Стать самостоятельным там, где не хватает знаний
Существует распространенное заблуждение, что самостоятельность зависит только от уровня компетенций. Действительно, это кажется очень логичным: чем больше развит навык, тем самостоятельнее человек. В идеальном мире, наверное, это было бы именно так. Однако на самом деле самостоятельность в существенно большей степени зависит от мотивации.
Один может знать, как надо сделать, но при этом постоянно спрашивает и сверяется с другими.
Другому пусть и не хватает знаний, он все равно ищет информацию и разбирается сам, чтобы принять всю ответственность за результат.
Из первых получаются хорошие исполнители, из вторых – «активные делатели», руководители.
После рекрутингового агентства я перешла в FMCG на завод, хотя ранее занималась подбором преимущественно для sales-направления. На собеседовании очень уверено сказала, что хочу понять, как работает производство. Аргументация была проста: «У нас огромная страна, в которой много производственных компаний, и вероятность найти себя именно в производственной сфере, особенно в Петербурге, очень велика». Как оказалось, именно то, что я смогла четко объяснить свою мотивацию, сыграло в мою пользу. Меня взяли, но случился кризис 2008 года, и вместо подбора начались сокращения. Постепенно я поняла, что начинаю заниматься всем сама – от экскурсий по заводу до внедрения HR-программ. Но лично мне всё это было интересно, поэтому у меня не возникало никакой паники или негодования. И когда меня пригласили в IT-компанию и спросили, смогла бы я выстроить всю систему L&D самостоятельно, я уверенно ответила: «Да».
В наши дни развитие «самостоятельности с нуля» получило компетентностное определение – обучающая гибкость (learning agility).
Обучающая гибкость – готовность и способность учиться на собственном опыте и применять полученные знания для достижения лучших результатов в сложных и постоянно изменяющихся условиях.
Это не обучаемость как таковая, когда человек быстро осваивает предлагаемые ему готовые знания, а способность решать сложные задачи в мало предсказуемой среде, быстро приспосабливаясь под меняющиеся требования.
Обучающая гибкость оценивается в наши дни как один из ключевых факторов, влияющих на производительность в VUCA-мире. В исследовании Korn Ferry4 отмечается, что у компаний с высоким показателем обучающей гибкости руководителей производительность на 25% выше в сравнении с их конкурентами.
Причины возникновения фрустрации
Данное состояние вызывают следующие причины: стрессы, мелкие неудачи, снижающие самооценку и приносящие разочарования. Наличие фрустратора, а именно препятствий служит также причинами возникновения данного состояния. Это лишения, которые могут быть внутренними (нехватка знаний) и внешними (нет денег). Это потери внешние (финансовый крах, потеря близкого) и внутренние (потеря здоровья, работоспособности). Это конфликты внутренние (борьба двух мотивов) и внешние (социальные или с другими людьми). Это препятствия в виде внешних барьеров (нормы, правила, ограничения, законы) и внутренних барьеров (честность, совесть). Частота неудовлетворенной потребности также провоцирует данное состояние у человека и является основной причиной. Многое зависит и от самого человека, а именно как он реагирует на неудачи.
Последствия фрустрации: замещение реального мира миром фантазий и иллюзий, необъяснимая агрессия, комплексы и общий регресс личности. Опасность от этого эмоционального состояния заключается в том, что под ее влиянием человек меняется в худшую сторону. Например, человек желает получить некоторую должность, а ее отдают другому. Крушение планов провоцирует разочарование в себе, подрывает веру в своих профессиональных способностях и способностях общаться с людьми. У человека возникают страхи и сомнения, которые выливаются в немотивированную и нежеланную смену рода деятельности. Пострадавший отгораживаясь от мира, превращается в агрессивного, испытывая при этом недоверие к людям. Часто у индивида рушатся нормальные социальные связи.
Фрустрация накладывает отпечаток на личность, неся как конструктивный (интенсификация усилий) так и деструктивный характер (депрессия, отказ от притязаний).
Что такое регрессивный гипноз?
Регрессивный гипноз – это «перенос» человека в гипнотическом состоянии (состоянии глубокого расслабления и внушения) в прошлое – в более ранние момента его развития (например, детские годы).
Регрессивный гипноз, наряду с другими видами гипноза (например, Эриксоновским) эффективно используется в психотерапии для проработки детских травм, обнаружения и исключения деструктивных (ненужных) убеждений и установок.
Это помогает справиться с психологическими проблемами взрослого человека: причиной большинства из них являются травмирующие события в детстве, негативные убеждения и сценарии.
При помощи, в том числе, регрессивного гипноза я и моя жена избавились от психосоматических проблем со здоровьем и решили другие очень важные жизненные вопросы (подробнее – здесь).
Конструктивный внутриличностный конфликт
Конструктивный, т.е. оптимальный или продуктивный внутриличностный конфликт – это конфликт, в котором происходит развитие конфликтующих сторон, а личностные затраты на его разрешение минимальны. Такой конфликт является механизмом гармонизации личности, т.к. человек в процессе его разрешения осознаёт себя личностью.
Одной из характеристик личности является то, что в ней соотносятся друг с другом определённые жизненные отношения, которые и порождают внутреннюю борьбу. В некоторых случаях эта борьба может происходить в не проявляющихся внешне формах и не оказывает на личность человека разрушительного воздействия. Если личность гармонична, это вовсе не говорит о том, что она не подвержена внутренней борьбе. Причём, эта борьба может стать основой всего облика человека.
Конструктивный внутренний конфликт способен закалить характер, сформировать решительность и психологическую устойчивость, независимость; способен установить чёткую направленность личности, создать новые черты характера, способствовать адекватной самооценке, личностному росту и самопознанию.
ПРИМЕР: Борьба с вредными привычками; развитие силы воли; работа над собой, вопреки нежеланию и лени; умение поставить на задний план свои собственные желания во имя блага другого человека или даже своего собственного и т.п.
Вытеснение
Из сознания может вытесниться свершившийся факт. Например, человек случайно выругался неприлично в присутствии людей, в чьем обществе это недопустимо (начальник, например, или невеста); но потом этот факт совершенно был вытеснен из сознания, чтобы не травмировать. Может вытесниться из сознания и цель, задача, если они связаны с чем-то весьма неприятным. Человек напрочь забывает о том, что предстояло обязательно сделать, а потом сильно удивляется этому. Также могут вытесняться тревожные ожидания (например, представление о том, что близкий человек может заболеть тяжелой болезнью и умереть).
Вытеснение чаще происходит у людей эмоциональных, с демонстративно-истероидными чертами характера.
Вытеснению подвержены лишь факты не очень значительные, не искажающие кардинально картину мира. Здоровому человеку почти невозможно забыть о смерти близкого человека или о таком своем поступке, как увольнение с работы. Тем не менее когда действие вытеснения для уменьшения неприятных переживаний оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Таковы две наиболее широко известные комбинации: вытеснение + смещение, вытеснение + конверсия.
Психологу-консультанту не стоит навязчиво стремиться к поиску всех вытесненных мыслей, побуждений и чувств. В конце концов, чем больше человек живет, тем больше у него за спиной оказывается неприятных вещей, про которые вспоминать не только не хочется, но и не имеет смысла тратить свое время
Однако если в процессе консультации возникает явный пробел или противоречие в картине и психолог видит, что наличие пробела не дает процессу консультации сдвинуться с мертвой точки, то стоит попробовать оживить воспоминания клиента с помощью осторожного расспрашивания.
Терапия
- Если у тебя серьезное заболевание, обратись к врачу. Однако даже в этом случае твои собственные действия также помогают уменьшить беспокойство.
- Веди дневник, фиксируя, когда вспыхнет растерянность. Ты слишком много работаешь? Тогда сними давление, если сможешь. Расскажи сотрудникам, партнеру, родственникам и друзьям.
- Проанализируй, в чем причина переизбытка работы. Начальник оказывает на тебя давление или ты оказываешь его на себя? Тогда задача состоит в том, чтобы доверять и позволять другим выполнять работу, которую они могут делать лучше.
- Твой босс хочет быстрых результатов? Или ты сама? Тогда сядь поудобнее. Расслабься. Стресс не приносит хороших результатов. Тебе нужно время, чтобы организовать свои мысли. Это даже приносит пользу работе.
- Держись подальше от людей, которые заставляют паниковать. Тебе не нужны «короли драмы» в ближайшем окружении, иначе ты не научишься контролировать чувство растерянности.
- Прими решение и уважай альтернативы. Рекламная индустрия круглосуточно дает предложения относительно того, что нужно и чего люди должны достичь. Поэтому всякий раз, когда ты принимаешь решение, у тебя неизбежно возникает ощущение, что ты что-то упускаешь. Но это означает, что тебе не хватает тишины и покоя, чтобы наслаждаться моментом.
Giphy
Американская модель управления
Американская модель управления возникла на рубеже 19 и 20 веков, когда Соединенные Штаты переживали экономический бум. Огромные природные ресурсы привлекали передовые умы того времени; уровень развития техники и технологий резко контрастировал со сложившейся в то время системой трудовых отношений. Классический капитализм перешел в свою высшую, монополистическую стадию. Именно в этот период возникли объективные условия для появления «научного менеджмента» в США и деятельности его лидера — Фредерика Уинслоу Тейлора.
Не случайно центр развития теории и практики менеджмента в начале 20 века переместился из Англии в Америку. Деятельность основателей «менеджмента» отражала характерные тенденции эпохи классического капитализма — свободную рыночную экономику, индивидуальное предпринимательство, доминирование среднего и малого бизнеса. Организация труда и управления в такой «локальной экономике» не требовала систематического применения науки, да и сама наука еще не была доминирующим социальным институтом, главной производительной силой промышленности. Такова была ситуация в Англии эпохи Аркрайта, Смита, Болтона и Оуэна. Можно сделать вывод, что именно английская, а точнее англосаксонская модель, легла в основу американской школы менеджмента.
Иная ситуация сложилась в конце XIX — начале XX века в США, которые стали одним из мировых лидеров благодаря техническому уровню производства. Несколько факторов помогают понять, почему Америка из всех стран стала местом рождения современного менеджмента. Еще в начале двадцатого века Соединенные Штаты были практически единственной страной, где человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, национальностью, проявив личную компетентность. Решающим фактором в развитии теории управления здесь был не средний класс, а крупный бизнес — крупные и сверхкрупные корпорации, такие как Midvale Steel и Bethlehem Steel, в каждой из которых работало несколько тысяч человек. В Америке, писал Питер Друкер, «крупный бизнес — это меньшинство, но такое меньшинство, которое определяет типичную структуру общества, поведение людей, их образ жизни. Крупный бизнес является основой любого индустриального общества. Она также финансирует великую науку и делает ее живой. Даже профсоюзы и государственные административные органы являются социальной реакцией на крупный бизнес. Именно невмешательство государства позволило предпринимателям, добившимся успеха в самом начале развития своего бизнеса, стать монополистами.
Что касается различий в развитии промышленности в континентальной Европе и Северной Америке, некоторые эксперты отмечают, что американцы начали механизировать все операции, в то время как европейцы стремились механизировать отдельные операции, такие как ткачество или прядение. В результате в Англии появились более совершенные станки, а в США — сборочные линии и конвейеры.
В Англии техническое мышление развивалось в рамках академической науки. Так сказать, на правительственном уровне, а затем, через некоторое время, это дошло до практики. Американцы перенимали лучшие технические идеи европейцев и тут же воплощали их в конкретные технические модели. Североамериканский подход был более гибким и быстрым, с меньшим количеством бюрократических сетей, вовлеченных во внедрение технологий. В Европе центрами технического прогресса были в основном государственные учреждения и университеты, в США — компании. Прогрессивные фирмы имели хорошо оборудованные лаборатории, предназначенные для практической реализации технического прогресса. Таковы исторические условия для возникновения американской школы менеджмента.
В американской школе менеджмента предполагается, что успех компании зависит в первую очередь от внутренних факторов
Особое внимание уделяется рациональной организации производства, постоянному повышению производительности труда и эффективному использованию ресурсов. В то время как внешние факторы отходят на второй план
Как различить резигнацию от усталости?
Как определить, что вы испытываете именно резигнацию, а не простую усталость? Следующие признаки могут помочь вам различить эти состояния:
- Отсутствие энергии и желания: если у вас нет энергии не только для физической активности, но и для выполнения повседневных задач, это может быть признаком резигнации.
- Потеря интереса: если раньше вам нравилось заниматься конкретной деятельностью или у вас были цели и стремления, а теперь вы чувствуете полную апатию и равнодушие, это может указывать на резигнацию.
- Чувство бесполезности: когда вы считаете, что ваши усилия бесполезны и не приносят никаких результатов, это может быть признаком резигнации.
- Эмоциональное истощение: резигнация часто сопровождается чувством эмоционального истощения, появляется усталость от любых эмоциональных проявлений.
- Снижение самооценки: если вы постоянно сомневаетесь в своих способностях, снижаете свою самооценку и считаете себя неспособным к чему-либо, это могут быть признаки резигнации.
Если вы замечаете, что испытываете эти признаки в течение длительного времени, не преходящие через полноценный отдых, возможно, вам поможет обратиться к психологу или специалисту в области психотерапии, чтобы разобраться с резигнацией и найти способы ее преодоления.
Отношение людей к внутриличностным конфликтам
Когда человек пытается разрешить внутренний конфликт, он стремится к единству сознания, снижению противоречий, которые имеются внутри него, хочет достичь нового качества жизни. Этот конфликт внутри личности может быть конструктивным и деструктивным:
- Конструктивный конфликт предполагает достижение душевного равновесия, углубление понимания жизни, формирование нового ценностного сознания. При этом отсутствуют болезненные ситуации и состояния.
- Деструктивный конфликт приводит к разрушению личности как таковой, когда человек разрешает конфликты неприемлемым способом, например, начинает употреблять наркотики для того, чтобы почувствовать себя лучше.
Стратегия разрешения внутреннего конфликта зависит от того, какой именно способ человек изберет в каждой конкретной ситуации. Кто-то погружается в размышления, кто-то начинает действовать, другие пытаются окунуться в эмоции и забыть все таким способом. На способы разрешения внутреннего конфликта влияют разные факторы, в том числе время, темперамент, характер. Например, холерик предпочитают решать все проблемы быстро, так как терпеть не может неопределенность, ему проще принять поражение. Меланхолик может долго размышлять, взвешивая ситуацию, прикидывая наиболее лучший способ её решения, не решаясь приступить к делу. На свойства темперамента влияет не только на динамика разрешения противоречий, но и их скорость, устойчивость, ритм, интенсивность.
Собственное поведение
Проблема не только в самих раздражителях окружающей среды, но и в реакции на них. Тот, кто всегда хочет быть идеальным, что невозможно, подвергается постоянному давлению. Он не может успокоиться, потому что предъявляет к себе требования, которые не может выполнить.
Люди, которые чрезмерно склонны к самокопанию, слишком чувствительны к критике со стороны других. Они пытаются выделиться во внешнем мире, но всегда чувствуют себя неуверенно, потому что недовольны собой. Поскольку их самооценка хрупка, они не могут успокоиться.
Даже те, кто не может переключиться с одного вида деятельности на другой, в конечном итоге станут беспокойными. Нет внутреннего спокойствия, когда человек размышляет вечером дома о проблемах на работе.
Механизмы преодоления внутреннего конфликта
Существуют различные механизмы преодоления внутреннего конфликта. Среди них можно выделить следующие:
- Выражение своих чувств. Данный способ разрешения конфликта нежелателен, если это может создать трудности в общении с определенными личностями. Люди предпочитают плакать, кричать или выговориться в душевной обстановке поделиться своими чувствами с близкими людьми или с бумагой и т.д., то есть выразить свои чувства вовне, не держать их внутри себя.
- Замещающая деятельность. Когда у человека возникает внутренний конфликт, например, он по какой-либо причине не может обрести семью, он заводит животных, таким образом замещая тот фактор, которого ему не хватает. Так, животные возмещают недостаток любви. Если человек не может реализоваться в какой-либо профессиональный области, он начинает заниматься каким-нибудь хобби или заниматься общественно-полезной деятельностью. Таким образом он ищет себя в каком-либо другом пространстве.
- Разрядка. Подобный способ разрешения внутреннего конфликта характерен для людей, которые предпочитают переносить негативные чувства и эмоции на предметы, которые можно сломать или повредить. Однако данный способ рекомендуется использовать не в одиночку и не причинять при этом вред другим людям. Тогда данный способ разрешения внутреннего конфликта является весьма приемлемым. В качестве разрядки некоторые используют физическую нагрузку, например, бег, спорт, тяжелый физический труд, так как за счет использования физической нагрузки негативные эмоции выходят из человека путем траты энергии.
- Фантазия. Данный способ дает возможность человеку достичь желаемого воображаемом мире, при этом в ходе фантазирования возникают положительные эмоции, которые позволяют преодолеть тяжелую жизненную ситуацию.
- Творчество. Оно включает в себя все вышеперечисленные механизмы, а потому является одним из лучших способов терапии для человека. Можно выразить свои чувства на бумаге, спеть о конкретной ситуации в песни, сыграть ситуацию в фильме. Творчество дает возможность разрядки социально-приемлемым способом, позволяет проявить фантазию и перенести созидаемое в воображаемый мир. Творческие люди также получают возможность самореализации в какой-либо конкретной сфере. Нередко за счёт творчества люди получают власть и признание, авторитет в какой-либо конкретной сфере, что позволяет испытать внутреннее удовлетворение.
- Сдерживание. Данный метод заключается в избегании неприятных дел, мыслей или вопросов. Нередко, используя данный способ, человек может переключаться с одних мыслей или дел на другие. Совместно с данным методом может использоваться отстранение в качестве безэмоционального восприятия ситуации или восприятия ситуации через призму «как бы», словно все происходящее не является реальностью и происходит не с ним.
- Юмор. Способ предполагает оценку ситуации с акцентом на её конечную сторону. Нередко после того, как человек посмеялся над собой и мотивом своего поведения в конкретной ситуации, он перестаёт допускать подобные ошибки, что позволяют ему легче пережить возникшую ситуацию.
- Самосовершенствование. Данный метод предполагает, что человек изменяется и переоценивают ценности, которых он придерживался ранее. Внутренний конфликт есть, однако он воспринимается как приобретение нового опыта в жизни, возможность для личностного развития и роста, изменения в лучшую сторону.
Как выглядит растерянность
Фото автора RODNAE Productions: Pexels
Некоторые не демонстрируют открыто этот эмоциональный хаос. Таким образом они сохраняют уверенный внешний вид, но цементируют свои жалобы, потому что не принимают никакой помощи.
Однако в большинстве случаев можно распознать растерянных людей: они говорят быстрее и громче, чем обычно, они не могут держать руки неподвижными.
С помощью безобидных триггеров можно легко контролировать внутреннюю растерянность. Часто она возникает именно потому, что страдающие этой проблемой пренебрегают простыми действиями, которые позволяют им успокоиться.
Прежде всего, это включает в себя качественный сон и упражнения на свежем воздухе. В конце концов, бессонница – главная причина беспокойства и растерянности. Если это вызвано органическим заболеванием или серьезными психологическими жалобами, следует немедленно обратиться к врачу.
Симптомы
Пациенты с резонерством при обсуждении каких-либо вопросов ссылаются на высоконаучные методы, стараясь казаться умными, пафосными, но патетичность тона на фоне неадекватных притязаний и завышенной самооценки вовсе вытесняет полноценные доказательства. Главная порочность резонерского мышления – это его непродуктивность, безрезультатность и бессмысленность. Слова пациента “обрастают” мнимой логичностью мыслительных построений, за которой скрывается лишь банальность мышления, пустота, скупость.
Страница из дневника больного резонерством человека
Данное расстройство мышления различают по грамматической структуре речи, подвижности процесса и темпу. У больного наблюдаются бессвязность (слова или словосочетания, сказанные без логической связки: “стул, конь, 45”), вербигерация (бессмысленное повторение одних и тех же звуков, слов или только их окончаний), речевые стереотипы (использования вопроса при ответе, штампованные обороты: “так о чем я говорил”, “как меня зовут? Мое имя слишком известно…”) Эти симптомы мыслительного расстройства относятся к специфическому строю речи.
Исходя из живости, подвижности процесса, пациента с резонерством можно узнать по следующим признакам:
- 1. Вязкости – невозможно выяснить начальную мысль и отследить все течение разговора.
- 2. Обстоятельности – систематическое заострение внимания на побочных ассоциациях и деталях.
- 3. Детализации – в общее течение разговора проникают второстепенные темы, несуществующие подробности.
Больного можно узнать по темпу мышления, который также различается:
- 1. Шперрунг, закупорка или остановка – отсутствие мысли и возникший вследствие этого непроизвольный обрыв мыслительного процесса. Пациент думал, а потом – стоп, и поток мыслей замер.
- 2. Ускорение – повышенная скорость обработки информации, принятия решения и генерирования идеи. Больной делает это в ускоренном темпе, заметно быстрее окружающих. Состояние характерно для маниакальных состояний.
- 3. Ментизм – настойчивый наплыв мыслей, вторгающихся в размеренный мыслительный процесс и мешающие человеку выполнять определенную деятельность. Пример резонерства: при просмотре романтического фильма нахлынули мысли на тему астрофизики.
- 4. Замедление – затяжной процесс обдумывания мыслей и утрата способности к принятию решения.
Причины нарушения мышления
Согласно исследованиям клинической психиатрии, резонерство – это патология мышления, вызываемая под влиянием провоцирующих факторов. Причиной появления недуга могут выступать психические болезни и нарушения в переднем и правом отделах левого полушария головного мозга. Резонерство возникает из-за определенных расстройств личности, таких как истероидное, гистрионное (характеризуется жаждой признания и славы), шизоидное (оторванные от реальности пациенты, замкнутые и скрытные).
Патологический процесс наблюдается и у людей с характерными особенностями личности, без признаков психической болезни. Если же резонерство сопровождается нарушениями психики, то это проявляется аффективной неадекватностью и искажением системы ценностей.
Недуг встречается при таких заболеваниях:
- органические поражения головного мозга;
- шизофрения;
- эпилепсия;
- олигофрения.
Что такое регрессия в психологии?
В психологии регрессия — это защитный механизм, при котором индивид справляется со стрессовыми или провоцирующими тревогу отношениями или ситуациями, возвращаясь к более ранней стадии своего развития.
Регрессия может наблюдаться на любой стадии развития как у взрослых, так и у детей, когда кто-то ведет себя незрелым или неподходящим для его возраста образом.
Например:
- пожилой человек, госпитализированный после того, как ему поставили диагноз «проблемы со здоровьем», может справиться со своими обстоятельствами, свернувшись калачиком в позе эмбриона и сжимая в руках мягкую игрушку;
- маленький ребенок, родители которого только что привели домой своего младшего брата или сестру, может справиться со стрессом оттого, что он больше не единственный ребенок, вернувшись к поведению, которое он перерос — мочиться в постель или сосать палец.
Длительный цикл сделки
Если вам удалось заинтересовать ЛПР и он принял решение о покупке вашего продукта, радоваться еще слишком рано. Вы прошли только первый этап воронки, а впереди долгий путь до сделки.
В разных компаниях приняты разные правила проведения закупок, для этого существуют процедуры и согласования. Каждое действие согласовывается соответствующими службами, и в зависимости от отрасли, размеров компании и сложности продукта процесс переговоров и согласования договора может тянуться годами.
Есть пример, когда договор был почти подписан, но со стороны оператора оставалось получить согласование от последнего участника. В таком состоянии мы находились девять месяцев. Помню, как уточнял у инженеров в конце декабря, смогут ли они поработать в предстоящие праздники, чтобы скорее внедрить решение. Договор планировали подписать в первых числах января, так как у заказчика нет длинных выходных. В итоге все были готовы к выполнению задач, а договор подписали только в сентябре.
Негативные последствия игнорирования резигнации
Во-первых, игнорирование резигнации может привести к постоянному чувству неудовлетворенности и расстройства. Человек будет жить в постоянной стрессовой ситуации, не найдя пути решения своих проблем. Постоянное подавление собственных чувств и отказ от их осознания может привести к психическим и эмоциональным проблемам.
Во-вторых, игнорирование резигнации может привести к упущению возможностей для изменения своей жизни и достижения личных целей. Если человек не признает своей силы и способности к переменам, он будет пропускать шансы и перспективы, которые могут предложиться на его пути.
В-третьих, игнорирование резигнации может привести к потере себя и своих ценностей
Человек будет жить в соответствии с тем, что требуют другие и общество, а не с тем, что ему самому важно. Он может потерять свою идентичность и стать несчастным в поиске признания
В-четвертых, игнорирование резигнации может привести к ухудшению физического и психического здоровья. Стресс и беспокойство, связанные с отрицанием резигнации, могут негативно сказаться на физическом состоянии организма и вызвать различные заболевания.