Закон № 44-ФЗ: обзор изменений за последнее время
Структурированный контракт по 44-ФЗ: станет обязательным с 1 апреля 2024 года | 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами, соответствующими признакам усиленной. |
С 1 октября начинается переход на структурированный контракт по Закону № 44-ФЗ | Характеристики объекта закупки по пункту 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ указывайте в извещении в структурированном виде. |
Новости и объявления | Опубликован закон о федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 гг. В числе прочих положений, закон предусматривает, что казначейскому сопровождению будут подлежать. |
ТАБЛИЦА: «Анализ изменений законодательства в сфере госзакупок» | Контракт с единственным контрагентом в случае, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в ряде случаев заключается без использования ЕИС (с 1 июля 2024 года). |
Актуальные новости о госзакупках по 44-ФЗ в 2024 году
В 2024 году ожидаются изменения в сфере госзакупок по 44-ФЗ. Министерство экономического развития России планирует внести ряд нововведений, которые направлены на повышение прозрачности и эффективности государственных закупок.
Одним из главных изменений будет введение обязательной электронной формы подачи заявок и отчетности. Это позволит упростить процедуру участия в госзакупках и сделает ее более удобной для поставщиков и заказчиков. Кроме того, такой формат позволит обеспечить максимальную открытость и контроль за исполнением контрактов.
Еще одним изменением станет разработка единого регуляторного акта для всех сфер госзакупок. Это поможет сократить бюрократические процедуры и упростит взаимодействие между заказчиками и поставщиками. Внедрение единого регуляторного акта также поспособствует сокращению коррупционных рисков и повышению эффективности государственных закупок.
Кроме того, планируется внедрение новых механизмов контроля и отчетности. Они позволят ужесточить меры ответственности за нарушение законодательства в сфере госзакупок, а также обеспечить контроль за использованием бюджетных средств.
Преимущества новых изменений
Внедрение этих изменений в госзакупках по 44-ФЗ принесет ряд значительных преимуществ:
-
Повышенная прозрачность: электронная форма подачи заявок и отчетности позволит избежать скрытых сделок и обеспечит максимальную открытость и честность в процессе заключения контрактов.
-
Упрощение процедуры участия: электронная форма позволит ускорить процесс подачи заявок и сделает его более удобным для поставщиков и заказчиков.
-
Сокращение бюрократии: единый регуляторный акт для всех сфер госзакупок поможет сократить бюрократические процедуры и упростит взаимодействие субъектов госзаказа.
-
Борьба с коррупцией: новые механизмы контроля и отчетности помогут снизить риски коррупции и обеспечат честное использование бюджетных средств.
Ожидаемые изменения в законодательстве
Ожидается, что изменения в законодательстве по госзакупкам по 44-ФЗ будут внесены в ближайшее время. Предполагается, что они позволят сделать процедуру участия удобнее и прозрачнее для всех участников рынка, а также снизят риски коррупции и повысят эффективность государственных закупок.
Изменения в госзакупках по 44-ФЗ в 2024 году
В 2024 году ожидаются значительные изменения в системе госзакупок согласно Федеральному закону № 44. Эти изменения направлены на улучшение прозрачности и эффективности процесса госзакупок.
1. Цифровизация процесса госзакупок
Одним из ключевых изменений является полная цифровизация процесса госзакупок. Это не только упростит и ускорит процесс заключения государственных контрактов, но и обеспечит большую прозрачность и контроль за всеми этапами закупочной процедуры.
2. Введение единого государственного портала госзакупок
Для удобства и доступности информации о госзакупках будет введен единый государственный портал госзакупок. На этом портале будут размещаться все необходимые документы и информация о проводимых закупках, а также предоставляться возможность электронного подачи заявок и отслеживания статуса закупки.
3. Введение новых требований к участникам закупок
Согласно изменениям, участники госзакупок будут обязаны предоставить более подробную и актуальную информацию о своей организации, включая финансовые отчеты, репутационные данные и компетенции. Это позволит повысить уровень конкуренции и исключить возможность участия недобросовестных поставщиков.
4. Изменения в процедуре оспаривания закупок
В 2024 году также вводятся изменения в процедуру оспаривания решений по госзакупкам. Новые правила предоставляют участникам возможность более гибко и эффективно защищать свои права и интересы, а также сокращают время рассмотрения жалоб.
Ожидается, что внедрение этих изменений в систему госзакупок по 44-ФЗ в 2024 году приведет к сокращению коррупционных рисков, повышению конкуренции и повышению эффективности проведения государственных закупок.
Сумма прямых договоров по 44-ФЗ в 2024 году
Механизм заключения прямых договоров по 44-ФЗ в 2024 году определен в соответствии с законодательством о госзакупках. Право на заключение прямых договоров имеют организации, выполняющие госконтракты и подряды, а также участники этих госконтрактов и подрядов.
В особенности прямые договоры по 44-ФЗ применяются в случаях, когда для исполнения госконтракта требуются дополнительные работы, поставки или услуги, которые не были предусмотрены в исходном контракте.
Прямые договоры по 44-ФЗ проводятся в порядке, установленном Федеральным законом. Заказчик имеет право применять механизм прямых договоров только в случаях, когда сумма дополнительных работ, поставок или услуг не превышает 50% от начальной (максимальной) цены госконтракта.
Заключение прямого договора является исключением из общего порядка заключения госконтракта, установленного законодательством о госзакупках. При заключении прямого договора необходимо соблюдать определенный порядок и использовать образцы документов, которые утверждаются Федеральной антимонопольной службой и Министерством жилищной и коммунальной политики Российской Федерации.
Организация | Максимальная сумма прямого договора |
ООО «Рога и Копыта» | 100 000 рублей |
ИП «Иванова» | 50 000 рублей |
АО «Синергия» | 500 000 рублей |
В случае превышения указанных сумм, организация должна применить полки контракта и провести торги или аукцион в соответствии с законодательством о госзакупках.
Образец прямого контракта по 44-ФЗ
В случаях, когда в образце госконтракта по 44-ФЗ не указана возможность заключения прямого контракта или сумма контракта превышает порог для прямого контракта, применяются полки «с» и «змо». При этом возникает вопрос о порядке заключения таких контрактов.
Образец прямого контракта по 44-ФЗ содержит особенности, которые отличают его от образца госконтракта, заключаемого через торги. В таком контракте указывается наименование заказчика и поставщика, а также информация о выполнении работ или оказании услуг. Также образец прямого контракта может содержать информацию о цене, выплате и сроках выполнения работ или оказания услуг.
В случаях, когда возникает необходимость заключения прямого контракта, заказчик вправе самостоятельно определить поставщика и условия выполнения работ или оказания услуг. Однако необходимо учитывать, что для заключения прямого контракта сумма должна быть не выше порога, установленного для данного вида контрактов.
Прямые контракты по 44-ФЗ проводятся в исключительных случаях, когда участие в торгах невозможно по определенным причинам. Это может быть связано как с обстоятельствами, которые не позволяют провести полноценные торги, так и с ситуацией, когда заказчик государственного или муниципального уровня не имеет достаточного времени для проведения торгов.
Памятка: все изменения в госзакупках по 44-ФЗ в 2023 году
Исключают необходимость дополнительного составления заказчиком документации в открытой конкурентной закупке, предусматривая включение всей информации о проводимой закупке только в извещение, которое формируется в электронной форме в ЕИС по единым формам электронных документов.
Заказчики наряду с регистрационными сведениями получат от электронных площадок сведения о привлечении поставщика к административной ответственности за получение незаконного вознаграждения по ст. 19.28 КоАП. Планировалось, что эти изменения 44-ФЗ с 01.01.2023 позволят госзаказчикам проверить потенциальных исполнителей на соответствие п. 7.1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, но срок вступления в силу этих поправок перенесли на январь 2023 года.
- сведения о военном представителе госзаказчика (при наличии);
- информация о примененном индексе цен (коэффициенте-дефляторе) при расчете размера превышения цены на продукцию;
- наименование, ИНН и местонахождение поставщика продукции-аналога;
- иные сведения.
Обязали по-новому рассчитывать неустойки, разрешили не требовать обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств, обязали списать неустойки, разрешили изменить цену и сроки и изменили правила в закупках у единственного поставщика. Подробнее в статье: «Режим повышенной готовности в закупках: новые правила из-за коронавируса».
Для уменьшения административной нагрузки на заказчиков исключат подзаконные акты, которые устанавливают порядок предоставления преимуществ учреждениям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов при их участии в закупках, и установят исчерпывающие требования к таким порядкам в 44-ФЗ. Перечни товаров в закупках, которые устанавливают преимущества, по-прежнему будет утверждать правительство.
Комиссия занимается только рассмотрением поступивших предложений. Организацией закупок занимается контрактная служба или контрактный управляющий. Главное — наличие компетенций и знаний, которые помогут корректно выбрать победителя и получить качественный результат закупки.
Курс раскрывает максимально актуальные и значимые практические аспекты размещения закупок, связанные с осуществлением деятельности поставщиков в рамках Федеральных законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ. На курсе рассматриваются последние изменения законодательства, принятые в 2023 году и планируемые к принятию в 2023 году.
Затем вы открываете спецсчёт. Он похож на обычный банковский счет, но сюда вы помещаете средства для участия в тендерах. В каждом есть обеспечение заявки — процент от общей цены контракта. Если контракт меньше 20 миллионов (по 44-ФЗ), то банк блокирует максимум 1%. Если больше 20 миллионов — блокируется от 0,5% до 5%. По 223-ФЗ обеспечение заявки предусмотрено при цене более 5 млн. руб. — до 5% максимальной цены договора.
- С января определена минимальная доля закупок из ЕАЭС и установлены правила отчетности об этом. В перечни для выполнения обязательной доли включены более 100 видов товаров по 44-ФЗ и более 250 видов товаров по 223-ФЗ.
- С апреля можно больше товаров закупать у единственного поставщика госзакупок. Предельная цена повышается до 3 миллионов рублей, если закупка будет проведена электронно и по каталогу.
- С июля при планировании ряда госзакупок потребуется указывать больше сведений (в отношении строительства и объектов недвижимости).
- С апреля изменяются правила проведения запроса котировок в электронной форме по 44-ФЗ: запрещено будет отзывать заявку, оформлять протокол разногласий; контракт нужно будет подписать в течение одного рабочего дня.
- С июля изменяются требования к заявкам по 44-ФЗ и перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков.
- С апреля закупки по 223-ФЗ у субъектов МСП будут проходить по новым правилам: ограничен перечень документов в составе заявки; изменены этапы электронных процедур.
- Обязательным станет оформление акта по контрактам в электронной форме через личный кабинет поставщика в ЕИС.
- С октября через ЕИС можно узнать обо всех предварительных предложениях о закупках у единственного поставщика.
Значение в большинстве закупочных процедур имеет только цена — на срок вашей работы или деловую репутацию редко кто обращает внимание. У этого есть и обратная сторона — придется бороться с демпингом
К сожалению, изменения в госзакупках 2023 года эту проблему не исправляют.
Государственные и муниципальные нужды: особенности заключения контрактов
2023 год стал переломным для прямых контрактов по 44-ФЗ. В этом году были внесены значительные изменения, которые влияют на процесс заключения и исполнения контрактов по государственным и муниципальным нуждам. В данном разделе рассмотрим особенности заключения контрактов для государственных и муниципальных нужд с учетом последних изменений.
При проведении государственных и муниципальных закупок на годовую сумму от 100 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей, закупки должны проходить в электронной форме на электронной площадке. В случае, если годовая сумма закупок превышает 1 миллиард рублей, необходимо проводить открытый конкурс, а не заключать прямой контракт. Такие требования обусловлены изменениями в 44-ФЗ (Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») и направлены на обеспечение прозрачности и конкурентности процедуры закупок.
Один из главных изменений касается требований к поставщикам при заключении контракта. С 2024 года необходимо предоставлять гарантии исполнения контракта в виде банковской гарантии или страхового полиса. Такая мера позволяет обеспечить надежность выполнения контракта и снизить риски для заказчика. Для получения банковской гарантии или страхового полиса поставщикам рекомендуется обратиться в кредитно-страховое агентство.
Также внесены ограничения в изменение объекта контракта. Теперь заказчикам запрещено вносить существенные изменения в контракт после его заключения без проведения новых процедур закупок. Если заказчик все же планирует изменить условия контракта, он может обратиться в Федеральное агентство по государственному заказу (ФАГЗ) для получения разъяснений и инструкций по данному вопросу.
Для уверенности в правильности заключения контрактов по государственным и муниципальным нуждам заказчики могут ознакомиться с образцами договоров, предоставленными Министерством экономического развития и российскими агентствами по госзакупкам. Эти образцы помогут подготовиться к заключению контракта и избежать нарушений требований 44-ФЗ.
Особое внимание внесенное изменения в правила заключения контрактов для государственных и муниципальных нужд обращают на экологические требования. Теперь при заключении контракта заказчикам необходимо учитывать последствия для окружающей среды и разработать план мероприятий по соблюдению экологических норм и требований в процессе выполнения работ или оказания услуг
В случае нарушения экологических норм заказчикам грозят штрафы, устанавливаемые Федеральным агентством по государственным заказам.
Таким образом, изменения в прямых контрактах по 44-ФЗ в 2024 году вносят существенные ограничения и новые возможности для заказчиков при заключении контрактов на государственные и муниципальные нужды. Для успешного применения этих изменений необходимо внимательно изучить новые требования и положения Федерального закона и произвести соответствующие корректировки в процессе заключения и исполнения контрактов.
Важные изменения в госзакупках в 2023 году
- наименование товара;
- его параметры;
- товарный знак — при наличии;
- страна изготовления;
- цена за одну единицу поставляемого товара;
- предполагаемое количество;
- срок действия предложения;
- информация об участнике;
- декларация о соответствии требованиям, предъявляемым к участникам госзакупок, и документы, подтверждающие такое соответствие;
- решение об одобрении крупной сделки.
В январе 2023 года Правительством РФ вынесен на рассмотрение Госдумызаконопроект, предполагающий серьезный пересмотр существующей системы закупок и внесение в нее множества новшеств. Как планируется реформировать закон 44-ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями, рассмотрим подробнее.
Заказчик тоже публикует извещение, сообщая тем самым о своей потребности. В течение часа с момента публикации извещения заказчика оператор ЭП анализирует имеющиеся предварительные предложения, вычленяет из них пять с минимальной ценой поставки и направляет их заказчику.
- до 01.01.2023 действовала норма о том, что 44-ФЗ не распространяется на закупки при подготовке проведения общероссийского голосования. Теперь эта норма отменена;
- статья 2 44-ФЗ дополнена частью 5, регулирующей сроки вступления в силу закона, вносящего изменения в положения 44-ФЗ, которые посвящены планированию закупок;
- дополнены обязанности закупочной комиссии в рамках ч. 8 ст. 31. Отныне комиссии обязаны проверять данные, предоставляемые электронной площадкой, о том, привлекался ли участник к ответственности за незаконное вознаграждение от имени юрлица. Новое требование связано со вступлением в силу с января 2023 года Постановления Правительства №917 от 18.07.2023.
10. Минфин обновил правила, связанные с казначейским сопровождением: Приказом Минфина №334н от 30.12.2023 утверждены правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контракту при таком сопровождении, Приказом №316н от 22.12.2023 утвержден порядок казначейского обеспечения обязательств.
В Закон о контрактной системе внесены важные изменения
Критерии выбора поставщиков Заработают критерии выбора поставщиков на поставку лекарств без проведения тендера Постановление Правительства от 16.
Правительство или президент обозначат поставщиков из числа организаций, которые: Выпускают продукцию на территории ЕАЭС. Последние 3 года уже поставляют лекарства по госконтрактам по 44-ФЗ или 223-ФЗ. Не находятся под контролем иностранного инвестора или группы лиц. Обладают патентом на активное вещество. Документ должен действовать не менее срока, на который выбрали такого поставщика. Теперь заказчики не будут выбирать поставщиков импортных электроколясок, если есть хотя бы одно предложение о поставке российской или приравненной к ней продукции.
На запчасти для колясок правило не распространяется. Напоминаем, что в конце 2023 года заработал запрет на покупку импортных пассажирских и грузовых вертолетов Постановление Правительства от 28. Также расширен перечень подобного транспорта с ограничениями допуска. Нововведения уже применяют с 29.
Казначейское сопровождение В отдельных контрактах с казначейским сопровождением теперь оплату переводят после передачи заказчиком в казначейство документов о поставке, а аванс на материалы и оборудование перечисляют после передачи их перечня в ведомство 520-ФЗ от 02. Требования к поставщикам об открытии счетов в казначействе и финорганах и положения о запрете на перевод денег в иные кредитные организации перестали включать в госконтракты. Ожидается, что нововведения упростят поставщикам работу с госзаказом.
Нарушения при подготовке Технических заданий и обоснований Н м ЦД несущие риски уголовной ответственности. NEW — примеры содержания Регламента закупочной деятельности в части порядка установления персональной ответственности функционального заказчика инициатора разработчика ТЗ.
Образец регламента с рекомендуемыми разделами и пунктами. Новые требования к подтверждению соответствия продукции; Особенности установления требований к наличию лицензий и документы, подтверждающие факт наличия лицензии; Особенности установления требования к членству в СРО и порядок проверки; Особенности установления требований о предоставлении и сроке действия РУ, СП, СТ-1, сертификатов, деклараций и их проверки; Сложные и спорные вопросы применения КТРУ отдельными заказчиками; Особенности установления требований к расширенной комплектации товара из КТРУ.
Обзор практики применения КТРУ. Судебная и административная практика; Дополнительные обязательные случаи проведения закупок по 44-ФЗ для гос. Порядок обоснования невозможности закупки отечественного ПО; Требования к порядку оценки заявок. Типовые ошибки при формировании подкритериев, ошибки при установлении весовых показателей критериев; Тонкости установления требований к заявке и порядку оценки коллективного участника; Последствия чрезмерного усложнения инструкции по подготовке заявок; Запреты на участие в закупках отдельных видов организаций; Порядок закупки у взаимозависимых лиц.
Обзор реализации программ развития отдельными заказчиками. Формы поддержки — офсетные договора, консультационная, финансовая и др. ПП РФ от 28. Требования к закупочным комиссиям в части противодействия коррупции: Соотнесение понятий «конфликт интересов» и «аффилированность»; 273-ФЗ от 25.
Лектор Бабунов Сергей Валерьевич — старший лектор и руководитель учебно-методического и экспертно-консультационного центра, более 13 лет преподавательской деятельности в том числе обучение работе с электронными торговыми площадками, проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки , опыт работы заведующим кафедрой государственных муниципальных и корпоративных закупок в федеральном ВУЗе 2018 — 2021 гг.
Поддержка бизнеса в условиях санкций
Одним из ключевых аспектов изменения существенных условий контракта по 44-ФЗ относится предмет работ. В условиях санкций могут возникнуть ограничения на поставку некоторых строительных элементов. Поддержка бизнеса заключается в возможности изменить структурные элементы контракта, чтобы адаптироваться к новым условиям.
Кроме того, изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ может касаться и самого предмета работ. Например, вводить новые требования к качеству выполнения работ или срокам их выполнения. Это позволит бизнесу более гибко реагировать на санкции и поддерживать свою деятельность на должном уровне.
Важно отметить, что поддержка бизнеса в условиях санкций требует изменения не только существенных условий контракта, но и соответствующего приказа. Такой приказ может содержать инструкции и рекомендации по внесению изменений в контракты, а также описывать механизмы поддержки бизнеса
В соответствии с условиями контракта по 44-ФЗ, правительство Российской Федерации имеет право вносить изменения в предмет контракта, если это необходимо для соблюдения законодательства, обеспечения национальной безопасности или в связи с введением санкций.
Изменение предмета контракта может касаться различных видов деятельности, включая строительные работы. Например, правительство может решить изменить условия контракта, чтобы добавить или исключить определенные структурные элементы из проекта строительства.
Такие изменения могут быть существенными и влиять на сроки выполнения работ, стоимость контракта и другие важные условия. При этом, чтобы изменение предмета контракта было легитимным, необходимо выполнение определенных формальностей, таких как вынесение приказа о внесении изменений и уведомление всех заинтересованных сторон.
Госконтракты по 44-ФЗ являются важным инструментом поддержки бизнеса и развития экономики. Правительство имеет право вносить изменения в предмет контракта для поддержания реализации стратегических проектов, даже в условиях экономической нестабильности.
В целом, изменение предмета контракта по 44-ФЗ является законным и обоснованным инструментом, позволяющим государству адаптироваться к изменяющимся условиям и обеспечивать национальные интересы в сфере госзакупок.
Порядок заключения контракта по 44 ФЗ
Порядок заключения контракта по 44 ФЗ (Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») определяет правила и условия прямого проведения госконтрактов без проведения торгов. В новом механизме заключения контракта существует возможность применять контрактные отношения на основе прямого заключения в случаях, когда заказчик вправе применять порядок заключения контракта по 44 ФЗ.
Для заключения прямого контракта по 44 ФЗ требуется соблюдение определенных условий и процедур. Во-первых, заказчик должен иметь право заключать прямые контракты в соответствии с законодательством. Во-вторых, необходимо проведение процедуры открытого конкурса на участие всех заинтересованных поставщиков, которые подали предложения на участие в проведении признаваемые участниками открытого конкурса.
Новый порядок заключения контракта по 44 ФЗ включает в себя такие этапы, как составление проекта договора, подписание договора, подготовка и размещение итогового документа, осуществление контроля за исполнением договора. При этом для определения суммы контракта используется механизм формирования стоимости контракта на основе сметной документации и иных документов, установленных в соответствии со статьей методов прямого заключения госконтракта по 44-ФЗ
Одним из существенных элементов заключения контракта является подписание договора заказчиком и поставщиком. При этом обязательно применение таких форм, как «сметной документации», «образца договора» и «условий договора». Кроме того, в случаях, когда контракт заключается на поставку товаров, работы и услуг, подлежащих определенной процедуре технического контроля, заказчик вправе применять технические условия, определяющие требования, которым должны соответствовать товары, работы и услуги, а также порядок проведения контроля.
Таким образом, порядок заключения контракта по 44 ФЗ подразумевает применение нового механизма прямого заключения госконтракта в соответствии с определенными условиями и процедурами. Он определяет порядок проведения открытого конкурса, формирования итогового документа, осуществления контроля за исполнением договора и применение различных форм и условий договора в зависимости от конкретных требований.
Выводы:
В грядущей перспективе намечена работа по завершению перехода конкурентных видов закупок на полноценный электронный документооборот. Подписание контрактов между контрагентами на бумаге останется в прошлом.
Размещать, подписывать, отправлять документы в конкурентных процедурах, объявленных после 1 апреля потребуется в структурированном виде .
Из документа «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024–2026 годы» также очевиден курс на взаимную интеграцию уже существующих гос. систем. По примеру с тем, как сегодня происходит обмен данными между Единой информационной системой и порталом Госуслуг, будет реализовано взаимодействие других цифровых сервисов.
Помимо аспектов, касающихся совершенствования контрактной системы, затронута тема активного включения в новом году присоединенных областей в госзакупки согласно российскому законодательству.
Нововведения помимо прочего коснутся системы казначейского сопровождения. За них будет отвечать сервис электронного санкционирования расходов «Электронный бюджет». Техническое ноу-хау обеспечит возможность проведения мгновенных платежей, в тех операциях, которые не предполагают наличие подтверждающих документов.
Итак, можно заключить, что для государства по состоянию на конец 2023 года приоритетными направлениями остаются работа на повышение эффективности и открытости в вопросах расходования бюджетных средств, а также совершенствование механизмов импортозамещения для минимизации потерь в особенно уязвимых областях экономики.
—————————————————————————————————————————