Социальная установка
Социальная установка занимает важнейшее место в исследовании социальной психологии личности. Для того чтобы обратиться к понятию установки, учёные ставили перед собой ряд вопросов, например: «Почему человек в тех или иных ситуациях поступает именно так?» или «Чем руководствуется человек, когда он выбирает тот или иной мотив?». В самом простом значении социальная установка даёт ответы на эти вопросы.
Выделяются три возрастных этапа формирования установок: 1) возраст до 12 лет — в этот период установки соответствуют родительским моделям; 2) с 12 до 20 лет — на протяжении этого периода установки конкретизируются и формируются с учётом усвоения социальных ролей; 3) с 20 до 30 лет — на данном этапе наблюдается устойчивость установок, и на их основе формируется определённая система убеждений. К 30 годам изменить установки становится довольно трудно.
Исследователи отмечают, что социальная установка имеет трёхкомпонентную структуру: а) когнитивный компонент (осознание); б) аффективный компонент (эмоциональная оценка, выявление симпатии или антипатии); в) поведенческий компонент (готовность к действию).
Влияние окружающей среды на социализацию
Окружающая среда играет ключевую роль в формировании социальных качеств человека. Взаимодействие с различными людьми, группами и институтами влияет на его поведение, ценности и убеждения.
- Семья: Первоначальная социализация происходит в семье, где человек учится нормам и ценностям общества.
- Школа: Образовательные учреждения играют важную роль в социализации, формируя навыки общения, самодисциплину и ценности.
- Среда обитания: Жизненные условия, культурные особенности и общественный порядок влияют на поведение и мировоззрение человека.
Это интересно: История фразы «Хьюстон, у нас проблемы»: происхождение и популярность
II. «Персональное влияние».
Существует три основные модели распространения персонального влияния:
- «перетекание» сверху вниз;
- двухэтапное распространение;
- теория мультиэтапного взаимодействия.
«Перетекание» сверху вниз.
Представители низших классов зачастую копируют поведение людей из высших классов, т.е. влияние распространяется вертикально по социальным классам. Считается, что люди из высших классов демонстрируют своё богатство посредством «показательного потребления» и их поведение повторяется, по возможности, в более низких слоях общества.
Двухэтапное распространение.
Новые идеи и другая информация из СМИ прежде всего попадает к людям, оказывающим влияние. Те в свою очередь в устной форме передают её остальным людям, более пассивным в плане поиска информации и менее подверженных влиянию СМИ и других источников.
Теория мультиэтапного взаимодействия.
Те, кто оказывают влияние, и те, кто ищут информацию, в равной степени подвержены воздействию масс-медиа. На этом положении основана модель мультиэтапных взаимодействий, в соответствии с которой информация попадает непосредственно к разного рода потребителям, включая лидеров мнений и лиц, ищущих совета.
Что такое окружение человека и как оно влияет на развитие личности
Окружение человека – это совокупность всех внешних условий, в которых он находится, включая физическую, социальную и культурную среду. Окружение оказывает значительное влияние на развитие личности человека и формирование его характера, мировоззрения, убеждений и ценностей.
Физическое окружение:
- Физическое окружение включает в себя природные условия, такие как климат, география, природные ресурсы и микроклимат.
- Это также место проживания человека – город, деревня, сельская местность – с их характерными особенностями и условиями жизни.
Социальное окружение:
- Социальное окружение охватывает общественные отношения, в которых живет человек.
- Это включает в себя семью, друзей, коллег, соседей и других людей, с которыми взаимодействует человек.
- Социальное окружение включает также институты и организации: школы, университеты, рабочие места, религиозные общины и прочие социальные структуры.
Культурное окружение:
- Культурное окружение представляет собой совокупность норм, ценностей, обычаев и традиций, принятых в данной культуре.
- Оно включает язык, искусство, религию, музыку, литературу и другие аспекты культуры.
- Культурное окружение формирует мировоззрение человека, его представления о правильном и неправильном, нравственности и этике.
Окружение непосредственно влияет на развитие личности человека:
- Физическое окружение может влиять на здоровье и физическую активность человека, формируя его привычки и образ жизни.
- Социальное окружение оказывает влияние на социальные навыки, коммуникативные способности и развитие личных отношений.
- Культурное окружение формирует ценностные ориентации, мировоззрение и самосознание.
- Окружение также предоставляет человеку возможности для образования, культурного развития, профессионального роста и самореализации.
Важно отметить, что окружение человека не является статичным, оно постоянно меняется и влияет на личность в течение всей её жизни. Понимание роли окружения и активное участие в его формировании позволяют человеку развиваться и достигать успеха в различных сферах жизни
Функции общества
Мы разобрались с тем, что такое общество.
Самое время рассмотреть, для чего нужно общество и какую роль оно выполняет в нашей жизни. Ученые выделяют следующие функции общества:
- Воспроизводство и социализация человека.
Общество способствует тому, что люди появляются на свет, а также воспитывает их.Пример: Одной из важнейших задач в средневековом обществе было создание сильного будущего поколения
В семьях было много детей, а их воспитанию члены семей уделяли значительное внимание, в чем проявляется функция воспроизводства и социализации человека и общества.
Почему человек обязательно должен жить в обществе? Человек не может развиваться вне общества. Первоочередное значение общества проявляется в том, что без него человек неспособен социализироваться. Примером служат «дети джунглей» или «дети-маугли», которые в раннем детстве попали в природную среду и жили вне контакта с человеком. У таких детей продает способность к прямохождению, человеческой речи, осмысленному общению с другими людьми, проявлению различных эмоций и другим элементарным вещам. Даже после того, как «дети-маугли» попадают обратно в общество, попытки освоить простейшие навыки даются им крайне сложно, а зачастую и вовсе заканчиваются неудачей. |
Социализация — это процесс усвоения индивидом культурных норм и социального опыта, который необходим для жизни в обществе, осуществляемый на протяжении всей жизни человека.
- Производство материальных благ и услуг.
Люди производят продукты, товары и предоставляют услуги друг другу.Пример: Российские предприятия космической отрасли являются одними из многих элементов общественной структуры. Они занимаются разработкой и созданием космических аппаратов, являющихся материальными благами.
- Распределение продуктов деятельности.
Люди распределяют деньги, товары, услуги между друг другом.Пример: За счет развитых торговых путей мировое сообщество быстро распределяет продукты экономической деятельности. Так, кофе из стран Латинской Америки продается на полках магазинов других стран.
- Духовное производство.
В обществе создаются произведения искусства, культуры, науки.Пример: В современности создаются различные сериалы и мультфильмы, которые также являются проявлениями духовной культуры. Например, сериал «Восьмидесятые» отражает мнение режиссера о жизни того времени.
- Регламентация и управление деятельностью людей.
В обществе люди придумывают законы и правила, тем самым оказывают влияние на жизнь и деятельность других людей.Пример: Государство N. благодаря своим властным полномочиям издает законы, которые влияют на поступки и поведение людей.
Как проще понять функции общества?Облегчим себе понимание и запоминание первых трех функций общества. Для этого возьмем следующую ассоциацию: Семья Обществолюбов помимо воспитания детей занимается приготовлением праздничных тортов, а полученные с их продажи деньги расходует на походы в парк развлечений. 1) Функция воспроизводства и социализации — это действия семьи Обществолюбов по воспитанию своих детей.2) Производство материальных благ — это изготовление праздничных тортов.3) Распределение продуктов деятельности — это расходование своих денег Обществолюбами на другие продукты и радости жизни. |
Возможность перенимать знания у окружающих
Окружающие люди играют важную роль в процессе познания мира человеком. Благодаря общению и взаимодействию с другими людьми, мы имеем возможность перенимать и усваивать новые знания и опыт.
Один из основных способов получения знаний от окружающих людей — это обучение. Учение в школе или университете позволяет нам получить систематический набор знаний от учителей и профессионалов в различных областях. Учебные программы, лекции и уроки позволяют нам получить не только фактические знания, но и развить мышление и критическое мышление.
Однако знания можно получать не только в формальной учебной среде. В повседневной жизни мы тоже сталкиваемся с возможностью узнавать что-то новое от окружающих людей. Ведь каждый человек обладает своим набором знаний и опыта, которые могут быть полезными и интересными для других.
Путешествия, общение с разными людьми, чтение книг и просмотр фильмов — все эти активности предоставляют нам возможность узнавать новое и расширять свой кругозор. Мы можем задавать вопросы, обсуждать идеи, делиться своими мыслями и узнавать мнение других людей. Таким образом, мы активно взаимодействуем с окружающими и перенимаем их знания и опыт.
Перенимая знания у окружающих, мы становимся более образованными и развитыми. Это помогает нам лучше понимать мир, а также принимать более обоснованные решения. Кроме того, изучение опыта других людей может помочь нам избежать ошибок и неудач, которые они уже совершили.
В целом, способность перенимать знания у окружающих служит важным инструментом в процессе познания мира. Она помогает нам постоянно учиться и развиваться, узнавать что-то новое и применять это в практике
Поэтому важно ценить и активно использовать возможности, которые предоставляют окружающие люди для расширения нашего кругозора и обогащения собственных знаний
Отличительные свойства личности
Свойства личности – это совокупность врожденных и приобретенных характеристик человека, которые лежат в основе его деятельности и отношений с окружающими людьми и миром. Основными свойствами личности, от которых зависит взаимодействие с социумом, в психологии называют характер, темперамент, волю, способности, мотивацию и эмоции.
Под характером в психологии понимают приобретенный способ взаимоотношений с окружающими людьми. Он включает в себя определенную манеру поведения, а также реакцию на происходящие с человеком события. Характер бывает мягким и деликатным, а бывает грубым и бесцеремонным.
Воля означает способность человека управлять психикой, контролировать свои действия, поведение, определенным образом реагировать на происходящее, привносить изменения в окружающий мир. Про силу воли обычно говорят, когда необходимо принимать важные, осознанные решения, при реализации которых требуется приложение определенных усилий, преодоление препятствий.
Воля связана с самоограничением, самоконтролем, необходимостью отказа от чего-либо для достижения поставленной цели, т. е. человек должен пожертвовать чем-то сиюминутным, но для него привлекательным, чтобы получить отдаленное желаемое.
Главная особенность воли заключается в том, что, достигнув результата, человек испытывает моральное удовлетворение.
Главная особенность воли заключается в том, что, достигнув результата, человек испытывает моральное удовлетворение. В процессе достижения цели эмоциональная радость возникает очень редко. Индивид направляет все силы на то, чтобы преодолеть себя, какие-либо препятствия и получить нужный результат. Чем более сильной волей он обладает, тем легче справляется со сложностями и быстрее развивается.
Под темпераментом в психологии понимают психические качества человека, определяющие его поведение, настроение, скорость их изменения, эмоциональную устойчивость.
Эмоциями в психологии называют положительные и отрицательные индивидуальные переживания человека, испытываемые в ответ на определенные ситуации и раздражители. Выделяют следующие виды эмоций:
-
Настроение, под которым понимают общий настрой человека в разное время.
-
Простые эмоции, которые связаны с необходимостью удовлетворения базовых потребностей.
-
Чувства – означают комплекс переживаний, вызванный отношением к определенному объекту.
-
Аффекты – яркие и острые эмоции, возникающие в качестве ответа на раздражитель, отличаются кратковременностью и высокой интенсивностью.
-
Страсть – сильные эмоции, которыми человек не в состоянии управлять.
-
Стресс – совокупность отрицательных эмоций и физического состояния человека, возникает в ответ на психологическую и эмоциональную перегрузку.
Качество жизни человека во многом зависит от испытываемых им эмоций. Люди ощущают неодинаковые эмоции, разница заключается в том, с какой скоростью они реагируют на те или иные события и раздражители, как долго переживают случившееся, какие эмоции испытывают чаще – положительные или отрицательные. Переживания влияют на совершаемые человеком поступки, принимаемые им решения.
Под мотивацией в психологии понимают совокупность причин, лежащих в основе поведения человека.
Мотив вызывает целенаправленное поведение индивида. На мотивацию влияют желания человека, его потребность в чем-либо. Именно благодаря постановке целей он начинает совершать активные действия, добиваясь их.
Способности означают врожденные умения и навыки, без которых невозможно решать определенные задачи. Они помогают легче и быстрее приобретать знания и опыт, которые в дальнейшем помогают лучше справляться со стоящими перед человеком задачами.
Понятие общества
Мы собираемся изучать обществознание, а его основным объектом — тем, что непосредственно изучает наука — является общество.
Что такое общество? Над этим вопросом размышляли многие великие умы долгие годы. Общество является таким же разнообразным по своей структуре, как и пицца. Пицца включается в себя разные ингредиенты, в зависимости от предпочтений человека. Общество тоже имеет в своем строении разные элементы. Поняв эти элементы, мы сможем собрать свое знание об обществе как пиццу.
Теперь чуть более научно.
Общество (в широком смысле) — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия между людьми и формы объединения людей.
На первый взгляд кажется, что это сложный и непонятный термин, но сейчас мы подробно разберем отдельные части определения и все прояснится.
- Общество — это часть материального мира.
- Под материальным миром нужно понимать вещи, предметы, то есть все то, что мы можем потрогать.
- Духовный мир, в отличие от материального, представляет собой знания, информацию, которые мы не можем потрогать.
Например, общество из фильма «Матрица» нереальное и это лишь плод фантазий режиссера. А вот наше общество, в котором мы живем — материально.
- Общество обособлено от природы, но при этом тесно с ней связано.
Люди отделились от природы, мы создали для себя собственные правила и свою культуру.
Вспомним мультфильм «Мадагаскар», в котором лев Алекс кусал зебру, так как в мире животных это считается нормальным. Но в обществе людей такое считается неприемлемым и диким, поэтому люди существуют обособленно от законов природы.
В то же время мы тесно связаны с природой. Допустим, выбирая курорт для отдыха, люди обязательно учитывают климатические особенности, погодные условия.
Взаимодействие природы и общества помогает понять термин «окружающая среда». Есть два вида окружающей среды — естественная и искусственная.
- Естественная среда всегда окружала человека, чье существование во многом зависело и зависит до сих пор от ее особенностей.
- Искусственная среда создается человеком — дома, города, предприятия, дороги, художественные произведения и др.
К искусственной среде относится и общество, и социальные отношения. Искусственная среда плохо влияет на естественную среду — в этом суть экологической проблемы. Тем не менее их связь остается неразрывной при всей их противоречивости.
- Общество включает в себя способы взаимодействия между людьми и формы объединения людей.
Люди объединяются в различные формы — образуют семьи, группы по интересам, целые народы — и взаимодействуют между собой разными способами: через общение, дружбу, сотрудничество или конфликты.
У большинства понятий обществознания можно выделить только одно опрПонятия общества в узком смыслееделение, но только не для общества! Общество в узком смысле понимается аж в четырех различных значениях.
Общество (в узком смысле) — это:
- Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения.
Например, клуб любителей малиновых пирогов, ассоциация адвокатов, фанаты Стаса Михайлова и т.д.
- Отдельное конкретное общество, государство, страна, регион.
Например, российское общество, мексиканский народ.
- Исторический этап в развитии человечества.
Например, первобытное общество (вспомним неандертальцев), средневековое общество, феодальное общество.
- Человечество в целом, то есть все жители Земли.
Необходимо четко понимать, в чем разница между двумя значениями общества.
Будьте аккуратны: формулировка «Все человечество в прошлом, настоящем и будущем» — это общество в широком смысле, так как охватывает больше, чем просто людей, рассматривая человечество во временных отрезках.
Формирование социальных навыков у человека
Формирование социальных навыков начинается с самого детства и продолжается на протяжении всей жизни. Основные этапы в развитии социальных навыков у человека включают:
1. Детство: на этом этапе формируются основы социализации через контакты с семьей, детским коллективом и другими детьми.
2. Подростковый возраст: здесь происходит активное общение внутри сверстников, формирование стереотипов поведения и ценностей.
3. Юношеский возраст: в это время человек начинает выстраивать свои отношения в обществе, определяет свою социальную роль и ответственность.
4. Взрослая жизнь: здесь происходит углубление социальных навыков, умение строить карьеру, поддерживать отношения с окружающими и решать конфликты.
Важно понимать, что развитие социальных навыков требует постоянной практики, саморазвития и готовности к обучению
Привитие навыков самостоятельности
Привитие навыков самостоятельности начинается с раннего детства. Родители и близкие взрослые играют ключевую роль в этом процессе, поскольку они являются примером для малыша. Дети наблюдают за взрослыми и постепенно осваивают элементарные навыки самостоятельности.
Один из первых навыков, который ребенку необходимо освоить, это умение кушать самостоятельно. С помощью стола-стула и специальной детской посуды, дети учатся держать ложку и вилку, самостоятельно класть еду в рот и пить из стакана. Постепенно они учатся различать вкусы и предпочтения, а также справляться с простыми задачами, такими как разливание воды или наливание сока.
Другим важным навыком является самостоятельное одевание. Ребенок учится самостоятельно одеваться, начиная с закрепления пуговиц и застежек-молний на детской одежде, а затем переходя к самостоятельному выбору и комбинированию одежды. Это развивает их творческое мышление и способность принимать решения.
Для развития навыков самостоятельности необходимо создать специальные условия. В детской комнате можно организовать низкий стул и небольшой стол, где ребенок сможет самостоятельно рисовать и играть в игры. В ванной комнате можно предоставить ребенку специальные моющие средства и полотенца, чтобы они могли самостоятельно принимать ванну и заботиться о своей гигиене.
Важным аспектом привития навыков самостоятельности является воспитание ответственности. Ребенок должен понимать, что самостоятельность несет за собой определенные обязанности и что от его действий зависит результат. Постепенно ребенок начинает брать ответственность за порядок в своей комнате, за свои вещи и за выполнение простых домашних заданий.
Привитие навыков самостоятельности играет важную роль в развитии ребенка. Эти навыки помогают ребенку стать независимым и уверенным в себе. Они также развивают его когнитивные и моторные способности, а также способность принимать решения и решать проблемы.
Навыки самостоятельности | Примеры |
---|---|
Закусывать еду | Класть пищу в рот самостоятельно |
Одеваться | Надевать одежду самостоятельно |
Умываться | Мыть руки и лицо самостоятельно |
Убирать игрушки | Самостоятельно убирать игрушки после игры |
Выполнять простые задания | Собирать пазлы или делать элементарные конструкции |
Влияние коммуникации на психологическое состояние
Коммуникация играет важную роль в психологическом состоянии человека. Взаимодействие с другими людьми позволяет нам выразить свои мысли, чувства и потребности, а также получить поддержку и понимание. Коммуникация может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на наше психическое и эмоциональное состояние.
Положительное влияние
Качественная коммуникация способна улучшить наше настроение и самочувствие. Приятное общение с близкими и доверенными людьми может вызывать положительные эмоции, укреплять наше самооценку и повышать уверенность в себе. Когда мы чувствуем, что нас слушают и понимают, мы становимся более открытыми для общения и готовыми к сотрудничеству
Также, благоприятная коммуникация способствует развитию эмпатии и социальных навыков, что важно для формирования гармоничных отношений с окружающими
Отрицательное влияние
Однако, негативная коммуникация может нанести вред нашей психике и эмоциональному состоянию. Оскорбления, унижения, неуважительные высказывания или жесты могут вызывать чувства стыда, обиды, агрессии и депрессии. Постоянная критика или игнорирование наших потребностей и чувств может привести к развитию комплексов неполноценности и социальной изоляции. Также, неблагоприятное общение может усилить стрессовые или тревожные состояния, осложнить установление и поддержание взаимопонимания.
Положительное влияние коммуникации на психологическое состояние: | Отрицательное влияние коммуникации на психологическое состояние: |
---|---|
Повышение настроения и самочувствия | Появление чувств стыда, обиды и агрессии |
Укрепление самооценки и уверенности в себе | Развитие комплексов неполноценности и социальной изоляции |
Формирование гармоничных отношений с окружающими | Усиление стрессовых и тревожных состояний |
Поэтому, важно осознавать влияние коммуникации на наше психическое состояние и стараться создавать и поддерживать положительное общение с окружающими людьми
Социальное окружение
Этот фактор достаточно сильно влияет на изменение личности
Многие исследователи придавали окружающей среде важное значение
Например один исследователь, в своем труде, скомпоновал теории некоторых ученных — Аристотеля, Гиппократа, Конфуция, исходя из которых отличие в поступках личности заключается в климатических, географических и других природных факторов.
Выросшие в разных условиях люди, могут сильно отличаться друг от друга. Конечно, не только географические либо климатические условия можно отнести к физическому окружению. Существует так называемое СОЦИАЛЬНОЕ окружение, которое оказывает не меньшее влияние на становление человека, как личности. С самых первых годов жизни закладывается социальный фундамент. Именно в эти годы дети впитывают в себя всю информацию, как губка.
Если разбить социализацию человека на группы, то можно выделить несколько:
- Детский период. На становление личности большое влияние оказывает ничто иное, как родительское мнение. Те привычки, которые ребенку будут привиты с детства, сохранятся с ним на протяжении всей жизни.
- Дошкольный. В дошкольном периоде влияние оказывают дети, которые находятся рядом в тот момент. Которые так же обучаются в детском саду. Ребенок учится выстраивать свои взаимоотношения с другими детьми, воспитателями. Ребенок изменяется, подражая «популярным» детям. Изменению может подвергнуться привычки и даже характер.
- Подростковый. В подростковом возрасте дети сталкиваются с проблемой резкого отличия в поведении окружающей их социальной группы. Это нередко вызывает подростковый кризис, которому свойственен дух непокорности, стремление сделать что либо индивидуально, не так как все, и не так как принято в обществе.
- Юношеский. В юношеском возрасте завершается активный период слияния с социумом. Сейчас происходят важные изменения как на физическом так и на психологическом уровне. Происходит узнавание своего «Я» , своего предназначения в жизни. Можно наблюдать непрерывный поиск нравственных ценностей, связанных со смыслом жизни.
Важность невербального общения
Один из основных аспектов невербального общения – это язык жестов и мимика лица. Они могут передавать много информации о настроении и эмоциональном состоянии человека. Например, улыбка может показать, что человек рад и дружелюбен, а суровое выражение лица может указывать на раздражение или неудовольствие. Этот вид невербального общения особенно важен в коммуникации, так как позволяет понять, как именно человек относится к собеседнику или предмету разговора.
Также невербальное общение включает в себя тон и интонацию голоса. Они могут передавать информацию о настроении, уверенности или неуверенности говорящего. Например, высокий и пронзительный тон голоса часто ассоциируется с негативными эмоциями, в то время как низкий и спокойный тон голоса может передавать уверенность и спокойствие.
Кроме того, невербальное общение включает в себя и другие факторы, такие как жесты рук, особенности походки, мимика и интонация речи. Полноценное понимание невербального общения позволяет человеку чувствовать собеседника, понимать его эмоции и настроение, а также устанавливать эмоциональную связь между говорящими. Иногда невербальное сообщение может быть более мощным и влиятельным, чем слова.
Таким образом, невербальное общение является важным инструментом в процессе общения между людьми. Оно позволяет передавать эмоции и отношение, улучшает понимание и укрепляет связь между говорящими.