Что такое картель, картельный сговор?

Картельный сговор по 44-фз: как опознать на торгах и что делать

Переход к непосредственному доказыванию наличия сговора

По результатам первых трех этапов у контролирующего органа и участников картеля аккумулируется большой массив информации. Сведения поступают от потребителей, статистических органов, прочих источников.

Контролирующий орган, используя эту информацию на заключительном этапе, должен сформулировать обоснованный вывод о существовании или отсутствии сговора. Для этого, как правило, выбирается одна математическая модель. Задача антимонопольного органа в итоге сводится к доказыванию, почему именно эту методику он выбрал. Участники предполагаемого картеля, в свою очередь, обосновывают причины невозможности применения этой модели.

Что такое картель?

Немного терминологии: картель это форма монополистического объединения или соглашения. Его особенность в том, что каждое предприятие, вошедшее в его состав, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Члены картеля могут договариваться о ценообразовании, сферах влияния, условиях продаж, патентах, объёмах производства, условиях сбыта продукции, найме рабочих. Обычно картель действует в рамках одной отрасли, затрудняя конкуренцию. В ряде стран (включая Россию) картели запрещены; в других же, наоборот, даже поощряются, так как это вносит элемент планирования и уверенности в цене, наличии и качестве товаров. 

Но вернемся к российским реалиям. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», картелем признаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами. То есть между хозяйствующими субъектами, продающими товары на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, закупающими товары на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. Выявлением картельных соглашений занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). 

Такие соглашения, естественно, не заключаются в письменной форме, поэтому признаки наличия картеля ищут в фактическом поведении субъектов бизнеса. Интересно, что само нарушение считается завершенным, даже если стороны не начали его реализацию, но есть доказательства его существования.
Также в предмет доказывания наличия картельного соглашения входит факт того, что его участники являются конкурентами на товарном рынке и предметом их договоренности является повышение, понижение или поддержание цен на торгах. 

Верховный суд отмечает, что для вывода о влиянии на цены на торгах необходимо установить причинно-следственную связь между действиями участников торгов и повышением, снижением или поддержанием таких цен. Например, нужно понять, является ли достигнутый уровень снижения (повышения) цены обычным для торгов, которые проводятся в отношении определенных видов товаров; имеются ли в поведении нескольких участников торгов признаки осуществления единой стратегии; способно ли применение этой стратегии повлечь извлечение выгоды из картеля его участниками. И в этом смысле ярким маркером картельного соглашения чаще всего является значительное отклонение от начальной цены закупки (в пользу ее повышения или снижения) при условии, что цена не предполагает таких колебаний. 

Также ФАС обязательно должна установить факт получения участниками картеля экономической выгоды. Иначе говоря, нужно доказать, что все лица, которые признаны нарушителями закона о конкуренции, получили какую-либо выгоду от результатов торгов.

Без этого суд не признает картельным соглашением создание видимости конкуренции на торгах, когда пассивное поведение одного из участников либо отказ от участия в торгах после подачи заявки направлены только на признание торгов состоявшимися, но без отсутствия влияния на цену.

Ответственность за картельный сговор по статье 178 УК РФ

В соответствии с пунктом 1 статьи 178 УК РФ, ответственность за картельный сговор возлагается на лиц, которые превышая пределы своих предпринимательских полномочий, организуют или принимают участие в заключении соглашения (сговора) между участниками рынка с целью ограничения конкуренции

Для квалификации преступления важно выполнение двух обязательных элементов: наличие соглашения и ограничение конкуренции

Согласно пункту 2 статьи 178 УК РФ, собственник, руководитель предприятия, его заместитель или иной руководитель, а равно совет директоров или аналогичный орган имеют особую ответственность за совершение этого преступления, а именно, за организацию или добровольное содействие в его совершении. Эти лица могут быть привлечены к уголовной ответственности за организацию или принятие участия в согласовании и реализации соглашения.

Наказание за совершение преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ, включает в себя штраф в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов, либо исправительные работы на срок до одного года.

Однако, в случае совершения преступления в крупном размере, используя преимущественные положения на рынке, или повлекшего тяжкие последствия, закон предусматривает более строгое наказание — лишение свободы на срок до пяти лет, штраф в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

Следует отметить, что нарушение антимонопольного законодательства также может быть квалифицировано как административное правонарушение. За такие нарушения предусмотрены штрафы и иные санкции, которые применяет антимонопольный регулятор.

Сравнение уголовной и административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства

Уголовная ответственность
Административная ответственность
Карательный характер
Профилактический характер
Более серьезные наказания
Штрафы и иные санкции, исключая лишение свободы
Требует доказательства вины в суде
Подтверждение административного правонарушения
Долгий срок разбирательства
Более оперативное рассмотрение дела

Специфика ответственности за картельный сговор:

Одной из специфик данного преступления является то, что часто соглашения заключаются не в письменной форме, а осуществляются через устные, мимолетные или иные неявные действия. Доказывать наличие картельного сговора может быть сложно, поэтому важным элементом является выявление фактов, сведений и других доказательств, которые могут свидетельствовать о существовании такого сговора и его реализации.

Также, необходимо учитывать наличие нюансов и специфики в конкретной отрасли, в которой совершено преступление. Например, в некоторых сферах деятельности применение указанного деяния возможно только при наличии согласия государственного органа или специального регулятора.

Проблемой в выявлении и привлечении к ответственности за картельный сговор также является то, что участники сговора часто скрывают свои действия и уничтожают доказательства соглашения. Поэтому необходимы совершенствование и улучшение механизмов выявления и пресечения таких преступлений.

В целом, ответственность за картельный сговор по статье 178 УК РФ играет важную роль в защите конкуренции на рынке и предотвращении злоупотреблений со стороны экономических субъектов. Только своевременное выявление и наказание преступников, а также соблюдение соответствующего порядка могут способствовать снижению вероятности совершения картельного сговора и укреплению здоровой конкуренции в сфере предпринимательской деятельности.

Заключение

Следуя положениям статьи 178 УК РФ и исходя из интересов государства и эффективного функционирования рыночной экономики, необходимо активно противодействовать нарушениям антимонопольного законодательства, включая квалификацию и наказание за сговор и другие преступные действия, направленные на ограничение конкуренции и повреждение интересов субъектов рынка. Это позволит обеспечить справедливые условия для всех участников рыночных отношений и способствовать развитию экономики страны в целом.

Критерии картеля

Сговор между участниками торгов может быть установлен как на основании прямых доказательств (из текста соглашения, переписок по электронной почте), так и совокупностью косвенных доказательств. Но понятно, что их участники крайне редко заключают между собой такие открытые соглашения или переписываются о предмете своих договоренностей. Поэтому особое значение приобретают косвенные доказательства. 

К ним относятся следующие: 

  • вход на торговую площадку, подача заявок, ценовых предложений и подписание контрактов с одного IP-адреса,
  • наличие сходства в оформлении заявок (создание файлов с заявками с небольшим временным интервалом, идентичность по форме, содержанию и пунктуации, использование одних и тех же учетных записей при создании файла),
  • отсутствие экономического обоснования в действиях участника, действия которого не направлены на извлечение прибыли,
  • завершение аукционов с минимальным снижением цены контракта, несмотря на то, что обычно в аналогичных сферах закупки происходит значительное снижение цены контракта,
  • создание видимости конкурентной борьбы при минимальном снижении начальной цены контракта. При этом в «честных» торгах участник использует совсем другую модель поведения,
  • заключение победителем аукциона договора субподряда со вторым участником торгов, который отказался от конкурентной борьбы,
  • наличие договорных отношений и денежных переводов между хозяйствующими субъектами – конкурентами,
  • наличие одинаковой контактной информации указанной на торговой площадке,
  • результаты внеплановых проверок, которые может провести антимонопольный орган. В рамках такой проверки контрольные органы нередко получают доступ к электронной переписке сотрудников, которая позволяет утверждать о наличии картеля.

Как видим, количество признаков картеля немалое, однако скольких из них хватит для привлечения нарушителя к ответственности? Последнее слово всегда остается за ФАС. Но рискуют и добросовестные участники торгов, которые, например, могут случайно отправить заявку на торги с одного IP-адреса в один день со своим конкурентом из соседнего офиса. Будут ли они привлечены к ответственности? 

Думаю, что нет, главное, чтобы в их действиях не было других «подозрительных» признаков. Рассмотрим конкретные примеры, когда предпринимателям удалось доказать отсутствие картельного соглашения. 

  • совпадение дат создания файла объяснялось тем, что они подавались в последний момент (и всего лишь в 3 из 19 аукционах),
  • совпадение наименования пользователя объясняется тем, что имя «user» (в отсутствие указания на имя и фамилию сотрудника) — стандартное имя пользователя при использовании операционной системы Windows,
  • проведение хеширования, то есть процедуры в области криптографии, относится к специальным областям познания и могло быть проведено только независимым специалистом, обладающим подтверждением его знаний и не являющимся сотрудником контрольного органа,
  • заявки были поданы с разных IP-адресов,
  • участники не финансировали друг друга и не имели договорных отношений,
  •  минимальное снижение цены связано с целью получения прибыли – представлены аудиторские заключения с подтверждением убытков в случае меньшей цены.

Из рассмотренных нами критериев и примеров можем сделать вывод: наличие одного или двух признаков картеля в действиях юрлиц наводит на определенные размышления, но категоричный вывод можно сделать лишь в совокупности с бОльшим количеством признаков. Самый яркий из них — отклонение ценовых предложений участника от обычно существующих в аналогичной сфере. 

ФАС в СМИ: Картельный сговор: чем опасен и как с ним бороться?

В новой статье совместного проекта Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и газеты Metro «УФАС уполномочен заявить. » поговорим о картельных сговорах: как возникают, чем опасны и как с ними бороться.

Из истории вопроса

Еще в 1845 году в первом Уголовном Кодексе России (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных) было предусмотрено наказание за картельный сговор, тогда называвшийся стачкой.

«За стачку торговцев или промышленников для возвышения цены не только предметов продовольствия, но и других необходимой потребности товаров, или для непомерного понижения сей цены, в намерении стеснить действия привозящих или доставляющих сии товары, а через то препятствовать и дальнейшему в большем количестве привозу оных, зачинщики таких противозаконных соглашений подвергаются:

— заключению в тюрьме на время от шести месяцев до одного года,

а прочие, только участвовавшие в них, приговариваются, смотря по степени сего участия:

— или к аресту на время от трех недель до трех месяцев;

— или к денежному взысканию от пятидесяти до двухсот рублей».

Начальник Управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев, о результатах мониторинга и организации внеплановых проверок:

В 2015 году Санкт-Петербургское УФАС России раскрыло несколько картельных сговоров на торгах. Каким образом работают «картельщики» поясним на примере.

Мариинский театр проводит торги на реконструкцию здания под гостиницу. На аукцион заявляются три участника: ООО «Рекондор», ООО «Топливная Компания «Сатурн» и ООО «ГрантСтрой».

За подобные нарушения предусмотрен административный штраф 1% до 15% от суммы выручки предприятия. По итогам рассмотрения этого дела на три организации был наложен административный штраф на общую сумму 2,9 млн рублей.

По аналогичной схеме в 2014 году действовали участники семи аукционов на выполнение работ по нанесению и восстановлению дорожной разметки: ООО «ДорСервис», ООО «АвтоЛайн», ЗАО «Конвера-Дороги», ЗАО «Трест», ООО «Роуд Лайф». Организации победили при минимальном снижении начальной максимальной цены контракта всего на 0,5%-1%. Причем, ООО «МаркЛайн», которое пыталось честно участвовать в торгах, неизвестными был перерезан интернет кабель, и пока организация подключалась к сети через провайдера беспроводного интернета, торги по трем аукционам закончились.

Общая сумма штрафов, наложенных на «дорожников-картельщиков» превышает 17 млн руб.

Решение ФАС России в отношении участников «соляного картеля» поддержали суды всех инстанций, включая Верховный Суд РФ.

Куда сообщать о картеле

Картельные сговоры наносят огромный вред экономике страны в целом и каждому из потребителей в частности.

В связи с этим Санкт-Петербургское УФАС России напоминает, что участник картеля, добровольно отказавшийся от участия в сговоре, полностью освобождается от ответственности!

Как вести себя в суде подсудимому по уголовному делу

Ключевым принципом современной правовой системы является презумпция невиновности. В соответствии с данным принципом человек считается невиновным, пока не будет доказано обратное. Бремя поиска доказательств ложится на сторону обвинения, а не на обвиняемого.

Обвиняемому по уголовному делу важно знать, как вести себя во время следствия и на первом судебном заседании, когда его статус меняется на подсудимого. Законодательство РФ строго регламентирует процесс рассмотрения уголовного дела

Следовательно, от обвиняемого и подсудимого требуется следовать законодательным ограничениям

Законодательство РФ строго регламентирует процесс рассмотрения уголовного дела. Следовательно, от обвиняемого и подсудимого требуется следовать законодательным ограничениям.

В этом кодексе содержится ряд статей, которые определяют права и обязанности подсудимого. С самого начала рассмотрения дела в суде необходимо правильно выстроить свою защиту.

К основным правам подсудимого относятся:

  • Получить информацию по обвинению.
  • Давать показания по делу.
  • Возражать против выдвинутого обвинения.
  • Предоставлять суду доказательства.
  • Заявлять ходатайства и отводы.
  • Знакомиться с материалами дела.
  • Принимать участие во всех судебных заседаниях.
  • Обжаловать приговоры суда.

Как выявляют неконкурентные соглашения

Анализ рынка и экономические модели

Один из основных способов выявления неконкурентных соглашений — анализ рынка и применение экономических моделей. При анализе рынка учитываются различные факторы, такие как цены, объемы продаж, структура рынка и доли участников. Экономические модели помогают оценить взаимодействие компаний и выявить отклонения от нормальных конкурентных условий.

Анализ документов и электронной корреспонденции

Документы и электронная корреспонденция могут служить важным источником информации о неконкурентных соглашениях. Анализируются, например, договоры и соглашения, содержание переписки между компаниями, а также другие документы, связанные с деятельностью их предприятий. Такие документы могут содержать явные или скрытые сигналы о нарушениях антимонопольного законодательства.

Жалобы от клиентов и конкурентов

Жалобы от клиентов или конкурентов также могут стать основой для выявления неконкурентных соглашений. Если у участников рынка имеется монопольное положение или они образуют картельный сговор, этот факт может вызывать недовольство со стороны других компаний и потребителей, которые обратятся в антимонопольные органы или суды.

Анонимные сообщения и информаторы

Анонимные сообщения и информаторы, предоставляющие конфиденциальную информацию о неконкурентных соглашениях, могут сыграть важную роль в выявлении и расследовании нарушений. Такие сообщения могут поступать антимонопольным органам или другим заинтересованным сторонам и послужить началом расследования.

Согласительные процедуры и досудебное расследование

Согласительные процедуры и досудебное расследование являются важными инструментами в борьбе с неконкурентными соглашениями. В рамках согласительных процедур компании могут признавать свою вину и соглашаться на устранение нарушений, что позволяет избежать судебного разбирательства и получить льготы. Досудебное расследование включает в себя сбор и анализ доказательств, проведение допросов свидетелей и оказание содействия в установлении фактов нарушений.

Метод Примеры инструментов
Анализ рынка и экономические модели Анализ структуры рынка, модели игры, модель конкурентного равновесия
Анализ документов и электронной корреспонденции Договоры и соглашения, переписка по электронной почте, документы о деятельности компаний
Жалобы от клиентов и конкурентов Жалобы в антимонопольные органы, обращения в суд
Анонимные сообщения и информаторы Анонимные письма, информация от конфиденциальных источников
Согласительные процедуры и досудебное расследование Соглашение о сотрудничестве, устное объяснение стороны

Выявление неконкурентных соглашений требует системного подхода и использования различных методов и инструментов. Комбинирование различных методов помогает повысить эффективность процесса выявления и более точно определить факты нарушений антимонопольного законодательства.

Запреты на создание. В каких случаях они не накладываются?

Запрет на создание картелей действует не только в странах, где они под запретом и практика их создания уголовно наказуема и преследуется законодательством. Там, где подобные формы монополии разрешены, действует некоторый список правил и условий, который следует выполнять всем участникам картеля.

Запрет снимается для:

  1. Картелей, которые занимают сравнительно малую долю на рынке сбыта (например, если в Евросоюзе доля монопольной группировки не превышает 5% всего рынка сбыта продукции и средний ежегодный финансовый оборот составляющих картель корпораций ниже отметки в двести миллионов экю).
  2. Картели, которые осваивают новые рынки и территории производства и сбыта товаров.
  3. Картели, существенно улучшающие государственную экономику и способствующие техническому прогрессу.
  4. Картели типа «кризисные», целью которых является уменьшение или уничтожение лишних мощностей предприятий.

Признаки картеля

Присутствие картеля на рынке можно определить по следующим признакам:

  • Объединение сформировалось на основании устной договоренности;
  • Наличие принудительной системы. Это означает, что по отношению к некоторым участникам рынка применяются санкции. Иногда, это касается самих членов картелей, которые нарушили условия договора;
  • Каждый из членов объединения остаётся единственным собственником своего предприятия, сохраняя финансовую, юридическую и производственную независимость;
  • Для реализации определенной разновидности товара внедряются совместные стратегии. Иногда такой подход применяется к производству;
  • Все компании, состоящие в объединении, занимаются реализацией и производством аналогичных товаров или услуг.

Какие бывают виды картелей

Компании могут объединяться в разные разновидности картелей:

  • Денежные. Политика такого объединения подразумевает утверждение стоимости товара, унифицированной наряду с аналогичной ей цене доставки и оплаты;
  • Закупочные. В данном случае, цель заключённого монополистического соглашения состоит в том, чтобы закупать определённую разновидность товара или сырьё по оптовой цене. Если речь идёт о покупке большого количества продукции, практически все поставщики предоставляют достаточно большие скидки;
  • Деловые. Существуют картели продукции или льготные. Здесь участники объединения получают квоту для сбыта определённой продукции, опираясь на соответствующие производственные мощности. При этом, предложение регулируется целенаправленно посредством квот. В результате каждая из компаний картеля получает контроль над ценообразованием;
  • Калькуляционные. Каждый из участников такого объединения соглашается на общую структуру работы и предприятий. То же самое касается содержания расчётов;
  • Территориальной. К каждому из членов соглашения выделяется конкретная территория, на которой он может заниматься реализацией услуг и товаров;
  • Ценовые. Формируются с целью установления цен на конкретные товары на определенном уровне;
  • Кондиционные. Подразумевают разработку особых условий, на которых будет происходить реализация продукции;
  • Региональные. Как и в случае с территориальными, каждая из компаний получит свою зону для торговли, но на региональном уровне;
  • Контингетированные. Эта разновидность соглашений подразумевает установку квот для каждого из участников;
  • Производственные. Устанавливают производственные объёмы квоты для всех участников монополии;
  • Кризисные. Данная разновидность объединения может сформироваться в случае, когда на рынке резко падает спрос на какую-либо продукцию или же присутствует риск временного сокращения сбыта товаров. Объединения формируются с целью ограничения конкуренции. В случае резкого спада производства, картель будет заниматься разработкой своего оригинального плана действий;
  • Патентные. В картеле будут заранее определены направления, в которых можно использовать только что появившееся изобретение.

В условиях современной экономики могут формироваться такие монополистические объединения, которые способны не только устанавливать конкретную цену на товары и услуги, а и влиять на объёмы производства. Объединение может сделать это через определение квот на конкретный продукт или предприятие.

Простым языком, такие меры можно назвать принудительным снижением объемов производства, так как это мешает монополистической деятельности картеля. В крайнем случае, речь может идти о ликвидации компании, которая стоит на пути незаконного объединения и при этом может стать сильным конкурентом.

Особенности доказывания

Для привлечения лиц к ответственности по УК ФАС России использует два типа улик: косвенные и прямые. Последние включают в себя документы (протоколы, соглашения, заявления и пр.), а также показания свидетелей, которые прямо указывают на наличие нарушений. Чтобы получить такие доказательства, ФАС России проводит внезапные проверки. Как показывает практика, зачастую в ходе таких мероприятий обнаруживаются явно антиконкурентные документы, подписанные участниками рынка.

В течение последних лет находить прямые доказательства становится все сложнее. Во многих случаях контролирующие органы находят документы, свидетельствующие о наличии картельного сговора, в которых участники используют псевдонимы. В этой связи большое значение в расследованиях имеет сбор косвенных улик, указывающих на побочные, дополнительные факты, связанные с тем или иным нарушением. Для их получения контролирующие органы анализируют поведение хозяйствующих субъектов, структуру рынка, выполняют математические расчеты и экспертизы. Результаты всех этих мероприятий и выступают в качестве косвенных улик.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сервер Бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: