Новые навыки
Существует расхожее мнение, что возрастные сотрудники испытывают трудности при обучении. Однако исследование агентства Ipsos, проведенное в 2016 году по заказу компании Dropbox, показало, что новые технологии пенсионеров не пугают: только 25% сотрудников в возрасте старше 55 лет признались, что необходимость осваивать новые навыки на рабочем месте является стрессом, — против показателя в 35% сотрудников в возрасте 18–34 лет. То есть, когда дело доходит до освоения новой технологии, возрастные сотрудники оказываются более уверенными в себе, чем молодые.
Готовность к обучению может иметь ключевое значение для компаний. Результаты исследований Колумбийского университета показывают, что возрастные сотрудники, покинувшие постоянное рабочее место (родители-одиночки, работающие пенсионеры), готовы получать на 25% меньше сотрудников с аналогичным опытом, просто меняющих место работы.
Сущность жизненного цикла организации
Определение 1
Жизненный цикл организации – это стадии развития предприятия, через которые оно проходит за все время своего существования.
Концепция жизненного цикла организации рассматривается в рамках менеджмента. Он включает в себя следующие стадии:
- Зарождение и становление. Фирма создается и выходит на рынок, являясь на нем новичком.
- Рост характеризует заполнение компанией выбранного сегмента на рынке.
- Зрелось описывает положение, при котором фирма стремится удержаться на рынке, получая доход от выбранного сегмента.
- Старость. В этот период компания постепенно теряет свою позицию на рынке, не выдерживает конкуренции с новичками.
Зарождение фирмы начинается с идей, выдвигаемых индивидами, обладающими предпринимательскими навыками. Не каждый человек наделен необходимыми психологическими и интеллектуальными способностями для этого. Считается, что появление предпринимателей в обществе является спонтанным. Чтобы занять положение на рынке предприниматель ищет партнеров для сотрудничества – поставщиков, сбытовые организации, потребителей. Длительность существования предприятия зависит от множества факторов. Сюда можно отнести организацию производственной деятельности, отлаженность внутренних технических и технологических процессов, финансовую независимость, поддержание конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Стоит отметить, что длительная устойчивость предприятия должна обеспечиваться посильным участием всех вовлеченных в ее деятельность лиц.
Укрепившись на рынке, предприятие переходит к быстрой фазе роста, когда растут все его показатели. В этот период выстраиваются лояльные отношения с покупателями в расчете на долгосрочное сотрудничество. Далее фирма стремится к стабилизации и укреплению своего положения на рынке. Она получает стабильную прибыль, но находится в постоянном поиске новых идей и инвестиции для удержания позиции. В этот период компания может занять лидирующее положение на рынке.
Замечание 1
Если предприятие в силу различных причин теряет свою конкурентоспособность, это приводит его к фазе старения.
Проблема дискриминации
Несмотря на явные демографические предпосылки, на желание людей в возрасте оставаться активными, на современные технологические решения, которые позволяют возрастным сотрудникам эффективно работать, проблема дискриминации по возрасту остается серьезной проблемой.
Совместное исследование филиала Федерального резервного банка США в Сан-Франциско и британского фонда UK Business in the Community показало, что возрастные сотрудники реже получают приглашения на собеседования по трудоустройству.
Между тем компании, которые готовы применять более креативные и гибкие подходы к организации рабочего процесса и преодолевать возрастные предрассудки, имеют все шансы заполучить опытных, высококвалифицированных и высокомотивированных сотрудников.
Узнать о том, как Orange Business могут помочь вашему бизнесу с помощью аудио- и видеоконференций, можно здесь, а о том, как мобильные технологии способны изменить ваш бизнес, — здесь.
Коллектив — определение
Коллектив (от латинского collectivus — собирательный) — группа людей, которую объединяют совместные цели и деятельность, играющая важную роль для общества.
Выделяют 2 признака коллектива:
- Все участники данной группы объединены общей целью.
- Восприятие участниками друг друга на психологическом уровне и отождествление себя с группой.
Преимущественными характеристиками коллектива выступают:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- возможность удовлетворить потребности в коммуникации;
- получение помощи и поддержки при необходимости;
- корректировка поведения;
- активизация трудовой деятельности;
- коллективное выполнение задачи, которую невозможно выполнить одному.
Коллектив должен иметь выраженную структуру. Разновидности структуры:
- функциональная разделяет обязанности;
- политическая определяет принадлежность к различным идейным формированиям;
- социально-демографическая учитывает пол, возраст или квалификацию;
- социально-психологическая формируется на базе симпатий или антипатий;
- поведенческая характеризуется активностью или пассивностью участников;
- мотивационная зависит от факторов, которые являются движущей силой.
Не превращайтесь в «любимую дочку» или «обожаемого сыночка»
Для взрослых людей естественно опекать молодых и пытаться их учить. И в этом нет ничего плохого. Любой навык полезен, так что каждый человек может дать вам что-то новое. Но тут есть соблазн стать эдаким послушным учеником, который безропотно внимает «учителю» и копирует каждый его шаг.
Конечно, «учитель» в таком случае вас полюбит и, возможно, будет покровительствовать, но тогда собственную состоятельность доказать уже вряд ли получится. Кроме того, есть шанс нажить врагов, например, среди тех, кто не ладит с вашим покровителем.
Старшие коллеги с удовольствием поделятся кое-какими профессиональными секретами и дадут дельные рекомендации в сложной ситуации, пусть даже будут глядеть на вас немного свысока.
Есть и еще один аспект, довольно деликатный. После одного официального мероприятия коллега недвусмысленно намекнул мне на продолжение банкета в уединенном помещении и дальнейшее «обоюдовыгодное сотрудничество». От этого предложения я отказалась и не советую пользоваться таким способом сделать карьеру, если вы не хотите испортить репутацию.
ЗАДАНИЯ
- По оценкам некоторых учёных, поведение современного человека, как уже отмечалось, лишь на 20% обусловлено природой, а на 80% — обществом. Чем можно объяснить столь существенное преобладание общественных воздействий на поведение человека? Приведите примеры влияния на поведение людей: а) природных, б) социальных факторов.
- Приведём отрывок из школьного учебника истории: «Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жёсткой организации, без сильной централизованной власти. В результате во всех древних восточных цивилизациях сложилась особая форма государства — деспотия». Взаимосвязь каких сфер жизни общества раскрывается в этом отрывке?
- Опираясь на положения, приведённые в данном параграфе, а также на знания из других предметов, выберите из перечисленных ниже характеристик те, которые отражают свойства любой системы. Сохранение с течением времени своего состояния неизменным, наличное состояние позволяет точно определить последующее, постоянный обмен веществом с внешней средой, наличие взаимосвязанных элементов, несводимость целого к сумме частей, появление у целого свойств, отсутствующих у отдельных компонентов.
- Историк и публицист М. И. Туган-Барановский писал: «Политическое преобладание Москвы основывалось, между прочим, на том, что Москва была торговым центром огромного края, промышленность которого находилась в непосредственном подчинении торговому капиталу, сосредоточенному преимущественно в Москве. Торговый класс был, вслед за земельным дворянством, самым влиятельным классом старинной Руси». Связь каких сфер жизни общества можно проследить в этой характеристике?
В первое время осмотритесь
Этот совет работает в любых случаях, но в коллективе, где коллеги принадлежат к другому поколению, лучше быть внимательным вдвойне. Например, меня ежедневно окружали мужчины в классических костюмах с галстуками, так что заявляться на работу в декольте или джинсах с дырами было как минимум нелепо.
Приглядитесь к тому, как люди общаются. Во взрослых коллективах часто используется обращение «Вы», поэтому не стоит сразу «тыкать» коллегам, даже если вы привыкли к такому стилю. Сразу исключите сленг, это определенно вызовет непонимание.
Самое главное – помните, что это вы пришли в сложившийся коллектив и вам нужно усвоить правила, а не устанавливать свои. В конце концов, если вам захочется что-то поменять и как-то повлиять на атмосферу, у вас еще будет на это время. Первые дни и даже недели для этого не подходят.
Не становитесь «нигилистом»
«Так давно никто не делает!», «Этой программой никто уже десять лет не пользуется!», «Что за старье у вас стоит?» — эти и подобные фразы помогут вам с легкостью обзавестись недоброжелателями.
Категорические формулировки оставьте при себе, они вообще редко помогают в общении, тем более если речь идет о людях старшего возраста. Они однозначно будут восприниматься как нотация, укор, жесткое самоутверждение. А кому хочется, чтобы его поучал «малолетка»?
Если вы видите, что изменения в рабочем процессе действительно нужны, то аргументированно донесите это до начальства. Покажите на примерах, что улучшится, как облегчится работа, как возрастут результаты. Не требуйте, а разъясните — это куда более приятный путь для обеих сторон.
2.2 Стадии жизненного цикла развития организации
Совокупность
стадий, которые проходит организация
за период своего функционирования: рождение,
детство, юность, зрелость, старение, возрождение.
Рождение
любой организации связано с
необходимостью удовлетворения интересов
потребителей, с поиском и занятием
свободной рыночной ниши. Главная
цель организации на данной стадии
— выживание, что требует от ее руководства
таких качеств, как вера в успех, готовность
рисковать, неистовая работоспособность.
Характерным для стадии рождения является
небольшое количество партнеров. Особое
значение на этом этапе должно придаваться
всему новому и необычному.
Детство
— стадия высокорисковая, в этот период
происходит несоразмерный, по сравнению
с изменением управленческого потенциала,
рост организации. На этой стадии большинство
вновь образующихся организаций терпят
крах из-за неопытности и некомпетентности
менеджеров. Основная задача организации
в этот период — укрепление своих позиций
на рынке; особое значение придается усилению
своей конкурентоспособности. Главная
цель организации на этой стадии — кратковременный
успех и обеспечение бурного роста.
Юность
— это период перехода от менеджмента,
осуществляемого небольшой командой единомышленников,
к дифференцированному менеджменту с
использованием простых форм финансирования,
планирования и прогнозирования. Главная
цель организации в данный период — обеспечение
ускоренного роста, полный захват своей
части рынка. Стадия юности характерна
тем, что интуитивная оценка риска руководством
организации уже недостаточна. Это заставляет
менеджеров прибегать к математическим,
оценкам возможных потерь в результате
действия риска; организация нуждается
в появлении специалистов с узкоспециализированными
знаниями.
Зрелость
организации связана с ее проникновением
в новые сферы деятельности, расширением
и дифференциацией. Однако именно в
этот период активно зарождается
бюрократизм в управлении, т.к. руководитель
организации обычно удовлетворен логичностью
и стройностью системы управления, и поэтому
интерес к адаптации организации к изменениям
внешней среды, к обновлению и децентрализации
снижается. К руководству приходят опытные
администраторы, а талантливые специалисты
заменяются более «послушными». Выделяются
три стадии зрелости организации: ранняя,
промежуточная и окончательная Период
ранней зрелости характеризуется систематическим
ростом организации; в период промежуточной
зрелости происходит сбалансированный
рост; окончательная зрелость — это период
формирования индивидуальности и имиджа
организации. Этап зрелости опасен возможностью
появления у руководства организации
сознания завершенности движения вперед.
Понятие социальной психологии
Социальная психология – это раздел психологии, который посвящён изучению поведения человека в обществе и различных группах, его восприятия других людей, общения с ними и влияния на них. Знание основ социальной психологии представляется очень важным для психологически правильного воспитания человека и организации взаимодействия личности и коллектива.
Социальная психология является наукой, которая находится на стыке психологии и социологии, поэтому и изучает социальная психология аспекты, характерные для этих обеих наук. Если быть конкретнее, то можно сказать, что социальная психология изучает:
- Социальную психологию личности
- Социальную психологию групп людей и общения
- Социальные отношения
- Формы духовной деятельности
Социальная психология имеет и свои разделы:
- Социальная психология групп
- Социальная психология общения
- Социальная психология личности
Исходя из этого, можно описать круг проблем социальной психологии.
Пенсионеры остаются
Эксперты Британской комиссии по вопросам труда и профессионального образования предупреждают, что в период с 2012 по 2022 год в стране высвободится 12,5 миллиона рабочих мест за счет выбывания рабочей силы и появится до 2 миллионов новых рабочих мест. Но только половина рабочих мест (7 миллионов) будут заняты молодыми людьми. По мнению комиссии, работодателям пора избавиться от предубеждений относительно возраста кандидатов в условиях высокой занятости.
Достижения в области медицины ведут к тому, что продолжительность жизни растет, а вместе с ней на планете увеличивается и количество жителей в возрасте старше 50 лет. Только за последние пять лет количество самозанятых граждан в возрасте старше 65 лет в Великобритании выросло вдвое — почти до полумиллиона человек. Бюро занятости и статистики США сообщает, что к 2024 году в стране будут оставаться на рабочих местах 36% сотрудников в возрасте старше 65 лет. В 1994 году таких было всего 22%.
В Китае количество жителей старше 65 лет достигло уже одной десятой части от общей численности населения, а процент трудоспособного населения упал до самых низких значений за последние десять лет.
Конечно, стареющая рабочая сила — не универсальная мировая проблема. В Индии, например, показатели обратные: создается впечатление, что рабочая сила становится моложе. Но в некоторых случаях подобные тенденции тоже оборачиваются негативными последствиями.
Некоторые корпорации, например McDonald’s, JD Wetherspoon и Lloyds Banking Group в Великобритании или National Grid и Urban Health в США, сознательно оставляют возрастных сотрудников на рабочих местах. Преодолеть проблемы возраста и здоровья помогают гибкий или посменный график, частичная занятость или работа из дома.
Общество как целостная система
Мы рассмотрели общество как совокупность людей, связанных социальными отношениями, как отличную от природы, но неразрывно связанную с ней часть реального мира. Выделяют ещё один важный аспект, который углубляет наши знания об обществе — общество можно рассматривать как целостную систему.
Слово «система» означает «целое, соединённое из частей». Примером системного объекта в мире пещей служат часы. Они являются несомненной целостностью, но в то же время состоят из множества элементов — деталей, определённым образом связанных друг с другом и выполняющих свою функцию в работе данной вещи. На примере этой простейшей модели мы можем выявить некоторые свойства системного целого. Во-первых, оно имеет части; во-вторых, эти части имеют значение только в рамках целого (отдельная деталь часового механизма годится только на то, чтобы заменить такую же неисправную); в-третьих, все компоненты связаны определённым способом; в-четвёртых, целое больше, чем сумма его частей. Поясним последнее положение. Представим, что мы разобрали часы и все детали сложили в кучку, ни одна из них не пропала (сумма целого сохранена), но целого — часов — нет.
Существенно более сложные системы мы находим в природе
Здесь мы обнаруживаем ещё одно важное свойство — открытость этих систем. Они взаимодействуют с внешней средой, изменяют под влиянием этого свои свойства, однако сохраняют целостность
Примером здесь может служить не только живой организм, но и целостная экосистема (океан, лес и т. п.).
Таким образом, особенностью системы является то, что она порождает свойства, присущие только целому и выходящие за пределы возможностей отдельных частей. О том, чем «вооружает» человека общество, как приумножает его силы и возможности, мы уже говорили.
Понятие «система» в современной науке и философии — одно из ключевых. Однако о таких проявлениях системности, как целостность, единство, писали ещё древнегреческие философы. Спустя столетия, в эпоху Нового времени, своего рода эталоном системности стали считать научное, в первую очередь теоретическое знание. Вскоре системный подход стал использоваться и в различных областях естественно-научного знания: физике, биологии, геологии и др. Проник он и в науки об обществе. Само общество в целом и отдельные его стороны стали рассматриваться как совокупность взаимосвязанных элементов.
Общество является открытой системой. Естественным условием его существования, как уже отмечалось, выступает природная среда. В ходе общественного производства люди постоянно взаимодействуют с природой, используя созданные ими средства труда. Представим себе, что такое взаимодействие даже на короткое время прервалось. В результате общество, не способное к производству материальных благ, прекратило бы своё существование.
Общество как система включает множество компонентов. Философы и учёные пытаются вычленить и классифицировать их по степени общности, по выполняемым функциям и другим критериям.
Важнейшие элементы общества становятся очевидными уже из его определения: это люди и связывающие их общественные отношения. Отдельные исследователи выделяют такие элементы, как вещи и знаки (картины, книги, т. е. как правило, плоды духовной культуры в их материальной оболочке). Читая статью, рассматривая изображение герба, останавливая взгляд на дорожном знаке, мы «считываем» определённую информацию, необходимую для осмысления социальной среды, правильной ориентировки в ней.
Влияние коллектива на развитие личности
Коллектив является отражением общественных норм и правил. Именно в процессе коллективной деятельности происходит целостное и разностороннее формирование личности. Человек перенимает моральные установки, настрой группы, в которую он входит. Мнение коллектива является важным фактором, влияющим на поведение и поступки личности.
Процесс становления личности в коллективе зависит от влияния определненных педагогических форм:
- Педагогические требования должны быть едиными для всех участников группы. Соблюдение порядка в деятельности способствует развитию организованности группы.
- Оценивание и контроль предполагает наличие индивидуального подхода, при котором выполненное поручение должно соразмеряться с возможностями личности. Сложность поручений должна постепенно увеличиваться, при этом действие участника должно получать оценку и контролироваться педагогом.
- Управление деятельностью влияет на формирование личности в коллективной среде. Педагог должен предоставлять четкий план действий, контролировать и анализировать результаты деятельности члена группы.
- Взаимопонимание представляет собой правильное видение роли и перспектив коллективной деятельности и индивидуальной роли в ней отдельной личности.
- Агитация и пропаганда определенных мировоззрений, идей оказывает влияние на формирование человека. Обязанностью педагога является предвидение возможного воздействия данных факторов на развитие личности.
Значение влияние коллектива на индивидуума может быть осознаваемым и неосознаваемым. Иногда человек меняется под действием коллектива, не замечая этих перемен сам. В случае осознанных изменений коллектив становится побудительной силой для дальнейшего саморазвития личности.
Результатом воздействия коллектива на личность могут быть изменения:
Особенности управления стареющими организациями
Очевидным способом прогнозирования старения предприятия является анализ финансовой отчетности. Однако, финансы показывают уже сформировавшиеся проблемы, которые могут накапливаться еще с периода юности. Чтобы вовремя отследить накапливающиеся проблемы, необходимо анализировать социальные отношения, диспропорции в организационной культуре. Лучше всего использовать экспертную оценку, так как вовлеченный в социальный процесс руководитель не сможет провести независимое исследование.
Сигналами к принятию действий по регулированию работы предприятия могут стать:
- Игнорирование реальности.
- Необоснованное завышение цен.
- Покупка других компаний.
- Предприятие само может стать объектом поглощения.
- Ожидание, что внешние факторы изменятся.
- Неготовность к изменениям.
- Внутренняя напряженность среди сотрудников.
- Склонность к формализации всех процессов.
Когда компания начинает стареть, управление придерживает решений в рамках антикризисной политики. Антикризисные меры могут применяться даже тогда, когда в судебном порядке было принято решение о банкротстве предприятия. В начальной стадии банкротства назначается временный управляющий, который принимает меры сохранности имущества, проводит анализ финансового состояния, определяет признаки искусственного банкротства. В это период могут проводиться мероприятия по финансовому оздоровлению компании. Если процедура банкротства началась, то выравнивание финансового положения проводится с участием кредиторов. Управляющий не может принимать решения без их согласия. В случае неудовлетворенности кредиторов проводимой политикой судом может вводится мера внешнего управления.
Еще до этапа банкротства могут проводиться мероприятия антикризисного менеджмента. Они направлены на отслеживание финансового и экономического положения компании, разработки норм и принципов формирования целостной и прозрачной информации. Так же вносятся изменения в маркетинговую, кадровую политику, в управление себестоимостью и расходами предприятия
Особое внимание уделяется дебиторской задолженности и управлению отношений с контрагентами. Это необходимо для извлечения собственных финансовых доходов для поддерживания жизнедеятельность предприятия
Вопрос опыта
Большинство собственников бизнеса и управленцев высшего звена признаются, что все дело в стаже работы: более старые сотрудники имеют больше опыта, и это идет на пользу бизнесу. В свою очередь, замена более опытных сотрудников более молодыми приводит к снижению производительности; помимо необходимости обучения, приходится учитывать запросы молодых сотрудников. К тому же они более склонны к частой смене рабочих мест.
Выходом может стать практика перевода возрастных сотрудников на должности инструкторов и кураторов, где они могли бы передать накопленный опыт новым работникам. По такому пути пошел концерн Michelin, наняв ранее ушедших на пенсию сотрудников, и крупная американская бухгалтерская фирма PKF O’Connor Davies, где возрастные сотрудники обучают молодых.
Впрочем, эта модель иногда работает и в другую сторону: в высокотехнологичных Cisco Systems, Target и United Health Group молодые сотрудники обучают новым навыкам более старых.
«Сегодняшние возрастные сотрудники более здоровы и более технически подкованы, чем прежде, — рассказывает в интервью New York Times Дебора Банда из Американской ассоциации пенсионеров. — Они многое привносят в коллектив, и работодатели это видят. Работодатели знают, что возрастные сотрудники полезны для их бизнеса».
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Важным условием выработки собственной позиции по различным вопросам общественного развития является понимание того, что социальные проблемы возникают и решаются в результате взаимодействия индивидов, групп, организаций
Важно разобраться в направленности совместных действий людей, выявить характер отношений между ними. Изучая общество, нельзя забывать, что оно во многом зависит от природы
Важно учитывать результаты воздействия общества на природную среду, которые могут иметь гибельные последствия для человечества. Дело защиты природы требует усилий от каждого из живущих на Земле.
Понять общество можно лишь при условии взгляда на него как на целостную систему. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей, совокупность социальных институтов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в общественной системе.
В реальной жизни вам придётся взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы сделать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт.