функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам не соответствуют установленным Заказчиком требованиям к закупаемому товару. Пунктом 7 Правил КТРУ установлено, что при проведении электронных процедур в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют позиции, характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, указываются с использованием ЕИС при формировании извещения об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона о закупках. Извещение, формируемое с использованием ЕИС, должно содержать информацию, предусмотренную Правилами (п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках). |
Решение УФАС Новосибирской области № 054/06/42-2199/2023 «30» октября 2023 года Извещение № 0117100010723000070 |
Заказчиком не была применена структурированная форма извещения в части описания объекта закупки. Заказчиком нарушены положения п.7 Правил, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной. Комиссия отмечает, что Заказчик сформировал характеристики, требуемого к поставке товара без использования функционала ЕИС, в связи с чем в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках. |
Аналогичная позиция содержится в Информационном письме Минфина № 24-03-09/90944. |
Напоминаю, что в структурированном виде указываются функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки, которые относятся в основном к объекту закупки, являющегося товаром. При этом надо отметить, что при наличии у закупаемых работ или услуг характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, такие характеристики включаются в извещение о закупке в структурированном виде.
Позиция контролеров: необходимо указывать структурированные характеристики по работам и услугам, в том числе по коду ОКПД2.
Решение Свердловского УФАС от 30.10.2023 по жалобе № 066/06/106-3815/2023 Извещение № 0162100019423000008 |
Заказчиком определен код ОКПД 2 41.20.40.900 «Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки». В структурированной форме извещения отсутствуют описание объекта закупки, также отсутствует указание на тот факт, что характеристики товара, работы, услуги определяются в соответствии с Описанием объекта закупки, являющимся приложением к извещению. |
Решение УФАС Новосибирской области № 054/06/42-2199/2023 «30» октября 2023 года Извещение № 0151300002323000005 |
На выполнение подрядных работ по содержанию автомобильных дорог и благоустройству территории муниципального образования Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком не была применена структурированная форма извещения в части описания объекта закупки. Заказчиком нарушены положения п.7 Правил, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной. |
Общий вывод: –действия Заказчика, не указавшего в структурированной форме извещения характеристики закупаемых работ, нарушают п. 5 ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. |
Форма заявки на участие и рекомендации заказчик
Заказчик может включать в состав документации примерную форму заявки на участие или рекомендации по ее оформлению. Совет: придерживайтесь таких рекомендаций, и не изобретайте особых способов оформления. Это упростит и вашу работу, и работу комиссии заказчика по рассмотрению поданных заявок, и позволит избежать досадных недоразумений.
Форма подачи заявки может быть произвольной
Для участия в закупочных процедурах в электронной форме участник должен подавать заявку только в виде электронного документа. А к заявке на электронный аукцион предъявляются свои, особые требования (ст. 66 № 44-ФЗ).
Заказчик указывает формулировку согласия участника на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и способ оформления информации о конкретных характеристиках товара и товарном знаке. Также заказчик может рекомендовать способ оформления информации об участнике закупки (наименование, место нахождения, ИНН и др.).
В состав документации заказчика должна быть включена инструкция по заполнению заявки на участие в закупочной процедуре. Эта инструкция, конечно, не имеет силы закона, но на практике ее лучше придерживаться, чем игнорировать.
Чтобы снизить вероятность необоснованного отклонения заявки, при ее заполнении следует:
использовать общепринятые обозначения и наименования;
избегать формулировок, допускающих неоднозначное толкование;
уделить особое внимание заполнению всех документов, которые представляются в составе заявки.
Шесть обязательных сведений в заявке участника
При составлении заявки участник должен обязательно указать следующие сведения:
- согласие поставить товары, выполнить работы, оказать услуги на условиях, предусмотренных документацией о закупке;
- наименование поставляемого товара (в случае, если поставляется товар или выполняются работы, оказываются услуги, для выполнения, оказания которых используется товар);
- товарный знак (при наличии);
- количество;
- конкретные показатели поставляемого товара, которые соответствуют значениям, установленным в документации заказчика (при этом участник размещения заказа может предложить товар с улучшенными характеристиками);
- документы, подтверждающие соответствие дополнительно установленным требованиям заказчика (например, к гарантии, условиям поставки, новизне товара, году выпуска, описанию выполняемых работ, оказываемых услуг и др.).
Особое внимание обратите на описание характеристик товара, если вы предлагаете эквивалент. Вы должны учесть все параметры эквивалентности, которые указал заказчик
И ваш товар должен полностью им соответствовать. Варианты «но ведь отличается совсем чуть-чуть» в госзакупках не проходят.
Также нужно указывать и другие характеристики товаров, если заказчик их устанавливает в документации, ведь по ним он будет определять соответствие заявки участника требованиям.
Чтобы получить консультацию в рамках тендерного сопровождения, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
Необходимые документы участника
В заявке на участие в закупочной процедуре участник обязательно указывает информацию о себе:
- наименование, фирменное наименование (при наличии);
- место нахождения, почтовый адрес;
- номер контактного телефона;
ИНН участника, учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Проследите, чтобы данные в заявке строго соответствовали вашим учредительным и регистрационным документам.
К заявке нужно обязательно прикрепить документы, подтверждающие соответствие требованиям законодательства, например, правомочность участника закупки заключить контракт. А вот соответствие следующим требованиям подтверждаем лишь декларацией, составленной в свободной форме:
- непроведение ликвидации;
- неприостановление деятельности;
- отсутствие недоимки по налогам, сборам;
- отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков;
- отсутствие судимости у руководителя, главного бухгалтера, членов исполнительного органа.
Только не надо думать, что декларация — это ваше сочинение на свободную тему. Все, что вы там напишете, должно соответствовать действительности. Плата за фантазии — упущенный контракт, а в худшем случае — РНП и финансовые потери.
Особенности проведения конкурса на выполнения подрядных работ
До 1 января 2024 года в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в электронной форме и при включении в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ проектной документации, конкурс проводится с учетом особенностей, установленных ч.68 статьи 112 Закона № 44-ФЗ. В остальных случаях применяются общие правила проведения конкурса в электронной форме по Закону 44-ФЗ.
Для конкурсов на выполнение подрядных работ, в том случае если размещена проектная документация, установлен особый порядок оценки заявок.
Первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о закупке (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки). Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявки не составляется.
Не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, оператор электронной площадки направляет заказчику поданные на участие в таком конкурсе первые и вторые части заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, предложения участников такого конкурса о цене контракта, а также документы и информацию, предусмотренные ч.11 статьи 24.1 Закона № 44-ФЗ.
Подача окончательных предложений о цене контракта, предусмотренная статьей 54.6 Закона № 44-ФЗ, не осуществляется (участники закупки подают предложение о цене сразу, без возможности изменений, как это предусмотрено в обычном конкурсе).
Не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем направления оператором электронной площадки заказчику документов (1 части заявки, 2 части заявки, предложение цены), конкурсная комиссия рассматривает и оценивает заявки на участие в закупке по критериям, установленным документацией о закупке. При этом заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
Результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе, предусмотренном частью 7 статьи 54.7. Это протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе. Такой протокол подписывается и размещается на электронной площадке и в ЕИС в том порядке, в котором установлен статьей 54.7 Закона о контрактной системе.
Результаты рассмотрения заявок в открытом конкурсе не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем размещения протокола, рассмотрения и оценки вторых частей, фиксируются в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме. Данный протокол подписывается комиссией заказчика и размещается на электронной площадке и в ЕИС, в том порядке, в котором установлен Законом о контрактной системе.
Какие конкурентные способы применяют заказчики
В таблице способов закупок по 44-ФЗ — все конкурентные формы с учетом изменений по 360-ФЗ:
Виды конкурентных процедур по 44-ФЗ | Подвид | Описание | Победитель |
---|---|---|---|
Конкурс | Открытый в электронной форме |
Проводят, когда для исполнения важна не только цена, но и квалификация участника. Есть исключения: открытый конкурс нельзя проводить, если требуется закрытая процедура или же объект закупки включен в аукционный список из РП № 471-р от 21.03.2016 или дополнительный перечень (ч. 6, 11 ст. 24 44-ФЗ).
Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.
Тот, кто предложит лучшие условия.
Закрытый в бумажной форме
Проводится только в определенных случаях (ч. 11, 12 ст. 24 44-ФЗ). Для проведения закрытой процедуры потребуется согласие ФАС (ч. 2 ст. 72 44-ФЗ). Отличается тем, что предложение направляется ограниченному кругу лиц, которые соответствуют определенным требованиям. Применяется, когда есть государственная тайна либо необходимо транспортировать средства госфонда или в случае поиска водителей и обслуживающего персонала для судей, судебных приставов.
С 01.07.2018 список дополнился заказами федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности подведомственных им гос. учреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий утвержден постановлением правительства № 223 от 28.02.2019. В список попали Минобороны, ФСБ и СВР.
Закрытый электронный конкурс проводится только по основаниям, указанным в ФКС, — заказах страховых услуг, транспортировке и охране ценностей Госфонда (ч. 13 ст. 24). Дополнительные основания устанавливает Правительство РФ.
Аукцион Открытый в электронной форме Самая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. Перечень тендеров, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается Правительством РФ — в распоряжении № 471-р от 21.03.2016. Проводится на электронных площадках. Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением.
Закрытый
Закрытый аукцион вы можете проводить для заказов с гостайной (ч. 11, 12, 13 ст. 24 44-ФЗ). Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждена специализированная торговая площадка для проведения торгов — АСТ «ГОЗ».
Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос котировок в электронной форме проводят при одновременном выполнении двух условий (п. 1 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ):
- НМЦК не превышает 3 миллиона рублей;
- годовой объем таких закупок не превышает 20 % от СГОЗ (до конца 2021 г. — 10 % от СГОЗ) или же прошлогодний СГОЗ меньше 500 миллионов рублей, а годовой объем закупок электронными котировками не превышает 100 миллионов рублей.
Для некоторых заказов электронный запрос котировок проводят без учета НМЦК и годового объема закупок:
- если приобретаются лекарственные препараты для пациента, назначенные по решению врачебной комиссии;
- если закупаются жилые помещения для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей.
Тот, кто предложит самую низкую цену. Электронный запрос предложений
До конца 2021 года проводится по таким основаниям: для закупки лекарств для пациентов по медицинским показаниям, спортивного инвентаря и экипировки для Олимпийских и Паралимпийских игр, при признании повторного конкурса несостоявшимся.
При этом, наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений выбирают и после признания:
- электронного аукциона несостоявшимся, согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
- открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися, согласно ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.
С 01.01.2022 электронный запрос предложений заказчики не проводят.
Тот, чье окончательное предложение отражает оптимальные условия.
Закупочная комиссия
Для оценки заявок, допуска участников к тендеру и определения победителя заказчик формирует комиссию по закупке. В рамках 44-ФЗ с более жестким регламентом этого органа нет.
В комиссии должно быть не менее пяти человек, разбирающихся в предмете закупки. Функции комиссии:
- Утверждение закупочной документации.
- Проверка соответствия заявок озвученным требованиям.
- Предоставление ответов участникам тендера.
- Оценка заявок по количественным и качественным критериям (комиссия может привлечь экспертов).
- Назначение переторжки (снижения цены при отсутствии реальных претендентов).
- Переговоры с потенциальными поставщиками.
- Определение победителя, оценка его соответствия условиям конкурса после изучения вторых частей заявок (до конца аукциона они закрыты от всех участников торгов).
- Отмена торгов или признание их несостоявшимися.
- Подведение итогов конкурсной процедуры.
На основании решения конкурсной комиссии на ЕИС публикуется итоговый протокол. Он содержит следующую информацию:
- дата составления и подписания;
- количество поданных заявок, время их поступления;
- перечень заявок в порядке приоритета для заказчика. При запросе котировок возможна подача нескольких заявок с одинаковой минимальной ценой. Победителем в этом случае признаётся участник, сделавший предложение раньше всех;
- перечисление отклоненных заявок с указанием причин.
Закон 223-ФЗ не исключает объявления нескольких победителей в одном конкурсе или аукционе, хотя такое бывает редко.
Запрос разъяснений по 44-ФЗ: электронный аукцион или конкурс?
ФЗ № 44 знает несколько форм проведения закупок для государственных нужд: аукцион, конкурс, запрос котировок, закупка у единственного поставщика. Самыми «соревновательными» по форме проведения являются аукцион и конкурс, следовательно, необходимо, чтобы все участники этих процедур находились изначально в равных условиях.
Необходимо различать два вида обращений к заказчику для получения от него дополнительных данных.
Первый вид – это запросы, осуществляемые на разных этапах закупки. Закон знает два их типа:
- в отношении положений извещения о закупке;
- относительно подведения итогов и определения победителя.
Второй вид – это обращения к заказчику, разрешенные для конкретных процедур. Не во всех видах конкурсных процедур у участника есть право подать официально разрешённый запрос разъяснений положений закупочной документации. Таких процедур в 2023 году всего две (ч. 5 ст. 42 ФЗ № 44):
- электронный аукцион (открытый и закрытый);
- электронный конкурс.
Что касается разъяснения итогов торгов, то, кроме аукциона и конкурса, обращение можно подать и при проведении электронного запроса котировок (ч. 5 ст. 50 ФЗ № 44).
На практике часто вопросы возникают по поводу любых других непонятных моментов в процедуре, и не только в конкурсах и аукционах. Закон запрещает общаться напрямую заказчику и возможному исполнителю в обход оператора ЭТП. Однако задать вопрос по электронной почте или по телефону тому контактному лицу, который указан как ответственный за закупку, никто не мешает.
В худшем случае заказчик проигнорирует запрос, поступивший по этим каналам. В лучшем случае вам повезет, и заказчик ответит, даже несмотря на ненадлежащую форму обращения.
Разъяснение положений извещения о закупке по 44-ФЗ
Скупые положения ч. 5 ст. 42 ФЗ № 44 регулируют порядок, который нужно соблюдать при подаче запроса разъяснений, относящегося к извещению о закупке и технической документации торгов.
При определении сроков нужно помнить общее положение гражданского законодательства о том, что если последний день срока приходится на нерабочий день, то он переносится на первый рабочий день, следующий за ним. Дата окончания срока подачи заявок должна определяться в конкурсной документации как конкретный календарный день (число, месяц, год).
Если участник направит заявку позднее, чем за три дня до указанного срока, то заказчик не должен давать разъяснения по поступившему запросу.
При этом в рамках одного запроса участник может сформулировать несколько вопросов в адрес заказчика.
ФЗ № 44 не содержит конкретного требования к форме и содержанию запроса разъяснений. Эти правила могут быть прописаны в конкурсной документации, размещенной заказчиком. По общему правилу, запросы размещаются в личном кабинете только на той электронной площадке, на которой проводится закупка.
Направление запроса напрямую заказчику на его электронную почту или в личный кабинет ЕИС не допускается.
Рекомендуется включать в запрос указанные данные:
- Идентификационные данные закупки: номер извещения, наименование закупки, указание на редакцию закупки (если в нее вносились изменения).
- Сведения об участнике закупки: название юридического лица или ИП, адрес электронной почты.
- Содержание запроса: ссылка на положение извещения о закупке, тема обращения, текст самого вопроса. Если заказчик допустил нарушения закона при подготовке конкурсной документации, тогда нужно сделать ссылку на нарушенную норму.
Запрос разъяснений по 44 фз образец
Обращение подписывается с помощью ЭЦП участника и отправляется в личном кабинете на ЭТП.
Надо обратить внимание: для закрытых процедур сохраняется возможность подачи запроса разъяснений на бумажных носителях
Ошибки при подготовке к торгам
Ошибка хотя бы в одном из действий приведет к тому, что участие в торгах станет невозможным.
При заполнении заявки не указали страну происхождения и конкретные характеристики товара
Если объектом закупки является товар (в том числе поставляемый при выполнении работ, оказании услуг), в отношении которого заказчиком установлены характеристики, в составе заявки обязательно должно быть предложение о конкретных показателях этого товара.
При этом, если заказчик использует в ТЗ указание на товарный знак без возможности предложить эквивалент, характеристики товара можно не расписывать. Но если товарный знак не указан или вы не уверены, что будете поставлять именно этот товар, а не эквивалентный, файл с техническими характеристиками обязательно должен входить в состав заявки.
Обратите внимание: показатели должны быть точными, конкретными, без интервалов, если того не предполагает ГОСТ. Формулировки «от», «до», «более», «менее» конкретными не считаются и такую заявку могут отклонить
Чтобы не ошибиться в заявке, внимательно читайте техническое задание и инструкцию по заполнению заявки.
Не бойтесь обращаться за разъяснениями к заказчику, если какое-то требование показалось неоднозначным или оно противоречит закону.
Страна происхождения указывается на площадке. Но дополнительно можно привести эти сведения и в файлах заявки. Главное, чтобы эти данные не противоречили друг другу и соответствовали действительности.
Допустили в заявке технические ошибки, описки
Чаще всего это происходит при заполнении данных о технических характеристиках. Участник забывает указать единицы измерения, делает опечатки в цифрах, забывает уточнить, о каком параметре идет речь. Такую заявку наверняка отклонят.
Забыли обновить информацию и документы
В закупках по 44-ФЗ большинство сведений поступает из личного кабинета участника в ЕИС. Сведения об учредителях, реквизитах, выписка из ЕГРЮЛ передаются через взаимодействие с государственными информационными системами. А вот сведения о паспортных данных автоматически не обновляются. Поэтому при смене документа, измените информацию в ЕРУЗ.
Если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, то в состав заявки должно быть включено решение о крупной сделке. За его актуальностью нужно следить: оно должно быть действующим, покрывать цену предложения и быть принятым соответствующим образом. Если документ перестал быть актуальным, предложение отклонят. Причем это произойдет, даже если вы выиграете торги.
Не успели внести обеспечение заявки
Если заявку обеспечивают денежными средствами, то для участия в закупках по 44-ФЗ необходимая сумма должна находиться на спецсчете в момент подачи заявки
Стоит обратить внимание, что средства не должны быть заблокированы, то есть «зарезервированы» под другую закупку. Пока денег на спецсчете в банке нет, заявку не примут.
Второй вариант обеспечения заявки – независимая гарантия. Ее нужно подготовить до момента подачи заявки. Причем сведения о независимой гарантии должны успеть поступить в соответствующий реестр.
Невнимательно прочитали закупочную документацию и переоценили свои возможности
Перед подачей заявки посмотрите не только ТЗ заказчика, но и проект контракта. Если по его условиям для сопутствующих работ нужна лицензия, а у вас ее нет, придется привлекать сторонние организации. Это может отразиться на цене работ.
Вам также могут не подойти условия и сроки поставки товара, а их нарушение чревато штрафными санкциями и расторжением контракта заказчиком в одностороннем порядке.
Как подать заявку
Если тендер проводится в бумажной форме, необходимо собрать все документы в единый пакет, пронумеровать их, прошить, скрепить подписью уполномоченного лица, печатью предприятия и направить заказчику в запечатанном конверте. На конверте укажите наименование и номер закупки. Документы относите заказчику лично и передайте через канцелярию или другой отдел, уполномоченный на прием корреспонденции, либо направьте пакет документов по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если тендер проводится в электронной форме, все взаимодействие между заказчиком и участниками обеспечивает электронная площадка. Через нее подаются документы, на ней проводится торг и на ней вывешиваются все результаты. Инструкция, как подать заявку на ЕЭТП по 223-ФЗ в 2022 году:
Шаг 1. Зарегистрируйтесь в разделе для закупок по 223-ФЗ.
Шаг 2. Зайдите в личный кабинет для закупок.
Шаг 3. Найдите нужный аукцион и нажмите на ссылку «Подать заявку на участие».
Шаг 4. Заполните форму для первой части.
Шаг 5. Заполните форму для второй части.
Шаг 6. Нажмите «Подписать и отправить».
Когда заполняете формы, учитывайте особенности:
- если компания подает документы на участие в аукционе, в форме отсутствует раздел «Ценовое предложение». Помимо самого предложения необходимо указать ставку НДС;
- если госкомпания установила в документации требование к стране происхождения товара, то при заполнении формы участник выбирает необходимую страну из списка. Это поле не является обязательным для заполнения, но если участник его проигнорирует, регионом происхождения товара автоматически признают «иностранное государство»;
- при формировании извещения о закупке некоторые заказчики позволяют участникам предоставить альтернативное предложение. В этом случае в рамках одной заявки участник выдвигает сразу несколько предложений. Каждое из них подкрепляйте документально.
Снижение в ходе торгов проводят в пределах шага аукциона, который заказчик прописывает в документации. Если торги проводят для субъектов малого и среднего предпринимательства, эта величина ограничена диапазоном: от 0,5 до 5%. В иных случаях заказчик определяется с этой величиной самостоятельно.
Инструкция, как подать заявку на участие в запросе котировок по 223-ФЗ в 2022 году:
Этап 1. Пройти регистрацию в ЕИС.
Этап 2. Найти подходящий тендер.
Этап 3. Изучить требования заказчика. В извещении указано, что прикладывать к сведениям о ценовом предложении 223-ФЗ для участия в котировках.
Этап 4. Подготовить заявку по образцу заказчика.
Этап 5. Подать предложение.
Об авторе этой статьи
Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками. Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Распространенные ошибки при подачи заявки на участие в конкурсе
Нарушен порядок предоставления документов в заявке. В бумажной заявке на участие в конкурсе документы нужно представить в том же порядке, который вы указали в форме «Опись документов». Все дополнительные приложения должны быть представлены только после всех обязательных документов, перечисленных в конкурсной документации
В заявке для участия в аукционе важно в первой части прикреплять все документы, которые относятся к товарам, работам и услугам, а во второй части — к организации поставщика
Подано «пустое» согласие. В первой части заявки поставщик подписывает согласие на выполнение поставки или работ. Если заключается контракт на услуги и работы, то достаточно просто согласиться на прописанные в контракте условия. Если речь идет о товаре, то пропишите все его характеристики: конкретные параметры, материалы, торговые марки (при наличии) и т д. Особенно внимательно отнеситесь к ним, если поставляете эквивалент товара.
Цена контракта в заявке указана без НДС. В электронных аукционах и запросах котировок побеждает участник с минимальным ценовым предложением. Это значимое преимущество, поэтому все налоги, пошлины и затраты на страхование, которые исполнитель должен оплачивать в соответствии с условиями госконтракта, должны быть включены в расценки и общую цену заявки, представленной участником. Если поставщик не является плательщиком НДС, он может указывать цену, не выделяя НДС из цены. Некоторые заказчики настаивают на выделении НДС из цены контракта, независимо от того, на какой системе налогообложения находится участник. Это требование можно оспорить в ФАС, однако правоприменительная практика отличается в разных регионах: ФАС может встать и на сторону поставщика, и на сторону заказчика.
Противоречивые сведения в заявке. Если данные в выписке из ЕГРЮЛ не соответствуют сведениям в учредительных документах, то это еще не причина отклонить заявку. Если это вызвано объективными причинами (изменился состав учредителей участника или была допущена ошибка) и злой умысел не установлен, заказчик должен принять такую заявку.
Техническая ошибка в ИНН. При предоставлении сведений участник указал в заявке ИНН, содержащий непреднамеренную ошибку. Она не создает препятствий для идентификации участника, поэтому заказчик также не должен отклонять такую заявку. Информацию об ИНН и наименовании участника можно посмотреть в учредительных и других документах, представленных в составе заявки.
Если вы подаете заявку в первый раз, дайте прочитать ее более опытному участнику или обратитесь за помощью к профессионалам.
А какие ошибки встречались в вашей практике? Поделитесь с нами в комментариях.
Как действовать заказчику
Рассказываем, как должен действовать заказчик при несостоявшихся торгах в зависимости от условий и причин.
Если заявка, полученная от единственного претендента, не отвечает требованиям документации или законов, ее нужно отклонить, затем внести коррективы в план-график и провести закупку снова.
Если первый конкурсный отбор или запрос котировок провалился, госзаказчик по желанию сможет продлить время приема заявок от претендентов на участие на четыре или на десять дней. Если предложений опять не поступит, можно внести коррективы в план-график, выждать еще день и снова повторить закупку.
Если по результатам закупки остался только один участник, который подходит под требования, заказчик может выбрать его для подписания контракта.
Заключить контракт можно, если:
- есть участник, первым подавший заявку и при этом требованиям документации и закона отвечают 2-е части нескольких конкурсных заявок;
- есть единственный участник, который подал заявку и ее 2-я часть подходит под требования 44 ФЗ.
В несостоявшейся госзакупке поставщик, ставший единственным подходящим претендентом, обязан обеспечить подписание контракта, если внесенное им предложение вписывается в требования к документам и законным нормам. Заказчику для этого нужно получить согласование от федеральной антимонопольной службы.
Когда заказчику придется объявить повторный конкурс:
- заявок не поступало;
- отклонены заявки от всех претендентов;
- в конкурсе из двух этапов после процедуры предквалификации к участию допустили одного подрядчика.
Как организовать повторный конкурс?
Для организации повторной госзакупки заказчик должен разместить в системе ЕИС извещение с продлении сроков приема заявок на десять дней и на время проведения повторной процедуры увеличить срок исполнения контракта. Допускается увеличение НЦК на 10%, а вот объем работ, предмет гостендера, количество товаров или условия договора изменению не подлежат. Если эти параметры изменить, придется менять план-график и объявить новый тендер.
Пример 3
Заказчик отклонил котировочную заявку, потому что анкета не была подписана собственноручной подписью участника и не имела печати организации. Участник обжаловал это решение, утверждая, что комплект документации был подписан электронной цифровой подписью (ЭЦП), которая имеет юридическую силу, равную собственноручной подписи. Он не отрицал наличие печати в организации. Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) признала жалобу необоснованной, так как требование о собственноручной подписи и печати организации было указано как в документации заказчика, так и в котировочной документации.
Виды процедур
Виды закупок по 223-ФЗ чрезвычайно разнообразны и предоставляют организатору торгов полный инструментарий для удовлетворения своих нужд множеством доступных способов.
Конкурентные закупки могут включать в себя следующие разновидности процедур:
- аукционы. Различают открытые, закрытые и проводимые в электронной форме, а сроки проведения составляют 15 дней. Согласно 223-ФЗ, организатор может произвольно стартовать торговый закупочный аукцион на основании своего положения о закупках, так как в законе нет четких критериев описывающих условия инициации данной процедуры. Как правило, аукцион используется в том случае, когда известна номенклатура и определенны характеристики товара, и требуется лишь выбрать наиболее выгодное ценовое предложение. Победителем аукциона признается участник, который предложит наименьшую цену поставки;
- конкурсы. Также различаются открытой, закрытой и электронной формой проведения. Данный тип закупочной процедуры применяется для определения наилучшей заявки по обозначенным оценочным критериям, которые позволяют выявить наиболее удачного исполнителя и условия удовлетворения договора. Сроки проведения составляют также 15 дней. Участники подают заявки с требуемым пакетом документов, подтверждающим их квалификацию, наличие необходимых ресурсов (в том числе лицензий и партнерских соглашений), а также справки о соответствии экологическим и иным нормам. После анализа и оценки заявок, объявляется победитель конкурса, с которым и заключается договор;
- запрос котировок/предложений. Данный тип закупочной процедуры похож на два предыдущих, но более прост и имеет преимущества для заказчика. Суть его в том, что участники должны отправлять свои ценовые либо коммерческие предложения, согласно предмету и условиям торгов, из которых затем выбирается наиболее соответствующий критериям вариант. Запросы предложений и котировок проводятся в более короткие сроки (5-7 дней) и требуют меньше проектной документации, что очень удобно для быстрых закупок. Кроме того, заказчик не обязан заключать договор с победителем.
Помимо основных процедур перечисленных выше, в отдельных случаях могут применяться дополнительные виды:
- конкурентные переговоры. Потенциальным участникам направляются информационные оповещения, после чего производится процесс переговоров, в результате которого побеждает участник с наиболее выгодными условиями сотрудничества;
- закрытые виды закупок. Используются для торгов, предметом которых являются объекты государственной тайны, либо объекты, квалифицированные как запрещенные к размещению в ЕИС.
- закупки у единственного поставщика. Данный вид возможен при внесении его в положение о закупках, с четким регламентом условий.