Цифровые финансовые бумаги и ценные бумаги
ЦФА, удостоверяющие возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, предоставляют их обладателю право требовать от лица, обязанного по таким ЦФА, реализации через оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, прав по эмиссионным ценным бумагам, предусмотренных решением о выпуске эмиссионных документов.
ЦФА, удостоверяющие право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, предоставляют их обладателю право требовать от лица, обязанного по таким ЦФА, передачи ему ценных бумаг, предусмотренных решением о выпуске ЦФА, в течение срока или при наступлении события, предусмотренных таким решением. Акциями и эмиссионными ценными бумагами, конвертируемые в акции, возможность осуществления прав по которым удостоверяется ЦФА или право требовать передачи которых удостоверяется ЦФА, могут быть только акции непубличного акционерного общества и эмиссионные ценные бумаги непубличного акционерного общества, конвертируемые в его акции.
В случае, если ЦФА предусматривают возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, такие эмиссионные ценные бумаги должны учитываться на лицевом счете ЦФА, открытом лицу, выпускающему ЦФА и осуществляющему права по указанным эмиссионным ценным бумагам. Лицо, выпускающее ЦФА, не вправе зачислять иные ценные бумаги на лицевой счет ЦФА.
Лицевой счет ЦФА открывается с указанием оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, и сведений, позволяющих идентифицировать ЦФА. В случае, если на лицевом счете ЦФА учитываются ценные бумаги, под которыми выпущено несколько выпусков ЦФА, регистратор при зачислении ценных на лицевой счет обязан открыть субсчета под каждый выпуск ЦФА для учета прав на эти ценные бумаги.
Выпуск ЦФА, удостоверяющих права участия публичного акционерного общества (АО), и выпуск акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов при условии, что ранее была осуществлена эмиссия акций данного общества не в виде цифровых финансовых активов, запрещены. В случае выпуска акций непубличного акционерного общества в виде ЦФА лицом, осуществляющим учет прав на акции этого общества, признается оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА.
Непубличное АО, акции которого выпущены в виде ЦФА, не может приобрести публичный статус. Непубличное АО, акции которого выпущены в виде ЦФА, не вправе осуществлять выпуск эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций, выпущенных в виде ЦФА, в том числе эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции такого непубличного АО.
Непубличное АО, акции которого выпущены в виде ЦФА, не вправе осуществлять, в том числе при реорганизации, конвертацию акций, выпущенных в виде ЦФА, в акции непубличного АО, выпущенных не в виде ЦФА. Непубличное АО, акции которого выпущены не в виде ЦФА, не вправе осуществлять, в том числе при реорганизации, конвертацию акций, выпущенных не в виде ЦАФ, в акции непубличного АО, выпущенные в виде ЦФА.
«Принятие закона даст дополнительный импульс развития технологии в РФ. Даст возможность начать проекты, которые так или иначе связаны с ЦФА, — считает директор по продукту Waves Enterprises Артем Калихов. — По нашей информации, у нескольких крупных игроков рынка подобные проекты стоят в ожидании принятия закона».
Как считать налог
Законодательство о криптовалюте в РФ подразумевает ряд правил по расчету налога на сделки с цифровыми активами. Так, продажа виртуальных денег позиционируется государством как имущество. Это означает, что с прибыли взимается 13%. В 2012 году при превышении суммы 5 млн рублей берется уже 15%.
При расчете базы для налогообложения рассчитывается следующим образом. Из полученной в процессе продажи прибыли вычитаются затраты на приобретение монет. При этом расходы должны быть подтверждены соответствующей документацией. Без этого они в расчет не принимаются. В случае получения дохода от цифровых денег получатель дохода должен сам рассчитать НДФЛ и передать информацию в ФНС. Невыполнение этого требования ведет к ответственности, которая упоминалось выше.
Распределенный реестр
Согласно п. 7 ст. 1 Закона:
Данное определение никоим образом не является определением распределенного реестра в традиционном понимании, формально под него подпадает любая совокупность баз данных, в которых осуществляется репликация и или периодически выполняется бэкап (backup). Следует учитывать что любые базы данных, как и вообще программное обеспечение (ПО), работают на основе установленных алгоритмов. То есть, формально, любая система, в которой несколько баз данных синхронизируют данные с точки зрения Закона является “распределенным реестром”. Любая банковская информационная система формально с 01.01.2021 будет считаться “распределенным реестром”.
Конечно, настоящее определение распределенного реестра, является совсем другим.
Представляется, что в данном Законе ошибочное определение распределенного реестра дано не случайно, а намеренно, о чем свидетельствуют изложенные в законе требования к тому, что обозначено как “информационная система”, и в которую также включаются и “информационные системы на основе распределенного реестра”. Эти требования таковы, что данном случае речь явно не идет о распределенном реестре в общепринятом значении этого термина.
Проблемы нового закона
Новый законопроект так и не дал ответа на основной вопрос — запретят ли Биткоин в России. Первое изучение ФЗ №259 показывает, что виртуальные деньги получили легальный статус и признаются государством. При этом сама криптовалюта приравнивается к имуществу.
При более детальном рассмотрении остается вопрос в отношении эмиссии и правил применения цифровых денег на рынке. Нюансы выпуска и обращения будут оговорены в других законопроектах. Это означает, что владельцам криптовалюты, а их в России очень много, придется ждать дополнительных уточнений. К слову, ФЗ №259 рассматривался около двух лет. Не исключено, что на создание новых законов в отношении цифровых прав уйдет не меньше времени.
О принятии Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Поделиться
Дата редактирования: 04.08.2020 17:55
Настоящим информируем о принятии Федерального закона от 31.07.2020 №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ).
Федеральным законом № 259-ФЗ урегулируется оборот цифровых финансовых активов и цифровой валюты.
Под цифровыми финансовыми активами понимаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов.
Оборот цифровых финансовых активов предполагается при посредничестве операторов информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов и операторов обмена цифровых финансовых активов (оба вида организаций включены в число субъектов первичного финансового мониторинга, перечень которых содержится в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).
Согласно Федеральному закону № 259-ФЗ цифровой валютой (криптовалютой) признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением определенных в названном Федеральном законе случаев.
Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона № 259-ФЗ юридические лица, личным законом которых является российской право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории Российской Федерации, физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного представления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).
Не запрещенные вышеуказанной нормой операции с цифровой валютой согласно части 4 статьи 14 Федерального закона № 259-ФЗ будут урегулированы федеральными законами.
Для целей Федерального закона № 115-ФЗ, Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О несостоятельности (банкротстве)», Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» цифровая валюта признается имуществом.
Федеральный закон № 259-ФЗ вступает в силу с 1 января 2021 года.
ФНС и криптовалюты
На Петербургском международном юридическом форуме заместитель главы Минфина Алексей Моисеев обмолвился: Федеральная налоговая служба (ФНС) станет криптовалютным регулятором. По мнению чиновника, такой шаг будет логичным, так как именно это ведомство собирает декларации и отчеты об иностранных счетах. По аналогии оно должно будет поступать с криптовалютами.
Моисеев подчеркнул: пока идут обсуждения. И добавил, что ФНС будет заниматься криптой не одна, а в тесном взаимодействии с Центробанком и Росфинмониторингом.
Дмитрий Носков, эксперт криптобиржи StormGain:
— Если мы сравним, к примеру, с США, то там ситуация выглядит гораздо жестче — финансовые регуляторы подают иски против крупнейших криптобирж и настаивают на том, что практически все криптовалюты (за исключением биткоина) являются ценными бумагами. В России пока лишь разработан законопроект, который направлен на регулирование работы крипторынка и добычи цифровых валют — в том числе предполагается запрет рекламы подобных услуг. Но в целом государство заинтересовано, чтобы все операции на крипторынке проходили официально и прозрачно, участники рынка отчитывались о своих действиях и платили налоги со своих доходов.
Чем ЦФА интересны для инвесторов
Так как по закону ЦФА не является единицей расчета, это исключительно инвестиционный актив.
Эксперты и участники рынка отмечают следующие преимущества ЦФА для инвесторов:
- надежность;
- возможность самостоятельного совершения сделок;
- повышение ликвидности актива;
- широкий выбор и гибкость инвестиций;
- возможность дробления актива.
ЦФА интересны частным инвесторам потенциально более высокой доходностью, а также возможностью более гибкого структурирования актива (например, инвестиции в недвижимость без покупки самой недвижимости), говорит директор по развитию бизнеса компании «Мастерчейн» Сергей Рябов.
ЦФА снижает порог для входа розничных инвесторов, соглашается руководитель направления развития инноваций и ЦФА Альфа-Банка Анна Шаповалова. В качестве примера она приводит ЦФА на жилую недвижимость.
«Сейчас инвестор может инвестировать либо в квартиру целиком, либо в ПИФ, а токенизация позволяет инвестору покупать ЦФА, стоимость которого приравнена к 1 кв. м недвижимости, еще и с возможностью выйти из актива в любой момент, продав его на вторичном рынке», — отмечает она. Шаповалова добавляет, что ЦФА — это инструмент инвестиций и сохранения стоимости, придания ликвидности низколиквидным товарам (слитки золота или квадратные метры жилья).
ЦФА также позволяют инвестировать в активы, которые недоступны на классическом организованном рынке. Например, ЦФА на корзину драгоценных металлов, помимо золота, серебра, платины и палладия, открывает доступ к редким металлам платиновой группы — родию, иридию и рутению. А ЦФА «Цифровой факторинг», по словам Фроловичевой, позволил трансформировать коммерческий долг в финансовую задолженность эмитента перед инвестором, сам долг при этом стал делимым и ликвидным.
Фроловичева также отмечает, что по закону ЦФА можно покупать и продавать частями ― например, не 1 ЦФА, а 0,5. При этом, так как ЦФА выпускаются и обращаются с использованием технологии блокчейн, вероятность технических ошибок и влияние человеческого фактора снижаются.
Технологии блокчейна и смарт-контрактов, по ее словам, также позволяют исключить дополнительные договоры с посредниками, что сокращает объем комиссий.
ЦФА как инструмент для вложения денежных средств может быть интересен любым инвесторам, считает Попов. «ЦФА обращаются без участия третьих лиц, то есть без посредников. Это ускоряет процесс», — отмечает он.
Фроловичева добавляет, что вкладываясь в криптовалюту, инвестор изначально принимает риски, в то время как у ЦФА и ГЦБ есть конкретный эмитент.
«Риск-культура на рынке ЦФА в разы выше по сравнению с криптовалютами. Выпуск ЦФА — прозрачная процедура. Эмитент обязан публиковать на платформе решение о выпуске», — добавляет она.
Шаповалова указывает, что неквалифицированные инвесторы могут приобретать некоторые виды ЦФА (например, простые денежные требования или ЦФА, привязанные к золоту). Установленный ЦБ лимит — не более 600 000 рублей в год через одного оператора информационной системы. Для квалифицированных инвесторов доступен более широкий набор инструментов.
Кому операторы ЦФА должны передавать данные о своих пользователях
Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, ведет реестр пользователей с привлечением лиц, выполняющих функции узлов информационной системы. Оператор возмещает пользователям убытки за утрату информации, сбои в работе информационных систем, предоставление пользователям информационной системы недостоверной информации, нарушение оператором правил работы информационной системы и несоответствия информационной системы требованиям закона.
Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, обязан обеспечить: возможность восстановления доступа обладателя таких прав, если он был утрачен; бесперебойность и непрерывность функционирования информационной системы; целостность и достоверность информации о ЦФА; корректность реализации в информационной системе установленных ее оператором алгоритма создания, хранения и обновления информации, содержащейся в распределенном реестре, и алгоритма, обеспечивающих тождественность указанной информации во всех базах данных; невозможность внесения изменения в установленные оператором алгоритмы.
Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, должен обеспечить внесение изменений записей в ЦФА на основании таких документов, как вступивший в силу судебный акт, исполнительный документ и свидетельство о праве на наследство. Это должно произойти не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего требования. Информация о сделках с ЦФА должна храниться оператором информационной системы в течение пяти лет, аналогичное требование накладывается на операторов обмена ЦФА.
Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, обязан предоставить содержащуюся в записях данной системы информацию о ЦФА по требованию следующих лиц: суда, Росфинмониторинга, Центробанка, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной налоговой службы, органов предварительного следствия, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (на основании решения суда). Также информация должна предоставляться по запросам уполномоченных лиц в соответствие с законодательством о противодействии коррупции, по требованию конкурсного управляющего в ходе конкурсного производства и по требования регистратора, в которым был открыт счет депо ЦФА.
О законопроекте
Центробанк концептуально поддерживает законопроект о легализации майнинга в России, но считает, что полученная цифровая валюта должна продаваться исключительно на иностранных биржах и только нерезидентам
Как следует из документа, майнерам хотят предоставить два пути.
Они могли бы продать криптовалюту без использования российской информационной инфраструктуры (то есть не на российских биржах). На случаи такой реализации законопроект устанавливает правило о нераспространении законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
Второй вариант: «сделки с цифровой валютой, одной из сторон которых выступают лица, осуществляющие майнинговую деятельность, могут проводиться с использованием российской информационной инфраструктуры через уполномоченную организацию в рамках экспериментального правового режима (речь идет о 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» — прим. CNews)», — следует из законопроекта.
При этом, в обоих случаях необходимо отчитываться о сделках перед ФНС.
«Введение предлагаемого законопроектом регулирования деятельности по майнингу, а также установление отдельных требований к такой деятельности позволит легально осуществлять указанную деятельность, декларировать полученный доход, а также обеспечивать исчисление и уплату в бюджеты всех уровней соответствующих налоговых платежей. Кроме того, это позволит нивелировать правовые риски, связанные с данной деятельностью», — отмечают законотворцы.
Как отмечают эксперты, в документе нет упоминания о том, что криптовалюта российских майнеров должна продаваться только нерезидентам. Также из формулировок не следует, что уполномоченная организация, через которую можно было бы реализовывать криптовалюту в России, должна быть одна.
Законопроект включен в программу Госдумы на декабрь 2022 г. Если документ примут, майнинг легализуют в России с 1 января 2023 г.
Центробанк ставит условия по крипте
Банк России (ЦБ) концептуально поддержал законопроект о легализации майнинга, но считает, что полученная цифровая валюта должна продаваться исключительно на иностранных биржах и только нерезидентам, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на представителей регулятора.
Однако, представители Банка России отметили, что в рамках экспериментально правовых режимов при условии совершения сделок с криптовалютой через уполномоченную организацию, «допускается возможность снятия таких ограничений».
«В целом мы придерживаемся позиции о недопустимости оборота цифровой валюты на территории РФ», — подчеркнули в ЦБ.
Криптовалюта в Китае и США: регулирование рынка
Китай и США две крупнейшие экономики мира пошли по пути запретов. Они мыслят приблизительно так: “если сегодня мы не можем регулировать этот рынок и получать доход, то мы все запретим”. Что бы вы понимали уровень запретов в США и Китае:
- В США они действуют с середины 2020 года. В Китае с сентября 2021 года. И запреты абсолютно идентичные.
- Запрещены: покупка, продажа, добыча и даже хранение криптовалюты если биржа зарегистрирована не в США.
- Так же запрещены все криптобиржи, даже централизованные, которые требуют при регистрации проходить идентификацию и подтверждать ваше гражданство. Все сайты криптобирж заблокированы на территории этих стран. Кроме тех, что имеют там регистрацию.
- Хотя очень легко обязать такие биржи подавать данные о всех клиентах из США в налоговые органы о заключенных сделках. Но пока все запретили.
- Большой обзор для новичков самых надежных мировых криптобирж и где покупать криптовалюту.
- Заблокированы все крупнейшие сайты, которые отслеживают стоимость криптовалют в реальном времени.
Разрешить нельзя запретить (запятую поставьте сами)
Что бы вы понимали пародкс этих запретов и что реальная причина только одна: иметь доход от этого рынка. Нет дохода у нас (у правительства) – значит ни у кого его не будет. Возьмем к примеру опять США.
- Правительство не может контролировать онлайн покер. И уже как лет 10-12 он под полным запретом на территории США. Запрещены все онлайн покер-румы и онлайн казино.
- Правительство оправдывается, что таким образом заботится о своих гражданах, так как многие проигрывали там кучу денег.
- Но при этом есть Лас Вегас, игорная зона, где те же самые американцы спускают туже кучу денег. Но эту кучу государство уже контролирует и имеет с нее доход, поэтому такой покер разрешен.
- А вот вообще интересно. Марихуана. Всегда это был легкий наркотик и запрещен вплоть до уголовной ответственности. Но как только появилась возможность регулировать этот рынок и получать доход в казну, марихуану узаконили и стали выдавать лицензию для открытия целых ферм.
- А бизнес по свободной продаже оружия в США? Ежегодно с десяток случаев как кто-то ворвался в школу в Америке и всех расстрелял. И миллионы людей против свободной продажи оружия. Но этот бизнес на десятки миллиардов $ в год, которые идут в казну.
И все это законно, а криптовалюта вне закона.
Самое жесткое регулирование крипто мира в США и Китае. Они просто все запретили, даже смотреть в сторону криптовалюты нельзя
Разрешена ли криптовалюта в России: что нового в законе
Новый ФЗ №259 со всех сторон рассматривает цифровую валюту и особенности ее применения. По новому закону к категории таких денежных единиц относится совокупность электронной информации, которая находится в информационной системе и может быть принята / использована для проведения операций. При этом уточняется, что такие деньги не являются валютой РФ или других стран, не относятся к международным / расчетным денежным единицам.
Простыми словами, криптовалюта — это некий цифровой код, который может применяться для проведения транзакций и обменных операций. Это пояснение подходит и для других виртуальных денег, выпускаемых под контролем Банка России, к примеру, Bitcoin.
Главные особенности нового закона о криптовалюте:
- Обязательство подачи отчетности в налоговые органы с указанием факта владения виртуальными монетами и проведения операций с их применением.
- Допускается продажа, эмиссия, покупка и проведение иных сделок.
- Использовать криптовалюту для оплаты товаров / услуг запрещено.
- Появление отсылок к документам, регулирующим майнинговую деятельность, организацию эмиссию и дальнейшее обращение.
- Разрешение компаниям создавать свои виртуальные деньги при получении одобрения от соответствующего департамента.
С учетом сказанного можно делать промежуточные выводы о том, разрешена ли криптовалюта в России. Официально она может использоваться в качестве средства для хранения капитала, ее можно менять или покупать. При этом проводить обычные сделки по покупке товаров или оплаты услуг нельзя. Иными словами, виртуальные деньги могут быть использованы только в качестве объекта для инвестиций.
Операторы обмена цифровых финансовых активов
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона (выделение шрифтом — авторов):
Вот тут уже начинается про блокчейн.
Как мы уже установили выше, согласно Закону в РФ выпускать ЦФА используя блокчейн нельзя, согласно Закону любая информационная система, в том числе “распределенный реестр” должны быть жестко централизованы.
Однако, эта статья дает право резидентам РФ совершать сделки с ЦФА выпущенными в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом (то есть в информационных системах которые уже не должны соответствовать требованиям российского права), если такие сделки обеспечиваются оператором обмена цифровых финансовых активов (далее — ООЦФА).
ООЦФА может обеспечивать заключение таких сделок двумя способами указанными в Законе:
1) Путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок.
2) Путем участия за свой счет в сделке с цифровыми финансовыми активами в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц.
В Законе это прямо не указано, однако представляется что ООЦФА может продавать и покупать цифровые валюты за деньги (в сделках с резидентами РФ — за рубли, с нерезидентами за иностранную валюту).
Одно и то же лицо может быть оператором обмена цифровых финансовых активов и оператором информационной системы в которой осуществляется выпуск и обращение ЦФА.
ООЦФА по данному закону получается неким аналогом криптобиржи. Банк России будет вести “реестр операторов обмена цифровых финансовых активов”, и осуществлять такую деятельность смогут только лица внесенные в реестр.
Иными словами в централизованной ИС могут осуществляться операции с ЦФА выпущенных в централизованных “иностранных” системах, в частности может осуществляться их получение от иностранных контрагентов из децентрализованных систем, или отчуждение иностранным контрагентам в выводом в децентрализованную систему.
Например: ООЦФА может предоставлять резидентам РФ услуги по приобретению определенного вида ЦФА выпущенного на блокчейне Ethereum. Приобретенный актив в системе Ethereum находится на адресе ООЦФА (из положений Закона вытекает что ООЦФА может это делать), а в информационной системе оператором которой выступает ООЦФА этот актив будет отражаться на счету резидента РФ. Это даже некоторым образом упрощает для резидента РФ работу с такими активами, если для него более привычной является работа с централизованными системами доступ к которым осуществляется с помощью логина и пароля, чем с децентрализованными системами на основе криптографических ключей, потеря которых, например, не предполагает возможности восстановления доступа.
Резидент РФ у которого на счету в ООЦФА имеются ЦФА, может эти ЦФА с помощью ООЦФА продать или обменять, причем другой стороной сделки может выступить как резидент имеющий аккаунт у того же ООЦФА, так и нерезидент пользующийся децентрализованной “иностранной” системой.