Переход права собственности на товары обязателен
Поставщики и торговые сети не вправе заключать между собой договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договор комиссии, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения названных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ (п. 5 ст. 13 Закона о торговле). Штраф за данное нарушение составит (ч. 5 ст. 14.40 КоАП РФ):
– для должностных лиц – от 10 тыс. до 50 тыс. руб.;
– для юридических лиц – от 1,5 млн до 4,5 млн руб.
Ранее эта норма звучала так: торговым сетям и организациям, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается производить оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.
Новые запреты
Торговым сетям, а также поставщикам продовольственных товаров категорически запрещается следующее (п. 13 ст. 9 Закона о торговле):
Взимать плату |
Возмещать расходы |
– за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты; – за изменение ассортимента продовольственных товаров |
– в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на них, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика; – не связанные с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров |
Несоблюдение названных запретов будет караться штрафом (ч. 7 ст. 14.42 КоАП РФ):
– для должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. руб.;
– для юридических лиц – от 1 млн до 5 млн руб.
О вознаграждении в связи с выполнением объема закупок
С момента вступления Закона о торговле в силу действовало следующее правило: соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого организации-покупателю, в связи с приобретением ею у поставщика определенного количества продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров (п. 4 ст. 9 Закона о торговле).
Комментируемым законом размер вознаграждения снижен до 5%. Более того, вознаграждение по новым правилам включает в себя:
- вознаграждение в связи с приобретением торговой организацией у поставщика продовольственных товаров определенного количества продовольственных товаров;
- плату за оказание услуг по продвижению товаров (что подразумевается под данным термином, смотрите выше), логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг.
Превышение совокупного размера вознаграждения более чем на 5% от цены приобретенных продовольственных товаров может повлечь наложение административного штрафа (абз. 1 ч. 1 ст. 14.41 КоАП РФ в новой редакции):
- на должностных лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.;
- на юридических лиц – от 1 млн до 5 млн руб.
Определение существенных условий договора поставки
Существенные условия договора поставки — это условия о его предмете (наименовании и количестве товара, ассортименте и комплектности), сроке поставки, а также любые другие условия, которые стороны сочтут существенными. В первую очередь дополнительным условием договора, которое согласуется сторонами, является условие о цене.
Если между поставщиком и торговой сетью возникнут разногласия по отдельным условиям договора, то сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна в течение 30 дней со дня получения предложения (если иной срок не установлен законом или не согласован сторонами) принять меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения (ст. 507 ГК РФ).
Обратите внимание! Если торговая сеть в качестве существенных условий договора предлагает включить в него условия, запрещенные Законом о торговле, поставщик имеет право направить соответствующее заявление в антимонопольный орган
Полномочия представителей органов власти
По мнению автора, законодателям необходимо отдать должное за то, что в Законе N 381-ФЗ они четко прописали полномочия всех представителей органов власти в области регулирования торговой деятельности.
Например, Правительство РФ вправе утверждать методику расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также методику расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта РФ (в том числе в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), муниципального района и городского округа в денежном выражении за финансовый год.
Следует отметить, что последний норматив необходим для антимонопольного регулирования торговой деятельности, но об этом чуть позже.
В компетенцию федеральных органов власти входит:
- утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли;
- утверждение формы торгового реестра <4>, порядка его формирования и предоставления информации, содержащейся в данном документе;
- участие совместно с уполномоченным федеральным органом в определении содержания форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность и поставку товаров (за исключением производителей товаров).
<4> Торговый реестр включает в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории субъекта РФ (ст. 5 гл. 1 Закона N 381-ФЗ).
А на плечи органов местного самоуправления ложится реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта РФ.
В частности, местные представители органов власти:
- разрабатывают и принимают законы (иные нормативные правовые акты) субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности;
- устанавливают (согласно утвержденной Правительством РФ методике расчета) нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для конкретного субъекта РФ;
- ведут информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка определенного товара;
- разрабатывают и реализовывают мероприятия, которые могут каким-либо образом содействовать развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.
Новые запреты
Торговым сетям, а также поставщикам продовольственных товаров категорически запрещается следующее (п. 13 ст. 9 Закона о торговле):
Взимать плату |
Возмещать расходы |
---|---|
– за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты; – за изменение ассортимента продовольственных товаров |
– в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на них, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика; – не связанные с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров |
Несоблюдение названных запретов будет караться штрафом
(ч. 7 ст. 14.42 КоАП РФ):
- для должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. руб.;
- для юридических лиц – от 1 млн до 5 млн руб.
Ответственность за нарушение правил розничной торговли
Рассматриваемые правила, как мы уже знаем, заменили сразу несколько нормативных актов — регулирующих правоотношения в разных сферах розницы. Применение штрафных санкций по КоАП в периоды, когда данные нормативные акты действовали, зависело от сути нарушения правила, предусмотренного определенным источником норм.
Поэтому, сложно выделить какую-либо универсальную статью Кодекса, или хотя бы несколько таковых, которые будут подлежать применению в случае того или иного нарушения правил по постановлению № 2463 — в силу того, что оно регулирует правоотношения в разных сферах розницы, в которых права и обязанности продавцов могут различаться. Но с наибольшей вероятностью могут быть применены в штрафных целях положения:
- Ст. 14.15 КоАП РФ (при нарушении правил продажи отдельных видов товаров) — ССЫЛКА.
Размер штрафа: до 500 рублей на граждан, до 3 000 рублей на должностных лиц (и ИП), до 30 000 рублей на юрлиц.
Как показывает судебная практика, рассматриваемая статья КоАП РФ применяется в том числе и при нарушении, представленном непредоставлением полной информации покупателю о товаре. Такое нарушение, как следует из ряда вышеперечисленных норм по постановлению № 2463 — например, предписывающих дополнять кассовый чек товарным, может регулярно фиксироваться проверяющими органами.
- Ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение права потребителя на получение информации о товаре, изготовителе, продавце) — ССЫЛКА.
Это более «мягкая» статья — со штрафом на должностных лиц до 1000 рублей, на юрлиц — до 10 000 рублей. Применяется, как правило, при несущественных нарушениях в части информирования покупателей (например, при отсутствии единообразно оформленных ценников, данных об адресе магазина на входе в него – ССЫЛКА). Вместе с тем, в потенциале статья применима во всех случаях, когда нет четких оснований штрафовать фирму по «жесткой» ст. 14.5 Кодекса, а формальные признаки нарушений имеются.
Как и, безусловно, в тех случаях, когда информация о товаре для потребителя может быть особенно ценной. Прежде всего — при дистанционной торговле, когда решение о покупке применяется как раз в первую очередь на основании имеющейся информации, поскольку потрогать и примерить товар нельзя. Такую информацию в соответствии с постановлением № 2463 продавец обязан публиковать очень внимательно.
Важные новости
15.02.2024
Об основах экологической безопасности в организации и изменениях природоохранного законодательства расскажут на вебинарах Общественного Совета
08.02.2024
С председателями районных Общественных Советов по малому предпринимательству обсудили меры поддержки бизнеса
02.02.2024
Одобрен план работы Общественного Совета на 2024 год
18.12.2023
Предложения в проект Резолюции принимаются до 1 февраля 2024 года
18.12.2023
В рамках Форума прошла церемония награждения победителей конкурса «Лучший предприниматель Санкт-Петербурга»
14.12.2023
Санкт-Петербургский форум малого и среднего предпринимательства подвел итоги деловой активности в Петербурге в 2023 году
07.12.2023
Общественный Совет приглашает деловое сообщество на бизнес-форум
07.12.2023
Резолюция XX Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга
13.11.2023
В повестке ММФ стран БРИКС — роль общественных организаций в развитии МСП
27.10.2023
Правительство Петербурга внесло поправки в законодательные акты, регулирующие сферу выдачи разрешений на размещение информационных вывесок
25.10.2023
В Петербурге дан старт отчетным конференциям Общественного Совета по развитию малого предпринимательства
19.10.2023
Новая рубрика на сайте ОС
18.10.2023
17 октября 2023 года состоялась научно-практическая конференция на тему «Законодательство о налогах и сборах: изменения, правоприменение, направления развития»
09.10.2023
Елена Церетели приняла участие в заседании рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции
03.10.2023
Отчетные конференции районных Общественных Советов в 2023 году на тему «Актуальные вопросы развития малого предпринимательства»
02.10.2023
На IV Санкт-Петербургском деловом туристическом форуме «СЕВЕРНАЯ ПАЛЬМИРА» обсудили наиболее острые проблемы туристической отрасли
14.09.2023
Предприниматели сферы общественного питания обсудили требования законодательства при производстве пищевой продукции и другие вопросы
31.08.2023
О соблюдении требований законодательства при производстве пищевой продукции в организациях общественного питания расскажут на вебинаре
28.08.2023
IV Санкт-Петербургский деловой туристический форум «Северная Пальмира»
24.08.2023
Актуальные проблемы туристической сферы обсудили на заседании Общественного Совета
Переход права собственности на товары обязателен
Поставщики и торговые сети не вправе заключать между собой договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договор комиссии, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения названных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ (п. 5 ст. 13 Закона о торговле). Штраф за данное нарушение составит (ч. 5 ст. 14.40 КоАП РФ):
- для должностных лиц – от 10 тыс. до 50 тыс. руб.;
- для юридических лиц – от 1,5 млн до 4,5 млн руб.
Ранее эта норма звучала так: торговым сетям и организациям, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается производить оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.
О сроках оплаты товаров
В соответствии с п. 7 ст. 9 Закона о торговле в случае, если торговой организацией и поставщиком продовольственных товаров заключается договор поставки с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи, срок оплаты товаров не может превышать установленного периода. Комментируемым законом в названную статью внесены изменения.
Срок годности на продовольственные товары |
Срок оплаты продовольственных товаров |
|
---|---|---|
Старая редакция закона |
Новая редакция закона |
|
Менее чем 10 дней |
Не позднее 10 рабочих дней со дня приемки товаров |
Не позднее чем 8 рабочих дней со дня фактического получения товаров |
От 10 до 30 дней включительно |
Не позднее чем 30 календарных дней со дня приемки товаров |
Не позднее чем 25 календарных дней со дня фактического получения товаров |
Свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ |
Не позднее чем 45 календарных дней со дня приемки товаров |
Не позднее чем 40 календарных дней со дня фактического получения товаров |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 АПРЕЛЯ 2007 Г. №48-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К УКАЗАНИЮ СТОИМОСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ»
Вступает в силу: 1 июля 2007 г.
Принят
Государственной Думой 21 марта 2007 года
Одобрен Советом Федерации 30 марта 2007 года
Статья
1
Статью 17
Федерального закона от 8 мая 1994 года №3-ФЗ «О статусе члена Совета
Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999
года №133-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №2, ст. 74; 1999,
№28, ст. 3466) дополнить частью пятой следующего
содержания:
«5. Стоимостные показатели указываются членом Совета Федерации,
депутатом Государственной Думы в соответствии с требованиями,
устанавливаемыми законодательством Российской Федерации, регламентами
палат Федерального Собрания Российской Федерации.».
Статья
2
Статью 15
Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, №31, ст. 3215) дополнить частью 11
следующего содержания:
«11. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в
соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами,
указами Президента Российской Федерации.».
Статья
3
Статью 5
Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2006, №12, ст. 1232; №52, ст.
5497) дополнить частью 71 следующего содержания:
«71. В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные
показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости
дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.».
Статья
4
Настоящий
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2007 года.
Как характеризуется уличная торговля со стороны закона
Другое дело, нелегальная уличная торговля. Под этим определением понимается торговая точка, которая может возникнуть в любом районе города. Например, тот же пенсионер поставил рядом с проезжей частью ящик, и продаёт с него яблоки. Подобная деятельность противоречит сразу двум статьям Кодекса об административных правонарушениях:
- ст. 14.1 КоАП — предпринимательская деятельность без образования ИП, карается штрафом в 500-200 рублей;
- ст. 14.4 — реализация товаров ненадлежащего качества, карается штрафом в размере 1000-2000 рублей.
Важно! Размер штрафов устанавливается региональными властями, поэтому может изменяться в различных городах страны.
Наверняка у многих возникает логичный вопрос: «Почему товар, продаваемый на улице, относится к категории ненадлежащего качества?». Дело в том, что под это определение попадает не только «просрочка» и продукция с дефектом. Те же яблоки, которые предприимчивый пенсионер продает рядом с дорогой, не проходили процедуру санитарного контроля, поэтому по умолчанию представляют угрозу здоровью граждан. Кроме того, это продовольственная продукция, которая реализуется с нарушением всех санитарно-эпидемиологических норм и требований.
Если от яблок особой опасности можно не ждать, то следует подумать вот о чём. Ведь уличные торговцы часто предлагают прохожим мясо, рыбу, полуфабрикаты, которые хранятся без холодильников. Даже прохладительные напитки, продающиеся в жару рядом с остановками общественного транспорта, могут представлять угрозу. Ведь если торговля ведётся бесконтрольно, где гарантия, что опустевшие резервуары перед заполнением промываются должным образом?
Именно по этим причинам, федеральные и муниципальные власти стараются регулировать уличную торговлю.
Торговые объекты под общим управлением
Торговыми объектами, находящимися под общим управлением, являются торговые объекты, находящиеся у хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность (на праве пользования и (или) владения и (или) распоряжения), а также находящиеся у иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и образующих с ним одну группу лиц. Такое объединение обусловлено тем, что, по смыслу антимонопольного законодательства в группу входит несколько хозяйствующих субъектов, между которыми существует взаимосвязь, позволяющая рассматривать это объединение как единый экономический субъект. Поэтому согласно ч. 2 ст. 9 Закона о защите конкуренции <2> требования антимонопольного законодательства распространяются на группу лиц.
<2> Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На заметку. Представители бизнеса посчитали, что ФАС, включив в перечень торговых объектов, находящихся под общим управлением, объекты, находящиеся у всех субъектов, входящих в одну группу лиц, расширительно истолковал Закон о торговле. Данная проблема поднималась на заседании Экспертного совета ФАС (Протокол от 04.06.2010 N 4). Владельцы бизнеса отметили: поскольку деятельность по управлению торговыми объектами осуществляет исполнительный орган хозяйственного общества, то под «общим управлением торговыми объектами» Закон о торговле понимает управление торговыми объектами:
- одним хозяйственным обществом;
- разными хозяйственными обществами, если исполнительный орган одного хозяйственного общества имеет возможность оказывать влияние на принятие решений исполнительным органом другого хозяйственного общества или же на принятие решений исполнительными органами хозяйственных обществ может оказывать влияние исполнительный орган одного и того же третьего хозяйственного общества в силу полного или частичного совпадения персонального состава исполнительных органов управления или наличия соглашения между ними.
Однако ФАС осталась на прежней позиции: общее управление должно квалифицироваться как управление субъектами, входящими в одну группу лиц.
Отметим, что на данный момент на сайте ФАС размещен проект федерального закона о внесении поправок в Закон о торговле, в котором предлагается в дефиниции торговой сети заменить слова «торговых объектов, которые находятся под общим управлением» на «торговых объектов, которые находятся на любом законном основании у хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, а также у хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и образующих с ним одну группу лиц». Если поправки будут приняты, термин «общее управление» попросту исчезнет из Закона о торговле.
Законодательные акты, общие для всех отраслей
Федеральный закон № 487–ФЗ от 31 декабря 2017 г.
“О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» и статьи 5 и 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» — вступил в силу 1 января 2019 года.
Статья 1 этого закона изменяет пункт 5 статьи 4.7 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ следующим образом:
«5. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительный обязательный реквизит кассового чека или бланка строгой отчетности — «код товара», определяемый Правительством Российской Федерации и позволяющий идентифицировать товар или код товарной номенклатуры.»
Статья 2 вносит дополнения в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» — вводит понятие маркировки товаров, определяет ее цели и задачи, устанавливается запрет на оборот немаркированных товаров.
Полный текст № 487–ФЗ:
Распоряжение Правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 г.
Указан перечень товаров подлежащих обязательной маркировке (приведены первые 4 цифры кода ТНВЭД) и сроки введения системы для различных товарных групп.
Полный текст Распоряжения № 792-р
Постановление Правительства РФ № 515 от 26 апреля 2019 г.
“О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров”
Утверждены общие правила маркировки товаров и положение о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Это позволит установить единый подход к процессам маркировки товаров, чётко определить полномочия и обязанности участников соответствующих процедур
Полный текст Постановления № 515 (pdf, 232 Кб)
Постановление Правительства РФ № 577 от 08.05.2019
«Об утверждении размера платы за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, необходимых для формирования средств идентификации и обеспечения мониторинга движения товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также о порядке ее взимания»
Утверждена стоимость кодов маркировки
Полный текст Постановления № 577:
Федеральный закон № 325–ФЗ от 29.09.2019
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
С 1 января 2020 года налогоплательщики, реализующие лекарственные препараты, обувные товары и предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, не вправе применять единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и патентную систему налогообложения (ПСН)
Выдержки из «Методических рекомендаций», которые «Честный ЗНАК» составил для участников оборота обувной продукции:
«Представители розничного звена должны иметь сопряженные с ранее установленной контрольно-кассовой техникой сканеры двухмерных кодов Data Matrix, и заключить договор с оператором фискальных данных о передаче документов по маркированной продукции в систему Честный ЗНАК».
«62. Участники оборота товаров, осуществляющие реализацию товаров в розницу, техническими средствами (посредством установленной и зарегистрированной в реестре участников контрольно-кассовой техники) сканируют и распознают средство идентификации продаваемой обувной продукции. Сведения об уникальном идентификаторе товара включаются в фискальный документ «кассовый чек», формируемый контрольно-кассовой техникой в порядке, определенном ФНС России.
а). Реквизиты чека и реализуемой продукции посредством фискального накопителя передаются оператору фискальных данных.
б). Оператор фискальных данных по соглашению с участником оборота товаров не позднее суток со дня получения данных о реализации обувной продукции передает в Систему (примечание: Честный ЗНАК) следующие сведения:
— реквизиты ККТ;
— номер фискального документа;
— дата реализации;
— цена реализации;
— уникальный идентификатор товара»
Правила розничной торговли: введенные изменения
Правила розничной торговли отредактировали в соответствии с реалиями нашего времени
Несмотря на то, что изданный документ полностью отменяет действие старых норм, обязательств и прав, в его содержании присутствует большая часть положений, прописанных в предыдущей версии правил.
В постановлении регламентируются основные права потребителей в вопросе приобретения чего-либо в розницу и обязательства продавцов по вопросам доведения информации о продукции до покупателя, печати кассовых или выписки товарных чеков, взвешивания и т.д.
Однако в содержании постановления присутствуют несколько новых положений, которые дополняют старые правила, а также заменяют некоторые ранее действовавшие нормы.
Новые обязательства и права:
- Второй пункт постановления. С 2024 года продавец не может препятствовать гражданам получать сведения о реализуемой продукции любым доступным способом, в том числе фотографировать витринные образцы, фиксировать допущенные нарушения путем фото или видеосъемки. Ранее этот пункт не регламентировался на уровне законодательства РФ. Компании устанавливали собственные правила по этому вопросу посредством принятия локально-нормативных актов.
- Пятый пункт постановления. При получении претензии от посетителя продавец в обязательно порядке должен ответить на его жалобу. Ранее организация имела полное право не уведомлять гражданина о результате рассмотрения оставленной им претензии.
- Седьмой пункт. Сотрудники автозаправочных станций обязаны по первому требованию покупателя сообщить ему подробные сведения о месте изготовления топлива, а также предоставить для ознакомления информацию о компании-производителе. Они должны передать эти сведения клиенту посредством предъявления паспорта качества. Устное изложение информации допускается только в том случае, если покупатель не имеет ничего против этого.
- Четырнадцатый пункт. При торговле через Интернет продавец обязан отправить покупателю подтверждение, что между ним и организацией заключается договор розничной купли-продажи, составленный согласно правилам публичной оферты. В документе должны быть отражены основные условия, а также реквизиты, по которым гражданин может идентифицировать совершенный им заказ. Подтверждение необходимо отправлять в электронной форме непосредственно при оформлении покупки, а также передавать в бумажном экземпляре при получении товара (если отправка осуществляется с помощью услуг почтовых отделений, логистических компаний или курьерской доставки, то договор следует приложить к посылке).
Также в документе более подробно разъяснены правила ведения дистанционной торговли через интернет:
- теперь получить заказанный товар может любой гражданин, знающий реквизиты договора независимо от того факта, был ли он оплачен заранее или нет, соответственно, службы доставки и курьеры теперь не вправе требовать предъявления паспорта или любого другого документа, идентифицирующего личность получателя (исключение составляют дорогостоящие товары);
- в случае необходимости возврата товара ненадлежащего качества, расходы на отправку несет продавец;
- в случае необходимости возврата по иным причинам, в которых виноват продавец или третья сторона в лице службы доставки, расходы на возврат также возлагаются на организацию, реализовавшую товар.
По обновленным правилам продавцы обязаны всегда указывать в кассовом чеке наименования реализованных товаров и их артикулы. Это касается продукции, относящейся к следующим категориям:
- технически-сложное оборудование;
- текстиль, трикотаж и другие швейные товары;
- обувь;
- животные;
- растения;
- предметы мебели.
Ознакомиться с пояснительной запиской к обновленным правилам можно на официальном интернет-портале Роспотребнадзора.
О вознаграждении в связи с выполнением объема закупок
С момента вступления Закона о торговле в силу действовало следующее правило: соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого организации-покупателю, в связи с приобретением ею у поставщика определенного количества продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров (п. 4 ст. 9 Закона о торговле).
Комментируемым законом размер вознаграждения снижен до 5%. Более того, вознаграждение по новым правилам включает в себя:
– вознаграждение в связи с приобретением торговой организацией у поставщика продовольственных товаров определенного количества продовольственных товаров;
– плату за оказание услуг по продвижению товаров (что подразумевается под данным термином, смотрите выше), логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг.
Превышение совокупного размера вознаграждения более чем на 5% от цены приобретенных продовольственных товаров может повлечь наложение административного штрафа (абз. 1 ч. 1 ст. 14.41 КоАП РФ в новой редакции):
– на должностных лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.;
– на юридических лиц – от 1 млн до 5 млн руб.
Ограничение на дополнительные площади торговых объектов
Статьей 14 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, муниципального района, городского округа (в том числе в границах городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
Примечание. Торговая сеть, доля розничной продажи продовольственных товаров которой превышает 25% объема всех реализованных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год, не вправе рассчитывать на дополнительную площадь торговых объектов.
Здесь необходимо учесть, что сделка (купли-продажи, аренды), совершенная с нарушением указанной нормы, признается ничтожной. Причем требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе антимонопольным органом.
В границах муниципальных районов и городских округов данное ограничение применяется с 1 июля 2010 г. (п. 4 ст. 22 Закона N 381-ФЗ).
Обращаем ваше внимание на то, что положения ст. 14 Закона N 381-ФЗ не распространяются на сделки, связанные с приобретением, арендой или введением в эксплуатацию торговых объектов и совершенные до дня вступления в силу Закона, то есть до 01.02.2010. С.Н.Кудряшов
С.Н.Кудряшов
Редактор журнала
«ЕНВД: бухгалтерский учет
и налогообложение»
Рассмотрение ФАС заявлений и обращений Заявления о нарушении антимонопольного законодательства
Сроки и последовательность действий ФАС, ее территориальных органов при возбуждении и рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства определены гл. 9 Закона о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447.
Юридические и физические лица, а также государственные органы, органы местного самоуправления вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением, указывающим на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства. Заявление, материалы оформляются в письменном виде в произвольной форме и должны быть подписаны заявителем или его представителем. В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов. К заявлению, материалам прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов указывается причина этого, а также предполагаемое лицо или орган, у которого данные документы могут быть получены. Заявление, материалы, а также прилагаемые документы и сведения должны быть представлены на русском языке.
Антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в срок, не превышающий одного месяца со дня их представления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на два месяца. О продлении срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет заявителя в письменной форме.
По результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
- о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
- об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.
В случае выявления антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе антимонопольных правил и требований, установленных Законом о торговле, возбуждаются дела о нарушении антимонопольного законодательства.