Закон о госрегулировании табачного рынка
Федеральный закон от 13.06.2023 № 203-ФЗ внедряет комплекс мер по сокращению нелегального производства и оборота табачной продукции и увеличению доходов бюджета от акцизов, маркировки и дополнительных затрат легальных участников табачного рынка. Пополнить бюджет новый закон планирует, в том числе и за счет госпошлин, которые участники табачного рынка уплатят за регистрацию используемого технологического оборудования и лицензирования своей деятельности.
При этом в к закону уточняется, что данные затраты бизнеса несопоставимы с теми потерями, которые добросовестные участники рынка сейчас несут из-за постоянно растущей на рынке доли нелегальной табачной продукции. Поэтому, по заверениям законодателей, дополнительные расходы участников табачного рынка в конечном счете сыграют им же на руку, поскольку наличие нелегального рынка наносит колоссальный ущерб финансовому положению его добросовестных участников, отвлекая денежные средства покупателей из легального оборота в теневой сектор.
В целом закон предусматривает жесткую регламентацию рынка табачной продукции на основе тех механизмов, которые в настоящее время задействованы в сфере производства и оборота алкоголя.
Закон обязывает производителей пройти государственную регистрацию оборудования, используемого для производства табачной продукции. По новым правилам оборудование должно принадлежать производителю на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. На технологическое оборудование у производителей должны быть паспорта и другие документы, позволяющие идентифицировать данное оборудование и подтвердить, что оно принадлежит производителю на законных основаниях. Размещать на своих территориях чужое технологическое оборудование производителям табачной продукции теперь запрещается. Неиспользуемое по причине отсутствия лицензии на производство табачной продукции оборудование подлежит консервации.
Производство и оборот табачной продукции и никотинсодержащей продукции должны осуществляться только с нанесенными на такую продукцию средствами идентификации (маркировкой). В связи с этим производители и импортеры табачной и никотинсодержащей продукции должны обеспечивать (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.06.2023 № 203-ФЗ):
- получение кодов маркировки на производимую (ввозимую в страну) табачную продукцию;
- нанесение маркировки на потребительскую упаковку табачной продукции;
- передачу сведений о нанесенной маркировке в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ).
Объем производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции будет контролироваться через информационную систему мониторинга, в которой должны зарегистрироваться все производители, импортеры, поставщики табачной продукции и сырья для ее производства. Осуществлять производство, ввоз, поставки табачной продукции и закупать сырье для ее производства смогут только компании, зарегистрированные в системе мониторинга.
Получать коды маркировки, наносить их на табачную продукцию и отчитываться об этом в информационную систему мониторинга компании станут в соответствии со ст. 5, 8 и 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Поставлять и перемещать по территории РФ табачную и никотинсодержащую продукцию можно будет только при наличии электронного универсального передаточного документа, подтверждающего легальность такой продукции.
Немаркированная табачная продукция и продукция, изготовленная (ввезенная) без лицензии, подлежат изъятию, вывозу с места изъятия и последующему уничтожению по решению суда. Изъятое из незаконного оборота основное технологическое оборудование компаний будет подвергнуто демонтажу, вывозу и последующей утилизации (ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 13.06.2023 № 203-ФЗ).
Продавать табачную продукцию конечным потребителям можно будет только по ценам, которые не смогут быть ниже действующей единой минимальной цены табачной продукции. Минимальную цену позднее утвердит Правительство РФ (ст. 7 Федерального закона от 13.06.2023 № 203-ФЗ).
Закон о госрегулировании производства и оборота табачной продукции вступает в силу с 1 сентября 2023 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены специальные сроки вступления в силу. В частности, отдельный срок вступления в силу предусмотрен для положений об обязательном лицензировании деятельности производителей, поставщиков и импортеров табачной и никотинсодержащей продукции.
Применение маркировки
Закон разрешает производство и оборот табачной продукции только с нанесенной маркировкой. Госконтроль будет опираться на данные, предоставленные оператору маркировки ЦРПТ, в том числе оценивать объемы оборота и производства. Право не применять штрихкоды возникает в нескольких случаях:
- товар перемещается по территории ЕАЭС в рамках таможенного транзита;
- изделия являются пробами и образцами для испытаний с целью оценить соответствие стандартам;
- продукция изъята из незаконного оборота;
- товар предназначен для дипломатов, консулов, международных организаций;
- информация о покупке изделий составляет государственную тайну.
Кроме того, граждане вправе ввозить на территорию страны табачную продукцию для личного использования. Однако установлено ограничение по количеству: не более 200 сигарет, 200 изделий с нагреваемым табаком, 50 сигар, 250 граммов табака на одного человека.
Госконтроль учета объемов производства и оборота табачной продукции при помощи маркировки начнет действовать с 1 марта 2024 года.
Другие торговые требования
Алкоголь по-прежнему нельзя будет продавать в России с 23:00 до 08:00. Регионы могут вводить более длительные по времени запреты. Крепкое спиртное также будет продаваться только в маркированных стеклянных, а не пластиковых бутылках и строго по лицензии.
Спиртное запрещено продавать в дни молодежных и детских праздников. Например, с 2022 года в некоторых российских регионах нельзя купить алкоголь 1 сентября. Такие меры в День знаний действуют в Ленинградской, Кировской, Курской областях, Башкирии, Адыгее, Бурятии, где в эти дни спиртное можно приобретать только в кафе, ресторанах или барах. Запрет не действует в Санкт-Петербурге и Москве.
Фото: Pxhere
Стоимость сигарет
ss=»article-paragraph»>Что касается сигарет, то теперь государство будет устанавливать минимальную стоимость пачки сигарет, ниже которой их нельзя будет продавать. Такое же правило распространится и на электронные сигареты.
В августе 2023 года минимальная, установленная Минсельхозом, стоимость составляет 117 рублей за пачку. После вступления поправок в силу она может измениться, но как — пока непонятно.
В июле депутаты одобрили повышение ставки акцизов на некоторые виды табачной и алкогольной продукции. С 2024 года она увеличится на 5%, в последующие два года — еще на 4% ежегодно.
Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».
Алкоголь по новым правилам
Российские бары и рестораны обяжут передавать данные об объемах розничных продаж алкоголя в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). Так сейчас делают магазины.
Поправки в закон 108-ФЗ решили внести, чтобы сделать оборот крепкого алкоголя прозрачным. Сейчас открытую бутылку в заведениях помечают как уже реализованную. Ее акцизную марку сканируют, акт о продаже бутылки в течение суток направляют в ЕГАИС. Осенью сведения должны будут передавать в момент продажи при помощи QR-кодов.
Фото: Pxhere
Перемены коснутся и продажи алкоголя в магазинах. С 1 сентября покупателям начнут выдавать чеки, в которых будет информация не только о количестве спиртного и цене, но также QR-код на крепкое спиртное. Тем, кто не будет соблюдать новые правила, грозит штраф от 150 до 200 тысяч рублей.
Оборот электронных сигарет и вейпов в России станет строже, сообщают «Известия». С 1 сентября 2023 года Минздрав сможет контролировать ароматизаторы для электронных сигарет, а весной 2024 добавление ароматизаторов и вовсе станет противозаконным.
Электронные сигареты плотно вошли в жизнь общества. Альтернатива курению получает все большее распространение. Помимо этого, к электронным сигаретам также питают интерес дети, например, младшие школьники, что вызывает у них желание попробовать сладкий дым из яркого прибора. В связи с этим у многих детей появляется никотиновая зависимость, что приводит к их дальнейшему табакокурению. Вырастая, считают эксперты, дети начинают курить также обычные сигареты. Все дело в ароматизаторах, делающих пар привлекательным для всех. Электронные сигареты выпускаются с разными ароматами и вкусами, разного цвета и размера. По этой причине Правительство РФ пришло к выводу, что оборот вейпов в стране необходимо контролировать жестче.
В начале осени 2023 гоода правительство сможет определять перечень допустимых добавок в электронные сигареты. Позже, с 1 марта 2024-го, продавать приборы с ароматизаторами будет и вовсе запрещено, сообщают «Известия».
Крупнейшие торговые сети РФ выступили против списка в редакции министерства: практически все такие устройства содержат эти ароматизаторы, и, по сути, власти ограничат оборот этой категории товара, уверены в Ассоциации компаний розничной торговли. По мнению некоторых экспертов, именно ароматизаторы привлекают молодежь к использованию никотиносодержащих приборов.
В конце апреля 2023 года власти серьезно ужесточили контроль за вейпами и электронными сигаретами. Таким образом, изменения постепенно вносятся в правила реализации такой продукции. Например, устройства нельзя выставлять на витрины магазинов, продавать онлайн. На электронные приборы также выставлена минимальная цена.
С 1 сентября начинает действовать еще одна норма — она позволяет правительству определять список добавок, с которыми вейпы нельзя будет продавать. В некоторых кругах считалось, что вейпы вовсе запретят к этой дате, но полного запрета устройств не будет.
Министерство здравоохранения уже подготовило перечень запрещенных ароматизаторов. Среди них пищевые ароматизаторы: фрукты и овощи, растительные вкусовые примеси и их производные — ваниль, пряности, имбирь, корица. А также подсластители: патока, мед, стевия, кленовый сироп, сироп агавы. В перечень Минздрава попали такие популярные добавки, как кофеин, гуарана, таурин, которые повышают энергию и умственную и физическую работоспособность. А также и менее распространенные в употреблении, например, лекарственные средства, биологически активные добавки и витамины С, Е, аминокислоты.
Благодаря маркетинговым ходам производителей, по мнению Правительства и Минздрава, возрастает количество детей, потребляющих никотин. Это может привести к табачной зависимости в будущем.
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейшие сети в РФ) выступает против включения в перечень запрещенных веществ пищевых ароматизаторов, пищевых добавок, а также солевого никотина, сказано в отзыве организации. По мнению специалистов ассоциации, это лишь станет поводом для создания «черного рынка» и нелегальной продажи электронных сигарет. Легальное обращение продукции позволяет контролировать добавки в электронных сигаретах, но если на законодательном уровне запретить продажу этих устройств, это серьезно моет навредить потребителям вейпов, который насчитывается около 5 миллионов человек. Так как в этой сфере не будет государственного контроля, кустарно произведенная продукция может не соответствовать обязательным требованиям по качеству.
Сети настаивают на переходном периоде в 12 месяцев с момента опубликования перечня. Это позволит компаниям избежать убытков и распродать имеющиеся запасы продукции, плюс товар по уже заключенным контрактам поставки, заметили они в отзыве.
«Ароматизаторы не относятся к основным составляющим никотинсодержащей жидкости. Главные компоненты — никотин, глицерин и другие. В связи с этим выпуск жидкостей без ароматизаторов не должен составить проблем. Многие страны мира действуют в том же направлении, что и Россия, например в Китае, Венгрии, Финляндии ароматизаторы уже запрещены, недавно такое решение приняли и Нидерланды», — отметил член координационного совета по борьбе против табака Виктор Зыков.
Ранее, Sakh.online сообщали о влиянии электронных сигарет на организм человека.
РИА «Сахалин-Курилы».
Чем вреден вейп для здоровья человека? Черта 27.07.23
курениевейпыздоровьезаконы
Изменения в производстве и обороте сигарет
С 1 сентября 2023 года вступает в силу новый закон о госрегулировании производства и оборота сигарет. Этот закон предусматривает ряд изменений, которые затронут бизнес в этой сфере. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты этих изменений.
Регистрация и маркировка продукции
Одним из ключевых изменений является введение обязательной регистрации и маркировки продукции. Теперь все сигареты должны быть зарегистрированы в специальной системе и иметь уникальный идентификатор. Это позволит более эффективно контролировать оборот сигарет на рынке и бороться с контрафактной продукцией.
Лицензирование и контроль
Для осуществления деятельности по производству и продаже сигарет будет необходимо получить специальную лицензию. Это позволит государству более тщательно контролировать данную сферу и предотвращать незаконные операции.
Штрафы и затраты
Нарушение требований нового закона будет влечь за собой серьезные штрафы. При этом, бизнесу придется внести дополнительные затраты на регистрацию, маркировку и обеспечение соблюдения всех требований закона. Это может повлиять на цены продукции и спрос в данной сфере.
Запрет на продажу сигарет определенных марок
С новым законом будут введены ограничения на продажу сигарет определенных марок. Некоторые марки сигарет могут быть запрещены к продаже в России из-за несоответствия требованиям нового закона.
Электронная система мониторинга
В рамках нового закона будет введена электронная система мониторинга оборота сигарет. Это позволит государству более точно контролировать все процессы, связанные с производством и продажей сигарет.
Большие изменения в обороте сигарет
Новый закон приведет к большим изменениям в обороте сигарет. Будут введены новые правила и требования, которые затронут как производителей, так и продавцов сигарет. Бизнесу будет необходимо адаптироваться к новым условиям и убедиться в соблюдении всех требований закона.
Большие затраты на обеспечение маркировки и регистрации
Одним из особенностей нового закона является большое количество требований к маркировке и регистрации продукции. Бизнесу придется внести значительные затраты на обеспечение соблюдения этих требований. Это может повлиять на цены сигарет и затраты компаний в этой сфере.
Изменение спроса и цен
Введение нового закона может повлиять на спрос на сигареты и их цены. В связи с дополнительными затратами на маркировку и регистрацию, цены на сигареты могут возрасти. Это может привести к снижению спроса на данную продукцию.
Нулевая ставка НДС на табачные изделия
С 1 сентября 2023 года будет введена нулевая ставка НДС на табачные изделия. Это может повлиять на цены на сигареты и рынок данной продукции
Бизнесу важно учесть это изменение при формировании цен и стратегии продажи
Проблемы в закупке оборудования и жидкостей
В связи с новыми требованиями закона могут возникнуть проблемы в закупке оборудования и жидкостей для производства сигарет. Бизнесу необходимо быть готовым к этим проблемам и принять меры для их решения.
Поиск новых мест для продажи
Новый закон может повлиять на выбор места для продажи сигарет. Бизнесу может потребоваться искать новые магазины и точки продажи, которые соответствуют требованиям нового закона.
Особенности розничной торговли
Розничная торговля сигаретами будет подвержена особым правилам и требованиям. Бизнесу необходимо учесть эти особенности и обеспечить соблюдение всех требований в розничных магазинах.
Изменения в правилах скидок и акций
С новым законом могут измениться правила проведения скидок и акций на сигареты. Бизнесу необходимо учесть эти изменения при разработке маркетинговых стратегий и формировании цен.
15-ФЗ и антитабачный контроль
Новый закон является частью комплекса мер по антитабачному контролю, в том числе в рамках Федерального закона «О защите здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
Бизнесу важно учесть все требования данного закона и обеспечить их соблюдение
Основные изменения в производстве и обороте сигарет | Важные аспекты для бизнеса |
---|---|
Обязательная регистрация и маркировка продукции | Затраты на обеспечение маркировки и регистрации |
Лицензирование и контроль | Штрафы за нарушение требований закона |
Запрет на продажу сигарет определенных марок | Изменение спроса и цен |
Электронная система мониторинга | Проблемы в закупке оборудования и жидкостей |
Большие изменения в обороте сигарет | Поиск новых мест для продажи |
15-ФЗ и антитабачный контроль | Особенности розничной торговли |
Нулевая ставка НДС на табачные изделия | Изменения в правилах скидок и акций |