Когда заказчик может отказаться от контракта по 44-ФЗ
Обязательство госзаказчика по отказу от контракта наступает в следующих случаях:
- если участником для победы в закупке были поданы ложные данные;
- когда документация о закупке не совпадает с поставляемой продавцом продукцией;
- при расторжении инвестиционного договора, касающегося модернизированного или произведенного на территории России товара;
- поставленный товар или оказанные работы или услуги оказались некачественными;
- исполнителем были неоднократно сорваны сроки поставок или сроки сдачи работ.
В некоторых случаях у заказчиков может возникнуть желание без существенных оснований разорвать контракт, чтобы не оплачивать услуги, оказанные исполнителем. Подобные разногласия разрешаются только в судебном порядке, и нередко решение заказчика о расторжении договора признается неправомерным.
Алгоритм расторжения контракта заказчиком
Оформить свое предложение о расторжении контракта заказчик может в произвольной форме. Некоторые данные нужно будет указать обязательно:
- Реквизиты расторгаемого договора.
- Причины расторжения.
- Срок вступления решения в силу.
Необходимо опубликовать решение в системе ЕИС в трехдневный срок, параллельно направив в адрес поставщика заказное письмо с уведомлением о его вручении. По желанию информацию можно продублировать партнеру по каналам электронной почты, по факсу или отправив телеграмму.
Самое важное для заказчика — наличие документального подтверждения об уведомлении поставщика. После получения претензии от заказчика поставщику выдается десятидневный срок, когда он может устранить выявленные нарушения. . Вносимые исполнителем или поставщиком коррективы могут стать основанием для отмены решения об аннулировании контракта
Но такая возможность дается только один раз, повторные нарушения недопустимы. Если отступления не будут ликвидированы за десять дней, контракт будет признан утратившим силу, а исполнитель пополнит ряды недобросовестных поставщиков
Вносимые исполнителем или поставщиком коррективы могут стать основанием для отмены решения об аннулировании контракта. Но такая возможность дается только один раз, повторные нарушения недопустимы. Если отступления не будут ликвидированы за десять дней, контракт будет признан утратившим силу, а исполнитель пополнит ряды недобросовестных поставщиков.
За порядком расторжения контракта следит Федеральная антимонопольная служба. Если ведомство выявит при проверке, что госзаказчик нарушил правила, например не опубликовал решение вовремя или не отправил его поставщику, исполнитель не будет внесен в РНП.
Другое распространенное нарушение регламента со стороны заказчика — нарушение десятидневного моратория на расторжение контракта. Если договор будет расторгнут ранее, будет нарушен порядок вступления в законную силу решения о расторжении договора, такой поставщик вноситься в РНП не будет.
Расторжение по инициативе поставщика
Поставщик может стать инициатором разрыва договора с заказчиком только если в тексте контракта обозначено наличие такой возможности и есть факт нарушения обязательств со стороны заказчика.
При этом во внимание принимаются только значительные основания к расторжению — отказ заказчика принять продукцию, не объяснив причины, отсутствие платы за работу в установленный срок. При расторжении договора сторона-инициатор имеет право на возмещение фактически понесенных убытков
Порядок расторжения договора поставщиком
Порядок расторжения контракта со стороны поставщика в одностороннем порядке такой же, как и для заказчика:
- Вторая сторона извещается о намерении разорвать контракт за десять дней до вступления решения в силу.
- Если в течение десяти дней нарушения со стороны заказчику не будут исправлены, договор будет считаться расторгнутым.
- Если текст договора предполагает выплату неустойки, исполнитель может обязать заказчика компенсировать упущенную выгоду.
Одностороннее расторжение контракта не рекомендуется применять исполнителям в случаях, когда выполнение его условий перестало быть выгодным в силу колебаний курсов валют, повышения цен или других обстоятельств. Судебные органы в подобных случаях чаще занимают сторону заказчика.
Принятие заказчиком решения о расторжении контракта, срок действия которого к моменту вступления решения в силу истек
Как выяснилось, одним из наиболее распространенных случаев является ситуация, при которой заказчик принимает решение о расторжении контракта, срок действия которого к моменту вступления указанного решения в силу уже истек. При этом территориальные органы ФАС России трактуют данное обстоятельство как исключающее применение в отношении поставщика (исполнителя, подрядчика) меры ответственности в виде включения сведений о таком лице в РНП <8>. При этом антимонопольные органы в обоснование принимаемого решения ссылаются на то, что возможность расторжения контракта, срок действия которого истек, нормами гражданского законодательства РФ не предусмотрена.
<8> Решение Алтайского республиканского УФАС России от 12.01.2017 по делу N РНП 0471/16, решение Краснодарского УФАС России от 16.01.2017 по делу N РНП 23-5/17, решение Ямало-Ненецкого УФАС России от 10.01.2017 по делу N РНП 89-136/2016, решение Амурского УФАС России от 30.06.2015 по делу N РНП 28-30/2015, решение Краснодарского УФАС России от 20.12.2016 по делу N РНП 23-400/2016.
Однако автор не считает возможным согласиться со столь упрощенным вариантом толкования норм гражданского законодательства. Согласно гражданскому законодательству (п. 3 ст. 425 ГК РФ) окончание действия договора влечет прекращение обязательств по такому договору только в том случае, если такое последствие прекращения срока действия договора прямо предусмотрено договором. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Иными словами, обязательства по договору должны исполняться сторонами, несмотря на истечение срока действия договора, если иное прямо не указано в самом договоре. Это относится и к контрактам, заключенным в порядке, определенном законодательством о контрактной системе. При этом в подавляющем большинстве случаев государственные и муниципальные контракты не содержат условия, согласно которому истечение срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон.
Если встать на сторону точки зрения, согласно которой расторжение договора, прекратившего свое действие, невозможно, то заказчик лишается всякой возможности прекратить в одностороннем порядке обязательства по контракту, срок действия которого истек, в порядке, предоставленном ему Законом N 44-ФЗ. Подобный взгляд представляется неверным.
Стоит отметить, что аналогичная проблема возникала еще в пору действия Закона N 94-ФЗ, и тогда же для нее было найдено убедительное правовое решение. Речь идет о Рекомендациях, опубликованных по результатам совместного заседания научно-консультативного совета арбитражных судов Центрального и Московского округов <9>. Поскольку данные Рекомендации основываются прежде всего на нормах гражданского законодательства, их научно-практическая ценность при переходе к контрактной системе нисколько не исчезла, в связи с чем позволим себе привести изложенные в них аргументы.
<9> http://fasco.arbitr.ru/files/recommendations/nkslip2011.pdf
Порядок прекращения действия контракта по 44-ФЗ
Федеральным законом не установлен особый порядок прекращения действия госконтракта в результате обоюдного согласия сторон, поэтому необходимо следовать общим правилам, отраженным в ГК РФ. Для начала контрагенты должны грамотно оформить дополнительное соглашение. В документе обязательно отображаются следующие сведения:
- реквизиты обеих сторон сделки;
- обстоятельство для прекращения договора;
- объем отгруженного товара либо оказанных исполнителем услуг;
- сумма поставленного объема продукции, выполненных работ;
- срок прекращения обязательств;
- отсутствие взаимных претензий сторон.
Односторонний отказ по основаниям и в случаях, предусмотренных законом
С одной стороны это нормы в отношении договоров, существо которых предполагает право сторон отказаться от договора по их усмотрению.
Например, по договору безвозмездного пользования (ст. 699 ГК РФ), договору поручения (977 ГК РФ), договору доверительного управления имуществом (1024 ГК РФ) и ряду других, право одностороннем отказа предусмотрено для каждой из сторон договора.
С другой стороны, это нормы, предусматривающие право одностороннего отказа в случаях, нарушения обязательств, другой стороной.
Например, нарушение покупателем сроков выборки товара дает поставщику право отказаться от исполнения договора (ст.515 ГК РФ). Или в случае не устранения подрядчиком выявленных недостатков в результате работы, заказчик вправе отказаться от исполнения договора (п.3 ст.723 ГК РФ)
Как расторгнуть госконтракт без последствий по соглашению сторон
Расторжение контракта допускается, если по результатам исследований будет подтверждено нарушение условий сделки исполнителем, ставшее основанием для отказа. Уведомление исполнителя Согласно ч. 12 ст. 95 44-ФЗ, при отказе заказчика от исполнения контракта, он обязан известить вторую сторону об этом в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решения. Кроме этого, он обязан разместить данную информацию в ЕИС (единой информсистеме). Заказчик направляет свое решение исполнителю (поставщику, подрядчику) заказным письмом по почте (с уведомлением о вручении) на адрес, указанный в контракте, по факсу, телеграммой на электронный адрес или иным способом, обеспечивающим фиксацию отправки и подтверждение получения извещения. Расторжение контракта допускается только при соблюдении указанных требований.
Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков
Как и прежний закон № 94-ФЗ, закон № 44-ФЗ предусматривает включение недобросовестных поставщиков в реестр сроком на два года (ч. 9 ст. 104 закона № 44-ФЗ). В течение этих двух лет компания, включенная в такой реестр, не вправе участвовать в госзакупках (ч. 6 ст. 31 закона № 44-ФЗ). Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков тоже не изменилась: в зависимости от основания госзаказчик передает в ФАС России документ, подтверждающий факт уклонения участника закупок от заключения контракта (протокол об отказе от заключения контракта), мотивированный протокол об одностороннем отказе от исполнения контракта либо вступившее в силу решение суда о расторжении контракта. Если же речь идет об оборонном заказе, то данные документы госзаказчик передает в Рособоронзаказ (п. 3 постановления Правительства РФ от 26.08.13 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок <…>»). Далее проводится проверка и соответствующий государственный орган выносит решение о включении или об отказе во включении компании в реестр недобросовестных поставщиков.
Но нужно учитывать одно существенное изменение – теперь при принятии решения о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков в реестр попадут еще и фамилии, имена, отчества учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, а также лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа компании – участника закупки (п. 2 ч. 3 ст. 104 закона № 44-ФЗ).
Основания для расторжения государственного контракта
Все возможные случаи расторжения государственного контракта и основания для них строго регламентированы в законодательстве – все-таки, речь идет о нуждах страны и госпредприятий, а значит, сюрпризов или лазеек быть не должно. Потому среди возможных причин расторжения госконтракта можно выделить только следующие:
- по соглашению сторон – наиболее простой и выгодный вариант как для заказчика, так и для исполнителя. В этом случае все нюансы расторжения сделки вначале согласовываются сторонами, и только после этого происходит формальный разрыв контакта. Все компенсации, неустойки, оплата за фактически выполненную работу также являются результатами переговоров перед расторжением. Однако этот способ не всегда возможен, ведь зачастую желание расторгнуть госконтракт возникает в одностороннем порядке и инициирует конфликт между сторонами;
- по инициативе исполнителя – здесь интересы государства защищены очень надежно, и для исполнителя есть всего одно допустимое основание для разрыва договора – это грубое неисполнение условий сделки второй стороной (заказчиком, в лице которого выступает государственное предприятие). Причем, согласно нормам Гражданского кодекса, таким нарушением считается только нанесение крупных финансовых потерь (то есть, речь идет о системной невыплате денег исполнителю) или связанные с этим действия (например, отказ принять работу и, соответственно, ее оплатить);
- по инициативе заказчика – в отличие от исполнителя, у заказчика круг оснований намного шире, и требования к ним не такие строгие. Фактически, государственная сторона может отказаться от сделки на любом этапе, если будут выявлены какие-либо нарушения со стороны исполнителя: срыв сроков, недостаточное качество представляемых услуг или выполняемых работ, несогласование очередного этапа работ и т. д. Однако, чтобы доказать факт нарушения, может потребоваться заключение эксперта.
Также следует отметить, что выше перечислялись основания только в общем случае, для типового государственного контракта. На практике нередко в текст договора добавляются положения о том, как, на каких основаниях и по чьей инициативе сделка может быть расторгнута. Однако эти положения не могут противоречить действующему законодательству и ограничивать права одной из сторон договора. К примеру, даже если дополнительный пункт контракта запрещает исполнителю расторгать сделку в одностороннем порядке (даже при наличии большого финансового ущерба), все равно через суд можно добиться справедливости и разорвать договор.
Можно ли согласно 44 ФЗ расторгнуть государственный контракт в одностороннем порядке?
Как уже упоминалось выше, одностороннее расторжение государственного контракта 44 ФЗ вполне возможно, причем как со стороны заказчика, так и исполнителя. Для заказчика перечень оснований более широкий:
- нарушены сроки, указанные в договоре – если работы или их отдельный этап выполнены с опозданием, это дает возможность заказчику расторгнуть сделку;
- качество не соответствует заявленному – если поставленные товары или оказанные услуги оказались ненадлежащего качества, это повод для разрыва контракта;
- несоответствия не устранены в установленные сроки – иногда условия договора дают возможность исполнителю устранить выявленные недочеты за определённый период времени. Если это не было сделано, госзаказчик имеет право расторгнуть сделку;
- неполная комплектация – если заказанные товары пришли не в той комплектации, которая оговаривалась при заключении договора, это основание для разрыва контракта со стороны заказчика.
Для исполнителя условия более строгие:
- нарушения при оплате выполненных работ (поставленных товаров) – если государство в лице стороны договора не оплачивает вовремя оказанные услуги согласно договору, это дает право исполнителю его расторгнуть;
- заказчик отказывается принимать работу – если все требования по договору выполнены, а заказчик избегает подписания актов выполненных работ и других документов без веских причин, это можно расценивать как желание не оплачивать услуги, а значит – нарушение и повод для разрыва договора.
Также отдельно условия одностороннего разрыва сделки могут быть оговорены в тексте договора.
Расторжение государственного контракта в одностороннем порядке и по соглашению сторон: в чем разница?
Как уже упоминалось выше, госконтракт может быть расторгнут как по соглашению сторон, так и по инициативе одной из них (с некоторыми ограничениями для исполнителя). При этом эти способы достаточно сильно отличаются между собой по порядку расторжения госконтракта, процедуре и сложности:
- расторжение госконтракта по соглашению сторон прямо предусмотрено Законом о госзакупках 44-ФЗ и не требует дополнительного внесения в текст договора. Для расторжения договора по инициативе исполнителя обязательно, чтобы такой пункт был внесен в сделку, иначе процесс сильно усложняется;
- для расторжения госконтракта в одностороннем порядке требуются конкретные основания: неисполнение заказчиком взятых на себя обязательств, невозможность выполнить условия договора, неустранение нарушений в разумные сроки и т. д. Для разрыва государственного контракта по соглашению сторон не требуется ничего, кроме желания заказчика и исполнителя прекратить сотрудничество;
- чтобы расторгнуть госконтракт по личной инициативе иногда приходится прибегать к экспертизам, собирать различные документы, готовить письменное уведомление второй стороны о выявленных нарушениях и т. д. Для расторжения договора по соглашению сторон ничего этого не требуется, достаточно просто подписать общий документ, который снимет обязательства сторон друг перед другом;
- расторжение государственного контракта нередко доходит до суда, если исполнитель наотрез отказывается расторгать договор или есть другие причины, которые усложняют разрыв сделки (например, одностороннее расторжение не прописано в тексте договора). Для расторжения же госконтракта по взаимному согласию обращение в суд никогда не требуется.
Правила и порядок расторжения договора с автосервисом
Расторжение договора с автосервисом в некоторых случаях подчиняется определенным правилам и процедурам. Если вы уже подписали договор, но передумали, или возникли непредвиденные обстоятельства, необходимо ознакомиться с правилами расторжения договора и следовать им.
Прежде всего, важно знать, что в большинстве случаев расторжение договора возможно только при наличии уважительной причины, например при ненадлежащем качестве обслуживания или нарушении договора со стороны автосервиса. В таких случаях следует обратиться к юристу или адвокату для получения консультации и составления соответствующего заявления.. Во-вторых, при расторжении договора необходимо выполнить ряд действий
В большинстве случаев требуется официальное письменное заявление на имя автосервиса. В нем должна быть указана причина расторжения договора и просьба аннулировать его. Заявление должно быть подписано, датировано и содержать контактную информацию для обратной связи.
Во-вторых, при расторжении договора необходимо выполнить ряд действий. В большинстве случаев требуется официальное письменное заявление на имя автосервиса. В нем должна быть указана причина расторжения договора и просьба аннулировать его. Заявление должно быть подписано, датировано и содержать контактную информацию для обратной связи.
Кроме того, важно учитывать, что в случае расторжения договора возможны санкции или потеря предоплаченной суммы. Поэтому перед подписанием договора следует внимательно ознакомиться с условиями и правилами расторжения, чтобы избежать неприятных последствий.
Включение в реестр при уклонении от заключения контракта
Еще один риск – в случае уклонения или отказа участника закупок от заключения контракта внесенные им денежные средства в качестве обеспечения заявки возврату не подлежат (п. 1 ч. 13 ст. 44 закона № 44-ФЗ).
Как в законе № 94-ФЗ, так и в новом законе компания может попасть в реестр в случае уклонения от заключения госконтракта (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). В частности, уклонением считаются ситуации, когда компания-победитель не направила госзаказчику в установленный срок подписанный проект контракта, документы, подтверждающие представление обеспечения исполнения контракта (в определенных случаях), либо если она направила документы по форме и содержанию, не соответствующие требованиям закона № 44-ФЗ.
Исходя из этих положений факт непредставления документов в срок в любом случае признается уклонением от заключения контракта, и не важно, по каким причинам это произошло. В итоге по практике прежнего закона (№ 94-ФЗ) во многих случаях ФАС России и Рособоронзаказ формально принимали решения о включении компаний в реестр недобросовестных поставщиков
У судов же сложилась другая позиция. Они приравнивают включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков к санкции (мере государственного принуждения) и указывают, что госорганы, принимая такое решение, не должны ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения законодательства. Это следует из позиции, сформулированной в постановлении Конституционного суда от 30.07.01 № 13-П, от 21.11.02 № 15-П, согласно которой меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. А применяемые госорганами санкции должны отвечать требованиям Конституции, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. В связи с этим суды считают, что при принятии решения о включении компании в реестр нужно исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины компании и ущербу, нанесенному госзаказчику. Такая позиция судов дает возможность доказывать незаконность включения в реестр недобросовестных поставщиков в случае неподписания контракта по причинам, не зависящим от компании.