Возможности интернет-бухгалтерии «Моё дело»
Вводимые с каждым годом новые правила расчёта страховых взносов содержат в себе множество тонкостей, разобраться в которых без труда может далеко не каждый. Как правильно рассчитать взносы, как составить отчётность и в какие сроки подать документы?
С помощью сервиса вы разрешите все проблемы просто. Он поможет рассчитать взносы, составить отчётность и сдать её через интернет. Наши эксперты отслеживают все изменения законодательства, поэтому в сервисе всегда актуальные данные. Кроме того, став пользователем сервиса, вы сможете получить неограниченное количество индивидуальных консультаций по налогообложению.
Знакомы всем владельцам дачных участков и автомобилей. Подоходный налог платят все работающие граждане, но они могут и не знать, что такое ЕСН.
Общие вопросы применения Закона о страховых взносах
Прежде чем перейти к характеристике отдельных элементов страховых взносов, которые в целом повторяют элементы налогообложения (ст
17 НК РФ), необходимо обратить внимание на то, что законодатель отказался от общего определения понятия «страховые взносы», рассредоточив соответствующие определения в федеральных законах о конкретных видах обязательного социального страхования. При этом не везде указан критерий индивидуальной возмездности, что порождает вопросы о правовой природе страховых взносов
ВИДЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
С 1 января 2010 г. предусмотрены:
индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в ПФ России. Их персональное целевое назначение – обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (ст. 3 Закона об обязательном пенсионном страховании );
обязательные платежи, осуществляемые страхователями в ФСС России в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 1.2 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством );
страховые взносы на обязательное медицинское страхование (в Законе о медицинском страховании граждан в РФ отсутствует четкое определение этих взносов).
Поскольку новые страховые взносы не регулируются нормами законодательства о налогах и сборах, законодателю пришлось включить в Закон о страховых взносах значительное число общих норм, по сути, дублирующих нормы НК РФ. Так, например, статья 4 Закона о страховых взносах посвящена порядку исчисления сроков и почти дословно воспроизводит статью 6.1 НК РФ.
При таком «переносе» невозможно избежать потерь отдельных норм, что и произошло. «Потерялись» нормы, определяющие действие законодательства РФ о страховых взносах во времени. Для законодателя здесь открываются широкие возможности по внесению изменений в законодательство о страховых взносах без учета каких-либо ограничений на момент вступления их в силу. Такой подход следует признать существенным «шагом назад», создающим предпосылки для отказа от принципа доверия к закону и действиям государства.
Еще одним «сложным» вопросом применения Закона о страховых взносах станет вопрос о даче разъяснений. Согласно нормам НК РФ в настоящее время Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, налоговые органы дают разъяснения о порядке заполнения налоговых деклараций и, в свою очередь, обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России. При этом следование письменным разъяснениям уполномоченного органа освобождает налогоплательщиков от начисления пеней и от привлечения к ответственности.
Со страховыми взносами все гораздо сложнее. Органы контроля за уплатой страховых взносов – ПФ России и ФСС России – обязаны давать плательщику страховых взносов разъяснения о принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков, полномочиях органов контроля, а также предоставлять плательщикам формы расчетов по начисленным и уплаченным взносам и разъяснять порядок их заполнения. Помимо этого плательщик вправе получать от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (Минздравсоцразвития России) письменные ответы на вопросы по применению законодательства РФ о страховых взносах. При этом непонятно, освобождает ли следование этим ответам от пеней и штрафов (по Закону о страховых взносах от пеней и штрафов освобождает только следование письменным разъяснениям) и обязаны ли органы контроля за уплатой страховых взносов следовать этим ответам? Окончательно запутывает ситуацию формулировка пункта 5 статьи 1 Закона о страховых взносах, согласно которой в целях единообразного применения этого закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 № 731 право издавать соответствующие разъяснения предоставлено Минздравсоцразвития России. Соответственно, возникает вопрос, в чем же суть отличий этих разъяснений от письменных ответов того же самого ведомства.
Что происходит?
Уже во второй раз законодатель принимает решение передать администрирование Страховых взносов в налоговую службу. Первый раз такой шаг был сделан в 2001 году, тогда это назывался Единый социальный налог (ЕСН). И сейчас в 2017 году как будут называться платежи или по- прежнему останутся страховыми взносами в ПФР, ФОМС и ФСС, но администрировать их будет ФНС. Именно по этому вопросу Госдума 14 июня 2016 приняла окончательно пакет законов о передаче ФНС полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Пакет документов следующий:ФЗ №1040802-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»)(далее Первый закон);
ФЗ №1040799-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)» (далее второй закон);
ФЗ №1040775-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)» (далее третий закон).
Сложности в процессе исчисления ЕСН
Если работодатель не перечисляет или делает неполные отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для сотрудников своего предприятия, то работник вынужден столкнуться со следующими негативными последствиями:
- заниженный размер накопительной и страховой части трудовой пенсии;
- отсутствие возможности использовать средства пенсионных накоплений для инвестирования;
- отсутствие стажа, который необходим для того, чтобы получить право на трудовую пенсию;
- заниженная сумма расчетного пенсионного капитала на момент его индексации по причине несвоевременной уплаты страховых взносов.
Итогом нарушений, ведущих к таким последствиям, стала судебная практика подачи исков работников на страхователей. Суть требования в подобных ситуация была проста — уплатить взносы на обязательное пенсионное страхование.
Порядок исчисления налога
Условия исчисления сформулированы в статье 243-245 НК РФ. При этом стоит отметить, что ЕСН — это налог, сумму которого необходимо определять каждый месяц. Для этого нужно использовать данные по процентной ставке
Важно не забыть вычесть из получившейся суммы для отчисления в федеральный бюджет, взносы в ПФР. В свою очередь, тот платеж, который направляется в ФСС, нужно уменьшить на сумму больничных и прочих выплат в пользу работников
Важно обратить внимание на тот факт, что уменьшаться будет именно ежемесячный авансовый платеж
Если затронуть тему больничных выплат и прочих расходов, которые покрывает ФСС, то стоит заметить, что в этом случае ЕСН нужно уменьшить на сумму, реально выплаченную в течение месяца.
Как самому рассчитать подоходный налог с заработной платы
Самый живой интерес вызывает подоходный налог (НДФЛ). Это неудивительно, поскольку им облагаются доходы любого человека. Поговорим о методике начисления налога с зарплаты, размере применяемых ставок и льготах, законодательно установленных для различных категорий граждан.
Являясь обязательным федеральным налогом, НДФЛ удерживается из зарплаты каждого работника независимо от того, является он штатным сотрудником или временно работает в компании на основе заключенного договора подряда. Чтобы разобраться в том, как рассчитать подоходный налог с зарплаты, познакомимся с формулой, по которой эти вычисления производят:
НДФЛ = НБ * Рнс / 100
где НБ – налоговая база,
Рнс – % ставки, отдельно определяемой для каждого плательщика.
Налоговой базой служит доход – дивиденды или заработная плата, складывающаяся из начислений:
- оклад/тариф или суммы, означенные в договоре (об оказании услуг либо трудовом);
- премиальные выплаты;
- надбавки за выслугу лет, квалификацию, территориальную расположенность;
- пособия по временной нетрудоспособности.
На величину налоговой базы влияют вычеты, на которые вправе рассчитывать некоторые категории плательщиков. В статье мы рассматриваем только вычеты, связанные с выплатой зарплаты, т.е. стандартные. Законом установлены разные величины вычетов — 500, 1400 и 3000 руб.Вычет в 500 руб. предоставляют:
- героям СССР и РФ;
- уч-кам ВОВ и других войн;
- инвалидам 1-й и 2-й гр.;
- пострадавшим от катастроф на ЧАЭС и ПО «Маяк».
Вычет размером 3000 руб. полагается:
- ликвидаторам ЧАЭС и подобных аварий;
- родителям/опекунам ребенка – инвалида, а также третьего, четвертого и следующих несовершеннолетних детей;
- инвалидам ВОВ и других военных операций;
- участникам испытаний ядерного оружия.
При возникновении права на применение нескольких льгот, в расчет принимается самая высокая величина. Суммировать число вычетов нельзя, исключения составляют только вычеты на детей.
Ставка налога, применяемая сегодня – 13% или 30%. Нижний предел 13% применяется по отношению к доходам налоговых резидентов, т. е. граждан, находящихся на территории РФ не меньше 183 дней за предыдущие 12 месяцев. Под это определение подпадают практически все сотрудники российских компаний, хотя подобный статус в зависимости длительности пребывания в стране может быть присвоен любому физлицу.
При несоблюдении этого условия плательщик не может быть налоговым резидентом и уплачивает НДФЛ с дохода 30%. Отметим, что статус определяется каждый раз при начислении зарплаты и может меняться на протяжении года.
Теперь, когда мы выяснили, какие именно выплаты входят в налогооблагаемую базу, определились с величиной ставок и выяснили, кто имеет право на получение льгот, рассмотрим алгоритм расчета НДФЛ. Необходимо:
- начислить зарплату с учетом всех видов начислений;
- выяснить, подпадают ли они под налогообложение;
- определить статус плательщика – резидент или нет;
- установить его право использовать вычет;
- доход уменьшают на сумму, с которой налог не удерживается и вычет (если полагается);
- на полученную сумму начисляют подоходный налог, применяя ставки в соответствии со статусом плательщика.
Особенности расчетов для ИП
Сколько процентов ЕСН в 2021 году придется отчислять индивидуальным предпринимателям? Дл ИП разработана несколько иная система расчетов. Во-первых, они не обязаны платить в страховые фонды, могут делать это лишь на добровольных началах. За ними остаются обязательные отчисления в два фонда: Пенсионный и Медицинского страхования. В 2021 году оба исчислялись пропорционально минимальному размеру оплаты труда.
Формула была такова. Отчисления в фонд медицинского страхования рассчитываем исходя из ставки 5,1% МРОТ за год, то есть, 12 * 5,1% * МРОТ. Для Пенсионного фонда расчет аналогичный, только применяем ставку 26%.
Надо иметь в виду: если доход индивидуального предпринимателя в год окажется выше трехсот тысяч рублей, то ко всем перечисленным выше отчислениям добавляется один процент от той суммы, на которую превышен данный лимит.
ЕНВД
Доход коммерсанта на ЕНВД это не реальная прибыль, а вмененный доход, зависящий от установленного значения базовой доходности, коэффициентов и различных физических показателей. Уровень этого дохода определяет, нужно ли ИП платить дополнительный 1% взноса, при годовом заработке больше 300 тысяч рублей. Что касается уменьшения суммы налога на СВ, то система аналогична УСН:
- нет рабочих, уменьшается без ограничений;
- есть рабочие, уменьшается максимум в 2 раза.
Основные изменения по ЕСН
Говоря о таблице ставок ЕСН в 2021 году, надо помнить еще и о ряде поправок, связанных с уплатой ЕСН, которые внесены в текущем году в связи с изменениями, затронувшими Налоговый Кодекс России.
Таблицы ставок ЕСН в 2021 году
Тарифы страховых взносов в 2021 году
В ПФР на обязательное пенсионное страхование | В ФСС на страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства (ВНиМ) | В ФФОМС на ОМС | ||
С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы | С суммы превышения установленной предельной величины базы | С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы | С суммы превышения установленной предельной величины базы | 5,1% |
22% | 10% | 2,9% | Не начисляются |
Пониженные тарифы страховых взносов в 2021 году
Категория страхователя | Коды ОКВЭД видов деятельности* | Тариф для расчета взносов | ||
в ПФР | в ФСС на ВНиМ | в ФФОМС | ||
Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца. При этом годовой доход упрощенца не должен превышать 79 млн. руб. При превышении данного лимита право на пониженные тарифы плательщик взносов теряет с начала расчетного периода (пп. 5 п. 1, пп. 3 п. 2,п. 6 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | 13, 14, 15, 16 и др. | 20 | ||
Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД. Пониженные тарифы взносов применяются только в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности (пп. 6 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | 46.18.1, 46.46.1, 47.73 | 20 | ||
ИП, применяющие патентную систему налогообложения, – в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применяется (пп. 9 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | 31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др. | 20 | ||
Некоммерческие организации на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений, ведущие деятельность в сфере социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта (пп. 7 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 7 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | 37, 86, 87, 88, 93 и др. | 20 | ||
Благотворительные организации на УСН (пп. 8 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 8 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | 64.9, 88.10 | 20 | ||
Организации, ведущие деятельность в области информационных технологий (пп. 3 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 5 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). | 62, 63 | 8 | 2 | 4 |
Хозяйственные общества и партнерства на УСН, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и т.д.), права на которые принадлежат бюджетным и автономным (в том числе научным) учреждениям (пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 4 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). | 72 | 8 | 2 | 4 |
Организации и ИП, заключившие соглашения с органами управления особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, а также туристско-рекреационной деятельности (пп. 2 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). | 65.20, 79.1, 94.99, 62.0, 63.1, 63.11.1 и др. | 8 | 2 | 4 |
Плательщики взносов, делающие выплаты и вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за некоторым исключением), в отношении этих выплат (пп. 4 п. 1, пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | 50 | |||
Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» (пп. 10 п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | 72.1 (ч. 8 ст. 10 Закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ) | 14 | ||
Плательщики взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (пп. 11 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | Любые коды ОКВЭД, кроме 05, 06, 07, 08, 09.1, 71.12.3 (ч. 2 ст. 12 Закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ) | 6 | 1,5 | 0,1 |
Плательщики взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (пп. 12 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | Виды деятельности устанавливаются отдельно для каждой территории (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ). | 6 | 1,5 | 0,1 |
Плательщики взносов, получившие статус резидента свободного порта «Владивосток» (пп. 13 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) | Любые виды деятельности, кроме запрещенных решением Наблюдательного совета свободного порта Владивосток (ч. 1,2 ст. 6 Закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ). К примеру, запрещена деятельность по добыче нефти и природного газа, код ОКВЭД 06.1 | 6 | 1,5 | 0,1 |
В чем суть ЕСН
При помощи этого сокращения обозначается единый социальный налог, который является федеральным. Средства, взимаемые с его помощью, необходимы для качественной реализации прав граждан на пенсионное и государственное социальное обеспечение, равно как и на медицинскую помощь. ЕСН — это налог, направляющий средства в государственный бюджет и различные внебюджетные фонды (социальное, медицинское и пенсионное страхование).
При этом налогоплательщиков, подлежащих данному обложению, можно разделить на 2 вида:
- работники (предприниматели, работающие самостоятельно, нотариусы и адвокаты, которые не используют возможность найма рабочей силы и осуществляют отчисления ЕСН со своих собственных средств);
- работодатели (речь идет о предприятиях, а также ИП, которые имеют штат сотрудников и выплачивают налог с их доходов).
Что такое единый социальный налог
В самом названии ЕСН зашифрована его суть — это налог социального назначения. Аббревиатура ЕСН обозначает единый социальный налог. Это отчисления, направленные на мобилизацию средств, предназначенных для пенсионного и социального обеспечения на государственном уровне.
Эти налоговые сборы не подлежали вычету у работающего населения, оплата ЕСН производилась за счет средств и организаций. Ставка налога была единой — 26% от фонда оплаты труда. Эти суммы не высчитывались из заработной платы, сами работники платили другой налог.
Новые налоги вместо ЕСН
Единый социальный налог был упразднен с 01.01.2010 года.
Теперь выплаты того же назначения полагается делать в три государственных организации. Это 3 разных структуры:
- Пенсионный фонд РФ (ПФР).
- Фонд социального страхования РФ (ФСС).
- Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС).
Сначала суммированная ставка по этим 3 фондам была идентичной ЕСН, но в январе 2011 произошло повышение выплат сразу в 2 фонда. Позже проценты выплат немного снизили, но они не стали равняться прежним 26%, после уменьшения совокупная ставка социальных налогов — 30 процентов.
Это видео расскажет, что за отчисления входят в единый социальный налог:
Нормативное регулирование
Нормативно-правовое регулирование ЕСН было оформлено на разных уровнях.
- Обязательность налогов социального назначения предусмотрена в Конституции РФ. Именно это документ является главным, занимая первый уровень правовых актов.
- Также в первом уровне расположены Трудовой (ТК), Налоговый (НК) и Гражданский кодексы (ГК) РФ.
- Федеральные законы тоже относятся к нормативному регулированию первого уровня. Единый социальный налог был введен с 01.01.2001 года согласно ФЗ №118 от 5 августа 2000 г. В таком виде налоговые выплаты социального назначения просуществовали 9 лет. Согласно ФЗ №212 от 24.07.2009 г. ЕСН был заменен на другие выплаты, начиная с 1 января 2010 года.
Как определяется налоговая база
Данный показатель определяют исходя из стоимостной оценки объекта налогообложения, которая была установлена НК.
Для налогоплательщиков, являющихся работодателями, налоговая база высчитывается как сумма выплат, которую можно определить в качестве объекта налогообложения и начисляется в пользу работников за конкретный период. В процессе определения налоговой базы, учитываться будут любые виды выплат, начисленные сотрудникам предприятия независимо от того, какую форму они имеют. Исключение составляют те выплаты, которые не признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 238 НК.
Важно понимать, что налог ЕСН претерпел некоторые изменения. Сейчас, в отличие от прежнего порядка отчислений средств во внебюджетные фонды, работодатели обязаны определять налоговую базу по каждому работнику отдельно
Налогоплательщики-предприниматели, в свою очередь, должны определять в качестве базы доходы, полученные на протяжении налогового периода как в натуральной, так и в финансовой форме. При этом расчет ЕСН производится с учетом того факта, что данные средства были получены от любой профессиональной или предпринимательской деятельности за вычетом тех расходов, которые имели отношение к их извлечению.
При этом есть некоторые виды выплат, не подлежащие обложению ЕСН (ст. 238 НК). Речь идет об определенных компенсационных выплатах , суммах единовременной материальной помощи, государственных пособиях и др.
Стоит учитывать и тот факт, что ЕСН — это налог, подразумевающий наличие определенных льгот. Например, если полученные инвалидами I-III группы в течение налогового периода доходы, выплаты или различные вознаграждения не превышают отметку в 100 тыс. р., то необходимости в уплате ЕСН нет. Данный принцип справедлив и для организаций инвалидов, производящих выплаты любым физическим лицам в тех же размерах.
В качестве налогового периода стоит рассматривать календарный год. Отчетными периодами являются девять месяцев, полугодие и первый квартал.
Что еще предстоит сделать, чтобы передача состоялась?
Для того чтобы ФНС приступила к администрированию страховых взносов необходимо внести изменения в Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс РФ, а также в законодательство о страховых взносах. Что уже практически сделано. Только нужно чтобы все эти законы были подписаны Президентом РФ.
В настоящий момент принят, но еще не вступил в силу закон ФЗ от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». (далее Закон 250-ФЗ).
Закон 250-ФЗ состоит из 24 статей. В нем приняты изменения в следующие законодательные акты:
- Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»;
- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
- ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
- ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
- ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
- ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».