Перспективы и тенденции развития федеральной контрактной системы

Современная контрактная система подразумевает целый ряд конкурентных процедур Они отличаются порядком проведения особенностями подготовки заявок и сроками на отдельные этапы

275-ФЗ: Основные аспекты

Данное положение регламентирует правовые основы для регулирования отношений, связанных с выполнением и исполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ), и формирует принципы и способы госрегулирования цен. Далее рассмотрим фз 275 кратко и выделим главные моменты.

Цели и принципы 275-ФЗ

Основной целью принятия 275-ФЗ стало эффективное использование государственных средств и создание должных условий для размещения и выполнения ГОЗ.

Принципами регулирования цен по ГОЗ являются:

  • одинаковое правовое обеспечение для всех участников;
  • снижение затрат;
  • гарантирование прибыли поставщику;
  • обоснованность расходов;
  • антимонопольный контроль;
  • соблюдение интересов всех участников.

Сфера применения 275-ФЗ

Главной особенностью являются строгие ограничения по поставщикам, здесь ими могут выступать только юридические лица. Предметом же закупок являются различные товары и услуги (продукты питания, строительные материалы и прочая продукция), следовательно, 275-ФЗ это не только про оружие.

Основные моменты, которые следует знать о 275-ФЗ

Торги по 275-ФЗ бывают закрытые или открытые. Первые организовываются при заявках, связанных с гостайной, разработкой и производством оружия и военной техники. Информация о таких закупках публикуется на АСТ ГОЗ, доступ к которой разрешается по запросу.

Основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ

Принципиальная разница между 44 ФЗ и 223 ФЗ заключается в том, что первый закон устанавливает порядок закупок государственных заказчиков на всех этапах проведения процедуры торгов. Его положения должны неукоснительно выполняться. Нарушение правил госзакупок влечет наложение штрафов, отмену заключенных сделок, включение в реестр недобросовестных поставщиков. Следование нормам 44‑ФЗ гарантирует, что контракт будет заключен, работы выполнены, оплата произведена.

Закон под номером 223 описывает общие правила проведения закупок, устанавливает требования по разработке заказчиками собственных положений о закупках, в которых включаются способы обеспечения заключения договоров, их выполнение, антидемпинговые меры. Поэтому каждый исполнитель перед тем, как принять участие в закупках по 223‑ФЗ, должен изучить положение о закупках заказчика, чей контракт он планирует выполнить.

Конкурентные закупки без проведения торгов

Конкурентные закупки без проведения торгов обладают очень удобным и потому мега-привлекательным качеством по сравнению с торговыми конкурентными способами закупок. Речь идет о возможности заказчика отказаться от проведения закупочной процедуры на любом ее этапе, заказчик не обременен обязательством заключить договор с победителем. Разумеется, данное условие должно быть описано в закупочной документации.

Запрос котировок / запрос цен / мониторинг цен

Запрос котировок используется для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг. Федеральный закон 44-ФЗ “О контрактной системе” (ст. 72) определяет рамки для применения запроса котировок c целью отбора поставщика:

Запрос котировок еще называют запросом цен, поскольку цена – единственный критерий отбора поставщика. С помощью этого способа закупок приобретается типовая и недорогая продукция в короткие сроки, условия котировочных контрактов не сложные, котировочная заявка короткая и простая, в ней содержится лишь согласие участника исполнить условия контракта, основная информация о поставщике, и конечно предложение о цене.

Можно с уверенностью рекомендовать начинающему поставщику стартовать работу в контрактной системе именно с участия в запросах котировок.

Заказчику эта форма торгов также интересна — на запрос котировок он может пригласить интересующих его конкретных участников, что не допускается в иных случаях.

Проведение запроса котировок напоминает конкурс, т.к. заявки подаются в запечатанных конвертах, которые затем вскрываются заказчиком и сразу оцениваются на предмет определения победителя по единственному критерию — цене.

44-ФЗ: Основные аспекты

Начинающим заказчикам и поставщикам, перед началом работы в закупках, необходимо изучить данный нормативный акт, в котором подробно рассказываются главные моменты проведения торгов и правила выбора победителя. Но закон написан сложным юридическим языком, который не воспринимается, поэтому далее кратко ответим на вопрос «44-ФЗ что это?» и выделим важные аспекты.

Цели и принципы 44-ФЗ

Основной целью 44-ФЗ является регулирование всех аспектов проведения госзакупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в закупках, а именно регулирует:

  • планирование;
  • объявление торгов;
  • отбор поставщиков;
  • подписание контрактов и соблюдение всех обязательств по ним;
  • постоянные проверки и мониторинг.

Чтобы участвовать в закупках по 44-ФЗ необходимо зарегистрироваться в ЕИС и проучить доступ к 8 федеральным электронным площадкам.

Госзакупки 44-ФЗ основываются на принципах открытости, прозрачности, конкурентности, профессионализма, поддержке инноваций и единстве контрактной системы в сфере закупок, а также ответственности за результат.

Сфера применения 44-ФЗ

Применение данного закона регулируется его первой статьёй, согласно которой им руководствуются при планировании всех видов закупок на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Покупателем при проведении госзакупок выступает организации, которые получают деньги из бюджета, например, это может быть школа, больница, администрация и т.д., а поставщиками могут быть:

  • физические, в том числе самозанятые;
  • индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица.

Компании-поставщики должны быть действующими организациями, не иметь налоговых задолженностей, их руководитель и главный бухгалтер не должны быть судимы, предприятие не должно быть оффшорным. Все требования полностью прописаны в ФЗ-44 и заказчики не могут добавить свои.

Основные моменты, которые следует знать о 44-ФЗ

Данный ФЗ был принят в 2013 году с целью совершенствования правил проведения торгов и снижения бюджетных расходов, связанных с закупками.

Кто может являться участником закупки и какие требования к нему предъявляются

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ
Участник закупки — юрлицо, физлицо, в том числе ИП в единственном числе, кроме офшоров. Возможно участие нескольких лиц на стороне участника закупки — коллективный участник.
Требования к участникам закупки установлены в статье 31 Закона. Заказчик вправе дополнить порядок проведения закупок в случаях, когда это указано в Законе или по вопросам, которые законом не урегулированы.

Для участников по 44-ФЗ существуют единые требования, которые устанавливаются ко всем участникам, и есть отдельные требования, которые связаны со спецификой закупки — регламентированы статьёй 31 и отдельным постановлением.

Для участников 223-ФЗ все требования заказчик может установить в своём положении о закупке.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 апреля 2021 года установлены чёткие требования.

Как осуществляется описание объекта закупки

Как в 44-ФЗ, так и в 223-ФЗ указано, что описание объекта закупки должно быть нейтральным, объективным, без указания на товарные знаки, с использованием ГОСТов и технических регламентов.

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ
Описание объекта закупки должно быть нейтральным, объективным, без товарных знаков, с использованием ГОСТ и тех. регламентов.
Антидемпинговые меры, порядок обоснования НМЦК, ОИК установлены нормами Закона. Антидемпинговые меры, порядок обоснования НМЦК, ОИК Законом не предусмотрены, но могут быть установлены заказчиком в Положении о закупке.

В 44-ФЗ антидемпинговым мерам посвящена отдельная статья, в которой установлены правила их применения. Также в законе описан порядок обоснования начальной и максимальной цены контракта и процедура исполнения обеспечения контракта.

В 223-ФЗ указанные моменты не предусмотрены. Необходимость обоснования начальной (максимальной) цены договора закреплена в 223-ФЗ, при этом порядок такого обоснования заказчик разрабатывает самостоятельно и включает в своё Положение о закупке.

По 44-ФЗ заказчик может установить требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном для данного закона.

В 223-ФЗ можно применить два реестра недобросовестных поставщиков. То есть возможно установление ограничения об отсутствии в реестре в соответствии с ПП РФ №1211 и по 44-ФЗ.

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) только по 44-ФЗ. Можно использовать два РНП в соответствии с 223-ФЗ (ПП РФ № 1211 от 22.11.2012) и по 44-ФЗ.
Порядок обжалования предусмотрен в самом Законе. В Законе предусмотрены основания для обжалования, при этом рассмотрение жалобы осуществляется в соответствии со статьёй 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Внесение изменений и расторжение контракта

Законы имеют следующие отличия:

  • По Федеральному закону № 44 менять основные условия нельзя. Заказчик их публикует, исполнитель, подавая заявку, подтверждает, что его всё устраивает. Расторжение контракта возможно по обоюдному соглашению или решению суда. Возможность расторжения в одностороннем порядке можно указать в договоре.
  • По Федеральному закону № 223 заказчик имеет право указать в положении о закупках, на каких условиях будут вноситься изменения и расторгаться договор.

223‑ФЗ предоставляет больше свобод заказчику, а исполнителю важно внимательно изучить его положение о закупках. Тогда не будет лишних проблем

Как происходит утверждение положения о закупке

Заказчик
Высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании Государственная корпорация или государственная компания
Руководителем унитарного предприятия Государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие
Наблюдательным советом автономного учреждения Автономное учреждение
Советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества Акционерное общество либо, в случае когда уставом АО предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием АО, коллегиальным исполнительным органом общества или при отсутствии такового, общим собранием акционеров
Общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью Общество с ограниченной ответственностью либо, в случае когда утверждение Положения о закупке отнесено Уставом ООО к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) ООО или коллегиальным исполнительным органом
Органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения Государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение
Наблюдательным советом публично-правовой компании Публично-правовая компания

Способы закупок по 44-ФЗ: таблица 2024 года

Определения, неконкурентный, по, неторговые — это некоторые из основных понятий, связанных с закупками по 44-ФЗ. Согласно этому Федеральному закону, данная процедура закупает товары, работы и услуги, которые относятся к неконкурентным закупкам и не требуют проведения открытого конкурентного отбора.

Как правило, для определения способа закупок по 44-ФЗ используются конкурентные процедуры. Их цель — обеспечить наиболее эффективное использование бюджетных средств. Такие процедуры оказываются более сложными по сравнению с неторговыми способами закупок, поскольку в них участвуют несколько участников, и результаты определяются на основе конкуренции и критериев, установленных заказчиком.

В то же время, неторговые способы закупок в рамках 44-ФЗ позволяют заказчику быстро определить поставщика или подрядчика без проведения конкуренции, если указанные условия законодательством соответствуют. При этом, заказчик может самостоятельно определить форму определения победителя внутри данного способа закупок.

Способы закупок по 44-ФЗ

Способ закупок
Определение победителя

Запрос котировок
На основе установленных критериев, заказчик выбирает предложение, которое лучше по сравнению с другими и соответствует целям закупки

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Победителем будет компания, являющаяся единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) данного товара, работы или услуги

Двухэтапный конкурсный диалог
После первого этапа конкурсного диалога претенденты представляют свои предложения, и заказчик выбирает лучшее предложение

Отличия ФЗ 44 и ФЗ 223

Ниже подробнее рассматриваются отличия ФЗ 223 и ФЗ 44 с перечислением отдельно пунктов для наглядности.

 ФЗ 223  ФЗ 44
 Цели законов.  Цели законов.
 Целью Федерального закона 223 является установление общего экономического пространства. Его задача также — своевременное исполнение потребностей юридических лиц в товарах, услугах или работах, в нужной ценовой категории и необходимого качества.  Целью Федерального закона 44 является повышение эффективности закупок для государственных, бюджетных и муниципальных учреждений. Его задача также — результативность таких закупок, предотвращение коррупции в этой области.
По закону заказчиками являются:  По закону заказчиками являются:
  • Государственные корпорации и компании;
  • Публично-правовые компании;
  • Хозяйственные общества;
  • Организации области электроснабжения, обработки отходов, газоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и водоснабжения;
  • Дочерние общества с капиталом больше 50%;
  • Бюджетные учреждения;
  • Гос. предприятия;
  • Федеральные гос. унитарные предприятия.
 
  • Государственные учреждения;
  • Муниципальные учреждения;
  • Бюджетные учреждения.
 Составление плана.  Составление плана.
Каждый год составляется документ с подробным описанием планов закупок и графиком. В случаях покупки лекарств или высокотехнологических товаров, документ составляется минимум на 5, а максимум на 7 лет. Составляется два документа. Каждый год оформляется план с графиками покупок. Но один раз в три года оформляется бумага с подробным планом закупки.
 Типы закупки.  Типы закупки.
По ФЗ 223 существуют только торги и конкурсы.
  • Конкурсы с ограничениями, открытые или двухэтапные;
  • Электронный аукцион;
  • Запрос с котировками;
  • Запрос предложений;
  • Один поставщик;
  • Закрытый конкурс с ограничениями или двухэтапный;
  • Закрытый аукцион.

Главными отличиями двух описываемых законов являются цели и задачи, стороны договоров, графики, планы, категории и виды закупок.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Роль контрактной системы в государственных закупках

Контрактная система играет важную роль в государственных закупках, обеспечивая прозрачность, эффективность и справедливость процесса. Она представляет собой комплекс мер и подходов, направленных на регулирование и контроль ведения государственных закупок.

Основная цель контрактной системы — минимизировать риски коррупции и неэффективного расходования бюджетных средств при проведении государственных закупок. Она обеспечивает равные возможности для всех участников и снижает вероятность мошенничества и нарушений в процессе заключения контрактов.

Контрактная система также способствует повышению конкуренции и эффективности в государственных закупках. Она обеспечивает открытый и прозрачный доступ к информации о закупках, позволяющий участникам рынка принимать осознанные решения и предлагать конкурентоспособные предложения.

В рамках контрактной системы вводятся различные требования и процедуры, которые позволяют участникам конкурса проявить свои квалификацию и конкурентоспособность. Она обеспечивает соблюдение принципов равенства, пропорциональности и предварительного информирования, а также устанавливает критерии выбора поставщиков на основе их профессиональной подготовки, опыта и цены.

Контрактная система имеет также важное социальное значение. Она способствует развитию малого и среднего бизнеса путем создания условий для участия в государственных закупках

Это позволяет расширить круг поставщиков и повысить эффективность использования бюджетных средств в целом.

Таким образом, контрактная система является неотъемлемой частью государственных закупок. Она обеспечивает прозрачность, эффективность и справедливость в процессе заключения контрактов и способствует повышению конкуренции и развитию бизнеса в регионе.

Как определить поставщика по 223-ФЗ

В рамках закупок по 223-ФЗ применяются различные процедуры и форматы определения поставщиков. В отличие от 44-ФЗ, где победителя определяют по результатам конкурса, неконкурентный характер 223-ФЗ предполагает другие способы.

Определить поставщика по 223-ФЗ можно через проведение неторговых процедур. Например, при закупках на Единой электронной площадке онлайн-аукционы и запросы котировок позволяют определить лучшего поставщика на основе предложенной цены и других критериев.

Кроме того, форматы определения поставщика по 223-ФЗ могут включать процедуры запроса предложений или прямого заключения контракта. В этих случаях поставщик определяется по результатам рассмотрения предложений, которые обычно должны соответствовать определенным требованиям и условиям.

Какие конкурентные способы применяют заказчики

В таблице способов закупок по 44-ФЗ — все конкурентные формы с учетом изменений по 360-ФЗ:

Виды конкурентных процедур по 44-ФЗ Подвид Описание Победитель
Конкурс Открытый в электронной форме

Проводят, когда для исполнения важна не только цена, но и квалификация участника. Есть исключения: открытый конкурс нельзя проводить, если требуется закрытая процедура или же объект закупки включен в аукционный список из РП № 471-р от 21.03.2016 или дополнительный перечень (ч. 6, 11 ст. 24 44-ФЗ).

Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.

Тот, кто предложит лучшие условия.

Закрытый в бумажной форме

Проводится только в определенных случаях (ч. 11, 12 ст. 24 44-ФЗ). Для проведения закрытой процедуры потребуется согласие ФАС (ч. 2 ст. 72 44-ФЗ). Отличается тем, что предложение направляется ограниченному кругу лиц, которые соответствуют определенным требованиям. Применяется, когда есть государственная тайна либо необходимо транспортировать средства госфонда или в случае поиска водителей и обслуживающего персонала для судей, судебных приставов.

С 01.07.2018 список дополнился заказами федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности подведомственных им гос. учреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий утвержден постановлением правительства № 223 от 28.02.2019. В список попали Минобороны, ФСБ и СВР.

Закрытый электронный конкурс проводится только по основаниям, указанным в ФКС, — заказах страховых услуг, транспортировке и охране ценностей Госфонда (ч. 13 ст. 24). Дополнительные основания устанавливает Правительство РФ.

Аукцион Открытый в электронной форме Самая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. Перечень тендеров, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается Правительством РФ — в распоряжении № 471-р от 21.03.2016. Проводится на электронных площадках. Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением.

Закрытый

Закрытый аукцион вы можете проводить для заказов с гостайной (ч. 11, 12, 13 ст. 24 44-ФЗ). Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждена специализированная торговая площадка для проведения торгов — АСТ «ГОЗ».

Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос котировок в электронной форме проводят при одновременном выполнении двух условий (п. 1 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ):

  • НМЦК не превышает 3 миллиона рублей;
  • годовой объем таких закупок не превышает 20 % от СГОЗ (до конца 2021 г. — 10 % от СГОЗ) или же прошлогодний СГОЗ меньше 500 миллионов рублей, а годовой объем закупок электронными котировками не превышает 100 миллионов рублей.

Для некоторых заказов электронный запрос котировок проводят без учета НМЦК и годового объема закупок:

  • если приобретаются лекарственные препараты для пациента, назначенные по решению врачебной комиссии;
  • если закупаются жилые помещения для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей.

Тот, кто предложит самую низкую цену. Электронный запрос предложений

До конца 2021 года проводится по таким основаниям: для закупки лекарств для пациентов по медицинским показаниям, спортивного инвентаря и экипировки для Олимпийских и Паралимпийских игр, при признании повторного конкурса несостоявшимся.

При этом, наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений выбирают и после признания:

  • электронного аукциона несостоявшимся, согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
  • открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися, согласно ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.

С 01.01.2022 электронный запрос предложений заказчики не проводят.

Тот, чье окончательное предложение отражает оптимальные условия.

Для конкурентных способов закупки

Электронный аукцион

Существует довольно широкий перечень случаев, при которых осуществление закупок проходит в виде электронного аукциона. Однако есть случаи, при которых электронный аукцион должен проводиться в обязательном порядке:

  • заказчик планирует приобрести ТРУ из специального правительственного Перечня, утверждённого Распоряжением Правительства от 21 марта 2016 года № 471-р;
  • при проведении закупки цена сделки является единственным критерием, по которому будет определён победитель.

Запрос котировок

Для выбора запроса котировок тоже существуют определённые 44-ФЗ ограничения и случаи. Заказчик вправе проводить электронный запрос котировок:

  1. в случае если НМЦК не превышает три миллиона рублей. При этом годовой объём закупок, осуществляемых путём проведения электронного запроса котировок, не должен превышать 20% совокупного годового объёма закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объём закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей;
  2. независимо от НМЦК и годового объёма закупок в случае осуществления:
  • закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;
  • закупки ТРУ, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 Закона о контрактной системе;
  • закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
  • закупок лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии;
  • закупок спорт. инвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской команды России, паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов РФ к спортивным соревнованиям и для участия в них;
  • закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юр. лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;
  • закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Открытый конкурс

Обоснованием для открытого конкурса будет служить факт того, что заказчик выбирает исполнителя по критериям наиболее выгодных для себя условий, а не только по наименьшей цене.

Конкурсные процедуры в электронном формате

Обоснования для проведения электронных конкурсных процедур аналогичны основаниям для проведения оффлайн-конкурсов.

Закрытые конкурсные процедуры

Согласно ст. 73 Федерального закона № 44-ФЗ, применение закрытых процедур должно быть согласовано с ФАС, кроме случаев, когда закупку осуществляют различные федеральные органы исполнительной власти, а также подведомственные им организации. Перечень таких учреждений должен быть утверждён отдельным Постановлением Правительства РФ.

Электронные закрытые торги

Закрытые закупки проводятся в случаях, перечисленных в ч.11 статьи 24 Закона №44-ФЗ. Порядок проведения электронного закрытого конкурса установлен статей 75, электронного закрытого аукциона – статьёй 76 Закона № 44-ФЗ.

Что говорит об этом наш эксперт ?

За неправильно выбранный способ закупки КоАП РФ предусмотрен крупный штраф. Так, если провели закрытую закупку в случаях, не предусмотренных законом, или в случае, когда не провели аукцион на закупку товара из аукционного перечня, — штраф 50 000 рублей (ч. 2- 2.1 ст. 7.29 КоАП).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сервер Бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: