Гибридное образование приобретет особую актуальность
Пандемия ускорила процессы цифровизации и в условиях карантина оказала негативное влияние на всё, что было «завязано» на офлайн. К переходу на «удалёнку» не были готовы ни университеты, ни преподаватели, ни обучающиеся, и, как поделился впечатлениями профессор МГУ, доктор политических наук Сергей Володенков, практически никто из опрошенных в ходе внутреннего исследования студентов не хотел бы сохранять полностью дистанционное цифровое обучение после окончания режима самоизоляции. Вместе с тем, он также заметил, что значительная часть студентов была позитивно настроена по поводу гибридной формы обучения.
Сергей Володенков
Гибридное образование — не новое слово для индустрии, однако в условиях резкого разрыва связей между онлайн и офлайн именно оно будет определять прогресс в этой сфере в ближайшие годы. Со стороны традиционных участников рынка это будет продиктовано необходимостью готовиться к следующим возможным потрясениям, а со стороны EdTech — потребностью закрепить свои позиции после окончания текущей пандемии.
Наиболее ярким примером реализации гибридного образования в высшей школе является международный проект Minerva Schools, включающий программы бакалавриата и магистратуры, и основанный на передовых и экспериментальных подходах. Особенностью его программ является сочетание насыщенной жизни на кампусе и преимущественно онлайн-образование с использованием собственного ПО. О востребованности такого подхода говорит и то, что университет имеет самый высокий конкурс в мире, и то, что его оператор уже привлек не менее 176 млн долларов инвестиций.
Традиционные лидеры — такие университеты как MIT или New York University— уже несколько лет экспериментируют с различными формами онлайн-образования, и текущая ситуация может подтолкнуть их к тому, чтобы последовать примеру Minerva в его интеграции в общий образовательный процесс. Это особенно актуально на фоне проблем, которые испытали иногородние и зарубежные студенты (а именно они приносят значительную часть доходов), когда университеты должны были освободить свои общежития.
Как не воспринимать знания поверхностно, а идти в глубину?
Я бы сразу задалась вопросом: зачем? Если ответа нет, тогда и в глубину нырять не нужно. Предположим, у меня сейчас роль руководителя. Я понимаю, что всё охватить невозможно, скорее «больше и по верхам».
В итоге ты чуть-чуть разбираешься в маркетинге, финансах, менеджменте — так, чтобы нормально вести диалог с финансовым директором или забрифовать директора по маркетингу.
Гибкость и глубина всегда будут определяться целями.
Если хочешь разбираться в чем-то досконально, нужно позволить себе дойти до того состояния, когда ты уже вроде много изучил, но по-прежнему ничего не знаешь (в эффекте Даннинга — Крюгера это называется «пик отчаяния»).
Когда ты понимаешь, что еще поле непаханое и столько всего не изучено — внутренний драйвер будет двигать тебя и заставлять глубже погружаться в определенную область, оставляя на обочине то, что тебе не особо нужно.
Рекомендации российским EdTech-стартапам на 2021 год
Вплоть до 2020 года большинство российских образовательных стартапов предлагали свои услуги в первую очередь в обучении иностранным языкам, программировании, маркетинге, то есть в тех сегментах рынка, где одновременно наблюдались и устойчивый спрос, и возможность применять относительно несложные методики обучения (их проще организовать, алгоритмизировать, разбить на этапы и пр.). Увеличение конкуренции и усиление присутствия на рынке крупных игроков вынудит небольшие компании создавать уникальные продукты и занимать другие ниши, позволяющие развивать собственные технологии обучения.
Учитывайте перспективные направления
Меньше всего конкуренции и больше всего возможностей для роста будет в B2B-секторе — в сегментах, касающихся:
- дополнительного профессионального образования и повышения квалификации специалистов;
- подготовки молодых специалистов (в первую очередь это касается среднего специального образования).
При этом необходимо учитывать появление в ближайшем будущем платформ, направленных на обучение «синих воротничков» (технических специалистов для предприятий, эксплуатации промышленных и инфраструктурных объектов, врачей и т. д.), которые уже разрабатываются различными российскими вузами (часто при государственной поддержке). В России на конец 2019 года насчитывалось порядка 30 млн квалифицированных рабочих, и не более 3% из них охвачены современными образовательными решениями.
Ищите оригинальные решения
В существующих на сегодняшний день EdTech-проектах реализованы далеко не все возможные форматы контактов между пользователем и образовательной платформой. И крупные компании, и начинающие игроки продолжат активно экспериментировать с различными способами взаимодействия пользователя с обучающей средой.
После 2020 года на российском рынке вырастет доля компаний, предлагающих нестандартные решения на базе AI, self-education-платформ. Также ожидается появление компаний, использующих технологии блокчейна в образовании, что позволит обеспечивать неизменность достоверности (проверки и гарантии) степеней и полномочий.
Рассматривайте возможность выхода на международный рынок
Разрабатывая концепцию стартапа и бизнес-план, не стоит ограничиваться одним только российским рынком. Современные технологии позволяют охватывать аудитории (и не только русскоязычные) во всём мире.
Зарубежные пользователи могут стать тем активом, который обеспечит вам дополнительное пространство для манёвра в конкуренции с более крупными игроками. Поэтому желательно сразу заложить возможность выхода на международный рынок и учитывать такую возможность при разработке платформы и её позиционировании.
Ищите иностранных партнёров
Не стоит ограничиваться господдержкой и возможностями российских организаций, занимающихся поддержкой предпринимательства в EdTech-секторе, таких как фонд «Сколково», «Прообраз», Tealtech Capital и др. Поддержка иностранных фондов, в частности Techstars, 500 Startups, SOSV, EU EASME и др., и связи с зарубежными проектами, такими как Matific, Fineway, — ещё один фактор, усиливающий позиции (возможности) любого стартапа.
Фото: depositphotos.com
Как получить лицензию на онлайн-школу
Из того, что сейчас максимально упростили. Во-первых, вам не нужно иметь в собственности помещение или арендовать его. ИП может получать лицензию по своему месту жительства или адресу регистрации. Правда, в некоторых регионах при этом просят предоставить согласие проживающих или собственника, если сам ИП не собственник, на ведение этой предпринимательской деятельности.
Во-вторых, для юрлиц обычно тоже не требуют, чтобы адрес относился к нежилому помещению.
И в-третьих, самое главное — не нужно получать заключение от санэпидемнадзора о соответствии помещений правилам. Также не нужно подтверждать качество оборудования для ведения образовательной деятельности, достаточно просто подтвердить, что оно у вас есть.
Для получения образовательной лицензии на онлайн-школу нужны:
Платформа для обучения
Она может быть на своём сайте, может быть у третьих лиц, например, площадка GetCourse. Нежелательно выбирать иностранные платформы, например, Zoom, т.к. их, скорее всего, не пропустят лицензирующие органы.
Образовательные ресурсы
На платформе должен быть минимум один курс и программа на него. Чем больше курсов вы подаёте на лицензирование одновременно, тем больше простора для замечаний. Лучше лицензируйте 1-2 курса, а потом добавляйте остальные. Если курс идёт не в записи, а вживую, на него тоже можно получать лицензию.
Сайт
Достаточно лендинга, но на странице должно быть описание курса и образовательная программа. На момент получения лицензии на нём может не быть публичной оферты и политики конфиденциальности.
Справка или сертификат на доменное имя
Это документ, который подтверждает, что заявитель по лицензии является владельцем доменного имени. Его предоставляет регистратор доменных имён.
Электронная библиотека на платформе
Это книги, статьи, которые помогают вашим обучающимся освоить онлайн-курс. Могут быть и вашего авторства, и других авторов. Не только текстовые материалы, но и видео.
Система учёта контингента обучающихся
Часто она уже вшита в платформу, например, в GetCourse. Её можно делать и просто в таблице в электронном виде.
Договор с интернет-провайдером
Проверяют, чтобы он был составлен именно с тем заявителем, который получает лицензию.
Документы на технику
Чеки, гарантия и договор аренды — об этом чуть подробнее скажем ниже.
Договор с образовательной платформой
Например, распечатанная публичная оферта. Не нужен, если образовательная платформа размещена на вашем сайте.
Документы на ИП и уставные документы юрлица
Образовательная программа
Одну лицензию можно получить на разные образовательные программы. Например, если у вас ООО и АНО и вы хотите получить одну лицензию на две программы, нужно предоставить две образовательные программы и загрузить два курса на платформу.
Образовательную лицензию выдают на:
- Дополнительное образование детей и взрослых. Это всё, что связано с самосовершенствованием. Такую лицензию могут получить все.
- Дополнительное профессиональное образование. Это повышение квалификации, например, когда юрист обучается на налогового консультанта. Такую лицензию могут получить только юрлица.
- Профессиональное обучение. Для онлайна это редко можно применить, т.к. чаще требуются очные занятия.
Кому подойдет, а кому не подойдет онлайн-школа
Обучение в онлайн-режиме подойдет детям, которые:
- занимаются спортом или другой деятельностью профессионально — такие дети физически не могут постоянно присутствовать на занятиях в обычной школе;
- путешествуют с родителями— родителям из-за работы приходится часто менять место жительства, а для ребенка смена школы — это большой стресс;
- уехали с родителями за границу и не успели устроиться в местную школу или не собираются этого делать по личным причинам;
- опережают сверстников в развитии— если дети не по годам развиты, можно использовать этот вариант обучения как дополнительный — с углублением в любую науку на выбор;
- отстают от сверстников, то есть дети с особенностями развития, которым тяжело учиться в обычной школе;
- хотят учиться удаленно, потому что, например, не чувствуют себя комфортно в своей школе и хотели бы учиться в более спокойной обстановке.
Онлайн-обучение не подойдет ребенку, если:
- у него нет самоорганизации. Если ребенок не в состоянии сконцентрироваться около экрана надолго и выполнить задание, постоянно отвлекается и не понимает задачи, возможно, ему больше подойдут стандартные уроки;
- у него не получается усваивать информацию. Не все люди могут усваивать информацию, полученную с экрана, некоторые нуждаются в личном присутствии на занятиях;
- ребенок очень активный и общительный. Для некоторых детей, которые нуждаются в постоянном общении и активных действиях, занятия дома превратятся в наказание;
- родители не могут быть вовлечены. Если родители и другие близкие постоянно заняты и у них нет времени помочь ребенку разобраться с задачами, проверить домашнее задание и присутствие на уроке, учиться будет сложно.
Какие задачи решают платежные решения в новых реалиях?
Основная задача платежной системы — сделать безопасным и удобным прием оплаты за обучение. Кроме того, внедрение платежных решений открывает новые возможности для маркетинга, увеличения продаж, взаимодействия с клиентами, повышения их лояльности. Вообще, цели и задачи внедрения платежных решений в образовательных учреждениях сильно варьируются от случая к случаю. Но всегда можно подобрать такое решение, которое закроет практически все основные потребности.
— Как платежная система помогает администрации школы, родителям, детям?
Большинство родителей и детей уже пользуются некоторыми цифровыми сервисами, например, для оплаты школьного питания или дополнительных услуг (курсов, занятий, кружков). Это привычные технологии, с которыми мы давно знакомы. Все плюсы их внедрения в учебных заведениях очевидны. Прежде всего это уход от наличных денег и возможность родительского контроля за расходами детей. Внедрение безналичной оплаты дает такой инструмент родителям. Для администрации школы платежное решение обеспечивает прозрачность отчетности. Вся отчетность формируется автоматически, платежи проходят по индивидуальным идентификаторам, что сокращает вероятность ошибки зачисления на счет. Сразу видны все балансы, по всем ученикам, задолженности. Имеется возможность выставить счет на дополнительные услуги, который родители оперативно оплатят с помощью приложения, онлайн-сервиса или терминала самообслуживания.
Многие школы устанавливают терминалы самообслуживания, несмотря на расхожее мнение о том, что их установка вызывает сложности, в том числе связанные с законодательством. На самом деле никаких проблем с этим нет. Терминал самообслуживания может быть установлен администрацией школы по согласованию с советом школы. Это даст возможность прямо в школе посмотреть неоплаченные счета и сразу их оплатить картой или наличными. То есть, школа получает удобный и безопасный способ приема оплаты.
— Школьники тоже могут пользоваться терминалом, что-то самостоятельно оплачивать?
Школьники может быть этим и не будут пользоваться, потому что за них это делают родители. Но в высших учебных заведениях студенты пользуются терминалами охотно. Без лишних походов в бухгалтерию они идентифицируются в терминале как учащиеся, видят все свои задолженности и оплачивают их непосредственно в терминале. Это сокращает количество задолженностей, потому что упрощает доступ к информации о них.
— Насколько популярно внедрение платежных решений в частных школах, и изменилось ли ситуация из-за пандемии?
Внедрения платежных систем сейчас весьма востребовано практически во всех сегментах сферы образования, это и высшие учебные заведения, и дополнительное образование, мастер-классы и тренинги. Особенную популярность с начала пандемии получили тренинги и мастер-классы, поскольку есть запрос на приобретение определенных навыков за короткое время. Образовательные учреждения из своего, довольно широкого, спектра предметов формируют новые локальные пакеты, которые хотят быстро продать и потом быстро собрать по ним обратную связь. Поэтому внедряют онлайн-оплату и системы приема платежей с элементами маркетинга.
В любой системе приема платежей, как правило, предусмотрен сбор отчетности и аналитика, по которой система сама формирует персональные предложения, взаимодействует с маркетингом и каналами продаж.
Десять хороших онлайн-школ
Я выбрала десять интересных школ, чтобы вы могли сравнить формат, направленность и стоимость обучения.
InternetUrok
Школа предлагает дистанционно получить полное среднее образование, начиная с любого класса. Можно проходить отдельные олимпиады или взять дополнительный курс по нужному предмету, например заново пройти математику за прошлый год.
Возраст: с 1-го по 11-й класс.
Сколько стоит обучение: от 950 до 6800 руб. в месяц — зависит от формата обучения и выбранной программы.
Варианты оплаты: банковской картой, по реквизитам.
Выдается ли аттестат государственного образца: да.
Когда можно зачислить ученика: с сентября по май.
В каких форматах проходят занятия:
Почему оформление лицензии стоит поручить специалистам
Регистрация онлайн школы и получение образовательной лицензии на дистанционное обучение является наиболее простой, если сравнивать с процедурой оформления обычных школ, клубов, кружков, секции и т. д.
Однако все же могут возникнуть сложности в процессе подготовки и согласования с Комитетом образования учебных методик и планов, а также других документов, необходимых для подачи заявления на лицензию.
Обращаясь с вопросом оформления лицензии на онлайн обучение к специалистам, вы получаете качественную и быструю помощь, а также возможность в сжатые сроки подготовить все необходимое с юридической точки зрения для открытия своей школы без прямого участия.
Зачем нужна лицензия
Лицензия – разрешение государства вести бизнес. Лицензия на образовательную деятельность – разрешение государства обучать людей.
Представьте, что какой-нибудь горе-предприниматель открыл частную школу, снял небольшое помещение, закупил по дешевке парт и стульев, не продумал должным образом организацию уборных, столовой. В итоге дети учатся в тесном помещении, на неподходящей им по росту мебели, режим учебы-отдыха нарушен, потому что просто нет места, где побегать на переменке.
Или наоборот, школа арендовала одно большое помещение, где проводит все уроки. Спортзал, например. Да еще и преподают детям некомпетентные учителя по своим наработкам.
В итоге получаем 10-20 плохо подготовленных учеников и это только с одного класса одной небольшой частной школы. А если брать в масштабах города или страны… Нет образованных учеников, нет студентов, нет работников на предприятиях и организациях. Чтобы таких плачевных ситуаций не возникало, государство должно контролировать организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Регистрация бизнеса
При открытии детской онлайн-школы потребуется официально зарегистрировать бизнес. Многие начинают образовательные интернет-проекты в качестве ИП, на старте это оптимальный формат, если вы сами будете непосредственно участвовать в ведении учебного процесса. При этом самый частый вопрос, который стоит у начинающего предпринимателя — какой код ОКВЭД нужно указать при регистрации своей онлайн-школы?
Важно понимать, что юридически для государства по большому счету не имеет значения, оказываете ли вы образовательные услуги онлайн, либо делаете это офлайн (по крайней мере пока что). Поэтому при регистрации онлайн-школы вполне подойдет следующий код согласно классификатору: 85.41.9 — образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки
Сюда входят следующие общеобразовательные направления:
-
образование, которое не определяется квалификационным уровнем, академическое образование, центры обучения, предлагающие коррекционные курсы, курсы по подготовке к экзаменам, обучение языкам, компьютерные курсы
-
дальнейшее образование, а также тренинги и курсы для разных профессий, хобби и занятия для личного роста
-
лагеря и школы, предоставляющие обучение в областях спорта группам и индивидуально, обучение искусствам, драме или музыке или другое обучение или специальное обучение
Важный момент — согласно статье 32 ФЗ «Об образовании в РФ» ИП может реализовывать из дополнительных программ только общеобразовательные.
Еще один частый вопрос — требуется ли получение лицензии для открытия детской онлайн-школы? В случае, когда предприниматель планирует проводить обучение самостоятельно, можно обойтись без ее получения. При этом он может работать в качестве ИП либо быть зарегистрирован как самозанятый.
Однако если для образовательного процесса обучения будут привлечены сторонние преподаватели, то тут без лицензирования деятельности, увы, никак не обойтись. При этом не имеет значения, работаете вы как ИП, либо через ООО — соответствующее разрешение получать придется в любом случае.
Впрочем, все это “работает” зачастую только лишь на бумаге — многие онлайн-школы пытаются использовать лазейку в законодательстве и заключают с учащимися договоры на информационные услуги и консалтинг. Формально такая деятельность не попадает под определение образования, а значит в теории не требует лицензирования. Однако мы настоятельно рекомендуем работать “в белую” — такой подход позволит избежать возможных судебных разбирательств и даст возможность спокойно масштабировать бизнес с течением времени.
Чего ожидать EdTech-стартапам от 2021 года
Сценарии развития, которые диктует пандемия, предполагают дальнейшее увеличение доли онлайн-образования в инвестициях, в охвате аудиторий, а также в абсолютном количестве занятых в ней специалистов.
Рост спроса в корпоративном сегменте
Вместе с тем вырастет спрос на протестированные self-education-платформы, которые смогут корректно работать под увеличивающимися нагрузками. Притом в B2B-секторе будет увеличиваться спрос на технологии микрообучения, которые обеспечивают:
- подачу образовательного контента с разбивкой на самостоятельные малые единицы;
- освоение отдельных микронавыков (например, работы с каким-либо новым инструментом) и небольших пакетов знаний.
Рост спроса на микрообучение объясняется тем, что такие услуги могут быть совершенно автономны (то есть независимы от основной платформы) и позиционируются как самостоятельный продукт.
Консолидация рынка
Как и в любой другой сфере, крупные игроки будут поглощать мелкие и в первую очередь наиболее удачные и перспективные стартапы. Последние в лучшем случае могут получать предложения воспользоваться ресурсами крупной компании: готовыми программными продуктами, большой аудиторией, развитой инфраструктурой техподдержки, рекламными и маркетинговыми возможностями и пр. — взамен на свои оригинальные решения и ноу-хау в каких-то проблемных сегментах EdTech.
В числе уже состоявшихся крупных сделок такого рода на мировом рынке:
- приобретение Microsoft платформы для управления данными DataSense, что «позволит компании расширить аналитические возможности своих продуктов, используемых в школах, университетах и других учебных заведениях»;
- поглощение Lynda.com (сервис платного онлайн-обучения преимущественно в направлении IT и дизайна) компанией LinkedIn.
Что касается аналогичных сделок в России:
- Mail.ru Group приобрела 60,3% образовательной платформы Skillbox;
- 40% акций «Нетологии-групп» были приобретены структурами «Севергрупп».
Увеличение доли госсектора
Наряду с тенденцией поглощения на рынке будут усиливаться позиции и участие госсектора. Расширять зону влияния государство, вероятнее всего, будет за счёт корпораций и фондов с поддержкой или участием государства, таких как фонд «Сколково», «Яндекс» («Яндекс.Практикум» и «Яндекс.Образование»), «Сбер» («Школа 21»), и др.
Показателен пример Китая, который и до эпидемии был одним из мировых лидеров в области дистанционного обучения.
В 2020 году правительство КНР оперативно развернуло программу «Национальный виртуальный класс», представляющую собой систему госконтрактов для China Telecom, China Unicom и China Mobile. В программе участвовали также Huawei, Baidu и Alibaba, которые обеспечили проект техническими ресурсами.
Была создана платформа для дистанционного обучения из 7000 серверов с общей пропускной способностью каналов свыше 90 терабайт. Одновременно ею могут пользоваться до 50 млн учащихся. Кроме того, для студентов и школьников, проживающих в регионах с медленным интернетом, были организованы трансляции занятий по государственному телевидению.
В результате рынок онлайн-образования в Китае получил мощный импульс развития.
Трансформация роли преподавателя в процессе обучения
Кардинально изменятся основные функции преподавателя в обучающем процессе. Вектор этих изменений направлен от «пространства класса» и личного контакта учитель — ученик к взаимодействию ученика с обучающими алгоритмами, так как традиционные формы преподавания в условиях пандемии становятся недоступны.
Основные функции, которые ранее возлагались на преподавателей, теперь возьмут на себя образовательные платформы:
- поддержание личного контакта с учеником. Это означает изменение требований к учебным материалам в сторону увеличения роли различных методов удержания внимания: визуализации, геймификации и пр.;
- адаптация учебных материалов и выбор обучающих методик в соответствии с индивидуальными особенностями ученика;
- контроль выполнения заданий, соблюдение сроков и пр.
Участие реальных живых преподавателей в процессе обучения может быть полностью исключено в ряде предметов, таких как основы программирования. В то же время есть функции, которые невозможно алгоритмизировать (пока) и в них участие живых преподавателей необходимо. Среди них разговорная практика, каллиграфия или стилистика китайского языка.
Прорыв № 2: медицина
Из-за пандемии медицина и здравоохранение находятся в центре внимания второй год подряд. Но интересные разработки связаны не только с коронавирусом. Премией «Технологический прорыв» в 2021 году отметили несколько российских решений — как чисто медицинских, так и с сильной ИТ-составляющей.
Например, Neuro V — первый комплекс для постковидной нейрореабилитации. По словам разработчиков, он позволяет избавиться от нарушений в когнитивной и психоэмоциональной сфере, которые возникают у переболевших коронавирусом.
Кроме того, в число победителей вошел «АнтионкоРАН-М» — первый в России препарат генной терапии рака с невирусной системой доставки. Препарат внедряет в опухоль ген-убийцу и ген-иммуностимулятор. Вместе они убивают раковые клетки и подавляют метастазирование. Лечение пациентов новым препаратом начнется в 2022 году.
Что нас ждем в будущем
Одним из приоритетов в сфере медицины может стать создание системы управления целостным здоровьем, которая охватит разные уровни — от телесного до духовного. Среди ключевых направлений — культура психического здоровья и нормализация психического благополучия, практика здоровых отношений без насилия и взаимного разрушения.
Какие изменения в законодательстве нас скоро могут ждать
В апреле 2023 г. в Государственную Думу внесён законопроект (готовят к рассмотрению в осеннюю сессию) о регулировании бизнес-тренингов и курсов личностного роста. Ожидаем, что в сентябре-октябре этот закон примут. В нём речь идёт не об образовательной деятельности, а просветительской.
Предполагаемые изменения коснутся физических и юридических лиц, а также ИП, которые ведут просветительскую деятельность в направлениях: медицина, психология и оккультные науки, применение биологических активных добавок, игры, пари, основанные на риске, ценные бумаги, финансовые услуги и финансовая деятельность, цифровые финансовые активы, предпринимательская деятельность (маркетинг, менеджмент, трафик и т.д.).
Если закон примут, то всех, кто ведёт такую деятельность, обяжут:
Заключение
Мировой кризис, вызванный пандемией несколько отодвигает образование на задний план, поскольку правительства стран сегодня больше сосредоточены на мерах в сферах здравоохранения, экономической и социальной политики, направленных на преодоление пандемии и ее последствий.
Однако для образования кризис и меры по его преодолению должны стать предметом пристального внимания, поскольку важны не только для тех, кто сейчас учится, ни и несут с собой важнейшие последствия для будущего системы образования. Сегодня необходимо тщательно документировать соответствующие исследования в этой области, различные решения, внедренные в странах, и их результаты, поскольку многие идеи и их реализации могут затем анализироваться и использоваться на международном уровне.
Основным, практически всеобщим, ответом стран на распространение эпидемии стало закрытие учебных заведений и перевод обучения в онлайн формат. Анализ показал, что страны закрывали школы колледжи и университеты по мере увеличения численности зараженных
При этом важно отметить, что правительства ориентировались не на относительное число заболевших, а на их абсолютную численность
Кризис, вызванный пандемией COVID-19, наступил в тот момент, когда большинство систем образования, как показал последний раунд международной программы оценки учащихся ОЭСР (PISA), не готовы к миру возможностей цифрового обучения. Это породило целый спектр разнообразных проблем от неготовности инфраструктуры и учителей, до задачи мотивации к обучению детей группы риска и потенциально грозит значительным ростом дифференциации образования в зависимости от социально-экономического статуса семей.
Но, несмотря на очевидные негативные последствия пандемии, она тем не менее дала ряд возможностей и понимание того, что в современном непредсказуемом мире крайне необходимо преодолеть цифровой разрыв и привить навыки сопротивления различным угрозам от стихийных бедствий до насилия
Преодоление цифрового разрыва сможет обеспечить устойчивость в самом важном секторе человеческого развития – образовании
В предыдущие годы новаторы в сфере образования экспериментировали с обучением в цифровых классах по всему миру, однако этот процесс был довольно медленным и фрагментарным. Большинство учителей и учеников испытывали значительные сложности с обучением в новом формате. Очевидным образом кризисная ситуация ускорила процесс апробации и адаптации онлайн-обучения в подавляющем большинстве стран.