Логичность речи — понятие, законы и основные ошибки

Практические основы аргументации: структура, базовые правила, критерии оценки аргументов

Объем понятия «аргументирование» очень глубок. Учитывая то, что это, пожалуй, самая трудная из стадий убеждения, она требует от человека знаний и владения материалом, выдержки и умения концентрироваться, напористости и корректности высказываний. При этом нужно помнить, что автор аргументов всегда зависит от своего собеседника, т.к. последний будет решать, приемлемы для него аргументы или нет.

Аргументация имеет свою структуру. Выглядит она так:

1  
Выдвижение тезиса – формулировка своей позиции, предложения или мнения.
2  
Приведение аргументов – сюда относятся свидетельства, доказательства и доводы, посредством которых автор обосновывает свою позицию (аргументы должны объяснять, почему собеседник должен вам верить или соглашаться с вами).
3  
Демонстрация – имеется в виду демонстрация взаимосвязи тезиса с аргументами (именно на этом этапе достигается убеждение).

При помощи аргументации можно частично, либо полностью изменить мнение и точку зрения собеседника. Однако чтобы достичь успеха, нужно следовать нескольким важным правилам:

  • Оперировать нужно убедительными, точными, ясными и простыми понятиями.
  • Информация должна быть правдивой (если достоверность данных не установлена, то не нужно их использовать, пока все не будет проверено).
  • В процессе разговора нужно подбирать определенный темп и конкретные способы аргументации, основываясь особенностях своего характера и темперамента.
  • Все аргументы должны быть корректны; никакие личные нападки не допускаются.
  • Рекомендуется воздерживаться от использования неделовых высказываний, которые затрудняют понимание информации; лучше оперировать наглядными доводами; при освещении негативной информации в обязательном порядке указывается ее источник.

Для человека, хорошо знакомого с тем, о чем он говорит, не составит особого труда подобрать хорошие аргументы. Но чаще всего, если есть задача убедить своего собеседника, лучше запастись убедительными доводами заранее. К примеру, можно набросать их список, а затем проанализировать и определить наиболее эффективные. Но здесь следует знать, как определять сильные и слабые аргументы. Делается это при помощи критериев их оценки:

Эффективные аргументы всегда основаны на фактах. Исходя из этого, из составленного заранее перечня сразу можно отбросить сведения, которые нельзя подкрепить фактами.
Эффективные аргументы всегда имеют прямое отношение к предмету обсуждения. Все остальные аргументы должны быть исключены.
Эффективные аргументы всегда актуальны для собеседника. По этой причине нужно заблаговременно выяснить, какой интерес доводы будут представлять для адресата.

Если вы уверены в том, что ваши аргументы соответствуют предлагаемым критериям, можно переходить непосредственно к аргументации. Исходя из этого, развитие критического мышления предполагает освоение основных методов аргументирования.

Определение и требования

Наука, которая изучает правильное мышление, называется логикой. Люди выражают мысли словами, поэтому эти понятия связаны между собой.

Логичность считается одним из самых важных качеств речи. Она отражает соотношение языка и мышления и показывает умение говорящего грамотно излагать собственные мысли с помощью связного текста. Для некоторых видов общения позволительно идти против логики, например, в беседе с приятелем. Однако для политических дискуссий, судебных прений и ораторских выступлений это качество обязательно.

Требования логичности:

  • Доказательность. Речь должна опираться на определённую систему аргументов. Особенно это касается публичного выступления. Если в нём нет системы доказательств и фактов, оно не вызовет доверия у окружающих.
  • Последовательность. Высказывание должно быть правильно развёрнутым. К примеру, оратор должен переходить от частного к общему, от простого к сложному и т. д.
  • Непротиворечивость. Предмет обсуждения должен соответствовать законам логики. Слушатели сразу понимают, что оратор не владеет навыками публичной речи, когда нарушается цепочка построения текста.

Иногда при работе с речью человек может действовать интуитивно и удачно находить решения и подходящие приёмы для убедительного высказывания. Из всемирной истории известно множество случаев внезапного озарения в процессе мышления. Однако такие явления не происходят самопроизвольно. Озарение выступает результатом продолжительной подсознательной работы мышления, которая внезапно переходит в сознание.

Основные правила логического доказательства и последствия их нарушения

Процесс доказательства должен подчиняться ряду правил, регламентирующих тезис, аргументы и демонстрацию. Их нарушение приводит к возникновению ошибок:

  • тезис должен иметь точную формулировку. Сущность ошибок, вызванных несоблюдением этих правил, состоит в том, что тезис не определяет точно, что подлежит обоснованию. Иными словами, он допускает разные толкования;
  • тезис не должен меняться на протяжении процесса обоснования. Одной из ошибок, ассоциированных с нарушением этого правила, является подмена тезиса. Подмена часто выполняется в результате доказательства положения, близкого к тезису, а результат выдается за доказательство исходного тезиса. Другая распространенная ошибка – довод к человеку, когда вместо доказательства тезиса рассматривают характеристику человека, имеющего отношение к этому тезису. Еще два типа ошибок – «довод к публике» (когда взывают к чувствам и эмоциям аудитории) и «кто слишком много доказывает, тот ничего не доказывает» (настолько широко обосновывают другое положение, что из него не следует истинность или ложность исходного тезиса);
  • основания должны быть доказанными, не подлежащими сомнению и истинными. Нарушение этого правила влечет два вида логических ошибок: «основное заблуждение» (обоснование тезиса ложными аргументами) и «предвосхищение основания» (использование аргументов, которые сначала нужно доказать);
  • доказательство должно быть построено по общим правилам умозаключения. Связанные ошибки – «мнимое следствие» и переход от сказанного с условием к сказанному безусловно.

Все логические ошибки можно разделить на две категории:

  • паралогизмы – непредумышленные,
  • софизмы – допущенные сознательно, с целью запутать оппонента.

Синтаксическая организация

Логичность речи связана не только с лексической, но и с синтаксической организацией рассуждения. Она заключается в правильно построенных предложениях и связном тексте в целом. Логичная речь не допускает несоответствия слов и синтаксических конструкций. Только в последовательной форме языковые единицы помогают ясно выразить мысль.

Неправильно построенный текст или его фрагмент приводит к двусмысленности или неясности высказывания. Часто родительный падеж в словосочетаниях может иметь значение как субъекта, так и объекта действия. То же касается падежных окончаний, которые придают речи двоякий смысл.

В сложных предложениях может встречаться мнимое противопоставление при союзе «но», который следует опускать. Когда причинно-следственные связи не подкреплены нужными элементами, текст становится непонятным. Всего одно опущенное логическое звено лишает высказывание смысла.

Неправильный подбор союза или союзного слова образует ложные связи между простыми предложениями в составе сложного. Две мысли, которые объединили в одном высказывании, никак не связаны между собой.

При нарушении закона тождества предложения теряют связь друг с другом, поскольку каждое из них содержит определённую мысль. Текст кажется слушателям бессмысленным.

Речевые условия логичности на лексическом уровне.

Верное словоупотребление,
способствующее созданию понятийной
точности, в то же время является одной
из предпосылок логичности речи.
Употребление слов не в соответствии с
их значением часто приводит не только
к неточности речи, но и к алогизмам.
Например, в предложении Летом в лесах
вспыхивают пожары благодаря неосторожному
обращению с огнем семантика слова
благодаря противоречит содержанию
мысли. Смысл высказывания Коммунальные
услуги надо оплачивать не только в
первых числах каждого месяца, но и раньше
в результате неверного употребления
слова надо (вместо можно) не соответствует
реальной действительности: получается,
что коммунальные услуги надо оплачивать
дважды

Логические ошибки, относящиеся к аргументам

Ложное основание или основное заблуждение. Тезис обосновывается ложными суждениями, которые выдаются за истинные. Некоторые ораторы ссылаются иногда на несуществующие документы, якобы опубликованные материалы, на исследования, которые на самом деле не проводились, искажают статистические данные и т.д. Однако эта ошибка может быть и непреднамеренной, она возникает из-за недостаточной компетентности человека.

Предвосхищение основания. В качестве аргумента берется недоказанное положение, которое само нуждается в доказательстве: «Современные дети непослушны, агрессивны, потому что их аура окрашена в глубокий синий цвет – индиго».

Порочный круг или круг в доказательстве. Тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из этого же тезиса, например: учитель на уроке в школе, объясняет:  «Самолеты летают, потому что они летательные аппараты, которые могут летать…».

Обнаружить эту ошибку в рассуждениях не всегда бывает легко, поэтому иногда она остается незамеченной и создается впечатление, что выдвинутый тезис доказан.

Логические ошибки, как уже отмечалось, бывают не преднамеренными и намеренными. Не преднамеренные ошибки могут возникать из-за отсутствия у человека логической культуры, эмоциональности во время обсуждения и т.д.

Намеренные ошибки – это логические уловки, умышленно ошибочные рассуждения, которые выдаются за истинные. Такого рода ошибки называют софизмами (греч. sophisma – измышление, хитрость).

В этом материале рассмотрены некоторые очень важные для ораторской практики ошибки. Есть и другие логические ошибки.

Противоречивые высказывания

Противоречия в высказываниях – это общая ошибка в логике, которая может привести к неверному пониманию и недостоверным выводам. Противоречивные высказывания содержат в себе противоположные утверждения или идеи. В этом разделе мы рассмотрим несколько примеров таких ошибок и поясним, почему они недопустимы.

  1. Пример 1:

    • Высказывание 1: «Я всегда говорю правду.»
    • Высказывание 2: «Я никогда не говорю правду.»

    В этих двух высказываниях противоречивыми являются основные утверждения. Первое высказывание утверждает, что говорящий всегда говорит правду, в то время как второе утверждает, что говорящий никогда не говорит правду. Это явное противоречие.

  2. Пример 2:

    • Высказывание 1: «Я всегда хожу пешком.»
    • Высказывание 2: «Я никогда не хожу пешком.»

    Эти высказывания также содержат противоречие. Первое утверждение утверждает, что говорящий всегда ходит пешком, в то время как второе утверждает, что говорящий никогда не ходит пешком. Это несогласованное утверждение о действиях.

  3. Пример 3:

    • Высказывание 1: «Собаки всегда лают.»
    • Высказывание 2: «Некоторые собаки не лают.»

    В этих двух высказываниях также присутствует противоречие. Первое утверждение утверждает, что собаки всегда лают, в то время как второе утверждает, что некоторые собаки не лают. Это противоречие в описании поведения собак.

Противоречивные высказывания могут вводить в заблуждение и приводить к неправильным выводам

Логическая противоречивость может возникнуть в различных ситуациях, поэтому важно обращать внимание на противоречия при анализе информации или обсуждении вопросов

Закон тождества

Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание. Это коренное свойство мышления — его определенность — выражает закон тождества.

Закон тождества:

всякая мысль в процессе познания должна быть тождественна самой себе (а есть а, где под а понимается любая мысль).

Или, всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе:

    1. Об одном и том же;
    2. То же самое;
    3. В одно и то же время;
    4. В одном и том же отношении.

Другими словами, объем и содержание мыслей должны быть уточнены и оставаться неизменными до конца рассуждения.

Закон тождества может быть выражен формулой:

    • В классической логике: А есть А; А = А, где под А понимается любая мысль.
    • В символической логике: р → р (если р, то р), где р – любое высказывание, → — знак импликации.

Следствия из закона тождества:

    1. нельзя отождествлять различные мысли;
    2. нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные.

Закон тождества требует от мышления точности, ясности, определенно­сти, адекватности, однозначности.

Ошибка при нарушении закона тождества:

Отождествление различных понятий представляет собой логическую ошибку – подмену понятия, которая  может быть как неосознанной, так и преднамеренной.

Пример

Например, одно ли и тоже сначала сказать: «У него болит голова», затем – «У него что-то с головой», а потом – «Больной на всю голову»? Естественно, что в данном примере произошла преднамеренная подмена первоначальной мысли.

Причины нарушения закона тождества:

    1. логическая – отсутствие логической культуры, нетребовательность к точности мысли;
    2. лингвистическая – омонимичность языка (наличие в нем разных позначению, но одинаковых по звучанию и написанию слов);
    3. психологическая – ассоциативность мышления.

Нарушение этих требований в процессе рассуждения нередко бывает связано с различным выражением одной и той же мысли в языке.

Употребление многозначных слов может привести к ошибочному отождествлению различных мыслей.

Значение закона тождества для работы юриста

Соблюдение требований закона тождества имеет важное  значение в работе юриста, требующей употребления понятий в их точном значении. При разбирательстве любого дела важно выяснить точный смысл понятий, которыми пользуется обвиняемый или свидетели, и употреблять эти понятия в строго определенном смысле

В противном случае предмет мысли будет упущен и вместо выяснения дела произойдет его запутывание.

Практические советы по избавлению от логических ошибок

1. Анализируйте свои мысли и привычки речи

Первый шаг в избавлении от логических ошибок – это осознание их присутствия. Внимательно следите за своими мыслями, анализируйте свою речь и проверяйте, нет ли в них логических неточностей. Будьте критичны к себе и готовы исправлять свои ошибки.

2. Используйте четкую и логичную структуру

При составлении своей речи или письменного текста старайтесь следовать логической структуре. Хорошо продумайте, какие идеи, аргументы и примеры вы хотите привести, и расположите их в логическом порядке. Используйте связующие слова и фразы, чтобы обеспечить плавность и последовательность вашей речи.

3. Уточняйте и проверяйте информацию

Прежде чем делать утверждение, удостоверьтесь в его достоверности. Не полагайтесь только на свои предположения или слухи. Используйте надежные источники информации, проведите небольшое исследование и проверьте факты, чтобы избежать логических ошибок.

4

Обратите внимание на контекст и аудиторию. Учитывайте, в каком контексте ведется ваш разговор или выступление

Проявляйте внимание к аудитории и адаптируйте свою речь, чтобы она была понятна и логична для ваших слушателей или читателей. Учтите особенности их восприятия и знания, чтобы избежать недоразумений

Учитывайте, в каком контексте ведется ваш разговор или выступление

Проявляйте внимание к аудитории и адаптируйте свою речь, чтобы она была понятна и логична для ваших слушателей или читателей. Учтите особенности их восприятия и знания, чтобы избежать недоразумений

5

Обратите внимание на логику аргументов. При обсуждении вопросов или приведении аргументов старайтесь проверять их на логичность

Оценивайте свои и чужие аргументы на основе фактов и логических связей. Если вы замечаете в аргументах логические ошибки, допускаемые другими или собственные, внимательно их исправляйте или предлагайте альтернативные аргументы

При обсуждении вопросов или приведении аргументов старайтесь проверять их на логичность. Оценивайте свои и чужие аргументы на основе фактов и логических связей. Если вы замечаете в аргументах логические ошибки, допускаемые другими или собственные, внимательно их исправляйте или предлагайте альтернативные аргументы.

6. Практикуйте логическое мышление

Чтобы избежать логических ошибок в своей речи, важно регулярно тренировать свое логическое мышление

Читайте логические задачи, решайте головоломки и проблемы, обращайте внимание на структуру аргументации в текстах и речи других людей. Только практика поможет вам развить логическое мышление и избежать логических ошибок в своей речи

VIII. Убедитесь, что аргумент ошибочен, прежде чем опровергать его

Прежде чем возражать против аргумента, который, по вашему мнению, является ошибочным, вам следует в меру своих возможностей убедиться, что он действительно ошибочен, а ваши сомнения не являются плодом навязчивой мысли.

Есть разные способы сделать это, в том числе замедлить свой собственный процесс рассуждений, чтобы вы могли правильно обдумать аргумент, или попросить человека, предложившего аргумент, прояснить свою позицию.

Обращение к другому человеку с просьбой разъяснить его позицию в целом очень полезен, поскольку помогает продемонстрировать, что вы действительно заинтересованы в том, что другой человек хочет сказать. Кроме того, в случаях, когда обсуждаемый аргумент оказывается ошибочным, этот подход часто может помочь выявить проблемы, связанные с ним, а также может помочь другому человеку понять эти недостатки тем образом, которого вы не всегда сможете добиться, указав на них самостоятельно.

Виды логичности

Как и точность, логичность выступает характеристикой речи со стороны её содержания. Однако она не оценивает соответствие семантики отображаемой действительности выражаемой мысли. Логичность связана со структурой и организацией текста. Она оценивает смысловые связи языковых единиц в речи, соответствующие действительности. Эти сцепления осознаются как логически непротиворечивые и правильно отражают структуру текста. Из этого следует, что логичность бывает двух разновидностей:

  • Предметная. Подразумевает соответствие семантических связей и отношений единиц языка соотношению предметов и явлений в действительности.
  • Понятийная. Отражает структуру мышления и его развития в смысловых связях речевых элементов.

Правила аргументации

Правила аргументации достаточно просты, но каждое из них отличается набором своих особенностей. Всего этих правил четыре:

1

Правило первое

Оперируйте убедительными, точными, ясными и простыми терминами. Имейте в виду, что убедительность легко теряется, если приводимые доводы размыты и абстрактны

Также берите во внимание то, что в большинстве случаев люди улавливают и понимают намного меньше, чем хотят показать

2

Правило второе

Метод аргументации и ее темп желательно подбирать в соответствии с особенностями своего темперамента (о типах темперамента вы можете почитать здесь). Это правило предполагает:

  • Свидетельства и факты, озвученные по отдельности, действуют более эффективно, чем те, которые преподносятся все вместе.
  • Несколько (три-пять) наиболее ярких доводов более действенны, чем множество средних фактов.
  • Аргументирование не должно иметь форму «героического» монолога или декларирования.
  • При помощи грамотно расставленных пауз можно достичь лучшего результата, нежели при помощи потока слов.
  • Большее воздействие на собеседника оказывает активное, а не пассивное построение высказываний, в особенности, когда нужно привести доказательства (к примеру, фраза «мы это сделаем» намного лучше фразы «это можно сделать», слово «заключить» намного лучше фразы «сделать заключение» и т.д.)

3

Правило третье

Аргументация всегда должна выглядеть корректной. Это значит:

  • Если человек прав, открыто признавайте это, даже если последствия могут быть для вас неблагоприятными.
  • Если собеседник принял какие-либо аргументы, в дальнейшем старайтесь использовать именно их.
  • Избегайте фраз-пустышек, свидетельствующих о снижении концентрации и ведущих к нецелесообразным паузам для выигрыша времени или поиска нити разговора (такими фразами могут быть: «не было сказано», «можно и так, и так», «наряду с этим», «иначе говоря», «более или менее», «как я уже сказал» и т.п.)

4

Правило четвертое

Адаптируйте аргументы к личности собеседника:

  • Выстраивайте аргументацию, учитывая мотивы и цели оппонента.
  • Помните, что так называемая «чрезмерная» убедительность может вызвать неприятие со стороны оппонента.
  • Старайтесь не применять формулировки и выражения, затрудняющие понимание и аргументирование.
  • Стремитесь к максимально наглядному изложению своих доказательств, соображений и идей с приведением примеров и сравнений, но помните, что они не должны расходиться с опытом собеседника, т.е. должны быть близки и понятны ему.
  • Избегайте крайностей и преувеличений, чтобы не вызвать недоверия оппонента и не поставить под сомнение всю свою аргументацию.

Следуя этим правилам, вы повысите внимание и активность собеседника, минимизируете абстрактность своих высказываний, намного эффективнее увяжете аргументы и обеспечите максимальное понимание своей позиции. Общение между двумя людьми, когда речь идет о спорах и дискуссиях, практически всегда происходит по схеме «атакующий – защитник»

Очевидно, что вы можете оказаться как в первой, так и во второй позиции. По этому принципу формируются и конструкции аргументирования

Общение между двумя людьми, когда речь идет о спорах и дискуссиях, практически всегда происходит по схеме «атакующий – защитник». Очевидно, что вы можете оказаться как в первой, так и во второй позиции. По этому принципу формируются и конструкции аргументирования.

Основные законы и требования

Любой оратор не только должен хорошо разбираться в материале, но и уметь его качественно преподнести. Грамотное изложение и выражение своих мыслей позволит слушателям в точности воспринять информацию, сделать корректные выводы и избежать двусмысленности. Независимо от цели высказывания речь говорящего должна строиться на основных законах:

  • закон тождества (на протяжении всего разговора предмет мысли должен оставаться одним и тем же, а частой ошибкой автора является склонность к смене темы);
  • закон противоречия (противоречащие друг другу высказывания не могут быть одновременно истинными, иногда ораторы высказывают противоположные суждения во время рассуждений на одну и ту же тему);
  • закон исключения третьего (между двумя противоречащими суждениями не бывает третьего, считающегося верным в том же отношении);
  • закон достаточного основания (любое высказывание должно иметь обоснование, которое доказано неопровержимыми фактами).

В некоторых случаях проявляются логические нарушения, которые являются ошибками с точки зрения семантики, но подчеркивают проявление вежливости, например: «Не подскажете, где находится…?». Такой оборот называется формулой вежливости и разрешен исключительно в разговорной речи, но не в деловом документообороте. Также допускаются обороты со словом «кроме», например: «Лекцию посетили все, кроме Петровой».

По определенным причинам в выступлениях допускается лирическое отступление — незначительное отклонение от основной темы доклада, которое усиливает смысл сказанного и на несколько минут отвлекает слушателя от сути. Это своеобразный прием эмоциональной разрядки, который применяется в процессе продолжительных выступлений.

Заключение

Для понимания правил логической аргументации, необходимо видеть связь между тезисом (утверждение, требующее доказательства) и аргументами (суждение (или совокупность суждений), приводимое в подтверждение истинности другого суждения), которые и должны доказывать истинность и верность поставленного тезиса.

Необходимо понимать, что основа любого дискурса являются поставленные сторонами в данном «поединке» тезисы. Поэтому нужна помнить о следующих правил при выдвижении того или иного тезиса:

1) Тезис должен выражается в чёткой и однозначной форме, избегая возможности разночтения и другого толкования;

2) Доказываемый тезис должен оставаться неизменным, в противном случае вашу мысль нельзя будет доказать;

3) Стараться не терять изначальный тезис и избегать подменны, так как это, в конечном счёте, запутает и вас и вашего оппонента.

Сами же аргументы должны быть автономны от самого тезиса, т.е. необходимо подбирать те факты и утверждения, чью истинность можно проверить и доказать без изначально поставленного тезиса.

Также необходимо помнить, что аргументов не должно быть слишком мало для избегания ситуаций, что при недостатке аргументов приходится доказывать верность широкого тезиса или множества понятий. При этом аргументов не должно быть слишком много, чтобы самому не запутаться, а также избежать излишнего психологического давления на оппонента.

Опровержение является противоположностью аргументации, т.к. целью является не доказательства собственных мыслей, а опровержения доказательств и тезисов своего оппонента. Здесь необходимо помнить о психологическом факторе при видении дискуссии со своим оппонентом. В каждом из трёх способов опровержений позиций своего соперника не следует оказывать слишком сильное давление, в противном дискурс будет идти на штыках, т.к. оппоненту приходится фактически оборонятся.

Один из способов опровержения позиций оппонента является критика непосредственного тезиса. На прямую это выражается с изначальным согласием с тезисом оппонента, но при это «доводите до асбурда» суждение соперника, с помощью вытекающих из данного тезиса выводов и последствий, которые должны показать несостоятельность данного суждения.

Второй способов подразумевает критику через саму аргументацию, когда факты и утверждения подобраны и обобщены не правильным способом, отчего строящиеся на них тезис не может быть истинным.

Третий способ заключается в том, ставится под сомнение согласованность фактов (аргументов) с суждением (тезисом), например, находя отсутствие логической связи друг с другом.

Демагогия – это в основе своей метод доказательств собственной позиции или опровержения суждений оппонента через эмоциональные и чувственные воззвания, а также использования совсем уж грязных способов ведения дискуссии, для достижения не истинности какого-либо явления или факта, а возможность возвыситься над своим оппонентом в глазах окружающих и себя.

Такие методы включают переходы к обсуждению личности одного из дискутирующих, тем самым ставя, например, профпригодности в том или ином вопросе. Также сюда входят различные манипуляции с аргументами, такие как «очевидные факты», а также ставя оппонента перед ложной дилеммой, чтобы тем самым ограничить его доказательную базу.

Поэтому и нужно понимать, что демагогия преследуют какие угодно любые цели, но не установить истинность того или иного суждения во время обсуждения, отчего это становится самым опасным явлением при проведении научного дискурса, когда все окружающие введены в заблуждения, а также лишне обостряет борьбу между спорщиками.

  1. Большой энциклопедический словарь, 2-е издание, 2002 г.

  2. Там же

  3. Кузин Ф. А Культура делового общения: Практическое пособие. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось-89, 2002.- 320 с.:ил.

  4. Большой энциклопедический словарь, 2-е издание, 2002 г

  5. Лат. «ты тоже», «сам такой»

  6. Лат. «аргумент к человеку»

  • Особенности коммуникативной тактики в процессе делового общения с работниками торговли-сервиса
  • Особенности предпринимательства как вида деятельности
  • Особенности конкуренции в сфере услуг
  • Повышение качества межличностного взаимодействия студентов и учащихся средних учебных заведений, благодаря усвоению психологических знаний
  • Функции торговли на потребительском рынке России
  • Проблемы современной торговли в России
  • Понятие внешней среды бизнеса и ее значение в жизнедеятельности организации
  • Понятие внешней среды бизнеса и ее значение в жизнедеятельности организации
  • Современный этап развития страхового рынка
  • Роль профсоюзов в условиях рынка труда
  • Социальные гарантии при потере работы и безработице
  • Методы научного познания
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сервер Бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: