Федеральный закон от 21.12.2013 n 357-фз

Какой закон имеет обратную силу на территории рф и как его определить

Изменения во второй части ГК

Вторая часть ГК подвергалось наиболее основательному реформированию. В ее занесены вносить правку в варианте добавлений, а кроме того изложения в новейшей редакции утверждений о займах, оплате около уступку валютного условия, банковском взносе.

Остановимся в модификациях в утверждения о ссудных обязанностях. Определенные заметки подтвержденного области существовали рассказаны в новейшей редакции, в определенные с их существовали занесены перемены:

  1. В новейшей редакции изложена ст. 807 ГК РФ. Её различиями с функционирующей редакции начали:

передача в имущество иной сторонке кроме средств и предметов, конкретных наследственными свойствами, ещё и значимых бумаг;

договор считается настоящим, в случае если займодавцем считается уроженец. Таким образом, ссудные взаимоотношения среди адвокатских личностями станут быть консенсусной сделкой, т.е. операция станет рассматривать арестант с этапа согласовывания гранями средства ссуды.

  • В наше время период соглашение ссуды является арестант с этапа передачи средств;
  • деньги имеют все шансы являться отданы равно как заемщику, таким образом и подтвержденному ему личности. Присутствие данном объект соглашения ссуды является переуступленным заемщику;
  • возможность краев воздержаться с выполнения соглашения.

Изменениями в ст. 808 законодатель зафиксировал потребность решения соглашение ссуды в писчей фигуре жителями, в случае если его совокупность превосходит 10 000 руб.. В функционирующей редакции подобная потребность определена присутствие сумме ссуды, превышающей никак не меньше нежели в 10 один раз определенный законодательством наименьший объем оплаты работы. Подобным способом, законотворец не прекращает устранять с законов привязку сумм к МРОТ.

  1. Публикация 809 ГК РФ рассказана в новейшей редакции, что учитывает:
  2. начисление % из-за использование займом (присутствие нехватке в соглашении требование о объеме) согласно главной ставке Банк Российской федерации (в наше время период сумма рефинансирования, согласно каковой прежде исчислялись доля из-за использование займом, кроме того одинакова главной ставке);
  3. необходимость отображения в соглашении обстоятельств о объеме % из-за использование займом таким образом, для того чтобы существовало допустимо установить объем в период уплаты;
  4. увеличение объема беспроцентного ссуды вплоть до 100 000 руб. (в функционирующей редакции – пятидесятикратный МРОТ);
  5. выдачу беспроцентного ссуды персональным бизнесменам (в функционирующей редакции никак не учитывается);
  6. введение новейшего определения – «грабительские доля». Около подобными процентами понимаются доля, какие в 2 либо наиболее один раз превосходят как правило взыскиваемые в аналогичных вариантах доля и по этой причине представляющие слишком тяжёлыми с целью должника. Объем подобных % способен являться уменьшен трибуналом вплоть до объема как правило взыскиваемые в аналогичных вариантах %.
  7. В новейшей редакции рассказаны кроме того ст. ст. 812,813 ГК РФ.
  8. Небольшие вносить правку занесены в ст. ст. ст. ст. 810, 814, 817, 818, 819, затрагивающих прямые обязанности заемщика вернуть необходимую сумму ссуды, а кроме того целевого ссуды.
  9. С июня 2024 в ГК с области о займах изъяты утверждения о векселе и ссудный капитал (заметки 815, 816 ГК).
  10. Включится новейшее представление – «общественный депонентский результат». Корректировать взаимоотношения согласно соглашениям общественного депонентского немерено станут ст.ст. 860.11 -860.15.

Налог на имущество

Одним из значимых нововведений является то, что в соответствии с

(в ред. Федерального закона от 29.11.2012 № 202) не признается объектом налогообложения движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года. Кроме того, не облагаются налогом:

  • объекты культурного наследия;
  • суда, зарегистрированные в Российском морском регистре судоходства;
  • космические объекты;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов.

Помимо этого, отменен ряд налоговых льгот. Так, объектом налогообложения теперь признаются:

  • железнодорожные пути общего пользования;
  • магистральные трубопроводы;
  • линии энергопередачи и сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.

Перечень имущества устанавливается Правительством РФ. В отношении данных объектов налоговые ставки ограничены следующими значениями (см. таблицу):

Год

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Предельные налоговые ставки, %

0,4

0,7

1,0

1,3

1,6

1,9

Отметим еще одно нововведение. Если законами субъектов РФ не установлены налоговые ставки по налогу на имущество, то они считаются равными ставкам, установленным

и
.

Что такое обратная сила закона

Какой закон имеет обратную силу, определяется Конституцией

Обратная сила закона или ретроактивность закона – это явление, при котором принятый в определенный момент закон распространяется и на те правоотношения, что возникли до его принятия. Возможность существования обратной силы закона в конкретном государстве определяется его Конституцией и прочими кодифицированными актами.

Нормативно-правовые документы могут либо запрещать применять ретроактивность закона, либо разрешать в определенных сферах правоотношений. В России, как и во многих других правовых государствах, существует общий принцип применения обратной силы закона, который заключается в следующем понятии:

    1. «Обратная сила может быть только у того закона, который не ухудшает положение людей после его принятия».
      Таким образом, государство не может ввести, к примеру, доплату по налогообложению на имущество по закону с обратной силой, которая обязует всех граждан доплатить по налогу за прошлые годы.
    2. Если рассматривать действующее положение дел в общемировом масштабе, то применение законов с обратной силой нецелесообразно практически во всех случаях введения поправок или нововведений в законодательство конкретного государства. Это связано с тем, что ретроактивный закон вызовет глобальный процесс перестройки всех правоотношений, вступивших в силу до его принятия, на новый лад. Подобное явление может вызвать огромное количество проблем не только у рядовых граждан, но и у самого законодателя. Исходя из этого, можно констатировать, что принятие законов с обратной силой – это нераспространенное явление, но все же имеющее место быть.

Будет ли действовать обратная сила закона по делам о наркотиках? Ответы — в видеосюжете:

Классификация нормативно-правовых актов:

В случае противоречия Конституции Российской Федерации положений указанных актов действуют положения Конституции Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 233-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

2. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Государственная пошлина

Поправки, внесенные в

Федеральным законом
, касаются, в частности, государственной пошлины. Рассмотрим некоторые из них.

Изменены
,
,
. Теперь суды общей юрисдикции, мировые судьи, арбитражные суды, КС РФ и конституционные суды субъектов РФ могут учесть имущественное положение плательщика и освободить его от уплаты госпошлины. Претерпел изменения
.

Напомним, что для исчисления пошлины по выбору плательщика должен быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества. Теперь такой документ могут выдать не только органы и эксперты-оценщики, но и юридические лица, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству РФ об оценочной деятельности.

В связи с этим подверглись изменению и


.

Юрлица, которые вправе заключать договор на проведение оценки, могут теперь тоже определять стоимость транспортных средств, недвижимого имущества и земельных участков. Ранее это могли делать только оценщики и соответствующие органы.

Изменения коснулись и
. Уточнено, что госпошлина в размере 15 000 рублей взимается за регистрацию:

  • права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой фонд или приобретаемое для включения в него;
  • ограничения (обременения) этого права;
  • сделок с данным имуществом.

дополнен подпунктом 41.2. Теперь за выдачу документа о прохождении техосмотра тракторов, самоходных машин и прицепов к ним будет взиматься пошлина в размере 300 рублей. Взиматься госпошлина будет и за выдачу временного удостоверения на право управления самоходными машинами.

Также был изменен
. Был увеличен размер госпошлины за действия органов, связанных с лицензированием.

Так, государственная пошлина за предоставление лицензии будет составлять 6 000 руб., в то время как сейчас пошлина за данное действие — 2 600 руб.

За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в иных случаях пошлина увеличится до 600 рублей.

Пошлина в размере 600 рублей устанавливается и для:

  • предоставления дубликата лицензии;
  • продления срока действия лицензии;
  • предоставления временной лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Ранее размер госпошлины для таких действий составлял 200 рублей.

Положения
, касающиеся государственной пошлины, действуют с 29.12.2012.

Единый налог на вмененный доход для отдельныхвидов деятельности. ЕНВД 2013 (гл. 26.3 НК РФ)

Внимание!  С 2013 года применение ЕНВД будет добровольным. ЕНВД, «вмененка», Единый налог на вмененный доход – система налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности

 При применении данной системы, налог уплачивается с предполагаемого («вмененного») дохода

ЕНВД, «вмененка», Единый налог на вмененный доход – система налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности.  При применении данной системы, налог уплачивается с предполагаемого («вмененного») дохода.

С 1 января 2013 года налогоплательщики могут добровольно переходить на применение ЕНВД. Поэтому, если налогоплательщик утратил право на применение «вмененки», он не обязан возвращаться с начала квартала к данному «спецрежиму».

Кто может применять ЕНВД в 2013 году

Экономические субъекты: организации и индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие виды деятельности, облагаемые ЕНВД, при условии, что на данный вид деятельности, в регионе его осуществления установлен ЕНВД.

Не применяется ЕНВД в 2013 году

1.Крупнейшие налогоплательщики;

2.Услуги общественного питания в образовательных учреждениях, здравоохранении и социального обеспечения;

3.Если среднесписочная численность работников превысила 100 человек за предшествующий календарный год;

4.Если в уставном капитале организации, более 25 % доли УК принадлежит другой организации;

5.Индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения;

6.Налогоплательщики, сдающие в аренду автозаправочные и автогазозаправочные станции.

ЕНВД не применяется а отношении деятельности осуществляемой в рамках договора простого товарищества или доверительного управления имуществом.

Виды деятельности, облагаемые ЕНВД в 2013 году

Подпунктами 3 и 4 пункта 2 статьи 346.26, уточнены виды деятельности, облагаемые ЕНВД в 2013 году. Это деятельность по оказанию услуг по ремонту, техобслуживанию, мойке автотранспортных средств, а так же мототранспорта, предоставление для данных видов транспорта мест для стоянки.

Статья 346.27 НК РФ, уточняет понятие «услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств». В 2013 году, данное понятие будет включать услуги по проведению технического осмотра транспортных средств.

Если в 2012 году, в соответствии с прямым указанием абз. 9 ст. 346.27 НК РФ, услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию ТС не относятся к деятельности облагаемой ЕНВД, то в 2013 году, налогоплательщики, оказывающие услуги по гарантийному ремонту автотранспортных средств по гарантии и без гарантии смогут применять ЕНВД.

Также получены разъяснения по деятельности в отношении размещения рекламы на транспортных средствах. В 2012 году неясно, на каких именно поверхностях ТС размещаемая реклама, облагается ЕНВД. В 2013 году, в соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, ЕНВД может применяться в при размещении рекламы на внутренних и внешних поверхностях автотранспорта. Такие разъяснения по поводу применения подп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ дал Минфин в своем письме от 25.01.2010 №03-11-09/03.

Порядок перехода на ЕНВД в 2013 году

Напоминаем, что применение ЕНВД в 2013 году, будет добровольным. Если налогоплательщик хочет перейти на уплату ЕНВД, ему необходимо встать на учет в налоговой инспекции. Заявление о переходе на ЕНВД следует подавать в течение пяти дней с начала применения данной системы.

Скачать бланк заявления о переходе на ЕНВД для ИП

Скачать бланк заявления о переходе на ЕНВД для организаций

В 2013 году, при переходе на иной режим налогообложения, в случае прекращения деятельности а также в случае нарушения требований, установленных подп.1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, следует подать в налоговый орган заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД.

Скачать бланк заявления о снятии с ЕНВД для ИП

Скачать бланк заявления о снятии с ЕНВД для организаций

Взносы на добровольное страхование уменьшают единый налог в 2013 году

В 2013 году, плательщики вмененного налога, могут уменьшать налог не только на страховые взносы по обязательному страхованию, но и на взносы по договорам добровольного страхования работников (п.2 ст. 346.32 НК РФ). Пособия по временной нетрудоспособности, учитываются только за первые три дня, если они не возмещены страховыми организациями.  При этом, указанные выплаты, как и ранее, не могут уменьшать сумму налога более чем на 50%. ИП, не имеющие работников, уменьшают единый налог на сумму фиксированных платежей.

Здравоохранение

  • Теперь больничный можно выписывать и в электронном виде — через единую инфосистему «Соцстрах». Его необходимо подписать квалифицированной электронной подписью. В результате снизится документооборот, уменьшится число обращений, а узнать о выплатах можно будет на Госуслугах.
  • Высокотехнологичные операции теперь финансируются из ФОМС, а не по бюджетным квотам. В результате получить такого рода медицинскую помощь теперь будет проще.
  • Упрощен порядок выезда для лечения за рубеж. Раньше требовался запрос предложений, теперь будет закупка у единственного поставщика.
  • Анаболики (кроме гелей, кремов и мазей) рекомендовано выписывать по принципу «один рецепт — одна упаковка». Раньше таких ограничений не было.
  • Появится Федеральный реестр инвалидов. В нем будет собираться информация о лицах с ограниченными возможностями, денежных выплатах в их адрес и других мерах соцзащиты.
  • Страховые взносы на пенсии, социальное и медстрахование теперь администрует налоговая, страхование от несчастных случаев остается в ФСС (Фонд социального страхования).

Основные изменения НК РФ 2013 года

Налоговое законодательство РФ с 1 января 2013 года претерпело ряд значительных изменений:

  • Федеральный закон

    (далее — Закон № 206-ФЗ) внес поправки, в частности, в

    «Налог на добавленную стоимость» и
    «Налог на прибыль организаций» НК РФ;

  • изменения, внесенные Федеральным законом

    (далее — Закон № 202-ФЗ) относятся к порядку взимания налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов.

  • Федеральным законом

    (далее — Закон № 203-ФЗ), а также Федеральным законом

    внесены изменения в НК РФ, относящиеся к подакцизным товарам;

  • поправки, касающиеся НДПИ, внесены в

    Федеральным законом

    (далее — Закон № 204-ФЗ);

  • изменения, внесенные Федеральным законом

    (далее — Закон № 205-ФЗ), относятся, в частности, к исчислению и уплате госпошлины.

Остановимся на нововведениях подробнее.

Зарплаты, пенсии, материнский капитал

На государственных и миниципальных предприятиях вводится предельный уровень соотношения зарплат — согласно ФЗ № 347, теперь доходы руководителей и главных бухгалтеров зависят от того, сколько получают обычные сотрудники. Уровень разброса в зарплатах устанавливает правительство и местные власти, предусмотрены наказания вплоть до увольнения «слишком жадного» директора организации. Впрочем, закон позволяет и обойти это правило: будут составлены списки госкомпаний, на которые эти ограничения не распространяются. МРОТ вырос с 7 500 до 7 800 рублей (+4%)

В январе 2017 все пенсионеры России (неважно, работают они или нет) получат прибавку к пенсии в размере 5 000 рублей. В разных регионах этот процесс будет происходить неодинаково: где-то выплату переведут одновременно с пенсией, где-то — по специальному графику, утвержденному Пенсионным фондом и Почтой России

В будущем неработающим пенсионерам также будут индексировать пенсии (работающие, увы, в индексацию не поместились) на уровень инфляции — введенный осенью 2016 года режим экономии отменён. Предельный возраст пребывания на гражданской госслужбе для чиновников постепенно вырастет с 60 до 65 лет. Каждый год его будут повышать на полгода. А чтобы получить «чиновничью» пенсию по выслуге лет, необходимо будет проработать не 15, а 20 лет. Программа по выплатам материнского капитала (семьям, где рождается 2-й и последующий ребенок) продлена до 31 декабря 2018 года. Размер материнского капитала в 2017 году составляет 480 000 рублей. Теперь их можно потратить на приобретение товаров, облегчающих детям-инвалидам адаптацию в обществе.

Налоги

  • Репетиторы, домработницы и сиделки, прошедшие регистрацию в налоговой, освобождаются от выплат НДФЛ на 2 года.
  • Переход на упрощенную систему налогообложения возможен для организаций с доходом за 9 месяцев не более 112,5 млн рублей. Лишаются этого права компании с доходом по итогам отчетного или налогового периода более 150 млн рублей. Раньше было 45 и 60 млн соответственно.
  • Платеж по ЕНВД теперь можно уменьшать и на сумму страховых взносов работодателя (раньше — только на платежи работников).
  • Госпошлина при обращении в арбитражный суд с заявлением о банкротстве физлиц снижена с 6 000 до 300 (трехсот) рублей.

Новое в процедуре гос. регистрации и порядке внесения изменений в ЕГРЮЛ

Федеральный закон

внес изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации: в кодексы РФ и в ряд действующих федеральных законов. Рассмотрим значимые поправки, внесенные в

и в Федеральный закон

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее —
).

Согласно нововведениям любое лицо, полагающееся на данные, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), может рассчитывать на то, что такие данные соответствуют действительности. Исключение составляют случаи, когда недостоверные данные были внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или другим путем помимо воли самого юридического лица (абз. 2
).

В свою очередь юридическое лицо в отношениях с контрагентами не вправе ссылаться на данные, не включенные в ЕГРЮЛ, а также на содержащиеся в нем недостоверные данные (например, указывать при заключении договора адрес, отличный от содержащегося в ЕГРЮЛ, и т. п.).

Кроме того организация будет обязана возместить убытки лицам, которые понесли их в результате допущенного ею нарушения порядка представления своих данных в ЕГРЮЛ, а именно в результате:

  • непредставления данных;
  • несвоевременного представления данных;
  • представления недостоверных данных.

В свою очередь регистрационный орган теперь должен будет проверять достоверность данных, включаемых в ЕГРЮЛ, еще до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или включения в реестр других данных, не связанных с изменением устава
().

Помимо этого, он будет обязан сообщать заинтересованным лицам о предстоящей регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ
(). А заинтересованные лица смогут направить возражения относительно предстоящей регистрации или включения сведений в ЕГРЮЛ.

Отныне государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной, если при его создании были допущены грубые нарушения закона, которые носят неустранимый характер
(). Также в суде может быть оспорено включение в ЕГРЮЛ данных об организации, если такие данные недостоверны или были включены в реестр с нарушением закона.

Кроме того, введены новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица. Теперь отказать в регистрации могут также в случаях
(

):

  • несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина РФ, указанных в заявлении, сведениям, полученным от органов, выдавших такой документ;
  • возражения физического лица относительно внесения данных о нем в ЕГРЮЛ;
  • поступления до внесения записи в ЕГРЮЛ судебного акта или акта судебного пристава-исполнителя, содержащих запрет на совершение регистрационных действий;
  • запрета физическому лицу — учредителю (участнику) юридического лица или предпринимателю заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, если такой срок не истек;
  • имеющегося административного наказания в виде дисквалификации лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности;
  • имеющегося административного наказания в виде дисквалификации индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица;
  • наличия у регистрирующего органа подтвержденной информации о том, что сведения, предусмотренные

    являются недостоверными (адрес (место нахождения) действующего исполнительного органа юридического лица).

Согласно новому

юридические лица получили право на возмещение понесенных убытков за счет казны, если такие убытки были понесены в результате:

  • незаконного отказа уполномоченного органа в его государственной регистрации;
  • уклонения уполномоченного органа от государственной регистрации;
  • включения уполномоченным органом в ЕГРЮЛ недостоверных данных;
  • нарушения уполномоченным органом порядка государственной регистрации.

Также внесены изменения в порядок ликвидации организации. Так, если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (абз. 2
).

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) 2013

Начало, продолжение и прекращение деятельности на ЕСХН в 2013 году

Согласно п. 5 ст. 346.2 НК РФ, с 2013 года при переходе на ЕСХН, в налоговую инспекцию подается уведомление. Напоминаем, что в 2012 году следовало подавать заявление.

Изменились и сроки подачи. Ранее следовало подавать заявление в период с 20 октября по 20 декабря. С 2013 года уведомление о применении ЕСХН в следующем году, подается до 31 декабря текущего года. Вновь созданные организации и индивидуальные предприниматели должны уведомить налоговые органы в течение 30 календарных дней с момента постановки на учет. (Ранее этот срок составлял 5 дней)

В случае прекращения деятельности на ЕСХН, уведомление о прекращении следует подавать в течение 15 дней со дня прекращения (п. 9 ст. 346.3 НК РФ).

В этом случае необходимо уплатить налог и сдать декларацию по ЕСХН до 25 числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности.

В статью 346.3 НК РФ введен пункт 4.1, в котором сказано, что вновь созданная организация или индивидуальный предприниматель, при отсутствии в налоговом периоде доходов по ЕСХН, вправе применять данную систему в следующем налоговом периоде. При условии, что требования, установленные для применения ЕСХН, не были нарушены.

К сожалению, данный порядок будет действовать с 2013 года только применительно к организациям и ИП вновь созданным.  Если у ранее зарегистрированных налогоплательщиков отсутствовали в налоговом периоде доходы от ЕСХН, то свое право на дальнейшее применение данного режима налогообложения, им придется отстаивать в суде.

Порядок определенияи признания доходов и расходов  при ЕСХН в 2013 году

Согласно подп. 23 п. 2 ст. 346.5 НК РФ, в 2013 году доходы, полученные от деятельности на ЕСХН, на сумму налога (ЕСХН) не уменьшаются.

С 1 января 2013 года плательщики ЕСХН не обязаны проводить переоценку имущества и обязательств в иностранной валюте. При расчете налоговой базы не учитываются расходы в виде отрицательной курсовой разницы.

На сумму авансов, которые возвращаются покупателю, можно будет в 2013 году уменьшать доходы. При этом, сумма возвращаемого аванса включается в расходы периода, в котором был осуществлен возврат.

В каких сферах права могут приниматься законы с обратной силой

Обратная сила закона позволяет улучшить судебную систему

Согласно общему принципу принятия законов с обратной силой, они должны быть направлены исключительно на улучшение процесса правоотношений для граждан РФ. Исходя из этого, ретроактивные законодательные положения могут быть применены во всех сферах права, если при этом не ухудшают положение дел для участников конкретных правоотношений.

Наиболее активно законы с обратной силы применяются в сфере уголовного права. Так, например, принятие закона, по которому необходимо посадить в тюрьму всех людей за то, что они совершили год назад, но тогда это было не противозаконно — просто недопустимо.

А вот принять закон, по которому условия наказания будут смягчены для определенной группы подсудимых, вполне нормально. Естественно, законодатель грамотно составляет подобные законодательные правки, дабы права и подсудимых, и пострадавших находились в том равновесии, которое будет наиболее гуманно в конкретной ситуации.

В остальных сферах права: гражданской, гражданско-процессуальной, налоговой и так далее – закон зачастую обратной силы не имеет. Подобное явление связано, в первую очередь, с тем, что принятие ретроактивных законов сильно усложнит все правоотношения, начавшиеся до их принятия, и в целом усугубит положение дел для субъектов конкретного права.

С точки зрения юрисдикции такие ситуации трактуются на основании того, что в данных сферах права субъекты правоотношений полностью равны по своим обязанностям, свободам и правам, поэтому внедрять в такую систему законы с обратной силой – глупо.

Разновидности нормативно-правовых актов в РФ

Любое НПА делится на три вида. У каждого из них есть свои особенности:

  • закон;
  • подзаконные акты (ниже по ступени в сравнении с любым законом);
  • международные законы (ответвление от основного вида закона).

Рассмотрим каждый из этих трех видов НПА по отдельности.

Закон

Данная часть НПА обладает высшей юридической силой. Издается она Государственной думой, являющимся высшим законодательным органом гос. власти. 

Все законы, относящиеся к конкретным субъектам РФ принимаются, как правило, законодательными органами, расположенные там же. Они, конечно же, регулируют вопросы совместного ведения страны по определенному пути вместе с правительством всей страны (ст. 72 Конституции РФ). Сами субъекты при этом ведут свои дела сами без вмешательства главного исполнительного органа страны (ст. 73 Конституции РФ). 

Законы субъектов РФ, как и любые другие, никоим образом не должны идти наперекор Конституции РФ (во всех без исключения случаях). Напротив, их нужно исполнять, причем неукоснительно.

По своей значимости федеральные законы можно разделить на две группы:

№ п/п.
Вид закона
Описание
1
Конституционные законы
Регулируют вопросы, связанные с общественной жизнью (например, судебную систему РФ). Все вопросы урегулированы, однако их добавление в Конституцию позволяет проработать как можно детальнее

Важно, чтобы эти законы самой конституции не противоречили.
2
Прочие законы
Ими регулируют все остальные вопросы, важность которых не меньше, чем у конституционных (например, вопрос с акционерными обществами или образованием). Они также не должны противоречить Конституции РФ.

Разновидностью законов служат кодексы, которые относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Они по сути являются теми же актами, но уже сложными и систематизированными. Это выражается уже в оглавлении, где для каждой нормы и отрасли права установлено свое место.

Пример. УК РФ — кладезь всех норм касательно преступления и наказания, ГК РФ собирает в себе нормы, которые регулируют имущественные отношения.

Как правило, любой кодекс состоит из двух частей: 

  • общая;
  • особенная. 

В общей части собраны все нормы, которые имеют значение для применения любой нормы из особенной части. т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. 

Пример. В общей части УК РФ можно найти разные данные: нормы о возрасте уголовной ответственности, понятия преступления и наказания, их виды и правила их применения. Особенная часть УК РФ характеризуется наличием информации о том или ином наказании за конкретное деяние.

Подзаконный акт (общефедеральный, субъектов федерации, муниципальный)

Подзаконные акты — другой вид НПА, которые изданы с целью исполнения указанных законов. Сами подзаконные акты выстраиваются по определенной иерархии. 

Прописание норм в подзаконном акте, как правило, соответствует тому, как прописаны законы в документах, имеющих большую юридическую силуу.

Расскажем ниже о видах подзаконных актов:

  • указы и распоряжения от президента страны;
  • распоряжения и постановления от главного исполнительного органа в государстве — Правительства РФ;
  • инструкции, приказы, а также положения ведомств и министерств — все они отвечают за регулирование общественных отношений;
  • постановления, решения и распоряжения от местных органов гос. управления;
  • акты, изданные муниципальными органами;
  • предписания как локальный подзаконный акт (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Международные законы

Данный вид НПА резко отличается от двух прочих тем, что они принимаются вне российской юрисдикции. Они делятся на два отличающихся друг от друга вида: 

  • директивы — они дают правительствам определенных стран выбор реализации принятых международных обязательств;
  • постановления — в них имеются требования, которые неукоснительно исполняются, причем не одним, а всеми государствами.

Заключение сделок

В этом блоке поправок бухгалтеру стоит обратить внимание на уточнение понятийного аппарата в части сделок, требующих государственной регистрации. Теперь в Гражданском кодексе закреплено, что правовые последствия по таким сделкам возникают только после их регистрации

Эта формулировка гораздо более четкая, чем предыдущая. А значит, не возникнет вопросов с тем, как же быть с исполнением такой сделки и с учетом расходов по ней. По новому правилу, любые правовые последствия возможны только после государственной регистрации сделки.

И в дополнение к этому дано подробное описание порядка действий в ситуации, когда сторона уклоняется от регистрации сделки. В этом случае другая сторона вправе потребовать такой регистрации на основании решения суда. Причем для этого установлен отдельный срок исковой давности — один год.

Также изменены правила, касающиеся нотариального удостоверения сделок. Теперь в ГК РФ четко указано, что нотариус проверяет законность содержания сделки, а также права сторон на ее совершение (п. 1 ст. 163 ГК РФ). Таким образом, оспорить такую сделку будет гораздо сложнее. А это является дополнительным стимулом для обращения к нотариусу, особенно по крупным сделкам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сервер Бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: