Внешняя среда
Внешняя среда или как часто ее называют, деловая среда, находится за пределами организации. Эта среда очень разнообразна и оказывает существенное влияние на деятельность всех организаций. Влияние это может быть как положительным, так и отрицательным.
К примеру, введение продуктового эмбарго в России отрицательно сказалось на деятельности торговых сетей особенно крупных, им пришлось искать новые каналы поставок, новые продукты внутри страны. В тоже время для отечественных производителей это положительный факт, так как они могу продавать свою продукцию в большем объеме не испытывая конкуренции с иностранными производителями, прежде всего Европейскими.
Уровень и степень влияния также различна. Если конкурент предложил новый вид продукции, то организация может ответить тем же. А вот если случился экономический кризис, то здесь что-то противопоставить нечего, нудно будет приспосабливаться. Такие различия и обусловили появление двух элементов внешней среды – среды прямого воздействия и среды косвенного воздействия.
Схематически внешнюю среду можно представить следующим образом.
Среда прямого воздействия – это факторы в непосредственной близости от организации, которые влияют на нее непосредственно, но и организация на такие факторы также влияет. Получаем взаимовлияние фактора на организацию и организацию на фактор.
Элементы внешней среды организации прямого воздействия:— конкуренты – предлагают аналогичную продукцию, отвлекают на себя наших возможных потребителей, предлагают им более интересную продукцию;— потребители – те, кто приносит нам основную прибыль, покупают нашу продукцию, но могут и уйти от организации вслед за конкурентами;
— поставщики – дают возможность работать организации, предоставляя необходимые материалы, но могут и не предоставить и тогда у организации возникнут трудности, к поставщикам относят и организации инфраструктуры;— трудовые ресурсы – самый уникальный фактор, присутствует и во внутренней среде и во внешней, в данном случае это те, кто в организацию может прийти, влияют уровнем квалификации или наоборот ее отсутствием, улучшая или ухудшая эффективность работы компании;— законы и органы государственного регулирования и контроля – устанавливают правила игры всех организаций, обязывают выполнять их и наказывают за несоблюдение норм законодательства.
Среда косвенного воздействия – это макро факторы оказывающие влияние на деятельность организаций, не всегда сразу, однако сами организации ничего противопоставить им не могут. Косвенная среда заставляет организацию играть по правилам среды. Организация может спрогнозировать и подготовиться или уже приспосабливаться к изменениям. Ну а если не вышло, то значит, организацию ждет разрушение.
Основные элементы среды косвенного воздействия и их влияние на организацию:— экономическая среда – влияние экономических процессов— политическая среда – влияние политических процессов и преобразований— научнотехническая среда – влияние новых технологий и инноваций— социокультурная среда – влияние общества, моды в обществе, культурного уклада— природная среда – влияние различных природных факторов и техногенных— международная среда – влияние событий протекающих в жизни мирового сообщества.
https://youtube.com/watch?v=YSrbvaLKmSs
Итого можно сделать вывод, что внешняя среда организации оказывает серьезное влияние на все процессы, протекающие в жизни любых организаций. Современный менеджмент говорит о необходимости постоянно и систематически собирать и анализировать данные о внешней среде.
Процесс сбора информации о среде и особенно ее анализа для современного управления крайне важен, все это дает поле для дальнейших управленческих процедур и действий.
Может еще поучимся? Загляни сюда!
Организационные структуры управления
Штабная (линейно-штабная) структура управления
Чем отличаются менеджмент и управление?
Синергизм «масштаба»
По мере усложнения организации роль кооперативности, синергии будет возрастать. Чем разнообразнее система, тем больше потенциал синергии. Эффект масштаба заключается в том, что крупное производство имеет более низкие издержки производства единицы продукции, чем несколько мелких, имеющих в сумме тот же объем продаж.
При одном и том же объеме инвестиций фирма, производящая весь набор товаров, может иметь меньшие издержки, чем несколько отдельных конкурирующих компаний. Фирма, оптимизирующая этот эффект, тщательно подбирает товары и рынки, завоевывает большую долю рынка благодаря низким ценам и вновь привлекает инвесторов.
Внутренняя среда
Внутренняя среда – это элементы или факторы, которые находятся внутри организации. Здесь стоит говорить о родстве понятия внутренней среды и системного похода к управлению. Именно система состоит из частей, которые взаимосвязаны между собой. Точно также и внутренние переменные взаимодействуют друг с другом и дают или не дают возможность организации эффективно работать.
Основные элементы внутренней среды это собственно подсистемы внутри организации. При выделении элементов можно использовать два подхода. Общетеоретический или классический и технологический или административный.
Технологически любая организация состоит из ряда внутренних элементов, о которых говорил еще Анри Файоль. Опираясь на его виды деятельности, мы им ожжем сказать, что к элементам внутренней среды относятся:
- производственная подсистема;
- коммерческая подсистема;
- учетная подсистема;
- подсистема безопасности;
- подсистема управления.
В этом подходе можно проводить выделение элементов внутренней среды и по отделам, которые есть в организации – кадры, экономический, продаж, производственный и так далее.
Более же распространенный подход выделяет пять основных элементов внутренней среды. При этом считается, что внутренние переменные неразрывно взаимосвязаны. Эту взаимосвязь можно представить схематически.
Неразрывная взаимосвязь внутренних переменных организации
Охарактеризуем кратко перечисленные элементы внутренней среды.Цели – это основа любой организации, это основа всего менеджмента, организации создаются для целей.Люди – это вторая базовая основа организации, нет без человека действий даже при очень хороших целях.Структура – это своеобразный каркас или скелет организации, расставляет все и всех по местам.Задачи – говорят, кто и что должен делать в организации.Технология – это процесс работы, то, как организация работает, и делают продукцию или оказывает услуги.
Таким образом, все переменные оказывают влияние на деятельность всей организации. Кроме того даже если одна переменная отсутствует, то уже и организации не будет, это и есть неразрывная взаимосвязь внутренних переменных организации. Нет людей, некому работать, нет целей, не для чего работать, нет задача, неизвестно кто и что делает и так далее.
https://youtube.com/watch?v=rL_sPHpKSBI
Документирование анализа среды организации
Документирование анализа среды организации включает в себя две составляющие: документирование этапов анализа и документирование его результатов.
Документирование этапов анализа необходимо в том случае, когда проводится работа с массивами данных. Сбор данных о факторах среды организации, их
систематизация и обработка сами по себе подразумевают их документирование.
Результаты анализа представляют собой выводы и решения, принятые на основе данных, которыми характеризуется среда организации. Их документирование
помогает установить риски и возможности. Результаты анализа являются основанием для разработки стратегических и тактических планов. Поэтому
документирование результатов становится неотъемлемой составляющей процесса стратегического управления.
Результаты анализа могут представляться в таких документах как:
- бизнес-план;
- концепция развития;
- миссия и стратегические цели;
- анализ конкурентов;
- экономические отчеты;
- SWOT-анализ, PEST – анализ;
- протоколы заседаний стратегических комитетов организации;
- диаграммы, таблицы, карты, схемы конкурентной среды.
Прямого требования документировать анализ среды организации (этапы анализа и его результаты) стандарт не устанавливает. Но провести анализ без
документирования сложно, особенно, когда это касается крупных и средних компаний.
Понимание организации и ее среды
Данное руководство в доступной форме объясняет требования раздела 4.1 стандарта ISO 9001:2015, связанные с внешней и внутренней средой
работы организации.
Рассматриваются виды факторов среды, особенности работы организации на разных рынках, приводится порядок выявления факторов
и документирование результатов.
В приложении даются подробные практические примеры выявления факторов внешней и внутренней среды организации на
основе методов PEST и SWOT анализа.
Пособие может быть интересно широкому кругу читателей, но наибольшую пользу оно принесет специалистам,
отвечающим за внедрение стандарта ISO 9001:2015 – менеджерам по качеству, уполномоченным по системе качества, руководителям служб качества.
Документ включает в себя 59 страниц формата А4 (210х297).
Внешняя среда организации косвенного воздействия
Существует также внешняя среда косвенного воздействия, элементы которой оказывают влияние на компанию не сразу, а, например, по истечению времени.
В число элементов внешней среды организации косвенных воздействий входят международное окружение, научно-технический процесс, политические факторы, социокультурный фактор и состояние экономики.
Среда косвенного воздействия гораздо сложнее, чем среда прямого воздействия, так как информация по ней в большинстве случаев отсутствует или же ее просто нет, а руководство компании скорее всего опирается на собственные догадки.
За счет технического прогресса происходит отображение степени развития научно-технического прогресса в компании (эффективность производства продукции, введение нового продукта или ускорение его старения), а также уровень научно-технического развития, воздействующего непосредственно на компанию (эффективность производства продукции и скорость ее устаревания).
В политике государства может быть желание властей по отношению к развитию общества и средства для этого, которые они используют (налогообложение и установление налоговых систем и льгот, защита потребителей, контроль над ценами и заработной платой, идеология политики правительства и др.).
В социокультурной сфере можно выделить установки, жизненные ценности и традиции общества, демографическую обстановку, отношения компании с местным населением, рост населения, уровень образования и др.
С экономической точки зрения, состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и возможность потребителя приобретать определенную продукцию.
На данный момент внешняя среда очень сложная и изменчивая. Практически все современные теории менеджмента считают внешней средой главную организационную характеристику. Однако, в работе руководителя нет необходимости учитывать все факторы внешней среды. Задачей руководителя является ограничение учета внешнего окружения только теми факторами, которые непосредственно влияют на успешность организации. Для того, чтобы сделать это, он должен предложить наиболее приемлемые способы реагирования на внешние воздействия. Все факторы внешней среды необходимо изучить и установить направление и степень их влияния. Эти меры позволят регулировать действия одних факторов и адаптировать их к другим для того, чтобы наиболее усилить позитивное влияние и ослабить негативное воздействие. Эти задачи решают, в первую очередь, учет и анализ взаимодействия организации со средой (с учетом ее особенностей). Сегодня выжить и эффективно функционировать в быстро изменяющихся условиях может только та организация, у которой есть возможность своевременно перестроиться и приспособиться к окружающей среде.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Нужна помощь
Создание совместной благоприятной среды
В природе каждый живой организм в ходе своей жизнедеятельности неизбежно что-то «портит» в своей среде. Растения обедняют почву, высасывая из нее влагу и питательные вещества, и оставляют после себя засохшие стебли и листья. Животные поедают растения и других животных и загрязняют землю своими отходами и останками. Представьте, что было бы на Земле за миллионы лет, если бы не было никаких «уборщиков».
На самом деле, в природе практически нет никакого мусора. Различные организмы — бактерии, грибы, черви, личинки насекомых, различные сапрофаги вместе с растениями и животными — образуют сложные кооперативные сети питания и переработки различных органических отходов в земле, воде и воздухе, совместно создавая и регулируя благоприятный состав окружающей среды. Для этого и нужно биологическое многообразие.
Разнообразие различных отраслевых производств на единой компактной территории позволяет использовать эффекты кооперации и синергии, когда отходы одного производства могут служить сырьем для другого, увеличивая замкнутость материальных циклов в промышленных узлах.
В связи с этим полезно напомнить, что в отличие от экономики природы экономика человеческого хозяйства демонстрирует существенную разомкнутость техногенного круговорота.
Синергизм менеджмента
Растущие компании, как правило, испытывают дефицит компетентных руководителей высшего звена. Любое улучшение в руководстве дает значительный эффект синергизма. Этот эффект увеличивается, если руководство фирмы уже сталкивалось с аналогичными проблемами и имеет опыт их решения. Если же проблемы новые и неизвестные, а менеджер не имеет опыта их разрешения, то существует угроза отрицательного эффекта от принятия решений некомпетентного руководства.
Таким образом, синергизм менеджмента, как и синергизм других типов, может быть как положительным, так и отрицательным. Грамотный менеджер, обладая системными знаниями об организации, может существенно улучшить ее результирующие показатели, неграмотный — напротив. Станет ли потенциальный синергизм фирмы действительным зависит от того, как будет осуществляться управление производством.
Одним словом, фирма ищет такие комбинации, в которых эффект от суммы больше, чем просто сумма эффектов составных частей. Все целевые синергетические эффекты можно описать тремя переменными:
- увеличение прибыли;
- снижение текущих расходов;
- снижение потребности в инвестициях.