Как развить образное мышление у взрослых, методы развития образного мышления

Воображение

Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.

Существует и классификация воображения:

  • По степени направленности – активное и пассивное воображение.
  • По результатам – репродуктивное и творческое воображение.
  • По виду образов – абстрактное и конкретное.
  • По степени волевых усилий – непреднамеренное и, преднамеренное.
  • По приёмам – типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.

Механизмы воображения:

  • типизация;
  • акцентирование;
  • схематизация;
  • агглютинация;
  • гиперболизация.

Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.

Подробнее о воображении в психологии читайте в статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика». Кроме того, проблемам развития воображения посвящен урок «Развитие творческого воображения» из нашего курса по творческому мышлению.

Почему важно развивать нестандартное мышление

Развитие образного мышления необходимо в первую очередь тем людям, чья профессиональная деятельность связана с творчеством. Это не значит, что представителям других сфер труда не нужно развивать данный вид мышления. Умение творчески решать поставленные задачи позволяет:

Быстро ориентироваться в незнакомой ситуации, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям;

Индивид видит разные варианты решения проблемы

  • Быть лидером в трудовом коллективе;
  • Видеть сразу несколько вариантов решения, мысленно сравнивать их, выбирать наиболее оптимальный способ действий;
  • Развить у себя новые способности, овладеть новыми видами деятельности.

Образное мышление у детей

У детей образное мышление активно включается в работу в процессе игр и занятий творческими видами деятельности. У детей в 1-3 года на качество образного мышления оказывает существенное влияние организация пространственной среды. Чем разнообразнее игрушки малыша, чем больше сказок ему читают взрослые, тем более развитым будет его образное мышление.

В период дошкольного детства образное мышление ребенка находится в тесной взаимосвязи с осязанием и кинестетическим каналом получения информации. Этот возрастной период крайне важен для формирования реалистического представления о мире. Родителям не следует перегружать комнату малыша обоями с изображением множества сказочных персонажей, заполнять все свободное пространство игрушками, покупать кровать в виде машины или шкаф с изображением популярного мультипликационного героя во всю дверцу

Важно помнить, что в период детства у ребенка нужно формировать эстетический вкус

При взаимодействии с реальными объектами окружающего мира глаз ребенка совершает множество микродвижений. Помимо зрения, в формировании представления о том или ином предмете принимают участие другие анализаторные системы

Детям очень важно потрогать новый предмет, подержать его в руках, чтобы почувствовать его фактуру, вес. В результате совокупной работы органов чувств у ребенка формируется многогранный собирательный образ предмета

При просмотре телевизора взгляд ребенка сосредоточен на экране, глазные мышцы совершают гораздо меньше движений. При этом в формировании образа участвуют только 2 анализатора: зрение и слух. Остальные каналы получения информации не работают, значит, не развиваются.

Чувственное познание

Если родители разрешают ребенку бесконтрольно смотреть мультики, проводить время за компьютером, то развить его образное мышление будет сложно – современная техника притупляет развитие воображения и фантазии. Способность генерировать собственные идеи при этом снижается.

Внимание! Основа развития ребенка – чувственное познание мира, поэтому отличным примером развития образного мышления в психологии является вовлечение малыша в настольные, сюжетные и подвижные игры. Дети, которые проводят много времени за просмотром мультфильмов, не могут наравне со сверстниками принимать участие в сюжетно-ролевых играх

Кроме того, они испытывают трудности и в других видах детской деятельности: не умеют рисовать на свободную тему, в лепке предпочитают строго следовать инструкции, опасаются проявлять инициативность.

Образное мышление у взрослых

Образное мышление взрослого проявляется в восприятии им окружающей действительности

Этот процесс неразрывно свзязан с вниманием, памятью и воображением

Развитое образное мышление является необходимым условием успешной работы дизайнеров, режиссеров, хореографов, фотографов. Для людей, профессиональный труд которых связан с созданием нового оригинального продукта (модели, спектакля, танца, художественной композиции), генерирование мышлением множества образов является источником вдохновения. Они умеют видеть необычное в обычном, способны разглядеть гениальные задатки ребенка. Профессионального мастерства они достигают за счет высокого уровня развития образного мышления.

Условно можно разделить людей на 3 типа: кинестетик, визуал и аудиал. Для кинестетика в процессе восприятия действительности крайне важны чувственные образы. Чтобы понять суть работы какого-то механизма, ему нужно потрогать его, понажимать кнопки. Аудиал в повседневной жизни чаще опирается на звуки. Визуал ориентируется в ситуации с опорой на зрительные образы и наглядность.

Методы общей психологии

Как и любая другая наука, общая психология использует систему разнообразных методов. Базовыми методами для получения различных фактов в психологии принято считать наблюдение, беседу и эксперименты. Каждый из этих методов может быть модифицирован для улучшения результата.

1

Наблюдение

Наблюдение — это наиболее древний способ познания. Самая простая его форма – житейские наблюдения. Им пользуется в своей повседневной жизни каждый человек. В общей психологии выделяют такие виды наблюдения, как кратковременное, долговременное (может проходить даже в течение нескольких лет), выборочное, сплошное и специальное (включенное наблюдение, во время которого наблюдатель погружается в исследуемую им самим группу).

Стандартная процедура наблюдения состоит из нескольких этапов:

Постановка целей и задач;
Определение ситуации, предмета и объекта;
Определение способов, которые будут оказывать на исследуемый объект наименьшее влияние, и обеспечивать получение необходимых данных;
Определение способа ведения данных;
Обработка полученных данных.

Внешнее наблюдение (посторонним человеком) считается объективным. Оно может быть прямым или косвенным. Также существует самонаблюдение. Оно может быть, как непосредственным – в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на воспоминаниях, записях из дневников, мемуаров и т.п. В этом случае человек сам анализирует свои мысли, чувства и переживания.

Наблюдение является неотъемлемой частью двух других методов – беседы и эксперимента.

2

Беседа

Беседа как психологический метод предполагает прямой/косвенный, устный/письменный сбор сведений об изучаемом человеке и его деятельности, вследствие чего определяются характерные для него психологические явления. Существуют такие виды бесед, как сбор сведений о человеке и его жизни (от самого человека или от знакомых с ним людей), интервью (человек отвечает на заранее подготовленные вопросы), опросники и разные виды анкет (письменные ответы на вопросы).

Лучше всего действует личная беседа исследователя и обследуемого человека

При этом важно предварительно беседу продумать, составить её план и определить проблемы, которые следует выявить. В ходе беседы предполагаются и вопросы от обследуемого человека

Двусторонняя беседа даёт наилучший результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы.

Но основным способом исследования является эксперимент.

3

Эксперимент

Эксперимент — это активное вмешательство специалиста в процесс деятельности обследуемого для того, чтобы создать определённые условия, при которых будет выявлен психологический факт.

Есть лабораторный эксперимент, протекающий в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. Все действия испытуемого направляются инструкцией. Человек знает об эксперименте, хотя об истинном его смысле он может и не догадываться. Некоторые эксперименты проводятся многократно и на целой группе людей – это позволяет установить важные закономерности в развитии психических явлений.

Ещё один метод – тесты. Это испытания, служащие для установления у человека каких-либо психических качеств. Тесты представляют собой кратковременные и аналогичные для всех задания, по результатам выполнения которых определяется наличие у испытуемых определённых психических качеств и уровень их развития. Разные тесты созданы для того, чтобы сделать какие-то прогнозы или же поставить диагноз. Они всегда должны иметь научное обоснование, а также должны быть надёжными и выявлять точные характеристики.

Т.к. в методах психологических исследований особую роль играет генетический принцип, то выделяют ещё генетический метод. Его сутью является изучение развития психики для того, чтобы раскрыть общие психологические закономерности. Это способ основывается на наблюдениях и экспериментах и строится на их результатах.

В процессе использования различных методов нужно принимать во внимание и особенности изучаемой проблемы. Поэтому, наряду с основными методами психологических исследований, нередко используют и ряд особых вспомогательных и промежуточных методик

Подробнее методы психологии рассматриваются в следующем уроке.

Психические свойства и состояния

Психические свойства – это стабильные психические явления, оказывающие влияние на то, что делает человек и дающие его социально-психологическую характеристику. В структуру психических свойств входят способности, характер, темперамент и направленность.

Направленность представляет собой конгломерат потребностей, целей и мотивов человека, определяющих характер его деятельности. Она выражает весь смысл действий человека и его мировоззрение.

Темперамент даёт характеристики деятельности и поведению человека. Он может проявляться в повышенной чувствительности, эмоциональности, стрессоустойчивости, способности приспосабливаться к внешним условиям или отсутствии таковой и т.д.

Характером называют совокупность регулярно проявляющихся в личности черт и качеств. Всегда существуют индивидуальные особенности, но есть и характерные для всех людей – целенаправленность, инициативность, дисциплинированность, активность, решительность, стойкость, выдержка, мужество, воля и т.д.

Способностями являются психические свойства личности, отражающие её особенности, которые позволяют человеку успешно заниматься определёнными видами деятельности. Способности различают специальные (для какого-то конкретного вида деятельности) и общие (для большинства видов деятельности).

Психические состояния – это система психологических особенностей, обеспечивающих субъективное восприятие человеком окружающего мира. Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности человека – её свойством.

Психические состояния находятся в связи друг с другом. Но всё же их можно классифицировать. Чаще всего выделяются:

  • Состояния личности;
  • Состояния сознания;
  • Состояния интеллекта.

Виды психических состояний разделяются по следующим критериям:

  • По источнику формирования – обусловленные ситуацией или личностно;
  • По степени выраженности – поверхностные и глубокие;
  • По эмоциональной окраске – положительные, нейтральные и отрицательные;
  • По длительности – кратковременные, средней продолжительности, продолжительные;
  • По степени осознанности – сознательные и неосознанные;
  • По уровню проявления – физиологические, психофизиологические, психологические.

Присущими большинству людей являются следующие психические состояния:

  • Оптимальная работоспособность;
  • Напряжённость;
  • Заинтересованность;
  • Вдохновение;
  • Утомление;
  • Монотония;
  • Стресс;
  • Релаксация;
  • Сон;
  • Бодрствование.

К другим часто встречающимся психическим состояниям можно отнести любовь, гнев, страх, удивление, восхищение, подавленность, отрешённость и другие.

Подробнее о психических свойствах и состояниях читайте в статье «Свойства психических состояний».

Почему важно развивать нестандартное мышление?

Каждого новорождённого человека можно назвать уникальным. Даже во времена средневековья, когда все люди делились на классы, определяющие их образ жизни, можно было выделить особенных людей, которые мыслили не так, как остальные. В наше же время, наглядно-образный тип мышления – это необычное состояние внутреннего мира человека, его души, и современное общество нуждается в таких людях. Сегодня способность видеть мир иначе не ограничивается живописью или литературным талантом. Люди с таким типом мышления сумели найти себе место и в информационных технологиях, которые, в свою очередь, охватывают почти все сферы человеческой жизнедеятельности.

На службе творческой мысли

Образное мышление – инструмент, позволяющий нам мысленно конструировать несуществующую реальность или, иначе, быть креативными, творческими личностями. Поэтому ответ на вопрос, как развить образное мышление у взрослых, это еще и ответ на вопрос о развитии творческих способностей. Наш мозг охотно продуцирует стереотипы – так ему намного легче воспринимать мир. В результате мы окружаем себя стереотипами. Причем с самого детства. Посмотрите, например, как дети рисуют дом или новогоднюю елку. Даже они используют штампы вместо живых образов. А уж взрослые и подавно предпочитают оперировать образами-шаблонами. Как же развивать и поддерживать в этих условиях творческие способности и их основу – образное мышление?

Одним из приемов творчества является прием агглютинации – мысленного соединения вместе частей, заимствованных из разных образов. Именно так появились когда-то Змей Горыныч (тело змеи + крылья птицы) и избушка на курьих ножках. Этот принцип сегодня вышагнул за пределы фантастики и используется, в частности в бионике – науке, создающей технические устройства на основе принципов, заимствованных у природы (так, идею подводной лодки «подсказали» дельфины).

Один из проективных тестов может быть использован для развития навыков агглютинации. Вот его задание: «Нарисуйте рисунок несуществующего животного». Попробуйте выполнить это задание. Через некоторое время вернитесь к нему и сделайте абсолютно другой рисунок. Старайтесь каждый раз увеличивать количество образов животных. У которых вы «заимствуете» те или иные части: крылья орла, лапы лягушки, уши и хобот слона, чешуя рыбы…

Если, конечно, вам интересно развивать и тренировать свое творческое мышление.

Примеры практических упражнений для развития образного мышления

1. Рисование абстрактных фигур.

Сядьте за стол с листом бумаги и карандашом. Закройте глаза и представьте в голове абстрактную фигуру, например, круг. Начинайте медленно рисовать эту фигуру на бумаге, не открывая глаза. Постарайтесь передать ваши визуальные представления на бумаге. Затем откройте глаза и изучите получившуюся нарисованную фигуру. Заметьте, насколько она совпадает с вашим образом в голове. Попробуйте нарисовать еще несколько абстрактных фигур и повторите процесс.

2. Визуализация рассказа.

Возьмите книгу любимого рассказа или рассказывайте его сами. Во время чтения или рассказа закройте глаза и попробуйте представить в голове картину того, о чем читаете или рассказываете. Старайтесь визуализировать персонажей, места действия, события и детали. Постарайтесь передать чувства и эмоции, которые вызывает у вас происходящее. После этого откройте глаза и запишите или нарисуйте то, что представляли во время визуализации.

3. Составление ассоциативных цепочек.

Выберите какой-нибудь предмет или понятие, например, «книга». Постарайтесь придумать как можно больше ассоциаций с этим словом и записать их на бумаге в виде цепочки. Например: книга — библиотека — полка — книжка — страницы — печать — автор и т.д. По окончанию составления ассоциативной цепочки рассмотрите структуру и визуализируйте ее в виде дерева или схемы.

4. Составление ментальных карт.

Разделите лист бумаги на две части. На одну сторону запишите основное понятие или тему, например, «путешествия». Затем на другой стороне напишите все ассоциации, которые у вас возникают в связи с этим понятием. Если у вас появятся новые понятия, создайте для них дополнительные ветви. Подчеркните основные идеи и добавьте цвета или картинки для акцента.

5. Изучение картин.

Выберите картину, фотографию или иллюстрацию и посмотрите на нее внимательно. Затем закройте глаза и попробуйте восстановить визуализацию картинки в голове. Когда у вас получится, внимательно изучите изображение и сравните его со своим воображением. Заметьте, насколько детали совпадают с вашим образом в голове и какие детали упущены. Постепенно увеличивайте сложность изображений и повторяйте процесс.

Эти упражнения помогут вам развить образное мышление и улучшить способность визуализировать и представлять себе различные образы и ситуации. Регулярная практика поможет развить вашу творческую и воображательную мысль.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление – это два важных аспекта когнитивной деятельности человека, каждый из которых играет свою роль в процессе познания и решения задач. Они отличаются по своим функциям и методам обработки информации.

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-действенное мышление связано с физическим взаимодействием с окружающим миром. Этот вид мышления активно используется в детском возрасте, когда ребенок познает мир через непосредственное взаимодействие с объектами.

Основные характеристики:

  • Обработка информации через физическое взаимодействие.
  • Использование предметов для решения задач или для понимания концепций.
  • Развитие моторики и координации через практическую деятельность.

Примеры:

  • Игра с конструкторами.
  • Эксперименты с физическими объектами.
  • Ручное рисование или лепка.

Наглядно-образное мышление

Наглядно-образное мышление – это способность к визуализации, созданию и использованию умственных изображений или образов. Этот тип мышления позволяет человеку представлять, анализировать и воссоздавать визуальную информацию в уме.

Основные характеристики:

  • Визуализация объектов, событий и концепций в отсутствие непосредственного восприятия.
  • Работа с умственными образами для решения задач или для творчества.
  • Способность представлять себе сложные структуры или сценарии.

Примеры:

  • Воображение геометрических фигур и манипуляция ими в уме.
  • Планирование художественного произведения или дизайна до его создания.
  • Воссоздание в уме карты местности или маршрута.

Взаимосвязь и взаимодействие

Хотя наглядно-действенное и наглядно-образное мышление отличаются, они часто взаимодействуют и дополняют друг друга. Например, при изучении нового инструмента человек может одновременно использовать наглядно-действенное мышление для физического взаимодействия с объектом и наглядно-образное мышление для визуализации концепции его работы.

В процессе обучения и развития эти виды мышления взаимно усиливают друг друга, обеспечивая более глубокое и всестороннее понимание материала.

Развитие образного мышления

Как же развить образное мышление?

Вот некоторые упражнения, которые могут в этом помочь:

— Посмотрите на любой выбранный предмет. Рассматривайте его в течение некоторого времени. Закрыв глаза, визуализируйте его в подробностях. Откройте глаза, проверьте, насколько полно и точно всё представили и что «недоглядели».

— Вспомните, как выглядит вещь, которую Вы вчера надевали (обували). Подробно опишите её, постарайтесь не упустить ни одной детали.

— Представьте какое-нибудь животное (рыбу, птицу, насекомое) и подумайте над тем, какую пользу или вред оно может принести. Вся работа должна происходить мысленно. Нужно «видеть» животное и ясно представлять всё, что с ним ассоциируется. Например, собака. Увидьте, как она встречает, как радостно машет хвостом, лижет руки, смотрит в глаза, играет с ребёнком, защищает Вас во дворе от обидчиков… Все события должны происходить, как в киноленте. Дайте волю фантазии. Это упражнение можно выполнять разными способами: используя несвязанные ассоциации или как фильм с последовательно развивающимся сюжетом с логическим продолжением.

Дети – гении творческих решений

Нет необходимости развивать творческие способности у детей, главное, не загубить их. В их поступках не присутствует ни логики, ни аналитического мышления. Каждый ответ ребёнка на любой вопрос – истинен и креативен.

Как устроено детское мышление? В детском возрасте, человек ещё ничего не знает об окружающем мире и поэтому он постоянно его изучает. Огромный поток информации, поступающий в мозг ребёнка, охватывает практически все сферы его жизни. Детям свойственно наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, именно благодаря им дети и познают окружающий их мир. По мнению психологов, наглядно-действенное восприятие мира у детей преобладает в возрасте до четырёх лет, например, ребёнок может сломать любимую игрушку лишь для того, чтобы узнать, какая она внутри. А после четырёх лет у детей начинает преобладать наглядно-образное восприятие.

Ограниченное мышление

Ограниченное мышление – это состояние, при котором человек использует только логическое мышление, не учитывая образные представления и интуитивные ощущения. Люди с ограниченным мышлением склонны рассуждать только на основе фактов и логических связей, не придавая значения интуиции и визуальным ассоциациям.

Причины ограниченного мышления могут быть различными. В основе лежит как врожденная особенность личности, так и влияние внешней среды. Некоторые люди имеют склонность к абстрактному мышлению и тяжелее воспринимают информацию визуально. Другие люди могут быть затруднены в образном мышлении из-за недостатка тренировки и опыта в данной области.

Ограниченное мышление может иметь негативные последствия. Например, оно может привести к недостаточному учету эмоциональных и интуитивных аспектов решения проблем. Люди с ограниченным мышлением также могут иметь трудности в построении сложных визуальных связей, что может затруднить понимание и анализ информации.

Однако, ограниченное мышление может быть преодолено. Для тренировки образного мышления можно использовать различные методы и упражнения. Например, можно решать задачи, требующие визуального мышления, такие как составление карт, пазлы, объяснение понятий через рисунки или ассоциации. Также полезно развивать интуицию и эмоциональную восприимчивость через занятия творчеством, медитацию и общение с разнообразными людьми и их мнениями.

Учитывая важность образного мышления в современном мире, тренировка этого навыка становится все более актуальной. Развитие образного мышления поможет стать более гибким и адаптивным к изменяющимся условиям и требованиям современной жизни

Образ+действие

Чуть посложнее предыдущего, но обычно через пару дней тренировок у всех начинает получаться легко.

Берем один предмет, от другого берем действие. В итоге получаем искомый абсурд, развивающий воображение.

Примеры. Тумбочка+тетрадка. От тетрадки берем действие. Она открывается, в ней можно писать и т.п. Получаем — тумбочка пишет в тетрадке. Дальше уже можно развить — что пишет, почему пишет, кому пишет… Но для начала — достаточно. Ибо, в данном случае у нас задача не симпатягу сделать, а просто раскачать воображение.

Лампа+халат. В принципе — сразу неплохо — лампа в халате. Банном. Видимо, только что из бани. Значит, на ней еще и чалма. Но если строго соблюдать букву техники, то халат, попавшийся на глаза — пушистый. Значит, еще вариант — лампа обрастаем мехом. Или пухом. Или — смехом. Меховая лампа. Мохнатая. Смеющаяся.

В данном случае, как я уже сказала, мы не гонимся за красотой образа и не добиваемся того, чтобы образы были смешные или краивые. Мы просто смешиваем все подряд.

Речь

Речью называют форму общения между людьми через языковые конструкции. В данном процессе формируются и формулируются мысли при помощи языка, а также происходит восприятие получаемой речевой информации и её понимание. Речь — это форма существования человеческого языка, т.к. речь является языком в действии.

Язык (речь) выполняет функции:

  • Инструмента интеллектуальной деятельности;
  • Способа общения;
  • Способа существования, а также усвоения и передачи опыта.

Речь – важнейшая часть деятельности человека, которая способствует познанию окружающего мира, передаче знаний и опыта другим. Представляя собой средство выражения мыслей, она является одним из основных механизмов человеческого мышления. Она зависит от формы общения и, тем самым, разделяется на устную (говорить/слушать) и письменную (писать/читать).

Речь обладает следующими свойствами:

  • Содержательность – количество и значительность выражаемых стремлений, чувств и мыслей;
  • Понятность – правильность;
  • Выразительность – эмоциональная окраска и богатство языка;
  • Действенность – оказываемое влияние на других людей, их чувства, мысли, эмоции и т.п.

Подробнее об устной и письменной речи вы можете прочитать в наших тренингах по ораторскому искусству и писательскому мастерству.

Наглядная форма мышления в дошкольном возрасте

В психологии выделяется несколько форм мышления, большинство из которых всесторонне развивается уже в более взрослом возрасте.

До поступления в школу дети проходят через следующие мыслительные этапы:

  • наглядно действенное;
  • наглядно образное;
  • словесно логическое мышление.

Перечисленные виды мышления последовательно развиваются в дошкольном возрасте. В дальнейшем продолжается формирование интуитивной, аналитической и эмпирической форм.

Наглядные типы мышления наиболее важны для дошкольного возраста. Именно успешное прохождение через эти этапы обеспечивает будущему взрослому способность формировать суждения о событиях и делать умозаключения.

Наглядно действенное

Наглядно действенное мышление полноценно формируется к 3 годам. Начиная с полутора лет, мальчики и девочки «мыслят» руками.

Соединение разорванных половинок, поломка или разбор игрушки – все это способ первичного восприятия предметов и возможность разобраться в том, что окружает маленького человечка. Именно поэтому такой тип познания назван наглядно-действенным. Освоение действия – например, складывание кубиков в нечто похожее на сооружение, – происходит после нескольких успешных попыток собрать башенку или домик.

Наглядно образное

Примерно с 3 лет начинает формироваться новый тип мышления: к изучению мира руками добавляется система образов, запечатленных в памяти.

Это означает, что малыш может наглядно воспроизвести уже знакомый предмет, информация о котором осела в памяти. Особенно ярко навык использования образа проявляется во время рисования или лепки.

Детальной точности изображения в этом возрасте ждать не следует. Дошкольник рисует именно те черты, которые, по его мнению, характеризуют тот или иной объект. У дерева будут ствол и ветки. Домик обязательно снабжен крышей и стенами.

Родителям в этот период особенно важно стимулировать ребенка к любым занятиям, связанным с визуализацией. Это может быть:

Это может быть:

  • аппликация из цветной и блестящей бумаги;
  • игры с конструкторами;
  • рисование карандашами, мелками, красками;
  • лепка из глины и пластилина.

Наглядно-образное восприятие мира

Наглядно-образное мышление – это:

Креативность. Такое качество позволяет человеку найти нестандартный, уникальный подход к поставленной задаче

Благодаря такому подходу к решению задачи, мир узнаёт имена гениев, которые смогли изменить наш мир.
Очень важное место в этом деле имеет и способность полностью погрузится в процесс создания новой идеи. Огромную роль также играет терпение и упорство, способность противостоять всем препятствиям.

Динамическое развитие

Творческий человек всегда развивается вместе с миром и его мышление никогда не стоит на месте. Мозг такого человека представляет собой постоянно развивающуюся систему. Революционные решения принимает не машина, а человек. Поэтому наглядно-образное мышление обычно свойственно творческим людям – художникам, писателям, дизайнерам, музыкантам и так далее.

Зачем нужно образное мышление?

Чем раньше человек обращается к вопросу развития образного мышления, тем серьезнее будут успехи в этом. В детском возрасте не требуется специализированных тренингов: в игровой форме ребенок любого возраста способен представить воображаемый предмет или ситуацию и описать его/ее характеристики или действия – такие игры любимы детьми и не представляют затруднений. В некоторый момент ребенок приходит к пониманию, что органов чувств недостаточно для получения знаний или объяснения интересных явлений и событий, – помощником, восполняющим этот пробел в сопоставлениях, различии и раскрытии отношений и связей между происходящими окружающими явлениями, станет мышление.

Развиваемое с детства образное мышление в дальнейшем становится базой для становления логического и вербального мышления, необходимых для успешного прохождения курса школьных дисциплин и последующего обучения и освоения профессии.

Для взрослых людей развитое образное мышление – это то, без чего не обойтись представителям творческих специальностей, в том числе современным web- и графическим дизайнерам и использующим в деятельности вербальные описания (например, журналистам и копирайтерам). Предложение «нарисовать что-нибудь красивое» или «написать что-нибудь интересное» не должно ставить таких специалистов в тупик: образное мышление сразу начинает креативно работать, обращаясь к аналитическим способностям личности.

Кроме того, и людям прочих профессий наличие развитого образного мышления совсем не помешает: острый ум и широкий кругозор ценятся в обществе и привлекают людей. Да и в повседневной жизни образное мышление станет незаменимым помощником:

нестандартный подход к возникшей ситуации или обстоятельствам делает легким решение проблем;образное мышление становится своеобразным механизмом психологической защиты от неприятного человека или нервной ситуации: представление раздражителя в комичном или абсурдном образе (особенно пользуется спросом представление оппонента в образе хомячка) сгладит ситуацию и успокоит;визуализация идеи или мечты с представлением в воображении мельчайших деталей делает реализацию желаемого проще и реальнее.

В конечном итоге, чем большими физическими и психологическими возможностями собственного организма человек пользуется, тем интереснее и насыщеннее его жизнь, общение с другими людьми, полноценнее самореализация.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сервер Бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: