Нормативное правовое регулирование
Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» определяет принципы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа. Федеральным законом от 29.06.2015 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в части применения банковского сопровождения государственного оборонного заказа как механизма контроля целевого использования средств.
Все предприятия, участвующие в исполнении государственного оборонного заказа, как головной исполнитель, так и исполнители, вовлеченные в кооперацию, должны начиная с 1 сентября 2015 года соблюдать при исполнении оборонного заказа следующие требования:
Управление заявками на оплату
Потребность в оплатах отражается заявками на расходование денежных средств. На их основании автоматически формируются платежные поручения с задействованных отдельных и обычных счетов.
Суммы заявок, требующих оплаты, могут быть распределены для оплаты, как с отдельных счетов, так и с обычных банковских счетов предприятия автоматически по одному из представленных в системе правил распределения платежей. Распределение выполняется в рамках специализированного рабочего места, обеспечивающего оперативный контроль состояния постатейных лимитов для оплат в разрезе контрактов с заказчиками и наличия доступных денежных средств на банковских счетах.
Предусмотрена возможность управлять графиком платежей с учетом плана будущих поступлений денежных средств по контрактам с заказчиками.
Подготовка документов в банк
В конфигурации ведется список разрешенных Федеральным законом 275-ФЗ типов платежей.
Для каждого типа платежей предусмотрен отдельный шаблон заполнения поля «Назначение платежа» в платежных поручениях в соответствии с Федеральным законом 275-ФЗ и требованиями банков, что позволяет на основании заявок формировать платежные поручения в автоматическом/полуавтоматическом режиме.
Необходимые для предоставления в банк документы-основания регистрируются к заявкам на расходование денежных средств в виде присоединенных файлов (в согласованных с банками форматах).
После распределения заявок для оплаты по отдельным счетам формирование платежных поручений с задействованных отдельных счетов выполняется автоматически.
Сформированные платежные поручения передаются в банк доработанным сервисом «Клиент банка», позволяющим передать копии документов-оснований.
Внесение изменений в плановые показатели поступлений и выбытий по государственному оборонному заказу
После заключения договора с заказчиком в рамках исполнения государственного оборонного заказа необходимо внести изменения в плановые назначения текущего года. Для этого следует ввести новый документ Плановые назначения.
Обратите внимание, с 01.01.2016 учреждения всех типов должны применять классификационные признаки счетов (КПС) вида Бюджетная классификация, поэтому для ввода плановых назначений по поступлениям и выбытиям следует ввести два документа Плановые назначения (по поступлениям — с видом показателя КДБ, по выбытиям — с видом показателя КРБ). Предварительно для контрактов в рамках государственного оборонного заказа рекомендуется создать один план поступлений (с видом показателя КДБ) и один план выбытий (с видом показателя КРБ), в которых указать перечень статей плана, по которым будут поступать и расходоваться денежные средства
Предварительно для контрактов в рамках государственного оборонного заказа рекомендуется создать один план поступлений (с видом показателя КДБ) и один план выбытий (с видом показателя КРБ), в которых указать перечень статей плана, по которым будут поступать и расходоваться денежные средства.
Далее, для каждого контракта с заказчиком вводятся два документа Плановые назначения — по поступлениям и выбытиям. В документах заполняются реквизиты (рис. 3):
- Год плана;
- Периодичность;
- План поступлений (выбытий);
- Показатели плана поступлений выбытий — заполняются в соответствии со структурой цены контракта (сметы) в разрезе статей, сумм поступлений и выбытий;
- Типовая операция — выбирается предопределенная типовая операция Сметные (плановые) назначения получателя субсидий;
- Раздел лицевого счета — раздел отдельного счета, открытого для расчетов по этому контракту с заказчиком.
Что делать?
Первым, что приходит на ум, то воспользоваться богатыми возможностями программы 1С в части ее доработки. Но этот путь абсолютно не целесообразен:
1. Стоимость и сложность такой доработки — значительно выше стоимости перехода на другое решение от компании 1С.
2. Стоимость и сложность сопровождения программы.
Второй вариант решения задачи — взять типовую программу 1С с необходимыми функциями и на ее основе построить полноценную систему учета и управления предприятием, частью которой и будет учет оборонных заказов. Вариант безусловно хорош, но потребует длительного изучения возможностей программы и квалифицированной работы специалистов 1С при ее настройке.
Оплата исполнителям (поставщикам) и другие платежи по государственному оборонному заказу
- списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта;
- списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях, описанных в пункте 2 части 1 статьи 8.3 Закона № 275-ФЗ.
Для осуществления платежей в рамках исполнения государственного оборонного заказа в программе используется документ Платежное поручение.
При указании в документе лицевого счета учреждения (с установленным флагом Отдельный счет и заполненным реквизитом Государственный оборонный заказ) автоматически подставляется идентификатор контракта в поле Идентификатор платежа (22). Далее при указании получателя автоматически подставляются договор и счет получателя (если у него есть договор и банковский счет, в которых указан такой же элемент справочника Государственные оборонные заказы) (рис. 4).
Как автоматизировать учет
Для автоматизации можно вести раздельный учет по гособоронзаказу в 1С или других аналогичных программах. Для этого в конфигурации программного файла необходимо установить надлежащие параметры и настройки. Чтобы настройки были корректно установлены, в рамках учетной политики организации-исполнителя должны быть прописаны наименования прямых и косвенных издержек и определены методы их распределения.
Для автоматизации бухучета по ГОЗ в 1С требуется ввести перечни расходов в программу для автоматизированного распределения расходов со сч. 26 на сч.20, задать указанный в УП распределительный метод и прочие настройки, закрепленные в учетной политике.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Предприятия, которые участвуют в исполнении государственного оборонного заказа, обязаны соблюдать требования законодательства при его исполнении с целью контроля за целевым использованием средств. В «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» поддерживается учет контрактов и платежей в рамках государственного оборонного заказа.
В статье эксперты 1С рассказывают о том, как в программе настроить функциональность и вести обособленный учет плановых показателей и кассового исполнения обязательств по гособоронзаказу, хранить информацию о структуре кооперации по ним, какие отчеты можно использовать для получения сведений о кооперации.
Нормативное регулирование
Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ), установлены Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон № 275-ФЗ).
Федеральным законом от 29.06.2015 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 159-ФЗ) внесены изменения в части применения банковского сопровождения государственного оборонного заказа как механизма контроля целевого использования средств.
Согласно статье 8 Закона № 275-ФЗ (в редакции Закона № 159-ФЗ) все предприятия, участвующие в исполнении государственного оборонного заказа, — как головной исполнитель, так и исполнители, вовлеченные в кооперацию, — должны соблюдать при исполнении государственного оборонного заказа следующие требования:
- вести учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту;
- предоставлять информацию о каждом привлеченном им в целях исполнения контракта исполнителе (полное наименование исполнителя, его адрес (место нахождения), номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе);
- предоставлять информацию о затратах по исполненным контрактам;
- обеспечивать осуществление государственным заказчиком и контролирующим органом контроля за исполнением государственного контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения;
- открывать отдельные банковские счета по каждому государственному контракту;
- соблюдать особый порядок расчетов при использовании отдельных банковских счетов;
- предоставлять копии документов-оснований для выполнения платежей;
- обеспечивать целевое использование денежных средств и возможность внешнего контроля за движением денежных средств.
Кто обязан вести раздельный учет затрат по ГОС в 1С бухгалтерии
Раздельный учет 1С по ГОЗ обязаны организовать:
- исполнители, которые заключили с госзаказчиком контракты (их называют головными);
- юрлица, которые заключили контракт с головным исполнителем и входящие с ним в кооперацию.
Рассмотрим особенности учета в системе гособоронзаказа. Можно выделить три направления контроля со стороны государства:
- регулирование цен на продукцию ГОЗ;
- контроль использования средств, выделяемых государством;
- контроль обоснованности себестоимости продукции (сюда относится раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по контрактам ГОЗ).
Как вести раздельный учет
Согласно Закону от 29.12.2012 № 275-ФЗ, ведение раздельного учета по гособоронзаказу осуществляют головные исполнители (пп. 18 п. 1 ст. и исполнители (пп. 16 п. 2 ст. по каждому заключаемому государственному контракту.
Аналитический бухгалтерский учет затрат ГОЗ ведется по следующим счетам:
- «Основное производство» (сч. 20) — учитываются прямые затраты;
- «Общепроизводственные расходы» (сч. 25), «Общехозяйственные расходы» (сч. 26) — учитываются косвенные затраты.
Также в раздельном бухучете применяются 90, 44, 91 и другие счета.
Порядок ведения бухучета по ГОЗ выглядит следующим образом:
- прямые затраты в полном объеме проводятся по Дт 20 в корреспонденции со статьями «Материалы» (Кт 10), «Расчеты с персоналом по оплате труда» (Кт 70) и прочими;
- издержки, собранные на сч. 25 и 26, ежемесячно списываются через Дт 20 при условии, что такой способ списания допускает учетная политика организации;
- согласно пропорциям, прописанным в учетной политике, и формулам, утверждаемым УП (п. 7 ПБУ 1/2008), исполнитель распределяет косвенные траты по каждому государственному контракту.
На основании Приказа Министерства промышленности и энергетики РФ от 23.08.2006 № 200, к расходам, подлежащим раздельному бухучету по ГОЗ, относят:
- амортизацию ОС и НМА по производству, управлению, ремонту и содержанию;
- содержание управленческих кадров и персонала общехозяйственного назначения;
- исполнение внутризаводских процессов;
- охрану труда и содержание пожарной службы;
- рационализаторство и изобретательство;
- прочие расходы по производству и управлению.
Контроль за выполнением ФЗ-275
Соблюдение ФЗ-275 исполнителем гособоронзаказа контролируется:
- Министерством обороны РФ как государственным заказчиком;
- Федеральной антимонопольной службой — по вопросам раздельного учета затрат, ценообразования, расчета себестоимости товаров и услуг;
- Федеральной службой по финансовому мониторингу — на предмет законности обращения средств;
- Уполномоченными банками. Они производят комплексный мониторинг оборота финансов, выделенных на выполнение госзаказа.
Функционал системы 1С упрощает электронный документооборот и коммуникацию с государственными органами, и банковскими учреждениями. Использование 1С сокращает затраты времени и минимизирует усилия персонала на всех этапах выполнения заказа.
Выполнение закона 275-ФЗ в 1С делают возможным:
- Интеграция новых информационных баз в системы на платформе 1С. Новые базы автономны, но, в то же время, полностью интегрированы в интерфейс программы. Это делает пользование ими удобным и минимизирует затрату труда. Но необходима грамотная синхронизация, с которой могут помочь специалисты «АРГОС КОНСАЛТ» — франчайзи 1С.
- Настройка новых конфигураций платформы. Функционал прикладного решения «1С: ERP Управление предприятием 2» открывает дополнительные возможности для регламентированного учета. К примеру, усовершенствован поиск ошибок с дальнейшим исправлением перед проверкой контролирующим органом.
Задание структуры кооперации по государственному оборонному заказу
Согласно пункту 4.1 статьи 3 Закона № 275-ФЗ «кооперация головного исполнителя (кооперация) — совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями».
Таким образом, кооперация определяется наличием договорных отношений между ее участниками.
В программе структура кооперации задается при помощи реквизитов справочника Договоры и иные основания возникновения обязательств (рис. 2):
Для договора, имеющего вид С покупателем, можно указать отдельный счет организации, только если он не выбран в другом договоре с видом С покупателем, так как в рамках одного договора с заказчиком (покупателем) учреждению открывается только один отдельный счет.
Кроме этого, для договоров с поставщиками, входящими в кооперацию, необходимо заполнить реквизит Счет контрагента, где нужно выбрать отдельный счет контрагента, открытый в рамках того же госконтракта по государственному оборонному заказу.
Таким образом, в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» отнесение договоров по ГОЗ с заказчиком и исполнителями к одной кооперации определяется указанием одного и того же отдельного счета учреждения в карточках договоров. В контексте договора с покупателем — это счет, открытый учреждению для зачисления средств от заказчика. В контексте договора с поставщиком — это счет, с которого будут списываться средства для расчетов с исполнителем.
Настройка функциональности
Чтобы начать использовать возможности учета контрактов государственного оборонного заказа, необходимо:
- в БГУ1 — включить флаг Осуществляются платежи по контрактам государственного оборонного заказа в форме Настройка параметров учета (меню Бухгалтерский учет -> Настройка параметров учета) на закладке Оборонный заказ;
- в БГУ2 — включить функциональную опцию Учет контрактов государственного оборонного заказа. Для этого в разделе Администрирование следует вызвать команду Настройка параметров учета и на закладке Специализированные подсистемы установить флаг Учет контрактов государственного оборонного заказа.
Ведение контрактов
В целях обеспечения определенных Федеральным законом 275-ФЗ особых требований к проведению платежей при исполнении государственных контрактов, конфигурация «1С:275ФЗ» обеспечивает ведение необходимых данных о составе кооперации головного исполнителя и параметрах выполнения государственных контрактов.
В конфигурации регистрируется список государственных контрактов, в исполнении которых предприятие принимает участие как головной исполнитель или участник кооперации.
Ведется реестр контрактов с заказчиками, которые предприятие исполняет в рамках государственных контрактов. Для каждого контракта с заказчиком указываются: идентификатор государственного контракта, отдельный банковский счет для проведения расчетов по контракту, основные параметры исполнения договора. Регистрируются графики оплат (планы поступления денежных средств от заказчиков), которые используются при формировании графика платежей предприятия.
В конфигурации ведется список контрактов с исполнителями, в которых предприятие выступает заказчиком для исполнителей следующего звена кооперации, в т.ч. поддерживаются контракты с исполнителями, поставка по которым ведется для нескольких государственных контрактов с сохранением установленного порядка расчетов по отдельным банковским счетам. Обеспечивается управление платежами в адрес привлекаемых предприятием исполнителей-участников кооперации в разрезе этапов выполнения работ (поставки продукции), а также при выполнении расчетов с прочими поставщиками. Для каждого этапа расчетов с участниками кооперации описывается состав документов-оснований, которыми должно сопровождаться выполнение платежа. При формировании заявок на расходование денежных средств выполняется контроль наличия заявленных видов документов-оснований.
Заполнение справочника«Государственные оборонные заказы»
Справочник Государственные оборонные заказы предназначен для хранения сведений о государственных контрактах по государственному оборонному заказу, заключенных государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем.
В справочнике необходимо заполнить следующие реквизиты:
- Идентификатор — идентификатор государственного контракта по государственному оборонному заказу. Формируется государственным заказчиком в соответствии с приказом Министерства обороны РФ и Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н «Об утверждении порядка формирования идентификатора государственного контракта по государственному оборонному заказу»;
- Предмет контракта — краткое наименование контракта, предмет поставки;
- Уполномоченный банк — банк, выбранный головным исполнителем, в котором все участники кооперации открывают отдельные счета. Выбирается из справочника Банки. При создании отдельных счетов по государственному оборонному заказу уполномоченный банк будет заполняться в качестве банка по умолчанию;
- Головной исполнитель — головной исполнитель поставок продукции по ГОЗ. Выбирается из справочника Контрагенты.
Зачем ведется раздельный учет в рамках ГОЗ 1С
Поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках ГОЗ отличается от обычных коммерческих закупок повышенным контролем, целями (обеспечение обороны государства) и статусом заказчика. Продукция считается особо значимой, что требует от исполнителей заранее предусмотреть расходы по каждому контракту, рассчитывать себестоимость единицы продукции по ГОЗ и ориентироваться на статьи калькуляции, составлять списки возможных затрат, учитывать иные аспекты.
Раздельный учет доходов и расходов позволяет:
- исполнять госконтракты в срок без нарушений;
- отчитываться перед заказчиками;
- обосновывать расходование средств из бюджета.
Отчеты по государственному оборонному заказу
Для получения сведений о кооперации по государственному оборонному заказу и анализа кассового исполнения контрактов государственного оборонного заказа в программе предусмотрены отчеты:
- Сведения о кооперации по гособоронзаказу;
- Исполнение контрактов по гособоронзаказу.
Согласно пункту 8 части 1 и пункту 8 части 2 статьи 8 Закона № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители обязаны предоставлять «по запросу государственного заказчика, органа финансового мониторинга, головного исполнителя, другого исполнителя, с которым у исполнителя заключен контракт, уполномоченного банка, с которым у исполнителя заключен договор о банковском сопровождении, в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса информацию о каждом привлеченном им в целях исполнения контракта исполнителе (полное наименование исполнителя, его адрес (место нахождения), номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе) и иную информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом».
Такую информацию можно получить в отчете Сведения о кооперации по гособоронзаказу.
Отчет можно формировать по учреждению, государственному оборонному заказу, контракту с заказчиком по кооперации. Установив необходимые отборы, следует нажать кнопку Сформировать. Отчет формируется по связям, настроенным в справочниках Договоры и иные основания возникновения обязательств. В сформированном отчете отражается информация о договорах с заказчиками по государственному оборонному заказу и о договорах с исполнителями, привлеченными в целях исполнения государственного оборонного заказа. В отчете отражается дата и номер договора, краткое содержание договора, идентификатор госконтракта, данные контрагента (наименование, ИНН, КПП, адрес, телефон), стоимость договора.
Стоимость контрактов с заказчиками — это оборот по дебету счета 504.12 (504.22) и кредиту счета 506.10 (506.20). Стоимость контрактов с исполнителями формируется по данным принятых обязательств по договорам.
Отчет «Исполнение контрактов по гособоронзаказу»
Отчет позволяет контролировать ход кассового исполнения контракта по государственному оборонному заказу.
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» поставляются два настроенных варианта отчета:
-
Как пользоваться референсами при рисовании в фотошопе
-
Средство 3d просмотра windows 10 что это за программа и нужна ли она
-
Grooveex dll как удалить
-
К вредным программам помимо вирусов не относятся
- Как оприходовать глонасс в 1с
Заполнение справочников «Лицевые счета» и «Банковские и казначейские счета»
Все участники кооперации по государственному оборонному заказу обязаны использовать для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые в выбранном головным исполнителем уполномоченном банке.
Согласно пункту 10 статьи 3 Закона № 275-ФЗ «отдельный счет — счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта».
В соответствии с пунктом 8 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) бюджетные учреждения осуществляют операции с поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Согласно статье 8 Закона № 275-ФЗ головной исполнитель контракта обязан использовать для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые исполнителям, с которыми у головного исполнителя заключены контракты, в уполномоченном банке, при наличии у таких исполнителей договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком.
В связи с этим бюджетное учреждение, являющееся головным исполнителем государственного оборонного заказа, по мнению Департамента бюджетной методологии Министерства финансов РФ, также вправе заключать с уполномоченным банком договор о банковском сопровождении и осуществлять расчеты по контрактам, заключенным в рамках Закона № 275-ФЗ, на счетах в указанном банке, поскольку такая обязанность установлена положениями указанного закона. Об этом указано в письмах Минфина России от 11.03.2016 № 02-01-11/13675, 02.12.2015 № 02-03-11/70083, от 27.10.2015 № 02-02-04/61547, от 20.10.2015 № 02-02-06/60054.
Также, по мнению Департамента, движение денежных средств на отдельном счете в бухгалтерском учете отражается на счете 0 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации».
Для указания того, что банковский счет учреждения (контрагента) является отдельным, необходимо в карточке Лицевого счета (Банковского счета) заполнить следующие реквизиты (рис. 1)*:
- флаг Отдельный счет (государственный оборонный заказ) необходимо установить для отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке для расчетов по государственному оборонному заказу. Признак Отдельный счет (государственный оборонный заказ) можно установить только для счетов, которые имеют тип Банковский.
- Государственный оборонный заказ — государственный контракт по государственному оборонному заказу, в рамках исполнения которого открыт отдельный счет. Выбирается из справочника Государственные оборонные заказы.
Примечание: * здесь и далее приведены примеры для «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 2.