Гособоронзаказ: особенности учета, о которых должен знать участник

Статья гособоронзаказ: нюансы бухгалтерии

Для кого предназначено нововведение

Обязанности по части организации раздельного учета затрат по гособоронзаказу согласно пунктам закона № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» ложатся на:

  1. Исполнителей — лиц, которые входят в кооперацию головного исполнителя и заключившие контрактное соглашение с головным исполнителем.
  2. Головных исполнителей, являющихся юридическими лицами, которые заключили госконтракт с заказчиком.

Законом № 275-ФЗ утвержден комплекс правил, согласно которым указанные выше лица должны вести раздельный учет затрат ГОЗ. Данная мера предписана законом в отношении каждого контракта.

Причины введения раздельного учета затрат

Компании-исполнители ГОЗ в рамках контракта обязуются осуществлять поставку товаров, выполнять определенные работы и оказывать услуги. Их деятельность в конкретном случае отличается рядом признаков, в числе которых выполнение обязательных мероприятий для федеральных нужд, включая обеспечение обороны и безопасности государства.

Исполнители гособоронзаказа 2021 во время выполнения контракта берут на себя ответственность за следующее:

формирование списка затрат общехозяйственного и общепроизводственного характеров, беря во внимание типовые номенклатуры;
в рамках каждого контракта ГОЗ понадобятся учитывающие расходы аналитические счета;
ориентирование на статьи калькуляции во время расчета себестоимости единицы продукции в рамках гособоронзаказа 2021;
внимание к расчетно-калькуляционным аспектам другого характера, предусмотренным условиями госконтрактов.

Детализация учета доходов и расходов по гособоронзаказу 2021 даст возможность компаниям-исполнителям предоставить заказчикам отчет. Также с помощью нововведений удастся обосновать расходование выделенных из бюджета средств.

Раздельный учет: о способах организации

Исполнителям ГОЗ следует уделять особое внимание номенклатуре общепроизводственных и общехозяйственных затрат, к которым относятся следующие виды расходов:

  • на амортизацию, ремонт и обслуживание НМА и ОС;
  • содержание аппарата управления и другого хозяйственного персонала;
  • пожарную службу и охрану труда;
  • исполнение внутризаводских процессов, включая транспортировку и перемещение грузов, испытания, др.;
  • изобретательскую деятельность;
  • другие расходы управленческого и общепроизводственного характеров.

Ведение раздельного учета затрат ГОЗ может осуществляться по одному из алгоритмов:

  • прямые затраты в полном объеме отражаются по дебету сч. 20 «Основное производство»;
  • аккумулированные ежемесячно на «Общественные расходы» и «Общехозяйственные расходы» списываются в дебет сч. 20 посредством распределительных алгоритмов;
  • в рамках каждого контракта ГОЗ происходит распределение косвенных расходов, для чего прибегают к формулам и пропорциям из учетной практики.

Часть привычных для многих представителей бизнеса расходов отсутствует, включая расходы на добровольное страхование, сувенирную продукцию, организацию симпозиумов и конференций, а также рекламу.

Расчет стоимости

Цена единицы продукции вычисляется не без внимания к срокам и объемам партии. Учитываются также индивидуальные требования заказчика в отношении продукции. Себестоимость изделия формируется как сумма затрат, объемы которых определяются в зависимости от особенностей поставки, учетной политики и решений организации, а также обоснованных экономических показателей по статьям затрат.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за НАРУШЕНИя НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАМКАХ ГОЗ

За нарушение законодательства в сфере ГОЗ предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена санкции за нарушения законодательства в сфере ГОЗ в части использования средств и ведения раздельного учета:

• за включение в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ затрат, не связанных с ее производством (реализацией), — административный штраф:

– на должностных лиц —50 000 руб.;

– на юридических лиц — в двукратном размере суммы затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу и не относящихся к производству такой продукции 14.55.2);

• за совершение действия (бездействия), которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по ГОЗ, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта, — административный штраф:

– на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб.;

– на юридических лиц — от 300 000 до 1 000 000 руб. (ст. 14.55.2);

• за грубое нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности — административный штраф:

– на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;

– на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 руб. (ст. 15.37).

К сведению

Под грубым нарушением правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности понимается искажение совокупных сумм понесенных расходов не менее чем на 10 %.

Уголовным кодексом РФ предусмотрены более серьезные наказания.

Например, за расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, совершенное в крупном размере, должностное лицо получателя бюджетных средств наказывается (ч. 1 ст. 285.1):

• штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет,

• либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,

• либо арестом на срок до шести месяцев,

• либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное: группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается (ч. 2 ст. 285.1):

• штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет,

• либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,

• либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

К сведению

Крупным размером признается сумма, превышающая 1 500 000 руб., особо крупным размером — 7 500 000 руб.

Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (в ред. от 16.05.2016).

Письмо Минфина России от 22.01.2016 № 07-04-09/2355.

Форма отчета утверждена Постановлением № 47.

Приказ Министра обороны РФ от 08.10.2018 № 554 «Об определении порядка и сроков представления организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, в которых созданы военные представительства Министерства обороны Российской Федерации, отчета об исполнении государственного контракта, контракта, предусмотренного Правилами ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 47, а также порядка истребования указанного отчета у иных организаций, выполняющих государственный оборонный заказ, и сроков его представления» (далее — Приказ № 554).

Приказ Минобороны России от 19.11.2018 № 670 «Об определении состава и формата представления головным исполнителем, исполнителем информации, содержащейся в отчете об исполнении государственного контракта, контракта, предусмотренном Правилами ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 47, и подлежащей передаче в единую информационную систему, содержащую информацию о расчетах по государственному оборонному заказу» (далее — Приказ № 670).

Отчётность по исполнению ГОЗ — ежемесячно

Очевидно, что работа с государственными оборонными заказами, начиная с регистрации и заканчивая подписанием акта приёма-сдачи работ, требует предельной внимательности к деталям и скрупулёзного изучения всевозможных нюансов. Кроме того, формирование отчёта об исполнении государственного контракта теперь ежемесячная процедура, поэтому в настоящее время к этим факторам добавился такой показатель как скорость.

Выполнить все эти условия своевременно и удовлетворить требования законодательства о гособоронзаказе в полной мере, можно благодаря полной автоматизации учёта в соответствии со всем комплексом учёта таких работ. Поэтому в новых условиях стало ещё более очевидно, что полноценно реализовать контроль за исполнением государственных оборонных заказов на предприятии ОПК, можно только с помощью современных программных продуктов, в частности, программных продуктов «1С».

Подготовка и отправка отчетов при выполнении гособоронзаказа

Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2018 г. № 543 установлены форма и правила заполнения отчета об исполнении государственного контракта организацией, выполняющей государственный оборонный заказ.

Порядок и сроки представления отчета определяются приказом министра обороны РФ от 8 октября 2018 г. № 554, вступающим в силу 30.10.2018 г.

Организации, имеющие военные представительства, при выполнении государственного оборонного заказа Министерства обороны представляют ежемесячно на съемном носителе информации отчет, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью (с алгоритмом подписи ГОСТ Р 34.10-2012) руководителя или уполномоченного представителя.

Иные организации представляют отчет на бумажном носителе в течение десяти дней со дня получения запроса Министерства обороны.

Формирование отчета по данным информационной базы реализовано в конфигурациях:

  • «1С:ERP Управление предприятием 2»;
  • «1С:Комплексная автоматизация 8», редакция 2. 

Форма отчета с возможностью выгрузки в электронном виде включена также в конфигурации:

Звенья кооперации

Закон о ГОЗ не дает четкого ответа на вопрос, сколько звеньев субподрядной цепи, начиная с головного исполнителя, образуют кооперацию.

В части определения понятия кооперации закон говорит следующее: кооперация головного исполнителя – это совокупность взаимодействующих лиц, участвующих в поставках продукции по гособоронзаказу в рамках сопровождаемых сделок (госконтракт и все договоры, заключенные в целях его исполнения между участниками кооперации). В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий госконтракт с госзаказчиком, исполнители, заключающие договор с головным исполнителем, и исполнители, заключающие договоры с исполнителями.

Таким образом, исходя из буквального содержания закона, кооперация ограничивается тремя звеньями, иначе должны были бы упоминаться последующие звенья.

С одной стороны, логично. Но логика в данном случае «обратная»: если не ограничить число звеньев, то в кооперацию по умолчанию войдут все лица, задействованные вплоть до производства товара и поставки сырья (материалов, оборудования) для производства такого товара, поскольку эти действия осуществляются для целей исполнения госконтракта. Как следствие, головной исполнитель бóльшую часть времени тратил бы не на исполнение госконтракта, а на сбор информации об исполнителях, входящих с ним в кооперацию (подп. 8 п. 1, подп. 8 п. 2 ст. 8 Закона о ГОЗ). При этом отследить всю цепочку до самого последнего звена, не имея властно-распорядительных полномочий, довольно трудно: головной исполнитель и исполнители вправе запрашивать сведения у нижестоящих исполнителей о лицах, с которыми у них заключены договоры для целей исполнения госконтракта, однако у них нет полномочий по проверке полноты и достоверности таких сведений.

С другой стороны, если следовать духу и целям Закона о ГОЗ, то можно предположить, что законодатель имел в виду тотальный контроль за составом лиц, участвующих в исполнении госконтракта. Очевидно, что сферы обороны и безопасности страны важны для любого государства. Кроме того, поддержание обороны и безопасности на должном уровне затратно. С учетом того, что любое адекватное государство постоянно поддерживает свою безопасность и оборонительные функции, его желание получить результат гособоронзаказа надлежащего качества и не переплачивая также выглядит здравым.

Для этих целей законодательством РФ предусмотрены запреты на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с производством (реализацией), и на установление необоснованных цен на товары, поставляемые участникам кооперации, а также введено госрегулирование цен на продукцию по гособоронзаказу (гл. 4 Закона о ГОЗ; Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»). Для контроля за расчетами по госконтракту применяются единая информационная система по гособоронзаказу и режим использования отдельных счетов, только с использованием которых осуществляются расчеты по госконтракту и по договорам между членами кооперации (п. 11 ст. 3, п. 2 ст. 8.2, ст. 8.3, 8.4 Закона о ГОЗ). Чтобы обеспечить возможность контролировать расчеты по госконтракту, введена обязанность для головного и иных исполнителей использовать для расчетов отдельные счета.

С учетом этих обстоятельств не исключено, что контролирующие органы могут придерживаться более широкого толкования границ кооперации. В таком случае их позиция будет понятна.

Тем не менее, по нашему мнению, отвечая на вопрос, входит то или иное юрлицо в кооперацию или нет, нельзя руководствоваться лишь определением понятия «кооперация головного исполнителя», закрепленным Законом о ГОЗ

Необходимо принимать во внимание и иные нормы этого закона во взаимосвязи с дефиницией приведенного термина

Основные понятия

Гособоронзаказ – это задание на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для обеспечения обороны и безопасности страны. Для его выполнения заключается государственный контракт, причем со стороны Российской Федерации выступают Минобороны России, Росатом или Роскосмос, именуемые госзаказчиком, а со стороны исполнителя – российское юрлицо, именуемое головным исполнителем.

Так как речь идет об обороне и безопасности страны, предметом госконтракта часто выступает строительство особого объекта, изготовление сложных вещей или поставка товаров, которых не найти в магазине шаговой доступности. Головной исполнитель нередко не может выполнить госконтракт в одиночку, ему нужны субподрядчики. На этот случай законодатель дал ему право привлекать субподрядчиков, которые именуются исполнителями.

В свою очередь, исполнители вправе обращаться к своим субподрядчикам, тоже именуемым исполнителями. И головной исполнитель, и исполнитель могут привлекать субподрядчиков на основании заключаемых с ними договоров, предметы которых должны быть непосредственно связаны с выполнением ГОЗ. Например, предметом гособоронзаказа является строительство объекта, предметом договора с субподрядчиком – поставка материалов для строительства.

С момента привлечения головным исполнителем субподрядчика, то есть исполнителя, возникает кооперация головного исполнителя. Субподрядчики исполнителей также в нее входят.

По Закону о ГОЗ главные критерии для вхождения в кооперацию – наличие договора с головным исполнителем или исполнителем и непосредственная связь предмета этого договора с выполнением гособоронзаказа.

С момента образования кооперации головного исполнителя все входящие в нее лица обязаны соблюдать требования и ограничения Закона о ГОЗ. В частности, к таким обязанностям, согласно этому закону, относятся:

  • осуществление расчетов по госконтракту и договорам, заключенным для целей выполнения гособоронзаказа, только с использованием отдельного счета (подп. 7 п. 1, подп. 7 п. 2 ст. 8);
  • соблюдение режима использования отдельного счета (подп. 5 п. 1, подп. 5 п. 2 ст. 8);
  • ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по договору, заключенному в рамках выполнения гособоронзаказа;
  • соблюдение запрета на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией) (подп. 1 п. 3 ст. 8);
  • соблюдение запрета на установление экономически, технологически и (или) иным образом необоснованной цены на продукцию, поставляемую госзаказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке (подп. 2 п. 3 ст. 8).

Их неисполнение влечет административную ответственность в виде штрафа до 1 млн руб. (ст. 14.55.2, 15.37, 15.40 КоАП РФ).

О режиме использования отдельного счета

Денежные средства, поступившие на отдельный счет, могут быть:

  • перечислены только исполнителям (субподрядчикам исполнителей), входящим в кооперацию, в рамках исполнения заключенных между ними договоров;
  • списаны при осуществлении операций, прямо указанных в ст. 8.3 Закона о ГОЗ.

В распоряжение владельца отдельного счета денежные средства поступают после того, как банк получил подтверждение от госзаказчика об исполнении госконтракта.

Инструменты раздельного учёта затрат

Фирма «1С» предусмотрела ведение автоматической отчётности по гособоронзаказу в нескольких своих прикладных решениях, в том числе «1С:Управление производственным предприятием» и «1С:ERP Управление предприятием 2». Давайте немного более конкретно остановимся на методике автоматического заполнения отчёта в системе «1С:ERP Управление предприятием 2».

В этой информационной системе реализованы механизмы полноценного раздельного учёта по контрактам. Это означает, что каждая хозяйственная операция, например, закупка материалов или оплата денег с банковского счёта, может быть отделена в учёте от других операций и показана в отчётах отдельно. Такой учёт реализован с помощью справочника «Направления деятельности», который предназначен для различных целей. Например, можно разделить различные виды бизнеса и получить по ним отдельный управленческий баланс. А для предприятий, выполняющих госконтракты, справочник «направления деятельности» используется для учёта в разрезе самих контрактов.

В системе «1С:ERP Управление предприятием 2» отчёт «Исполнение контрактов ГОЗ», может быть заполнен сразу по всем контрактам или с возможностью сортировки по конкретным позициям. При выгрузке осуществляется его проверка на корректность: проверяются формальные данные, такие как расчётный счёт, ИНН и т. д. Чтобы проверить отчёт именно на логику заполнения, необходимо воспользоваться вкладкой «Исполнение контрактов ГОЗ», там же можно вывести и проанализировать обороты по каждой ячейке, чтобы понять из чего сложилась сумма.

Своевременно и в полной мере удовлетворить требования законодательства о гособоронзаказе, можно благодаря полной автоматизации учёта в соответствии со всем комплексом учёта таких работ.

Кроме того, предприятие-исполнитель не может произвольно распоряжаться деньгами, которые были получены для выполнения государственного контракта, и может их использовать только для оплаты материалов и услуг, зарплаты и налогов, которые входят в состав работ по этому контракту. Поэтому помимо раздельного учёта, нужно чётко контролировать использование денежных средств в разрезе контрактов. Отчёт об исполнении ГОЗ очень хорошо отражает баланс по каждому контракту: потрачены ли средства на его выполнение или деньги выводятся для других целей.

По каким причинам приходит прокуратура?

  • В связи с тем, что есть какое-то нарушение в цепочке кооперации выше вас: у головного исполнителя, у вашего покупателя.
  • Потому что вы участвуете в цепочке кооперации какого-то социально значимого объекта. Как, например, в 20-м году строились ковидные госпитали, и всю цепочку кооперации прокуратура держала на повышенном контроле.
  • Может случиться, что вы нарушили выполнения ГОЗ, какой-то и контрактов, и вас решили проверить в целом на выполнение госооборонзаказа.
  • Может быть так, что вы оплатили какую-то часть своей задолженности или аванс вашему поставщику, ваш поставщик обратился в прокуратуру и вас проверяют по этому поводу.
  • Но чаще всего проверка прокуратуры приходит либо по указанию российской прокуратуры, — проверить всех исполнителей гособоронзаказа на какой-то предмет — либо потому что вы у них есть как исполнители ГОЗ в подконтрольных организациях, а они вас периодически дергают на предмет того, как у вас вообще дела.
  • Прокуратура может выйти к вам лично на проверку и посмотреть, есть ли вообще такое предприятие, осуществляет ли оно гособоронзаказ, есть ли у него мощности, есть ли люди. В общем, проверить, что вы не фиктивная организация.

Прокуратуре важно удостовериться в том, что отсутствую риски срыва госооборонзаказа. А также они могут просто запросить у вас документы, и это будет чисто документальная проверка

Вопрос

Наша организация заключает контракт с гособоронзаказом. Мы, в соответствии с ФЗ-159 входим в качестве исполнителя в кооперацию головного исполнителя и по указанию головного исполнителя мы открыли отдельный счет. 1. В каком порядке производятся расчеты по гособоронзаказу, имеется ли императивная очередность перехода денег (вся цепочка сначала от Минобороны головному заказчику только после выполнения всего контракта, затем он рассчитывается с исполнителями) или может быть предусмотрено договором? 2. В связи с указанным, так как эти изменения вступили в силу 01.09.2015 года, материалы уже куплены у поставщиков, как отчитываться по произведенным затратам не из средств отдельного счета, а из собственных средств?

Срок публикации отчета –

7 рабочих дней с 12.02.2017

Наименование показателя

Предусмотрено контрактом Исполнено Документ, подтверждающий исполнение Причина отклонения или неисполнения

Примечание

1

2 3 4 5 6

7

1.

Дата начала исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта) 01.01.2017 01.01.2017

2.

Дата окончания исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта) 10.02.2018

(мы указываем окончательный расчет за весь год)

12.02.2017

(окончательный расчет за январь)

3.

Цена контракта (отдельного этапа контракта): в валюте контракта в рублях 647 640,00 53 970,00 Платежное поручение № 12586 от 12.02.2017

окончательный расчет

4.

Количество (объем) поставляемых товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ по контракту (по отдельному этапу исполнения контракта) с указанием через символ “/” единиц измерения по ОКЕИ (в случае если объект закупки может быть количественно измерен) 252 000/Квт/ч 21 000 Квт/ч Акт № 2158 от 31.01.2017

5.

Авансовый платеж (если контрактом предусмотрена выплата аванса):5.1. размер в рублях5.2. дата перечисления 1. 16 191 рублей

2. 15.01.2017

1. 21 588 рублей

2. 25.01.2017

Сумму платежей по контракту можно указывать равными фактическим платежам

 

1. 16 191 рублей

2. 15.01.2017

1. 21 588 рублей

2. 25.01.2017

1.Платежное поручение № 125863 от 15.01.2017

1.Платежное поручение № 125986 от 25.01.2017

Этапы исполнения контракта по 44-ФЗ

Согласно акту выполненных работ производится оплата, сумма которой оговорена в договоре и прописана в самом акте. Возможны случаи, когда заказчик имеет право отказаться от оплаты оговоренной суммы денежных средств. Причиной могут послужить недоработки, браки в работе или ненадлежащее выполнение заказа. В данной ситуации возможно разбирательство, результатом которого, как правило, является устранение всех обнаруженных неполадок, а так же составление нового акта выполненных работ.

Исполнение контракта — довольно сложный процесс, который можно условно разделить на несколько этапов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сервер Бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: