С 2023 года ПФР и ФСС России объединяют в единый фонд
Комментарий
14 июля 2022 года был опубликован Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ, в соответствии с которым с 01.01.2023 Пенсионный фонд России будет преобразован в государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» с присоединением к нему ФСС России. Сокращенно он будет называться Социальный фонд России (СФР).
В ГК РФ будет закреплена отдельная организационно-правовая форма – Государственный внебюджетный фонд.
В пояснительной записке к проекту этого закона сказано, что изменения направлены на урегулирование деятельности внебюджетных фондов в условиях нынешних социально-экономических условий, оптимизацию их структуры, централизацию установления пенсий и иных социальных выплат, сокращение издержек.
На данный момент названные фонды не только выполняют функцию страховщиков, но и предоставляют ряд государственных услуг. В частности, ПФР реализует меры государственной поддержки семей с детьми. А ФСС России обеспечивает инвалидов средствами технической реабилитации.
В соответствии со ст. 5 Закона № 236-ФЗ СФР в числе прочих будет выполнять следующие функции:
- выступать страховщиком по обязательному пенсионному и социальному (на случай ВНиМ и по «травматизму») страхованию;
- осуществлять пенсионное обеспечение граждан;
- осуществлять дополнительное материальное и социальное обеспечение отдельных категорий граждан;
- предоставлять меры социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан;
- обеспечивать инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими услугами;
- предоставлять отдельным категориям граждан путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно;
- осуществлять финансовое обеспечение расходов, связанных с оплатой четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами.
Таким образом, новый фонд будет совмещать полномочия, которыми наделены сейчас ПФР и ФСС России (по отдельности).
В планах организовать клиентские офисы Единого фонда с целью приема граждан и страхователей для приема документов на бумажных носителях, консультирования, обучения граждан использованию электронных каналов получения услуг (в частности, обучение регистрации в личном кабинете, установке мобильного приложения и др.).
Статьей 18 Закона № 236-ФЗ предусмотрены переходные положения. Они касаются организационных моментов функционирования территориальных отделений ПФР и ФСС России и работы сотрудников указанных фондов. Пунктом 20 ст. 18 Закона № 236-ФЗ установлено, что нормативные акты ПФР и ФСС России продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.
Введут три единых пониженных тарифа страховых взносов
Сейчас. Для некоторых плательщиков взносов предусмотрены льготные тарифы по отдельным направлениям страхования. К примеру, IT-компании платят за сотрудников:
-
6% на пенсионное страхование;
-
1,5% на страхование по нетрудоспособности и материнство;
-
0,1% на медстрахование.
Отдельные пониженные ставки действуют для субъектов малого и среднего предпринимательства, участников «Сколково» и других категорий.
С 2023 года. В рамках единой предельной базы для исчисления взносов будут действовать единые пониженные тарифы. Пока предусмотрено три тарифа для трёх категорий плательщиков:
|
Кто входит |
Размер единого тарифа страховых взносов |
Первая |
|
7,6% |
Вторая |
|
0% на 2023 — 2027 гг. |
Третья |
|
15% с выплат свыше МРОТ |
Основание: Федеральный закон от 14.07.2022 № 239.
Лента новостей
Депутат украинских лет борется за землю у кромки Казачьей бухты в Севастополе
В Севастополе построят новый микрорайон возле Сапун-горы
Зачем возвращать «негероев нашего времени» в Россию
Лихачи на трассе «Таврида» сбивают крымских краснокнижных птиц
Как севастопольский третьеклассник попал в бюрократическую петлю
Что будет с ценами на нефть в 2024 году
Авдеевка наша: спецоперация выходит на финишную прямую?
В Крыму объявлен в розыск бывший судья из Анапы
На развалинах севастопольского завода появится красивый элитный дом
«Пускай худеют»: Россия денонсировала соглашение и отобрала у Британии свою рыбу
Запад требует от Киева перечень целей на территории РФ с обоснованием
Что скажет Путин в послании Федеральному Собранию?
В Севастополе студент-медик обокрал пенсионерок на 2 миллиона рублей
Названы черты личности, которые увеличивают риск ранней смерти
Скоро россиян ждёт пик роста цен 2024 года
Где хранится коллекция главного художественного музея Крыма во время реставрации
Что изменится в отчетности
Вся регулярная отчетность, которую страхователи направляют в ПФР и ФСС, будет объединена в Единую форму сведений (ЕФС) для СФР (п. 8 ст. 2 № 237-ФЗ). Как это отразится на отдельных формах:
- Единая форма сведений будет включать информацию для персучета, а также сведения о взносах на травматизм. То есть в нее войдут данные из СЗВ-ТД, ДСВ-3, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС.
- Сохраняется обязанность плательщика сдавать в ФНС форму РСВ — расчет по страховым взносам. Устанавливается, что СФР будет получать данные персонифицированного учета о заработной плате застрахованных лиц из налоговых органов, поэтому форма СЗВ-М отменяется.
Сдавать ЕФС нужно будет до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, но с разной периодичностью для отдельных разделов (ст. 2 № 237-ФЗ). Например, раздел по травматизму (аналог 4-ФСС) будет заполняться ежеквартально, а раздел по стажу (аналог СЗВ-СТАЖ) — ежегодно.
С 1 января 2023 года не нужно будет выдавать при увольнении сотруднику справку о сумме заработка № 182н. В измененной редакции Закона № 255-ФЗ она не упоминается (ст. 9 № 237-ФЗ). При назначении пособий чиновники будут брать сведения о заработке из системы индивидуального учета застрахованного лица.
Что нужно сделать до 1 января 2023 года
До слияния двух фондов специалисты советуют проверить все свои данные в личном кабинете ПФР на ошибки и, если они есть, исправить. Сделать это можно как на сайте Пенсионного фонда, так и на «Госуслугах» или лично в отделении.
Важно также после получения выписки о трудовой деятельности проверить, нет ли там ошибок и все ли места работы есть в документе. В противном случае в начислении стажа произойдет сбой, а это приведет к уменьшению выплат, подчеркнул заведующий Западной коллегией адвокатов города Москвы Александр Инютин
С исправлением ошибок стоит поторопиться, если затянуть — с недочетами уже придется разбираться через суд.
Фото: Drazen Zigic/Freepik
Он посоветовал россиянам запросить в ПФР три справки: о трудовой деятельности, о состоянии индивидуального лицевого счета и о сформированных пенсионных правах. Сделать это можно на сайте Пенсионного фонда.
Если в справках вы выявили ошибки или не нашли сведения о каких-либо периодах работы, то необходимо подать заявление об уточнении данных.
В случае выявления расхождения данных, полученных из ПФР, с теми, что есть на самом деле, следует поторопиться внести коррективы в базу данных. Лучше это делать при личном приеме в офисе ПФР. Это позволит избежать походов по инстанциям уже после выхода на пенсию, когда, имея права на хорошие выплаты, есть риск получить минималку просто из-за технической ошибки. И взыскать недополученное тогда уже, скорее всего, не удастся.
Александр Инютин
заведующий Западной коллегией адвокатов города Москвы
Фото: Freepik
Если же никаких ошибок в справках не нашлось, процесс объединения фондов пройдет безболезненно, добавила Бессараб. Она также отметила, что все выплаты после внедрения новой системы будут начисляться автоматически. Исключение — пособия, которые назначаются на определенный срок. Например, выплаты малоимущим семьям. После истечения срока пособия таким категориям россиян необходимо писать новое заявление.
Единые тарифы по социальным взносам
На следующий год запланирован переход на единый тариф по обязательному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию. Это позволит к 2025 г. увеличить в 1,5 раза максимальный размер выплат по больничным, по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Планируется установить единый тариф на уплату в размере 30%. Этот тариф равен установленным сейчас тарифам на взносы 22% + 5,1% + 2,9%. Лимит предельной величины базы предлагается установить в пределах 1 565 000 рублей с учетом индексации. Свыше установленного лимита тариф составит 15,1%.
Благодаря объединению фондов работодателям будет облегчена процедура уплаты и сдачи отчетности. Для уплаты взносов необходимо будет заполнить всего один документ, также в рамках законопроекта значится необходимость сдачи единой отчетности. Планируется установить дату уплаты не позднее 25-го числа следующего календарного месяца.
Напомним, сейчас выплаты по ГПХ освобождены от уплаты взносов. Работающие по таким договорам могут воспользоваться только медицинским и пенсионным страхованием. С вступлением в силу рассматриваемого законопроекта, работающие по ГПХ смогут получать больничные, декретные и страховые выплаты по уходу за ребенком до полутора лет. Это повысит социальную защищенность многих граждан. На самозанятых данный закон пока не распространяется.
Россия
- Все новости
- Севастополь
- Крым
- Россия
- Новороссия
- В мире
- Политика
- Реклама на ForPost
Зачем в России объединяют Пенсионный фонд с Фондом обязательного медстрахования
Создатель ОМС раскрыл ForPost историю и смысл объединения.
Фото: indolgoprud.ru
В России готовятся объединить Пенсионный фонд и фонды социального и медицинского страхования. Об этом сообщили «Известия» со ссылкой на источники, близкие к правительству.
К Пенсионному фонду (ПФР), Фонду обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонду социального страхования (ФСС) у россиян накопилось огромное количество претензий. И встаёт вопрос: способно ли возможное объединение сделать систему ориентированной на людей?
За оценкой происходящего ForPost обратился к основателю и первому главе ФОМС в России (1993–1998 годы), профессору, заслуженному экономисту РФ Владимиру Гришину.
Эксперт отметил, что объединение фондов обсуждалось ещё в 1990-х годах и спустя столько времени власти опять вернулись к этому вопросу, осознав слабость системы. Он указал, что объединение фондов создаст условия для нормального медобеспечения в стране.
Ниже мы приводим полный комментарий Владимира Гришина для ForPost в виде прямой речи с редакторскими подзаголовками.
Владимир Гришин, профессор, заслуженный экономист РФ
Почему мы сейчас имеем такую медицину
Я работал в министерстве финансов в 1992 году, как раз начиналась реформа медицины. Тогда было принято политическое решение о переходе на систему социального страхования вместо системы социального обеспечения, которое осуществлялось за счёт общих налогов. Перешли на более стабильный и прозрачный источник — Фонд оплаты труда. От него пошли отчисления во все внебюджетные фонды.
Такая система эффективно существует за рубежом. Но там два направления: пенсионное страхование и медико-социальное страхование. Так сделано, потому что при получении медпомощи одна рука оплачивает больничный лист, а другая — лечение. Это классическая схема. И в 1990-х годах об этом шла речь в России.
Пенсионный фонд имел большие отчисления: 31,6% от Фонда оплаты труда плюс 1% от нашего с вами заработка.
Мы теряем бесплатную медицину
Я подчёркиваю: размер отчислений на медстрахование — 3,6% — изначально случаен. Затем даже некие умники взяли и сократили размер отчислений до 3,1% под предлогом увеличения собираемых взносов. На самом деле это было сделано для того, чтобы развивать систему добровольного медицинского страхования и платную медицину — частный сектор.
Затем при Голиковой удалось увеличить финансирование до 5,1%, которые мы сегодня и имеем. Но в это же время сократили объём отчислений в Фонд социального страхования, убрав оттуда так называемые нестраховые расходы. А это пионерские лагеря, здравницы, профилактика.
Я проводил расчёты со своим коллективом ещё в 1997 году. Для Пенсионного фонда достаточно 23% от Фонда оплаты труда. Сегодня это 22% — мы даже не ошиблись. А для медицинского страхования необходимо не 3,6%, а как минимум 7,2–7,6%.
Читайте по теме: В России начали лечить болезни по телефону
Два варианта объединения
Сейчас возможны два варианта объединения. Либо объединят Пенсионный фонд и социальный, потому что они имеют схожую структуру. И тогда сократят административные расходы, траты на аренду помещений, информационное обеспечение, кадры, чтобы выделить деньги на пенсионеров.
Второй вариант — триединый фонд, что тоже будет логично. Тогда будет единая карта социального страхования. Она будет и социальная, и медицинская, и пенсионная. Собирать деньги может либо фонд, либо налоговая служба. Либо это будет налог, либо социальный взнос.
Страховые компании в этой схеме могут тормозить объединение. Скорее всего, вместо них будут сделаны больничные кассы или подразделения единого фонда на местах. Больничные кассы делали в Германии, где я проходил небольшую стажировку.
Понимаете, через 30 лет мы возвращаемся к тем же вопросам, которые обсуждали в 1990-х. Просто один в один. Хотя там ничего сложного нет. Меня лично если пригласят, а такой разговор был, я за полгода смогу объединить фонды и наладить работу.
Семён Гринберг
Поделитесь этой новостью с друзьями:
Как будет происходить переход страхователей в новый фонд
СФР будет правопреемником реорганизуемых ФСС и ПФР (ст. 18 № 236-ФЗ). Это значит, что к нему переходит все имущество этих структур, включая административные здания и информационные системы по пенсионному страхованию, «Соцстрах», а также все обязательства. То есть страхователям не нужно будет заново вставать на учет в новом фонде. Возможно, потребуется заполнить какие-то согласия или подписать допсоглашения к действующим договорам, но пока об этом ничего неизвестно. Адреса территориальных отделений сохраняются.
Отчетность за 2022 год страхователи будут сдавать уже в СФР, но в том же порядке, как сдавали в ПФР и ФСС (ст. 15 № 237-ФЗ). То же касается уточненных сведений о начисленных страховых взносах на травматизм.
ЕФС будет применяться к сведениям, возникшим с 1 января 2023 года. До этой даты ПФР определит ее формат и порядок заполнения (п. 3 ст. 15 № 237-ФЗ).
Причины слияния фондов
В 2023 году состоялось слияние ФСС с ПФР, в связи с чем произошла полная передача функций из двух фондов в один новый. Это означает, что выплаты, услуги и обязательства, находившиеся в компетенции обоих фондов, полностью переведены в ведение нового Социального фонда.
Основная цель объединения — повысить качество обслуживания физлиц, а также быстрее и комфортнее оформлять выплаты для соцподдержки населения. Ранее, чтобы получить полный объем соцпомощи, нужно было обращаться к специалистам и в ПФР, и ФСС. После слияния фондов соцпомощь оформляется по принципу «одного окна». Люди продолжают получать пенсии и иные соцвыплаты, которые им положены, в сроки, которые действовали до объединения.
К тому же объединение фондов дало возможность сократить нагрузку на работодателей и увеличить группы физлиц, которые обеспечиваются соцстрахованием. Ранее ПФР и ФСС получали необходимые данные друг у друга с помощью межведомственного электронного взаимодействия. После объединения формируется единая база сведений, необходимых для предоставления мер соцподдержки граждан, что существенно сокращает сроки назначения выплат.
Ответы на волнующие вопросы граждане могут получать на сайте СФР, а также в официальных группах на сайтах «В контакте», «Одноклассники» и в мессенджере «Телеграмм».
Предложения и мнения
Отставка Максима Топилина может быть связана и с намерением объединить социальные фонды — Пенсионный фонд России, Фонд обязательно медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования, не исключил источник. Ранее об этой идее говорила заместитель председателя правительства Татьяна Голикова. Объединенный «социальный фонд» должен работать не как часть госаппарата (текущая модель), а как публично-правовая структура («в публичной собственности»), информсистемы трех фондов должны быть интегрированы, а страховые принципы работы трех фондов унифицированы, объясняла она еще в должности главы Счетной палаты.
К слову, Максим Топилин это предложение не поддерживал.
— Если заняться манипуляциями с этими организационными вещами, то мы просто потеряем время, ресурсы и специалистов, — говорил он журналистам в 2018 году, будучи в должности министра труда и социальной защиты РФ.
22 января 2020 года чиновника назначили председателем правления ПФР.
К Максиму Топилину на посту главы Пенсионного фонда были претензии со стороны нынешнего министра труда Антона Котякова, слышал другой источник, близкий к правительству. Нынешний глава ПФР может не справиться с цифровизацией работы ведомства: система создавалась не при нем, а сам Максим Топилин лучше справляется с контролирующими функциями, чем с созданием нового, отметил собеседник «Известий».
Вероятно, пост главы ПФР могут предложить нынешнему главе ФСС Андрею Кигиму, полагает проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. У Кигима есть опыт управления социальным фондом и реализации проектов по цифровизации, заметил эксперт.
Подходящей кандидатурой на пост главы ПФР можно считать нынешнего финансового омбудсмена Юрия Воронина, полагает Александр Сафонов.
— Этот человек стоял у истоков пенсионного страхования в России, и он, как юрист, знает все тонкости. Причем не только с точки зрения как было. Воронин хорошо знаком и с развитием системы пенсионного страхования за рубежом. Впрочем, он может быть не очень удобен вышестоящим чиновникам, поскольку имеет свое мнение по многим вопросам и будет его отстаивать, — поделился эксперт.
Юрий Воронин в 1982–1989 годах работал в главном управлении соцобеспечения Москвы, в 1989–1991 годах — в Госкомитете СССР по труду и соцвопросам, в 1991–2004 годах — в Минтруде, в 2004–2012 годах — в Минздраве.
Предшественник Максима Топилина Антон Дроздов возглавлял ПФР до 22 января 2020 года. В тот же день премьер-министр Михаил Мишустин назначил его на должность заместителя министра финансов. На новом месте Антон Дроздов должен был заняться негосударственными пенсионными фондами (НПФ) и разработкой новой системы — гарантированного пенсионного плана (ГПП). Однако 5 февраля 2021 года чиновника освободили от должности в связи с сокращением.
Причины объединения ПФР и ФСС
Объединение фондов должно привести к оказанию услуг по принципу «одного окна», то есть для улучшения работы с обращениями граждан по вопросам получения тех или иных выплат. Все права граждан будут соблюдены в полном объеме. Вопрос объединения фондов поднимался еще в 2018 г., так как зачастую по одной и той же ситуации гражданам приходилось обращаться в обе структуры для получения мер социальной поддержки. К примеру, при рождении ребенка ПФР назначает материнский капитал, а ФСС – пособие по уходу за ребенком.
Так как зачастую помещения ПФР и ФСС находятся по соседству друг с другом, вероятно, после создания нового фонда будет пересмотр арендной политики так как некоторые помещения можно будет объединить. А переход на еще большее оказание услуг в электронном формате (через Госуслуги) приведет к сокращению необходимости частых посещений для клиентов.
Как изменятся страховые взносы после объединения ПФР и ФСС в 2023 году
Вместо взносов на ОПС, ОМС и ВНиМ будет введён единый платёж. По направлениям полученные средства самостоятельно распределит Федеральное Казначейство.
Страховой взнос будет делиться так:
- в бюджет Социального фонда — 72,8% на обязательное пенсионное страхование (ОПС);
- 8,9% на социальное страхование для больничных и выплат в связи с материнством (СС);
- в бюджет ФОМС — 18,3% на обязательное медицинское страхование (ст. 1 Закона № 264-ФЗ от 14.07.2022).
С 1 января 2023 года единый налоговый платёж в России станет обязательным в части страховых взносов.
Для тех, кто платит физлицам
Для работодателей установят единую предельную величину базы (ЕПВБ) по платежам в СФР. На 2023 год это будет ЕПВБ для взносов на ОПС с 1 января 2022 года (1,565 млн рублей), проиндексированная на рост средней заработной платы.
С 2024 года предельное значение облагаемой базы будет изменяться ежегодно вместе со средней зарплатой (ст. 2 Закона № 239-ФЗ от 14.07.2022).
ЕПВБ — сумма вознаграждений за год конкретному физическому лицу, с которой уплачиваются страховые взносы. Она считается нарастающим итогом. С доходов, которые превысят ЕПВБ, взносы не взимаются, кроме следующих случаев:
- дополнительные тарифы на ОПС по ст. 428 НК РФ — это работы с опасными и вредными факторами;
- дополнительное социальное обеспечение по ст. 429 НК РФ для лётных экипажей и отдельных групп работников угольной промышленности.
Ставки страховых взносов в 2023 году (ст. 2 Закона № 239-ФЗ от 14.07.2022)
Категория плательщика | Ставка с 01.01.2023 |
---|---|
Общий тариф | 30% в пределах ЕПВБ (1,565 млн руб.× индекс средней зарплаты) 15,1% с превышения ЕПВБ |
I группа «льготников»:
|
30% с выплат в пределах МРОТ, до превышения ЕПВБ; 15,1% с выплат в пределах МРОТ, после превышения ЕПВБ; 15% с выплат, превышающих МРОТ |
II группа «льготников»::
|
7,6% — в пределах ЕПБВ; 0% — с превышения ЕПВБ |
III группа «льготников»::
|
0% до 2027 года включительно |
Суммы взносов для большинства работодателей не изменятся. Увеличение тарифа отразится на тех, кто выплачивает зарплаты более 86 000 рублей в месяц без учёта индексации — они заплатят дополнительную «социалку».
Для ИП без работников и подрядчиков-физлиц
Тарифы для тех, кто платит взносы только за себя, почти не изменятся.
Действующие в 2022 году правила по ст. 430 НК РФ | П. 12 ст. 2 Закона № 239-ФЗ от 14.07.2022 |
---|---|
На 2023 год:
ВСЕГО: 302 903 рубля. |
На 2023 год:
ВСЕГО: 302 903 рубля. |
Прежней останется и сумма годового платежа по страховых взносам для глав КФХ — 45 842 рубля за себя и каждого члена хозяйства.
Минусы
Главная опасность для работодателей и граждан – путаница в объединенных данных. Сейчас неясно, создадут ли единую базу, или просто отладят механизм обмена данными между двумя базами, но и тот, и другой вариант сулит путаницу, неполноту сведений и т.д.
Менее очевидный минус в том, что внебюджетный ПФР является патологически убыточным. Он постоянно получает деньги из бюджета, но при этом также постоянно замораживает пенсионные активы россиян для государственных нужд. Мало кто из жителей нашей страны может объяснить по какому принципу ему будут начислять пенсию, или хотя бы сможет сказать, будет в ней накопительная часть или нет. ФСС, с другой стороны, почти независим от государственных вливаний, а значит, рискует стать донором для убыточного ПФР.
Отчетность по страховым взносам и персотчетность в 2023 году
В связи с объединением ПФР и ФСС с 2023 года меняется не только порядок уплаты страховых взносов, но и состав и порядок представления отчетности, в т. ч. персонифицированной (Федеральный закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ). Сведения о персонифицированной отчетности страхователи должны будут представлять в составе единой формы сведений — ЕФС-1.
Единая форма объединит в себе данные, которые до 01.01.2023 содержались в расчете 4-ФСС и в следующих формах персотчетности: СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3, СЗВ-ТД. Форма, порядок заполнения и формат ЕФС-1 утверждены постановлениями Правления ПФР от 31.10.2022 № 245п, 246п.
Несмотря на то, что форма единая, для входящих в ее состав данных предусмотрены разные сроки представления. Так, к примеру, сведения о взносах на накопительную пенсию (ранее форма ДСВ-3) и сведения о начисленных взносах на травматизм (ранее форма 4-ФСС) необходимо подавать ежеквартально не позднее 25-го числа. Сведения о стаже работы для досрочной пенсии — ежегодно не позднее 25-го числа, следующего за истекшим годом. Информацию о приеме на работу и об увольнении (ранее форма СЗВ-ТД), нужно подать на следующий рабочий день после издания соответствующего приказа. Таким образом, страхователям необходимо представлять единую форму отчетности по состоянию на определенную дату, заполняя в ней соответствующие разделы.
Сведения из отчетности СЗВ-М в состав единой формы не вошли, и представлять их отдельно с 2023 года не нужно. Это связано с тем, что с 01.01.2023, согласно пункту 7 статьи 431 НК РФ (в ред. Закона № 237-ФЗ), страхователи будут ежемесячно сдавать в налоговый орган персонифицированные сведения о физических лицах, включающие персональные данные и сведения о начисленных суммах выплат и иных вознаграждениях в их пользу за предшествующий календарный месяц. Таким образом, эти сведения станут заменой СЗВ-М. Срок сдачи — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим. Так, ЕФС-1 с Разделом 2 (аналог 4-ФСС) за I квартал 2023 года необходимо сдать не позднее 25.04.2023. За отчетные периоды до 01.01.2023 формы персотчетности нужно сдавать по тем же формам и в том же порядке, что и ранее (ч.ч. 1, 2 ст. 15 Закона № 237-ФЗ).
Скорректированы сроки, в течение которых страхователь должен уплатить штраф за непредставление сведений персучета либо представления неполных и (или) недостоверных сведений. Напомним, ранее штраф составлял 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, далее — Закон № 27-ФЗ). Заплатить его нужно было в течение 10 календарных дней с даты получения от ПФР требования об уплате, если только иной срок не был прописан в самом требовании (ч. 16 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Поправками этот срок продлен до 20 календарных дней. При этом добавлено такое уточнение: если страхователь платит штраф в течение первых 10 календарных дней, он вправе внести 50 % от величины назначенного ему штрафа (пп. «л» п. 20 ст. 2 Закона № 237-ФЗ). Таким образом, страхователи, которые не затягивают с исполнением требований контролирующих органов, смогут уплатить штраф со скидкой.
Приказом от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@ ФНС России утвердила формы и форматы расчета по страховым взносам (РСВ); персонифицированных сведений о физлицах. В частности, форма для персонифицированных сведений физлиц содержит поля для указания ИНН, СНИЛС и Ф. И. О. физических лиц, а также сведений о сумме выплат, начисленных в их пользу. Новые формы РСВ и персонифицированных сведений вступят в силу с 01.01.2023 и будут применяться начиная с представления отчетности за периоды 2023 года (месяц, квартал).
От редакции. См. онлайн-лекции в 1С:Лектории
- 06.12.2022 «Учет и отчетность по страховым взносам после объединения ПФР и ФСС», лектор — Л.А. Котова, начальник Отдела нормативно-правового регулирования страховых взносов Департамента налоговой политики Минфина России;
- 13.12.2022 «Персонифицированный учет и отчетность в 2023 году: обзор изменений, реализация в 1С», лектор — Н.А. Белянцева, начальник Департамента организации персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц ПФР.
https://buh.ru/articles/documents/160832/
Почему мы сейчас имеем такую медицину
Я работал в министерстве финансов в 1992 году, как раз начиналась реформа медицины. Тогда было принято политическое решение о переходе на систему социального страхования вместо системы социального обеспечения, которое осуществлялось за счёт общих налогов. Перешли на более стабильный и прозрачный источник — Фонд оплаты труда. От него пошли отчисления во все внебюджетные фонды.
Такая система эффективно существует за рубежом. Но там два направления: пенсионное страхование и медико-социальное страхование. Так сделано, потому что при получении медпомощи одна рука оплачивает больничный лист, а другая — лечение. Это классическая схема. И в 1990-х годах об этом шла речь в России.
Пенсионный фонд имел большие отчисления: 31,6% от Фонда оплаты труда плюс 1% от нашего с вами заработка.
Цифровизация социальной сферы
В августе ПФР и ФСС объявили о создании единой цифровой платформы (ЕЦП). Она объединит данные обоих ведомств и позволит перейти к проактивным действиям, чтобы социальная поддержка граждан стала более адресной и эффективной.
Эту платформу разрабатывает «Ростелеком» по заказу ПФР. Представить ее должны в 2025 году. Решение обеспечит доступ к 80% социальных услуг в электронном виде. С ЕЦП интегрируют информационные системы ПФР, ФСС, Минтруда, учреждений медико-социальной экспертизы и других ведомств.
В результате в ЕЦП можно будет получить практически любой документ – от сертификата на материнский капитал до больничного, – не выходя из дома, с компьютера или смартфона. Но Минтруд планирует сохранить и отделения фонда, чтобы люди могли обратиться за помощью и лично.