Структура рабочего времени учителей
Следующий момент, касающийся рабочего времени учителей, – это его неоднородность. Законодательно учтено, что в течение рабочего дня часть времени будет отдано учебной (преподавательской) нагрузке, а часть – чему-то еще. Примерный перечень видов такой деятельности для педагогов есть в ч. 6 ст. 47 № 273-ФЗ, он открытый, т. е. кроме перечисленного, в конкретном образовательном учреждении по определенной должности может быть предусмотрен еще какой-то функционал для педагога. Или может не быть чего-то, что есть в этом перечне – это опционная деятельность учителя, она устанавливается трудовым договором и должностной инструкцией, но основной деятельностью, конечно, является непосредственно преподавательская или учебная.
Сейчас в законодательных актах чаще встречается словосочетание «преподавательская деятельность» (нагрузка). Однако наряду с ним употребляется и прежний термин «учебная нагрузка» (деятельность). Он же используется в ТК РФ.
Понятие учебной нагрузки важно еще и потому, что именно по ней устанавливается ставка заработной платы. Поэтому закон обязывает прописывать в трудовом договоре каждого преподавателя не только общее рабочее время, но и нормы часов педагогической работы, которые будут привязаны к окладу
Кстати, изменять просто так, по собственному желанию, величину учебной нагрузки работодатель не может: все вопросы, связанные с изменением и верхним пределом преподавательской деятельности решает только Минобрнауки России (ч. 2 ст. 333 ТК РФ).
Таким образом, говоря о рабочем времени и трудовых обязанностях учителей, следует выделить несколько ключевых моментов.
Во-первых, само рабочее время, которое у педагогических работников имеет сокращенную продолжительность: не более 36 часов в неделю, а часто меньше. Точную продолжительность можно узнать в Приказе № 1601.
Во-вторых, важным понятием является преподавательская (учебная) нагрузка, которая включается в рабочее время наряду с другими видами работы, но играет определяющую роль.
И, в-третьих, понятие нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы. Этот термин подразумевает, что главным при определении размера оплаты труда преподавателя является не норма рабочего времени, как в большинстве случаев, а норма учебной нагрузки.
Учебную нагрузку для преподавателей устанавливает все тот же Приказ № 1601. Для различных преподавательских должностей норма учебной нагрузки может составлять 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю. А преподавателям образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального и среднего профессионального образования, норма установлена в 720 часов в год.
Из приведенного примера видно, что предусмотренная учебная нагрузка меньше общего установленного рабочего времени. Это связано с тем, что преподавателю нужно выполнять еще и другие обязанности, о которых написано выше. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в течение рабочей недели или учебного года устанавливается в локальном нормативном акте образовательной организации с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
Не выполняйте работу, которой нет в ваших должностных обязанностях
Учитель, как и любой наемный рабочий, выполняет работу не по требованию или просьбе директора или завуча, а по указу, и делать он должен то, что указано в трудовых обязанностях. Если вам хотят вменить в обязанности что-то, с чем вы не согласны, отвечайте: «Хорошо. Оформите, пожалуйста, приказ». Если директор знает, что заведомо требует от вас выполнения работы незаконно, то такого приказа не будет. А значит, вы ничего не должны. А если такой приказ сделают, с подписью директора, то снимите копию приказа и направьте в государственную инспекцию труда. Им все равно, кто директор, они не связаны с министерством образования, а работают для защиты прав трудящихся.
Маленькая хитрость: государственная инспекция труда (ГИТ) есть в каждом регионе, в ее обязанности входит не только обрабатывать жалобы, но и бесплатно консультировать работников — устно, письменно, через интернет. Если у вас возникает вопрос по работе, просто обратитесь в ГИТ для получения консультации. Ежемесячно ГИТ дает тысячи консультаций по вопросам работающих граждан, почему бы и вам не обращаться туда время от времени.
Освойте тайм-менеджмент
По тайм-менеджменту издано огромное количество книг, эта тема бесконечна. Как в любой «науке», здесь тоже есть свои технологии. Во-первых, научитесь говорить «нет». Во-вторых, попробуйте несколько дней записывать все-все, что вы делали в течение дня, так вы сможете определить пожирателей времени. В-третьих, за самые тяжелые и неприятные дела беритесь с утра, не откладывайте на вечер. У нас на сайте есть подробная статья про тайм-менеджмент для учителей.
Маленькая хитрость: если какое-то дело можно сделать за две минуты, сделайте его немедленно. Если оно требует больше времени на исполнение — запланируйте под него время в календаре или напишите себе записку.
Что делать репетитору?
Заранее займитесь поиском учеников
Часто летнее время — не самое продуктивное для репетитора, так как школьники на каникулах, а взрослые ученики уходят в отпуск. Сентябрь, кажется, должен быть более бурным, но бывает, что клиенты еще только раскачиваются или подбивают расписание. Так что настоящая работа начинается к середине-концу месяца.
Если вы заранее договоритесь о занятиях с первых чисел сентября, то не потеряете дни в ожидании уроков. Обоснуйте такие договоренности тем, что окошки быстро бронируются многочисленными учениками, и чем раньше вы начнете заниматься, тем удобнее будет время урока.
Обновите положения в договоре обучения
Договор обучения — необходимый документ, который защищает как преподавателя (предоставителя услуг), так и учеников (клиентов).
Если условия предоставления ваших услуг изменились, например, стоимость занятий, льготы при групповых занятиях или санкции за пропуски уроков, внесите эти данные в договор. Предупредите об этом старых и новых учеников, убедитесь, что они ознакомились с условиями и согласны с ними. Подпишите договор и удостоверьтесь, что ученик или его родитель сделал тоже самое.
Подберите новые методики/платформы или принципы работы
Если в школе учебники зачастую не меняются годами, то частному преподавателю стоит чаще следить за свежими пособиями и предлагать ученикам более современный и понятный материал. Бывает, что ученик не успевает по школьной программе, поэтому не стоит ее объяснять по тем же УМК. Постарайтесь подобрать актуальные «удобоваримые» данные, чтобы наглядно и понятно объяснить ему тему.
Более того, с каждым годом появляются и совершенствуются методики преподавания. Возможно, какая-то из них откликнется вам, как педагогу и вашим ученикам.
При дистанционном обучении, потестируйте онлайн-платформы. Например, Взнания. Они позволяют работать в интерактивном режиме, создавать разнообразные типы заданий, а также могут помочь с проверкой домашнего задания.
Норма рабочего времени
В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. При этом согласно Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника ему может быть установлена или продолжительность рабочего времени в неделю, или норма часов педагогической работы за ставку зарплаты.
Так, педагогам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам, старшим воспитателям дошкольных учреждений и другим работникам, перечисленным в п. 2.1 приложения 1 к Приказу № 1601, установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. Старшим воспитателям других учреждений – 30 часов в неделю.
Для остальных должностей и (или) специальностей установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Например, норма в размере 20 часов в неделю установлена для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, а для музыкальных руководителей и концертмейстеров она составляет 24 часа в неделю.
Для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, и для других учителей и преподавателей, перечисленных в п. 2.8.1 приложения 1 к Приказу № 1061, установлена норма часов не педагогической, а учебной (преподавательской) работы – 18 часов в неделю.
Для некоторых должностей предусмотрена годовая норма часов за ставку. Так, норма учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения.
В силу п. 2.3 Особенностей ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.
Такая работа, в частности, включает в себя участие в деятельности педагогических, методических советов и родительских собраний, подготовку к обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, периодические кратковременные дежурства в период образовательного процесса, обязанности, связанные с классным руководством, проверку письменных работ.
Рабочим временем для педагогических работников также являются периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающих с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников. В этот период педагоги осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной до начала каникул, и ненормированной, необходимой для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 Особенностей, с сохранением заработной платы в установленном порядке (п. 4.1, 4.2 Особенностей).
Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера (п. 4.6 Особенностей).
Также к рабочему времени педагогов относятся периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям. В эти периоды педагоги и другие работники образовательных учреждений привлекаются к учебно-воспитательной, методической и организационной работе в том же порядке, который установлен для работы в каникулы.
Объем педагогической нагрузки учителям и преподавателям определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом учреждения, а педагогам – трудовым договором. При этом измениться в текущем году по инициативе работодателя в сторону уменьшения он не может. Исключение установлено для учителей и преподавателей в случае уменьшения количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращения количества обучающихся, занимающихся, групп, классов (п. 1.3 – 1.5 приложения 2 к Приказу № 1601).
Что делать учителю?
Изучите нормативные документы
Прочитайте итоговые ФГОСы, а также требования к учителю как к педагогу. Разберитесь, как можно обучать школьников по обновленным стандартам, учитывая нужное количество необходимых для усвоения тем и требования к результатам обучения. Проанализируйте, что изменить в тематическом планировании и составьте рабочую программу по вашему предмету. Подумайте, если это актуально в вашей школе, как организовать уроки в группах с разным уровнем учеников или как обучить детей с ОВЗ.
Организуйте пространство в классе
Чтобы школьники учились продуктивно и учитель мог плодотворно вести занятия, важно создать комфортную обстановку в кабинете
Для результативной работы обустройте свой класс таким образом, чтобы он был чистым, аккуратным и наполнен всеми предметами, которые нужны вам и вашим ученикам ежедневно
Обратите внимание на мебель в классе и ваше рабочее место, проверьте, исправно ли работает техническое оборудование, оформите стены необходимыми расписанием, календарем, тематическими постерами
Ознакомьтесь с учебным планом и расписанием
Чем раньше вы настроите вашу еженедельную профессиональную рутину, тем проще будет вам готовиться к занятиям и отводить время на необходимые задачи.
Как только вы узнаете количество рабочих часов и расписание на предстоящий учебный год, займитесь созданием КТП, а именно:
- структурируйте содержание учебного материала,
- распланируйте лабораторные работы, практические и контрольные занятия,
- определите объем и равномерно распределите домашние и самостоятельные задания учеников.
Учет рабочего времени
Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником. Каким же образом это делать в учреждениях образования и какое время проставлять в табеле? А проставлять в нем нужно время, отработанное в течение установленной продолжительности рабочей недели 30 или 36 часов или в пределах нормы педагогических (учебных) часов за ставку заработной платы.
Форма табеля использования рабочего времени 0504421 и методические рекомендации по его заполнению для государственных и муниципальных учреждений утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.
Табель ведется лицами, назначенными приказом по учреждению, ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений. Он открывается ежемесячно за два-три дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц, применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от его нормального использования. Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики.
В случае регистрации отклонений в верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – условные обозначения отклонений. В нижней части строки записываются также часы работы в ночное время. При наличии у одного работника учреждения двух видов отклонений в один день (период) нижняя часть строки записывается в виде дроби, числитель которой – условное обозначение вида отклонений, а знаменатель – часы работы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется. В сроки, установленные порядком документооборота учреждения, сотрудник, ответственный за ведение табеля, отражает количество дней (часов) неявок (явок), а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, работа в ночное время и др.) с записью их в соответствующие графы. Табель подписывается лицом, на которое возложено его ведение, и в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов.
При обнаружении лицом, ответственным за составление табеля, факта неотражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе позднее представление документов) необходимо представить корректирующий табель.
При заполнении табеля применяются следующие условные обозначения:
Наименование показателя |
Код |
---|---|
Выходные и нерабочие праздничные дни |
В |
Работа в ночное время |
Н |
Выполнение государственных обязанностей |
Г |
Очередные и дополнительные отпуска |
О |
Временная нетрудоспособность, нетрудоспособность по беременности и родам |
Б |
Отпуск по уходу за ребенком |
ОР |
Часы сверхурочной работы |
С |
Прогулы |
П |
Неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств) |
НН |
Неявки с разрешения администрации |
А |
Выходные по учебе |
ВУ |
Учебный дополнительный отпуск |
ОУ |
Замещение в 1-м – 3-м классах |
ЗН |
Замещение в группах продленного дня |
ЗП |
Замещение в 4-м – 11-м классах |
ЗС |
Работа в выходные и нерабочие праздничные дни |
РП |
Фактически отработанные часы |
Ф |
Служебные командировки |
К |
Образовательное учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.
«Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»
Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.
Что грозит
Директору могут вынести замечание или объявить выговор за необоснованную трату средств, которые выделили школе
Профсоюз считает, что директор обязан сохранять среднюю зарплату педагогу, когда он участвует в ГИА и отсутствует в школе. Основанием такой обязанности профсоюз называет Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. Но положения Соглашения обязательны только для школ федерального подчинения, для остальных оно носит рекомендательный характер. Кроме того, Трудовой кодекс и Закон об образовании не содержат норм, которые бы обязывали школы сохранять оклад или среднюю зарплату за работником, пока он участвует в ГИА. Единственная обязанность – освободить учителя от работы и сохранить за ним должность (ст. 170 ТК, ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому начислять среднюю зарплату директора может обязать только региональное законодательство.
Работа сверх нормы и меньше нормы
В Приказе № 1601 оговариваются случаи работы сверх установленной нормы учебной нагрузки. Такая работа допускается только с согласия педагогов и оплачивается исходя из размера ставки заработной платы пропорционально фактически выполненному объему работы. Однако следует помнить, что по этому правилу перевыполнение нормы по учебной нагрузке оплачивается только в рамках рабочего времени. В случае если переработки преподавателя выйдут за установленную норму рабочего времени, они будут оплачиваться уже по общему правилу ст. 152 ТК РФ как сверхурочная работа.
Таким образом, нормы учебной нагрузки в реальности могут быть выше – такой вариант предусмотрен Приказом № 1601. Но в некоторых случаях они могут быть и ниже. Как указано в Рекомендациях об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений (приложение к Письму Минобрнауки России № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки России № 96 от 26.10.2004 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году»), объем учебной нагрузки учителей устанавливается исходя из количества часов по федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.
Следует помнить, что объем преподавательской нагрузки на следующий учебный год должен быть определен до окончания текущего учебного года и ухода работников в отпуск. У учителей, для которых данное образовательное учреждение является основным местом работы, как правило, сохраняются ее объем и преемственность преподавания предметов в классах. В течение учебного года выполнение преподавательской работы регулируется расписанием занятий.
Итак, если в отношении рабочего времени педагогов законодатель установил только максимальную норму, то учебная нагрузка расписана и нормирована довольно подробно. А вот про остальной функционал учителей в законодательстве ничего толком не сказано, кроме того, что помимо непосредственно преподавательских обязанностей у них могут быть и другие.
Ни по видам, ни по количеству часов иная работа педагогов не регламентирована. Представляется, что она может регулироваться графиками и планами работы, в том числе личными планами учителей, – в рамках рабочего времени.
При этом часть неучебной работы преподавателей может быть оплачена отдельно: выполнение некоторых дополнительно возложенных на педагогов обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, сопровождается дополнительной оплатой труда (п. 2.3 Приказа № 536). В общеобразовательных школах к таким оплачиваемым обязанностям относятся классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.
Автоматизируйте все, что можно
Многие регионы внедрили электронные журналы и дневники. Для ряда учреждений уже стала нормой возможность загрузить заранее составленное КТП, из которой будут автоматически проставляться темы уроков. Так как форма, структура и порядок утверждения КТП и РП определяются локальными актами образовательной организации, согласовывать их тоже гораздо удобнее в электронном виде.
Маленькая хитрость: обратите внимание, насколько автоматизирован переход учащихся в следующий класс. В настоящее время существует достаточно много программных решений, позволяющих минимизировать рутинную часть этого процесса
Заинтересуйте в их внедрении руководство образовательного учреждения. К примеру, ознакомьтесь с возможностями системы «Директор».
Научитесь работать в электронных таблицах (например, в Excel), чтобы быстро создавать любые отчеты, которые в дальнейшем вы сможете использовать многократно, просто внеся новые данные в таблицу.
Что окажется полезным и для учителя, и для репетитора?
Проанализируйте прошлогодние успехи и неудачи
Независимо от того, что мы делаем в жизни, всегда полезно пересмотреть наши рабочие процессы и методики преподавания и при необходимости скорректировать их.
Взгляните на общую картину прошлогодних уроков и подумайте, что сработало хорошо, а что нет. С этими мыслями вы можете создать обновленный учебный план на следующий учебный год.
Пройдите курс повышения квалификации
В нынешних реалиях новшеств в образовательной среде появляется все больше. Чтобы успевать за этими нововведениями, найдите курс, который поможет вам разобраться с интересующей вас темой.
Возможно, вы хотите понять как учить в условиях обновленных ФГОС, или как эффективно обучать малышей через игровую деятельность, или как стать онлайн-преподавателем? Приобретенные знания и умения определенно пригодятся на уроках, а также придадут вам уверенности. Чем больше «тузов» у вас имеется, тем разнообразнее, понятнее и интереснее будут ваши занятия.
Подготовьте материалы для предстоящего учебного года
Чтобы в сентябре чувствовать себя спокойно и уверенно, потратьте немного летнего времени, чтобы пересмотреть имеющийся у вас учебный материал, отфильтровать его на актуальный/неактуальный и, если требуется, добавить что-то новое в вашу учительскую копилку.
Убедитесь, что у вас достаточное количество книг, рабочих тетрадей или раздаточного материала для ваших ребят, чтобы в начале года не суетиться и не тратить время на организационно-поисковые моменты. Если вы преподаете очно, то пройдитесь по книжным магазинам или онлайн площадкам, чтобы найти для себя методички, карточки или другую необходимую канцелярию по вашей дисциплине.
Активнее пользуйтесь интернетом при подготовке к урокам
В интернете можно найти огромное количество самых разных материалов для ваших уроков. Готовые схемы, графики, раздаточный материал — все это способно здорово сэкономить время на подготовку к уроку. Найденные заготовки можно тут же распечатать — для себя или для всего класса, особенно если речь идет об упражнениях для самостоятельной работы. Чтобы было проще найти графические материалы, используйте специализированный поиск Яндекс или Google по картинкам. С ним вам будет легче найти нужные иллюстрации, а не только текстовые материалы. Чтобы воспользоваться таким поиском, введите запрос в поисковой строке (на сайте Yandex.ru или Google.ru, а затем нажмите на слово «Картинки» под ней). Читайте как найти похожие картинки или ту же картинку, но большего размера, лучшего качества.
Забудьте о рукописных документах
Стоит перевести все документы, которые это позволяют, в электронный вид. На компьютере можно собрать электронные шаблоны для всех отчетов и планов, которые вы сдаете регулярно, а также хранить различные наработки для проведения уроков, демоверсии КИМов и т.д. Электронные документы проще создавать, вносить изменения и хранить. Они выглядят привлекательно и позволяют лучше систематизировать информацию.
Маленькая хитрость: сразу продумайте систему организации файлов на компьютере. Вы можете завести папки с дидактическими материалами по классам — в дальнейшем, при подготовке учебного плана в начале года, вам будет гораздо легче, так как все упражнения и методички будут в одном месте.
Не называйте папки и файлы «Документ 1», «Для отчета» и т.п. — давайте такие названия папкам и документам, чтобы и через годы понять, что именно хранится в них.
Используйте программы для составления расписания
Возможно, в вашей школе до сих пор составляют расписание по старинке вооружившись схемами нагрузки учителей. Результат, надо сказать, редко оправдывает ожидания. А ведь можно было воспользоваться специальными программами, например, «Ректором», который на порядок сокращает трудозатраты на составление расписания. При этом вы получите сразу два взаимосвязанных расписания — общешкольное и расписание учителей.
На нашем форуме, кстати, тема программ для составления расписания уже не раз обсуждалась. К примеру, здесь или здесь.
Маленькая хитрость: при выборе программы для составления расписания рекомендуем убедиться, что она умеет учитывать при работе все необходимые требования СанПиН. К таковым относятся, например, «Школа Мини», уже упоминавшийся выше «Ректор», «Экспресс-расписание Школа» и другие.
Обратите внимание, что у учителя не может быть более двух окон подряд — такое допускается только с письменного согласия. Администрация обязана составить расписание без длинных окон