Теории лидерства

Диктатор

Руководитель с таким стилем управления обычно держит абсолютную власть над командой. Его мнение по дефолту считается единственно верным, все задачи раздаются в форме приказа, без возможности их обсуждать. 

Обычно такой руководитель все держит в своей голове и следит за каждым шагом подчиненных. Он яро против любых отклонений в реализации задач, если об этих отклонениях он не сказал.  

Яркое проявление такого стиля лидерства — тимлид, который не дает даже права на ошибку, он требует от команды, чтобы она писала код ровно так, как он хочет и не воспринимает мнение разработчиков, даже если эти мнения корректны. 

Плюсы

  1. Быстрый результат. Диктатор фокусирует команду на конкретном исполнении задач. 

  2. Высокая производительность каждого сотрудника, но на коротком промежутке времени.

  3. Фокус команды на том, что нужно руководителю, то есть она мотивирована на том, чтобы достичь цели, которая нужна лидеру. 

Минусы

  1. Снижение продуктивности при отсутствии лидера. Все, что команда делает — это выполняет поручения лидера, и если из этой цепочки лидера убрать, то команда не будет понимать, что ей делать дальше.

  2. Отсутствует передача опыта. Из-за того, что команда выполняет конкретные задачи и не обладает картиной в целом.

  3. Натянутые отношения с лидером. Думаю, что никому не нравится работать с диктатором.

  4. Высокий уровень текучки кадров. При таком стиле лидерства внутри команды много стрессовых ситуаций и климат напряженный. 

Какой у вас стиль лидерства?

Как вы видите, существует множество разных теорий и концепций лидерства. 

Теория Левина разделяет всех лидеров на три категории, самой эффективной из которых является коллегиальное лидерство. Теория эмоционального лидерства предусматривает шесть стилей лидерства, которые эффективный лидер применяет в тот или ной момент в зависимости от текущих обстоятельств. Басс предлагает нам два противоположных стиля: трансформационный и транзакционный. В первом случае мотивация обеспечивается вдохновением сотрудников, а во втором — методом кнута и пряника.  

Не существует единственно правильного стиля лидерства, но есть стиль, к которому вы склонны по природе. Какой стиль вам ближе всего? Что вам привычно? Взвесьте все преимущества и недостатки, чтобы стать лидером, который настраивает своих последователей на успех. Если с текущим стилем лидерства что-то не получается, попробуйте какой-нибудь другой подход. 

Читать 39 бизнес-цитат для воодушевления вашей команды

Эталонный стиль лидерства

Лидер с эталонным стилем задаёт пример высоких показателей, продуктивности и качества. Данный стиль лидерства предполагает, что участники коллектива должны идти по стопам своего лидера. Если участники не поспевают за лидером, он вмешается и выполнит задачу правильно. 

Лидер с эталонным стилем эффективен, когда он формулирует чёткие требования и мотивирует сотрудников соблюдать сроки. Такое лидерство неэффективно, когда коллектив перестаёт доверять лидеру, подвергается стрессу и перегрузке или теряет мотивацию. 

Преимущества эталонного стиля лидерства:

  • Лидеры с этим стилем способны достигать целей компании в установленные сроки. 

  • Эталонный стиль лидерства позволяет в полной мере использовать потенциал коллектива. 

  • Отчётность о ходе работ позволяет оперативно выявлять проблемы. 

Недостатки эталонного стиля лидерства:

При лидерстве с эталонным стилем сотрудники могут испытывать стресс и терять мотивацию, что вызывает снижение морального духа в коллективе. 
Сотрудники могут перестать доверять лидеру, если он будет следить за каждым их шагом и корректировать каждое их действие.
Излишнее внимание к результатам и срокам чревато снижением творческого потенциала. 
Недостаточная обратная связь. 

Отеческий стиль лидерства

Отеческий стиль лидерства ориентирован на отношения. Главное для такого лидера — создать гармонию. Этот харизматичный лидер работает над созданием и развитием рабочих отношений, способствующих сплочению и позитивному настрою в коллективе. 

Лидер с отеческим стилем помогает при создании новой команды или в условиях кризиса, поскольку в обеих этих ситуациях требуется доверие. Однако этот стиль лидерства может вредить, когда лидер слишком увлечён поддержанием образа друга и в меньшей степени занимается повышением производительности и достижением целей компании. 

Преимущества отческого стиля лидерства:

Моральный дух команды поддерживается положительной и конструктивной обратной связью.
Межличностные конфликты быстро прекращаются. 
Участники коллектива чувствуют свою важность и меньше подвержены стрессу.
Отеческий стиль лидерства создаёт тесные связи в коллективах, члены которых нацелены на то, чтобы помогать друг другу. 

Недостатки отческого стиля лидерства:

  • Некоторые сотрудники могут работать недостаточно эффективно, находясь вне поля зрения. Отсутствие чёткого определения обязанностей может привести к возникновению так называемой социальной лени. 

  • Лидеры с отеческим стилем неохотно озвучивают критику, что не помогает другим расти.

  • Цели организации часто забываются. 

  • Участники коллектива становятся эмоционально зависимыми от лидера. Если лидер перейдёт в другую команду или уйдёт из компании, остальная часть коллектива окажется потерянной.

Читать статью «Лидерство как служение: как вести команду, выполняя её потребности»

Трансформационное лидерство

Помимо теории лидерства Левина и теории эмоционального лидерства есть ещё два стиля лидерства, достойных вашего внимания: трансформационное и транзакционное лидерство. 

Оба этих стиля были описаны Бернардом М. Бассом, американским психологом, изучавшим лидерство и поведение в организациях. Даже если вы ещё ничего не слышали о них, наверняка вы уже видели их в действии. 

Самая популярная теория Бернарда М. Басса — это трансформационное лидерство, которое представляет собой сочетание четырёх лидерских качеств. Эта теория была сформулирована на основе концепции Джеймса МакГрегора Бёрнса 1978 года, в которой он утверждал, что лидеры и их последователи помогают друг другу повышать моральный дух и мотивацию. 

Лидеры с этим стилем пользуются доверием и уважением со стороны тех, кто готов последовать за ними. Четыре лидерских качества при трансформационном лидерстве — это индивидуальный подход, интеллектуальная стимуляция, вдохновляющее мотивирование и идейное влияние. Эти четыре качества определяют, насколько трансформационным является лидер. 

Преимущества трансформационного лидерства:

  • Лидеры с этим стилем применяют коучинг и практикуют поощрение, чтобы вдохновлять свою команду. 

  • Каждый сотрудник воспринимается индивидуально, и это позволяет эффективно использовать все их уникальные навыки. 

  • Сотрудники объединены общим делом, что обеспечивает их рост внутри компании.

  • Каждому сотруднику предоставляется свобода действий. 

Недостатки трансформационного лидерства:

  • Мелкие задачи легко забываются, что затрудняет воплощение концепции в жизнь.

  • Постоянное присутствие лидера может привести к перегрузке и выгоранию сотрудников. 

  • Цели лидера должны согласовываться с целями компании, иначе возможно возникновение рисков. 

  • Все сотрудники должны испытывать уважение к лидеру и соглашаться с его подходом. 

Формалист

Такой стиль, как и в случае с диктатором, не терпит отклонений в исполнении задач, но добивается он этого не через силу и давление, а через написание и фиксирование жестких регламентов. 

Ему важно, чтобы все работали по инструкции, чтобы все было задокументировано и четко обозначено каждому участнику команды.  Возможно, вы встречались с таким тимлидом, когда необходимо было реализовать маленькую задачу, выполнение которой несло  большой результат бизнесу. А тимлид-формалист требует, чтобы задача была сформулирована по регламенту, поставлена в Jira, где она дождется своей очереди для приоритезации и, возможно, через пару недель уже будет реализована

То есть такой тимлид обычно уходит в крайность и подходит к процессу очень не гибко. 

Плюсы 

  1. Каждый член команды имеет четкие указания и инструкции к выполнению. Сотрудник знает, как выполнять задачу. В отличие от диктаторского стиля, если из команды убрать лидера-формалиста, то она какое-то время сможет выполнять свои задачи. 

  2. Четкая структура и качественная организация процесса.

  3. Задокументированные процессы.

Минусы 

  1. Негибкие процедуры.  

  2. Дорогие изменения.

  3. Отсутствие личной заинтересованности команды, потому что они не понимают общей картины, а просто выполняют задачи.

Лидерство и руководство

Лидерство и руководство зачастую используются как взаимозаменяемые понятия. Однако они имеют разные значения.

Лидер опирается на своё видение, продвигая компанию вперёд и поддерживая при этом вдохновение в своей команде. Кроме того, они оказывают положительное влияние на социальном уровне и могут использовать его в интересах организации. С другой стороны, руководители могут выполнять в компании функцию операционного сопровождения проектов, используя особый стиль руководства. 

—Дастин Московиц, соучредитель и генеральный директор Asana

Не обязательно быть руководителем, чтобы быть лидером. Лидером может быть человек в любой должности, а не только в высших эшелонах. Если, работая на любой должности, вы стремитесь развить в себе лидерские качества, вам будет полезно понимать преимущества и недостатки своего стиля лидерства, а также ознакомиться с другими видами лидерства, которые вам могут подойти. 

Затем мы рассмотрим различные теории и стили лидерства, чтобы вам было проще понять свой стиль. Возможно, вы даже захотите сменить стратегию.

Читать статью «Лидерство и руководство: в чём отличие?»

Коучинг

Лидер-коуч умеет выявлять сильные и слабые стороны других участников коллектива и способствует их развитию. Кроме того, такие лидеры умеют объединять навыки сотрудников с целями компании.

Данный стиль лидерства будет эффективен, если лидер отличается творческим характером, открыт для совместной работы и обеспечивает чёткую обратную связь с коллегами

Также важно, чтобы коуч знал, когда следует отступить и предоставить человеку свободу действий. . Если вам приходилось иметь дело с плохим наставником, вы знаете, что коучинг подходит далеко не всем

Если с коучем не повезло, такое лидерство может превратиться в тотальный мелочный контроль. 

Если вам приходилось иметь дело с плохим наставником, вы знаете, что коучинг подходит далеко не всем. Если с коучем не повезло, такое лидерство может превратиться в тотальный мелочный контроль. 

Преимущества коуч-лидерства:

  • Лидер-коуч может создавать мотивирующую атмосферу, в которой участники с удовольствием работают над проектом.

  • Чётко определённые ожидания способствуют развитию навыков у коллег.

  • Данный стиль лидерства даёт компаниям конкурентные преимущества, поскольку он обеспечивает условия для продуктивной работы квалифицированных специалистов, готовых обучать других.

Недостатки коуч-лидерства:

  • Коучинг требует терпения и времени.

  • Этот стиль эффективен, только если другие готовы его принять. 

  • Лидеры-наставники в значительной степени зависят от отношений, которые могут быть сложными, если нет сыгранности команды. 

Читать статью «Теория обстоятельств Фидлера: почему лидерство не единообразно»

Какие качества присущи лидерам

Если обобщить выводы работ Тимоти Джаджа и соавторов 2002 года, Брайана Хоффмана и соавторов 2011 года, Дэвида МакКлеланда и Ричарда Бояциса 1982 года и Бернарда Басса 1990 года, получится список качеств и навыков, свойственных эффективным лидерам.

  • Экстраверсия — общительность и активность, такие люди испытывают положительные эмоции от работы и общения с другими.
  • Сознательность — надежность, добросовестность и серьезное отношение к обязательствам.
  • Открытость творчеству и нестандартным, инновационным подходам.
  • Порядочность — желание оставаться честным, нетерпение лжи, приверженность сильным моральным и этическим ценностям.
  • Харизматичность — способность формулировать убедительное видение будущего и формировать у окружающих образ сильного высокоэффективного человека.
  • Развитый интеллект в широком смысле: эмпатичность, критическое мышление, умение выстраивать логику, понимать, обучаться, рассуждать и планировать.
  • Креативность — навык творчески мыслить, выходить за рамки сложившихся компетенций и устоявшихся взглядов.
  • Замотивированность — стойкое желание добиваться результатов.
  • Потребность во власти — получение удовольствия от управления людьми и процессами.
  • Коммуникабельность — навыки эффективного письменного и устного межличностного общения.
  • Кризис-менеджмент — умение решать непредвиденные проблемы.
  • Навык принятия решений — способность принимать ответственность и выбирать наиболее оптимальные пути развития.
  • Техническая осведомленность — знание методов, процессов и оборудования.
  • Управленческие навыки, включающие координацию работы, организацию и контроль выполнения задач.

Экономика образования

Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид

Методы управления командой

Совместно с описанными стилями лидер может использовать следующие методы для повышения эффективности мотивации команды.

Метод «кнута и пряника» («теория X и Y» Дугласа МакГрегора)

При недостаточной мотивации некоторых участников команды их можно негативно стимулировать – предупреждать о возможных негативных последствиях, которые могут возникнуть при низком качестве и эффективности их деятельности для достижения поставленной перед ними цели. Подобными последствиями могут быть штрафы, выговоры, исключение из команды и т.п.

Такой подход называется «методом кнута». Его можно применять к участнику с достаточной приверженностью к команде и уважением к лидеру. Иначе от такого стимулирования он может просто уйти из команды.

Также этот метод можно применять, когда участник является временным, и требуется быстро получить от него результат. Или когда он не готов взять на себя ответственность, а хочет стабильности и защищенности.

Но если участник является ценным для команды, то его необходимо стимулировать позитивно – описывать позитивные последствия при его качественной и эффективной работе в команде и успешном достижении поставленной цели. Такими последствиями могут быть премии, награды, дополнительные выходные и т.п.

Такой подход называется «методом пряника». Его необходимо применять, когда от участника требуется длительное время получать результаты. Он повышает его приверженность и укрепляет отношения с командой и лидером.

Этот подход применим к людям, которые готовы брать на себя ответственность, занимаются саморазвитием, самоконтролем и самоуправлением, активно используют и улучшают свои творческие и интеллектуальные способности.

Лидер не должен применять к каждому участнику команды только один из этих методов. Лучше находить баланс в зависимости от уровня приверженности, уважения и доверия участника. Иначе эффективность команды в целом может стать достаточно низкой.

Метод ориентации (модель Митчелла-Хауса)

Для эффективного и успешного достижения цели лидер должен постоянно думать о двух компонентах: ресурсах и результатах.

Главными ресурсами являются участники команды. Лидер должен использовать наиболее подходящий стиль управления командой для повышения ее эффективности. Также лидеру нужно обеспечить высокий уровень мотивации, приверженности и доверия команды.

Лидер должен учитывать, что ресурсы не бесконечны, а наоборот – очень сильно ограничены. Так, участники команды ограничены в своих физических и эмоциональных силах. Нужно поддерживать высокую эффективность каждого участника и обеспечивать команде хороший активный отдых, как на месте работы, так и в свободное время.

Лидер должен активно взаимодействовать с командой, помогать им решать как проблемы при достижении цели, так и внутренние проблемы в команде. Лидеру нужно хорошо разбираться в психологии и оказывать поддержку нуждающимся участникам.

Этот метод называется «ориентация на ресурсы».

Также лидер постоянно должен думать о результате – успешном достижении общих целей команды. Он должен организовать наиболее эффективную команду, состоящую из специалистов и экспертов в тех областях, которые необходимы для достижения цели.

Лидер должен постоянно поддерживать высокую эффективность каждого участника и принимать меры при ее снижении. В такой ситуации лидер не беспокоится об отношениях в команде и их уровне приверженности. Для него главное – добиться успеха.

Такой метод называется «ориентация на результат».

Как и с методом «кнута и пряника», лидер должен одновременно применять оба подхода и находить баланс в зависимости от требуемых ресурсов и уже полученных результатов. Это также повышает эффективность команды в целом.

Эти методы также могут применяться по-разному формальным и неформальным лидерами при их одновременном наличии. Например, начальник может использовать метод кнута и ориентироваться на результат, а авторитет – метод пряника и ориентироваться на ресурсы. При сбалансированной организации их деятельности, это повысит эффективность команды и успешность достижения целей. Для этого можно использовать мощный органайзер онлайн.

Коллегиальный (демократический) стиль лидерства

Коллегиальные, или демократические, лидеры приветствуют все мнения и поощряют совместную работу. И хотя за ними может быть последнее слово, такие лидеры разделяют ответственность за принятие решений между всеми.  

Коллегиальные лидеры участвуют в работе коллектива. Они уделяют время и направляют свои усилия на профессиональный рост коллег, поскольку понимают, что это поможет в достижении конечной цели. Если вы чувствуете себя уверенно в условиях совместной работы, вероятно, вам подойдёт именно этот стиль лидерства.

Коллегиальному лидеру характерны следующие высказывания:

  • Если я буду полагаться на знания и опыт коллег, это поможет и мне выполнять свои обязанности. 

  • При возникновении разногласий в компании необходимо выслушать мнение всех участников и только потом принять решение. 

  • Чем больше людей работает над проектом, тем лучше будет результат. 

  • Я принимаю противоположные мнения, поскольку это помогает сделать конечный продукт лучше. 

Преимущества коллегиального лидерства:

  • Согласно исследованию Левина, это самый эффективный стиль лидерства. 

  • Коллегиальное лидерство способствует повышению качества работы. 

  • Оно поддерживает творческий настрой, а участники коллектива чувствуют себя причастными. 

  • Каждый понимает общую картину и заинтересован в достижении конечной цели. 

Недостатки коллегиального лидерства:

  • Коллективы с коллегиальным лидером не столь продуктивны, как в случае с авторитарным стилем лидерства.

  • Чтобы совместная работа была эффективной, все участники коллектива должны быть вовлечены в процесс. 

Читать о секрете высокой динамики в работе коллектива

Структурная теория лидерства

Замечание 2

Структурная теория, которая еще называется теорией лидерских качеств, своей основной задачей ставит разработку универсальной структуры личности эффективного лидера, а также выявление присущих лидерских черт или характеристик.

Большое количество исследователей хотели выявить определенный набор характеристик, при помощи которых человек становится лидером. Данные исследователи, сообразуясь с уровнем формирования производства на рассматриваемом этапе, ставили на первое место сначала физическую силу, а потом интеллект. Так, по мнению российских исследователей руководителей существует десять основных характеристик, которые являются свойственными современному лидеру. Это:

  • Способность образовывать управленческую команду;
  • Обладание стратегическим видением становления бизнеса;
  • Способность управлять стратегическими изменениями в становлении бизнеса;
  • Умение принимать решения в условиях сложившейся неопределенности;
  • Наличие самодисциплины и организованности;
  • Желание передавать полномочия и осуществлять контроль за полученными результатами;
  • Умение налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива;
  • Способность выстраивать и поддерживать конструктивные отношения с внешними сторонами;
  • Четкое знание бизнес-процессов и производственных особенностей своей организации и отрасли;
  • Умение грамотно вести переговоры и убеждать в правильности своей точки зрения.

Также, согласно данной теории, существует четыре основные группы лидерских качеств, это:

  • Физиологические. Это приятный внешний вид;
  • Психологические. Это смелость, упорство и т.д.;
  • Интеллектуальные. Это хорошая память, логика и ум;
  • Личностные. Сюда относятся, организованность и дисциплинированность.

Разновидности лидерства

Исходя из уровня (масштаба) решаемых задач, можно выделить следующие виды организационного лидерства:

  • Бытовое (в школьной либо студенческой среде, группе, собравшейся для совместного проведения досуга, а также в семейном кругу).
  • Социальное (производственная среда, профсоюзные ячейки и организации, всевозможные общественные объединения).
  • Политическое (общественные, политические, государственные деятели).

Судьбы бытовых, социальных и политических лидеров связаны между собой определенным образом. Так, человек, достигший бытового лидерства, имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Лидер, наделенный организаторскими талантами, может оперативно и правильно проанализировать сложившуюся ситуацию, обрисовать главные задачи, требующие приоритетного решения, выделить реальные возможности и ресурсы для достижения целей, определить сроки реализации задач весьма точным образом. Талантливого организатора отличает в первую очередь его способность быстро находить качественное решение, эффективные способы и средства достижения поставленных целей. Это подтверждается на практике повсеместно.

Не нашли ответ?
Просто напиши,с чем тебе нужна помощь

Мне нужна помощь

Женщина-лидер

Слабому полу тяжело доминировать, особенно в мужском коллективе. Какие же особые качества настоящего лидера, кроме основных, следует культивировать в себе женщинам, чтобы добиться успеха?

Лидерство позволяет личностно развиваться и ощутить полноту жизни. Но только при условии осознания уникальности своих качеств. Просто перенять поведение и имитировать качества, чтобы почувствовать возвышение над другими — стать настоящим лидером вряд ли поможет.

Нужно быть самим собой, найти в себе дарование, способности, энергию и отдать на это все время и силы. Ведь быть лидером — не только награда, но и тяжелая ноша.

Как пробудить в себе лидера?

Бывают в жизни ситуации, когда у обычного человека в опасной или напряженной ситуации активируются латентные (скрытые) лидерские качества. Он берет ответственность на себя и решает какой-то жизненно важный вопрос. Такие случаи позволяют утверждать, что каждый может стать лидером в определенных условиях

Как создать самому необходимую атмосферу для пробуждения в себе лидерского потенциала?

Мальком Гладуэл в книге «Гении и аутсайдеры» отмечает, что часто пассивность — это качество выходцев из бедных сословий, которые не хотят брать инициативу в свои руки из-за боязни уязвимости и неуверенности в своих силах. Как пробудить в себе лидера? Выдавливайте «из себя по каплям раба», как говорил Чехов.

Выводы

В начале статьи я рассуждал о том, кто такой идеальный лидер, но и предупредил, что идеальных лидеров не существует

Важно понимать, что стадия развития команды влияет на ваш стиль лидерства. И напомню, что лидерами не рождается — это кропотливая каждодневная работа над собой. 

Зная, какие навыки нужны лидеру, вы можете составить свой личный план развития, в зависимости от того, на какой стадии находится ваша команда.  

Читайте книги, изучайте чужой опыт управления и, самое главное, не бойтесь ошибаться. Ведь из ошибок рождается ваш собственный опыт и развиваются ваши личные навыки. 

Рекомендую ознакомиться с этими книгами: 

— Том Демарко и Тимати Листер. 

— Патрик Ленсиони:

— Кармин Галло:

И под конец отмечу, самое главное в управление — это принимать себя таким, какой ты есть и каждый день работать над тем, чтобы создать лучшую версию себя. 

Резюмируя, получаем: 

  • Лидеров от природы мало.

  • Каждый день надо работать над собой.

  • Выявлять недостатки и исправлять их.

  • Принимать себя таким, какой ты есть. 

Заключение

Целью исследования было определение основных эволюционных направлений развития концепций лидерства, изучение характерных черт типологии лидерства. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. 

Исторически самой ранней из них является теория лидерских качеств. Исследователи считали, что лидеры обладают определенным набором качеств, отличающих их от обычных людей, и поэтому постарались выделить качества лидеров. Дальнейшее изучение привело к выявлению следующих четырех групп лидерских качеств: физиологических, психологических, умственных и деловых. Позже родилась концепция лидерского поведения — исследователи пытались разобраться, что и как делают лидеры. Наиболее значительный вклад в понимание лидерства как системы внес Дуглас МакГрегор. Он описывает систему управления с двух противоположных позиций, каждую из которых может занимать лидер по отношению к своим подчиненным.     

Новые теории лидерства включают концепцию атрибутивного лидерства, концепцию харизматического лидерства, концепцию преобразующего лидерства или лидерство по измерениям. Концепция атрибутивного лидерства основана на теории атрибуции, которая объясняет причинную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной того, что произошло. Харизматический лидер — это тот, кто в силу своих личных качеств способен оказывать глубокое влияние на последователей. Лидер-реформатор оказывает свое влияние на последователей, повышая их уровень сознания в восприятии важности и ценности цели, давая им возможность объединить свои личные интересы с общей целью, создавая атмосферу доверия и убежденности последователей в потребность в саморазвитии.   

Лидерство — это тип отношений, которые развиваются между лидером и его последователями. Тип руководства во многом зависит от характера поставленной задачи. Лидерство — это способность влиять на людей, направляя их усилия на достижение собственных целей. Функции лидера представляют собой основные направления его деятельности: интегративный, дезинтегративный, организационный, конструктивный и координирующий.   

Лидерство — это воздействие на группу людей с целью увлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений для достижения определенных целей. Лидер формирует, устанавливает и поддерживает стандарты допустимого группового поведения, а также мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать стандартам группового поведения. Структура лидерства состоит из пяти основных элементов: лидер, последователи, задачи, ситуация и группа. Если использовать в качестве критерия роль лидеров-лидеров, то, как установил Э. де Боне, можно выделить 14 типов лидерства.   

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сервер Бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: