В регионах
Поправки, приводящие региональное законодательство в соответствие с новыми датами проведения Дня молодёжи (его перенесли с фиксированной даты — 27 июня — на последнюю субботу июня) приняли Республика Марий Эл, Хакасия и Рязанская область.
В Забайкальском крае предлагают увеличить площадь баров в жилых домах до 65 кв. м. Исключение сделают для организаций, имеющих лицензию на продажу напитков крепостью до 16,5%. Ранее предлагалось установить ограничение в 80 кв. м.
В Кемеровской области собираются запретить продажу энергетиков несовершеннолетним: о том, что соответствующий законопроект уже готов, рассказал губернатор Сергей Цивилев. Помимо запрета продажи несовершеннолетним, продажу безалкогольных энергетиков предлагается запретить через торговые автоматы, в детских, молодёжных, образовательных, медицинских организациях и на прилегающих к ним территориях, в организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях, а также в спортивных сооружениях.
В Кировской области предлагают сократить время продажи алкоголя — запретить продажу в будние дни и субботу с 23 до 10 часов, а в воскресенье — с 22 до 10 часов (кроме дней, когда воскресенье приходится на предпраздничный или праздничный день, либо когда за ним следует выходной). Аналогично сократить время продажи предлагается и если нерабочий день выпадает среди недели, и за ним следует рабочий день.
Реестр производителей пива
Постановлением правительства от 29 июля 2023 г. № 1235 установлены правила, по которым РАР будет вести реестр производителей пива. Тех, кто по состоянию на 31 августа имеет решение об использовании оборудования без счётчиков либо имеет оборудование со счётчиками, в реестр включат автоматически. Производителей будут уведомлять о включении в реестр через Госуслуги в день принятия такого решения. РАР подготовило формы заявлений о включении в реестр, о внесении в него изменений или исключения из реестра, формы решений о включении, внесении изменений, исключении, а также об отказе во включении или исключении из реестра, а также решений о приостановлении деятельности или о её возобновлении.
Принят, подписан президентом и опубликован закон о введении административных штрафов или приостановки деятельности за нарушение требований к производству пива. Согласно закону от 24.07.2023 № 363-ФЗ, вступающему в силу с 1 сентября, штраф до 300 тысяч и приостановление работы на срок до 60 дней грозит за производство пива без включения в реестр.
СВЕДЕНИЯ О МОЩНОСТЯХ ДЛЯ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ
Постановление Правительства от 13.05.2022 № 868.
За 2022 год необходимо сдать отчет не позднее 1 апреля 2023 г.
Сведения о мощностях для утилизации отходов подают, чтобы отчитаться о том, что организация выполнила свои обязательства в рамках расширенной ответственности производителя (ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ) и требований правил предоставления информации во ФГИС УОИТ.
Кого коснулось изменение?
Отчет сдают исполнители расширенной ответственности производителей:
- производители и импортеры товаров
- операторы по обращению с отходами
- региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами
- юридические лица, которым производитель или импортер товаров поручил утилизацию товаров и упаковки
Это предусмотрено подпунктом «л» пункта 12 постановления Правительства от 13.05.2022 № 868.
Какие правила учесть в работе?
Отчет подайте в территориальный орган Росприроднадзора. Его нужно направить в электронном виде через личный кабинет природопользователя. Отчет заполните по форме, которая утверждена приложением № 2 к постановлению Правительства от 13.05.2022 № 868.
Необходимость утилизации
Оплата экологических сборов может оказаться существенным бременем для финансового состояния предприятия. Поэтому более выгодно утилизировать товары и упаковку.
Под понятием “норматив” здесь понимается определенный процент произведенной продукции, который должен быть утилизирован после утраты своих потребительских свойств.
При этом выполнение норматива не обязательно требует использования тех же самых товаров. Можно использовать аналогичные или даже товары других производителей.
Рассчитайте норматив для своей продукции, утилизируйте ее и предоставьте отчетность об этом в Росприроднадзор. Тогда вам не придется платить экологический сбор.
Приведем некоторые примеры нормативов утилизации для разных групп товаров.
Одежда для специального назначения | 10% |
Постельное белье | 10% |
Верхняя одежда | 10% |
Ящики и палеты из дерева | 20% |
Издательские издания, газеты | 20% |
Пластиковая упаковка | 20% |
Флаконы из стекла для духов | 25% |
Автомобильные шины и покрышки | 30% |
Гофрокартон | 45% |
Необычные способы использования отходов от Danone
Учитывая продуктивность этой компании на рынке, легко представить, сколько отходов образуется в процессе производства. Более половины из них представляют органические отходы, а на втором месте – упаковка. Что делает Danone для утилизации этих отходов?
Компания намерена сократить объемы пищевых отходов в два раза к 2025 году, а для этого она внедряет необычные решения.
Оставшуюся часть продукции она поставляет фермерам и заводам, которые разводят кормовых насекомых, чтобы использовать их в качестве пищи для личинок, червей и скота. Остаток органических отходов компания сжигает в специальной установке, называемой метанайзером. Этот прибор превращает молочную сыворотку в “зеленое топливо”, которое используется для освещения на предприятии. Кстати, эта технология позволяет компании сэкономить 20 миллионов рублей в год, потому что она больше не платит сторонней организации за вывоз и утилизацию отходов. Это также значит, что компания позволяет сократить количество органических отходов на 13 000 тонн в год.
Касательно пластика, компания Danone также предпочитает другие способы переработки в соответствии с принципами циркулярной экономики. Один из примеров – акция “Зеленые города”, которую проводит компания совместно с заинтересованными организациями. В рамках этой программы в различных регионах собираются пластиковые баночки от йогуртов и прочий мусор, после чего они отправляются на переработку. Затем из полученного материала создается упаковка для продукции Danone. Предполагается, что этот проект позволит уменьшить выбросы углерода на 5600 тонн в год.
Кроме того, Danone Россия также обращает внимание на другой вид отходов. Например, отработанные масла сдаются на предприятия, занимающиеся производством топлива из них
А некоторые материалы используются повторно, как, например, поддоны для перевозки продукции.
Таким образом, переработка отходов является одним из самых выгодных способов утилизации, причем как для бизнеса, так и для окружающей среды.
Изменения в программе ПЭК
Приказом Минприроды России от 24.03.2023 № 150 «О внесении изменений в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109» с 1 сентября 2023:
- устанавливаются требования к содержанию разделов в ПЭК, в частности информация об инвентаризации выбросов, сбросов, отходов, побочных продуктов производства;
- добавляется новый раздел «Сведения о побочных продуктах производства»;
- добавляется новый подраздел «Производственный контроль в области обращения с побочными продуктами производства».
При этом раздел «Сведения о побочных продуктах производства» должен содержать:
- перечень видов побочных продуктов производства, включающий наименование побочных продуктов производства;
- показатели, характеризующие объемы образования побочных продуктов производства за год;
- периодичность (не реже одного раза в квартал) или даты образования побочных продуктов производства;
- планируемые сроки использования побочных продуктов производства в собственном производстве;
- планируемые сроки передачи побочных продуктов производства другим лицам (в случае передачи побочных продуктов производства другим лицам);
- сведения о результатах использования побочных продуктов в собственном производстве, включающие сведения о видах сырья и (или) продукции, полученных с использованием побочных продуктов производства, и их планируемом количестве за год, а также реквизиты документов, устанавливающих требования к получаемому сырью или продукции;
- сведения о планируемом использовании побочных продуктов производства в качестве сырья или в качестве продукции для потребления в случае их передачи другим лицам (при наличии информации от потребителя такой продукции).
ИЗМЕНЕНИЯ В ПЛАТЕ ЗА НВОС
Вступили в силу с 1 января 2023 года.
Пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 343-ФЗ.
Изменилась плата за использование отходов недропользования
Если размещенные отходы недропользования используются для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов, плата за НВОС вносить не нужно.
Кого коснулись изменения?
Организаций, которые пользуются недрами.
Что поменялось?
Отходы недропользования с разрешили использовать повторно. Если из таких отходов добывать полезные ископаемые и полезные компоненты, платить за НВОС не нужно. Для таких отходов установили коэффициент 0 на весь срок, когда фактически велась добыча компонентов из отходов.
Какие правила взять в работу?
Чтобы доказать, что плату организация не вносит правомерно, отразите процедуры использования отходов в техническом проекте разработки месторождения. В частности в техническом проекте должны быть отражены работы по добыче полезных ископаемых и компонентов из отходов.
В сентябре 2023 года вступят остальные поправки по отходам недропользования. Начнут действовать остальные положения Федерального закона от 14.07.2022 № 343-ФЗ. Также планируют ввести в действие порядок внесения платы за НВОС. Закон расширит возможность применения отходов недропользования, а порядок утвердит формулы расчета и повышающие коэффициенты.
Утилизация по новым правилам
Впрочем, ответственность за утилизацию власти будут вводить поэтапно. В 2025 году — для 55% упаковки, в 2026-ом — для 75%, ну а для 100% — в 2027-ом.
Эксперт «Контур.Экстерна» по отчётности в Росприроднадзор Ольга Захарова отметила, что для некоторых компаний ответственность снизится, другие же освободятся от неё полностью. Например, экосбор не придётся платить представителям пищевой промышленности:
А ещё будет создан отдельный реестр утилизаторов, с которыми компании смогут заключать договоры. С его помощью Росприроднадзор сможет контролировать процесс и качество утилизации упаковки. В ведомстве предупреждают: не стоит заключать договор с утилизатором, который в этот реестр не попал: у контролирующих органов могут возникнуть вопросы, а штрафы по экосбору существенные.
Избежать оплаты эксобора или «смухлевать» и предоставить органам недостоверные данные тоже не выйдет: за неуплату юридическим лицам, например, придётся заплатить втрое больше по каждой группе товаров и/или упаковки. Сумма при этом должна будет составлять не менее чем полмиллиона рублей. А за искажение данных или представленную не в полном объёме отчётность юрлицо будет обязано выплатить сумму экосбора в двукратном размере по каждой группе товаров/упаковки (на этот раз не менее 250 тысяч рублей).
К слову, сдавать отчётность также придётся вовремя. В противном случае юрлицо ожидает штраф от 70 тысяч до 150 тысяч рублей.
В целом же, чем экологичнее будет упаковка или товар, тем проще его утилизировать, а, значит, и платёж по итогу будет меньше. И здесь у производителей бумажной упаковки есть явное преимущество перед теми, кто занимается выпуском пластиковой тары.
Другие новости
Принят, подписан президентом и опубликован закон об ограничении продажи лекарственных препаратов этанола. Согласно закону от 04.08.2023 № 428-ФЗ, этанол будут продавать только медицинским организациям, юрлицам и ИП с лицензией на медицинскую или фармацевтическую деятельность. Закон вступит в силу с 1 сентября 2023 года (с 1 сентября 2024 года — в новых регионах).
Принят, подписан президентом и опубликован закон о расширенной ответственности производителя за утилизацию отходов. Производители и импортёры товаров и упаковки должны будут обеспечивать утилизацию отходов или уплачивать экосбор. С 1 января 2025 года нужно будет обеспечить утилизацию отходов в отношении 55% массы произведенной, ввезенной упаковки, а с 1 января 2026 года — 75%. При этом утилизацией считается только использование отходов для производства товаров или извлечения полезных компонентов для повторного применения.
ФРиО пожаловалась Мишустину на внеплановые проверки сидра со стороны Роспотребнадзора. По словам рестораторов, поводом для претензий со стороны Роспотребнадзора становится в том числе незначительное расхождение информации о содержании алкоголя на упаковке и в реальности. Поэтому они предлагают внести изменения в техрегламенты и ГОСТы. Это позволит размещать информацию о содержании алкоголя в напитках натурального брожения в виде диапазона: «не менее 5%», «не более 6%» или «5-6%».
Торговые сети, АКОРТ и АКИТ обратились в правительство и Госдуму с призывом внести поправки во вступающий в силу с 1 сентября закон об органической продукции, согласно которому в наименовании бренда будет запрещено использовать слово «зелёный», если продукт не является органическим. Авторы обращения подчеркнули. что в России зарегистрировано более 100 товарных знаков с использованием слова «зелёный» в наименовании бренда.
РАР утвердило новую форму заявки о фиксации в ЕГАИС сведений о производстве продукции и правил её заполнения. В новой форме содержится большее количество показателей — 86 вместо 72: появились сведения о винограде, использованном для производства продукции, и его поставщике.
Минфин предлагает продлить с 1 августа 2023 года до 31 марта 2024 года предельный срок подачи уведомления на участие в эксперименте по маркировке импортного алкоголя федеральными специальными марками. Необходимость продления Минфин объясняет увеличением числа участников эксперимента и расширением территории его проведения.
Национальный союз производителей пива и напитков совместно с Общественной палатой РФ направил резолюцию о мерах развития отечественного хмелеводства в Минпромторг и Минсельхоз. Предлагается увеличить площадь посадок, интенсифицировать селекцию, разработать отечественную сельхозтехнику и ускорить процесс регистрации зарубежных сортов.
X5 Group направила в Минцифры запрос на толкование законодательства о персональных данных относительно того, можно ли использовать данные из единой биометрической системы для верификации возраста покупателей табака и алкоголя. Торговые сети хотят увеличить автоматизацию касс самообслуживания и разгрузить сотрудников.
Депутат Госдумы Султан Хамзаев предложил убрать алкогольную и табачную продукцию с общих касс магазинов и перенести её на специальные кассы. Соответствующее письмо он направил в Минпромторг. По мнению депутата, наличие сигарет и алкоголя на кассах снижает эффективность действия ограничений рекламы и не способствует сокращению продажи алкоголя и табака.
Какие требования предъявляют к утилизаторам упаковки?
После принятия закона требования к утилизаторам упаковки ужесточились. Так, нельзя продемонстрировать любой производственный процесс как «утилизацию» — необходимо, чтобы принятый к утилизации отход и полученный из него продукт соотносились по специальному документу («конвертеру»).
«Конвертер» представляет собой перечень, на основании которого можно определить, из какого товара или упаковки по общероссийскому классификатору ОКПД (продукции по видам экономической деятельности) какой отход получается согласно федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО). А также из какого отхода получается новая продукция по ОКПД. Это позволит определить, как правильно утилизировать отходы в рамках системы РОП и составить акт утилизации, необходимый для сдачи отчетности.
Кроме того, утилизаторы должны быть проверены Росприроднадзором на предмет реального обладания заявленными мощностями по утилизации и включены в специальный реестр.
Порядок такой выездной оценки мощностей утилизаторов уже утвержден, также как и порядок ведения реестра утилизаторов. Только утилизаторы, присутствующие в реестре, вправе оказывать услуги по выдаче актов об утилизации для компаний, не желающих уплачивать экосбор.
Оптимизация порядка получения разрешений на выбросы
Постановление Правительства РФ от 08.02.2023 № 174 «О внесении изменений в Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» с 1 сентября 2023 года предусматривает следующее:
- предоставление документов для получения разрешений на выбросы только в электронном виде;
- уменьшение сроков рассмотрения заявки и материалов на получение разрешения на выбросы и временно разрешенных выбросов;
- рассмотрение особенностей включения сведений о квотах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для хозяйствующих субъектов, расположенных на территории эксперимента по квотированию выбросов;
- уведомление Территориальными органами Росприроднадзора хозяйствующих субъектов об истечении срока действия разрешения на выбросы;
- установление сроков рассмотрения заявки и материалов на продление разрешений на выбросы;
- уточнение процедуры переоформления разрешения на выбросы;
- ведение реестра выданных разрешений на выбросы.
Сведения о разрешении предоставляются в форме выписки из реестра выданных разрешений с нанесенным на нее двухмерным штриховым кодом (QR-кодом), ведущим на страницу с размещенными сведениями о соответствующем разрешении.
Также в разрешение на выбросы для объектов I категории, расположенных на территории эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, дополнительно включаются сведения о квотах выбросов загрязняющих веществ.
Требования к плану предотвращения и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного ОПО
В 2021 году в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» были внесены поправки, направленные на сокращение числа заброшенных промышленных объектов, ликвидировать которые приходится за счет федерального бюджета.
Указанные поправки распространяются на Отдельные ОПО, к которым отнесены:
- опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых осуществляется обращение с токсичными и высокотоксичными веществами, а также веществами, представляющими опасность для окружающей среды (за исключением сооружений, связанных с пользованием недрами);
- шахты угольной промышленности;
- объекты, на которых размещаются отходы I и II классов опасности.
При выводе таких объектов из эксплуатации (консервации или ликвидации) их владельцы обязаны выполнить мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в соответствии с заранее разработанным планом.
Согласно постановлению Правительства РФ от 02.06.2023 № 909 «Об утверждении Положения о составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта и требованиях к содержанию такого плана», вступающему в силу с 1 сентября 2023 года и действующему до 1 сентября 2029 года, указанный план должен содержать следующие мероприятия (с описанием технологических процессов, технических способов и методов, планируемых к применению):
- рекультивацию земель
- консервацию/ликвидацию Отдельного ОПО;
- графическое описание границ территории, на которой реализуются указанные мероприятия (с указанием координат);
- в границы такой территорий должен входить в том числе объект размещения отходов от деятельности, осуществляемой на Отдельном ОПО.
Данные мероприятия должны быть направлены на снижение и/или ликвидацию негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого Отдельным ОПО, который выводится из эксплуатации. В результате должно быть обеспечено соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Выбирать мероприятия следует, исходя из технических особенностей производства и видов негативного воздействия. Например, если на объекте размещения отходов I и II классов опасности эксплуатировалось гидротехническое сооружение, потребуется включить в план мероприятия по охране водного объекта. При составлении плана можно ориентироваться на справочники по наилучшим доступным технологиям.
Подробнее о внедрении и развитии наилучших доступных технологий (НДТ) — в статье EcoStandard.journal.
В отношении плана мероприятий необходимо получить заключение государственной экологической экспертизы, а также заключение Росприроднадзора об обоснованности сметной стоимости мероприятий, предусмотренных планом.
Кроме того, потребуется подтвердить наличие достаточных средств для реализации плана мероприятий, получив независимую гарантию, поручительство или создав резервный фонд в объеме, необходимом для реализации плана.
План мероприятий с иными необходимыми документами требуется представить в Росприроднадзор не позднее чем за 5 лет до истечения срока эксплуатации Отдельного ОПО или срока разработки месторождения полезных ископаемых (для угольных шахт).
Порядок определения срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности
Постановление Правительства РФ от 01.05.2023 № 737 «О порядке определения срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности» устанавливает с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2029 года предельный срок эксплуатации объекта размещения отходов I и II классов опасности.
Срок эксплуатации таких объектов определяет застройщик при вводе ОРО в эксплуатацию на основании проектной документации на строительство или реконструкцию ОРО. Этот срок эксплуатации ОРО исчисляется с даты его ввода в эксплуатацию и не может превышать 25 лет.
Решение об определении данного срока необходимо в уведомительном порядке направлять в Росприроднадзор. Кроме того, сведения о сроке эксплуатации ОРО будут включаться в федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, а также во ФГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК).
Ранее, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2021 № 446-ФЗ, лица, эксплуатирующие указанные ОРО, обязаны не позднее чем за 5 лет до истечения срока эксплуатации ОРО подтвердить наличие финансового обеспечения мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды при выводе ОРО из эксплуатации (его консервации/ликвидации).
С учетом данного регулирования Правительство РФ унифицировало порядок определения срока эксплуатации строящихся и реконструируемых ОРО в постановлении от 01.05.2023 № 737 «О порядке определения срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности», положений которого теперь будут придерживаться застройщики ОРО.
Сверка уведомлений
Много вопросов вызвало у отрасли онлайн-совещание, на котором начальник аналитического управления Росалкогольрегулирования Полина Якуба рассказала, что с 1 августа 2023 года РАР будет сверять данные из уведомления о начале оборота с информацией на этикетке и в случае выявления недостоверной информации аннулировать уведомление и, следовательно, блокировать производство и оборот продукции. При этом производители, когда в спешке переходили на новую версию ФРАП, не всегда заполняли уведомления в строгом соответствии с информацией на этикетке, выбирая существующие в справочнике определения.
По словам специалиста РАР, поводом для аннулирования в том числе может стать любое несовпадение наименований сырья на этикетке и в уведомлении (например «хмелепродукты» или «экстракт хмеля», «вода подготовленная» или «вода питьевая»). Поэтому производителям и импортёрам рекомендуется самостоятельно мониторить информацию в своих уведомлениях и направлять обращения об аннулировании при выявлении ошибок, а также при обнаружении ошибок в чужих уведомлениях.
Позднее РАР опубликовало информационное сообщение с разъяснениями по некоторым вопросам. Так, нет необходимости аннулировать уведомления, если на этикетке указано «вода питьевая», а в уведомлении — «вода подготовленная (исправленная)», на этикетке — «сахар», а в уведомлении — «сахар белый».
Проверки и риск-ориентированный подход
Минфин заявил, что РАР в рамках моратория на проверки будет контролировать производство и оборот алкоголя в соответствии с риск-ориентированным подходом, и рассказал, что уже направил на государственную регистрацию в Минюст приказ, устанавливающий новые индикаторы риска. Их число будет увеличено с 11 до 18. Подготовлены дополнительные индикаторы для проверок на пивном рынке — в том числе фиксация в ЕГАИС за год производства в объёме менее 70% от мощности. Но это, как отмечают участники рынка, может привести к рискам для бизнеса, так как пивные производства выпускают много безалкогольной продукции, а также имеют явно сезонный характер работы.
Госкомиссия по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции одобрила типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований для регионального контроля продажи алкоголя, а также поручила Минэкономразвития предусмотреть возможность проведения субъектами РФ отдельных контрольных мероприятий в отношении розничной продажи алкоголя без согласования с прокуратурой.
Кроме того, подготовлен проект перечня грубых нарушений обязательных требований на территории новых регионов. Среди них — производство алкогольной продукции, не соответствующей государственным, национальным или международным стандартам, продажа алкогольной продукции с непищевым этиловым спиртом, производство и оборот алкоголя без лицензии.
Вступил в силу приказ Минфина о расширении перечня индикаторов риска нарушений при применении ККТ. Теперь поводом для проверки может стать ситуация, если более 30% всех фискальных документов за 30 календарных дней приходится на чеки коррекции. Ещё один признак — более 30% процентов чеков с признаком «Возврат прихода» от всех приходов за 30 календарных дней (исключением из этого показателя являются ломбарды).
ЧТО НОВОГО ЖДЁТ ЭКОЛОГОВ В 2023?
Отходы недропользования, животноводства и побочную продукцию теперь разрешат использовать повторно. Но необходимо соблюдать правила и срок, чтобы не вносить плату за НВОС за их хранение. При нарушении правил последуют пени и штрафы.
Услуги продолжают переводить из «бумажного» в электронный вид. С марта ПНООЛР и заявки на КЭР, как и досудебное урегулирование споров, будут формировать в электронном виде.
Меняются подходы к исчислению и учету платы за НВОС. В документы добавлены блоки по обращению со вторичными ресурсами.
Добавятся новые отчеты. Расширенная ответственность производителя и отчеты по выбросам парниковых газов изменились.
Пошлины на вино
Правительство повысило пошлины на вино из недружественных стран с 12,5% до 20%, но не менее 1,5 доллара за литр. Ставки будут действовать как минимум до 31 декабря 2023 года. Повысить пошлины на импортное вино предлагали Ассоциация виноградарей и виноделов России и региональные отраслевые объединения. Против этого выступали импортёры — они ссылались на то, что ситуация с избытком импортного вина на рынке временная и сложилась в связи с укреплением рубля в 2022 году, и до конца 2023 года за счёт распродажи запасов и колебаний курса валют избыток исчезнет.
Запретить продвигать и продавать винодельческую продукцию из недружественных России стран в заведениях общепита и на транспорте предложил депутат Сергей Алтухов — по его мнению, вместо этого нужно продвигать отечественную продукцию с маркировкой «Вино России». Он предложил коллегам обратиться к правительству с соответствующей инициативой.
Ограничить импорт алкоголя попросили и производители стеклотары: в своём обращении в Минпромторг они сослались на резкий рост импорта алкоголя и санкции на поставку алкоголя и стеклотары из России как на причины затоваривания складов стеклотарных заводов.
Что со ставками экосбора?
451-ФЗ задал рамку для обсуждения новых, более высоких ставок экологического сбора. Ранее ставки, принятые в первоначальной версии механизма РОП, не предполагали наличия публичных, закрепленных в нормативном акте обоснований. В рамках закона на сегодня предусмотрен отдельный документ – уже утвержденная методика расчета ставок экосбора, которая предусматривает, что базовая ставка учитывает затраты на раздельный сбор, накопление, транспортирование, обработку и утилизацию данного вида упаковки, а затем умножается на специальный коэффициент.
Этот коэффициент рассчитывается как сумма: единица плюс четыре критерия, каждый из которых может быть нулевым или принимать иное значение.
Критерии отражают сложности, которые могут возникнуть с извлечением данного вида отходов из общего потока, с наличием технологий по утилизации, с возможностью вовлекать отход повторно в производство многократно, а также с продажей вторсырья.
Все упомянутые критерии могут принимать значения 0 или 0,25 в течение 2024 года, 0 или 0,5 в 2025 году, 0 или 1 в 2026 году. При суммировании в формулу добавляют “1” для исключения появления нулевых коэффициентов. Следовательно, коэффициент для базовой ставки в 2024 году не превысит 2, в 2025 — 3, в 2026 и далее — 5. Для каждой группы товаров и упаковки устанавливают свое значение коэффициента.
Уже утверждены ставки экологического сбора на 2024 год. Они будут состоять из базовых ставок, значения которых приравнены к действовавшем в 2023 году, и коэффициентов в размере от 1 до 2. Так, например, для картонной комбинированной упаковки (группы №№ 32 и 52) ставка составит 2378*1,5=3567 руб./т, для прозрачной ПЭТ-бутылки — 3844*1,25=4805 руб./т, для белой — уже 5766 руб./т. Эти значения существенно ниже, чем первоначально предложенные в ноябре 2023 года, что свидетельствует о поиске компромиссов между регулятором и производителями товаров.