Эффект даннинга-крюгера

Важность физического фиксирования задач

На многих занятиях коучинга пирамида Дилтса имеет наибольшее значение, поскольку к ней обращаются все чаще

Что характерно при этом должно соблюдаться одно важное и обязательное условие – все цели, включая обработку результатов по каждому конкретному уровню, фиксируются письменно. Этому есть вполне закономерное и логичное объяснение:

  • При написании текста многие существенные моменты усваиваются легче. В результате проще отыскать решение проблемы или выход из сложившейся ситуации. Возможно, поэтому на уроках все ученики пишут конспекты – для лучшей усвояемости поступающей информации.
  • Написание текста приводит к возникновению новых нервных импульсов, которые поступают в мозг. Это способствует более точной формулировке проблемы, что позволяет быстрее найти нужное решение.
  • В ходе написания цели она приобретает визуальные очертания, что происходит невольно. Если индивидуум представит себя на месте человека с уже решенной проблемой, то он приобретает весомый стимул к действию.
  • По ходу фиксирования задачи на бумаге видение ситуации иногда меняется. Но если перед глазами находится фактическое описание проблемы, то есть возможность с легкостью внести соответствующие коррективы.

Чтобы понять все особенности следует от теории сразу переходить к практике, то есть посвятить время ответам на задаваемые вопросы. Исходя из степени ответственности к такой работе и честности перед самим собой, все начнет проясняться самой собой. Для этого стоит держать поблизости листок бумаги с ручкой (карандашом) или диктофон.

В качестве заключения

В процессе применения творения Дилтса на практике иной раз задумываешься, почему кому-то все дается легко и непринужденно, а другим приходится прилагать немало усилий. Вполне очевидно, что все дело кроется не в количестве затраченного времени и размерах оклада, если речь идет о рабочих вопросах. Здесь таинство заключено в чем-то ином, что сокрыто в глубине каждого из нас на уровне подсознания. И пирамида Дилтса – это шанс изменить направление течения своей жизни по нужному руслу.

Если кого-то не устраивает материальное или финансовое обеспечение, отношения с родными и коллегами натянуты, следовательно, необходимо пересмотреть личные действия. Но если все выполняется правильно, но результат все равно не удовлетворительный, значит стоит пересмотреть стратегию, убеждения и прочие моменты по уровням.

Что такое среда в психологии

Фото автора SHVETS production: Pexels

С точки зрения психологии среда включает в себя:

  • людей, которые тебя окружают;
  • природу, с которой ты соприкасаешься;
  • предметы, которые тебя окружают;
  • информацию, которую ты воспринимаешь.

Именно среда является ключевым фактором развития личности. Например, можно быть одаренным, но если среда не дает возможности развиваться способностям, человек может даже не узнать, что он мог стать гениальным композитором или хирургом.

В то же время, не обладая выдающимися способностями, можно добиться небывалых высот. Например, изначально у ребенка не было таланта к танцам, но родители его поддерживали, ребенок изучал все, что связано с танцами, горел ими.

Если родители воспитали в нем абмициозность, силу воли и поддерживали его мотивацию, он может реализовать свою мечту, потому что любой талант можно развить именно благодаря среде, в который растет ребенок.

Среда непосредственным образом влияет на характер человека и на его успешность. Если ребенок растет в дефицитарной среде, у него может сформироваться неуверенность с себе, комплексы, ограниченность, шаблонность мышления и пр.

Говоря простыми словами, дефицитарная среда – это окружающая обстановка и сама жизнь, в который человек не может удовлетворить свои потребности. Ему чего-то не хватает: внимания, интереса, потребности в преодолении, в достижении успеха, в безопасности пр.

Но и полностью достаточная, сверхизобильная среда, тоже может негативно сказаться на характере человека, потому что порождает инфантилизм и эгоцентризм, неспособность преодолевать трудности.

Когда люди зеркалят друг друга. Виды отражения

Отражение может быть осознанным и неосознанным, полным и частичным, то есть затрагивающим какой один или несколько аспектов поведения вашего визави. Условно его можно классифицировать по следующим уровням:

Физический (телесный) уровень :

  • воспроизведение положения тела,
  • отражение движений и жестов,
  • повторение мимики,
  • подстройка к ритму дыхания.
  • громкость, тон и тембр голоса,
  • скорость и ритм речи.

Вербальный (словесный) уровень:

  • стиль речи,
  • используемая терминология,
  • интонация,
  • эмоциональная окраска речи и т. д.

Способы отзеркаливания могут варьироваться и видоизменяться в процессе общения .

Неосознанное отражение чаще всего встречается в среде единомышленников и друзей, искренне любящих друг друга людей. Неосознанное отражение речи может проявиться в случае желания донести свою мысль до человека плохо говорящего на вашем языке. Друг друга зеркалят родственники , например, взрослые начинают говорить на «детском» языке в надежде, что те их скорее поймут. Дети, в свою очередь, тоже подражают старшим, желая быть принятыми в их среду.

Осознанное отражение часто используется в различных методиках преподавания, а также для коррекции проблем общения и в психологии продаж.

Зеркалят не только физические проявления человека, но и интересы, эмоции, увлечения . Так, известная до сих пор практика приглашать профессиональных музыкантов, песенников, а в ряде случаев плакальщиков, служит для формирования у окружающих нужного настроя путём отражения, преобразования и направления психологического состояния присутствующих в нужное русло.

Потребность в принадлежности и любви

Насытившись и защитившись от возможных угроз, хаоса и нестабильности, человеку, согласно Маслоу, впору подумать о любви и
признании, привязанностях и принадлежности.
«Мотивационная спираль начинает новый виток», на котором он осознает, насколько важны друзья, любимый человек, семья, дети.
Он ищет тепла и дружеских отношений, семью, которой он был бы нужен, социальную группу «по интересам».
Те времена, когда он претерпевал нужду и реагировал на слово любовь ироничной усмешкой остались в прошлом.
Будучи сыт, материально независим и социально защищен, человек осознает свое одиночество тяготиться своей отверженностью,
пытается отыскать свои корни, друзей, родственную душу.
Человеку, оказывается, крайне важно осознавать и чувствовать, что он живет с близкими и понятными ему людьми, в окружении
«своих», принадлежит определенной социальной группе, коллективу, классу.

Тяга человека к единению с себе подобными имеет древнюю и глубокую животную природу, то самое стадное чувство, которое
испытывали наши далекие предки.
Разрыв родственных связей, разводы, рост мобильности современной нации, углубление пропасти между поколениями, урбанизация
и технологизация общества, девальвация традиционных ценностей рождают тот вакуум, в котором человек испытывает острейшую
потребность в любви и общении.
Ее неудовлетворение приводит к дезадаптации, а в долгосрочной перспективе – к серьезным психологическим патологиям.

Дополнительной преградой на пути реализации своей потребности в любви и принадлежности становится амбивалентное отношение к
ним в современном обществе.
Искреннее и открытое проявление своих чувств зачастую не приветствуется и загоняется в искусственные рамки.
Так формируется «запрет на нежность», разграничение понятий любви и сексуального влечения, секса и привязанности.

Принцип работы

Общая картина теперь становится яснее, но как работать с пирамидой Дилтса? Одно дело теория, а практика это уже нечто другое.

Вот об этом и далее и пойдет речь. Вопросы каждого уровня позволяют понять, где и когда произошла смена ценностей и отклонение от заданного курса. Это своего рода сигнальные маячки, указывающие, на каком уровне застрял человек.

Алгоритм применения творения Роберта Дилтса на практике выглядит следующим образом:

  • Четко и внятно сформулировать задачу, но сделать это необходимо в письменной форме. Наши мысли, конечно, материальны, но и мимолетны, а потому не всегда могут восприниматься всерьез. Но то, что написано рукой на бумаге приобретет тональности и послужит толчком к действию. Как вариант – взять на вооружение диктофон.
  • Определить на каком «этаже» находится настоящая проблема.
  • Теперь следует заняться анализом ситуации по отношению каждого из уровней. Постепенно добравшись до самого верха, стоит представить себе, что цель уже достигнута. Следует хотя бы несколько минут наслаждаться этой победой. А вот теперь к сути – в этот момент необходимо осознать свои ощущения и определить, появилось ли чувство удовлетворения.
  • Теперь работа с пирамидой Дилтса должна вестись в обратном направлении – к низу «египетского сооружения». Это позволит внести соответствующую корректировку для каждого уровня. Результат – план станет более детализированным, что позволяет легко выявить для себя ряд новых полезных ценностей.

Ценность ментальной модели Дилтса кроется в том, что каждый ее уровень ведет к раскрытию причинно-следственной закономерности. Если серьезно отнестись к постановке вопросов и получению на них ответов, то человек сможет довольно быстро провести ревизию собственных жизненных условий и обстоятельств.

При этом можно обойтись без сторонней помощи, хотя помощь со стороны не помешает. Только для этого стоит найти человека, к кому есть полное доверие. Его роль будет сведена к задаванию наводящих вопросов и записыванию ответов.

Пирамида Маслоу: мнение психологов

Психолог Мария Кочкина уверена, что базовые потребности, связанные с выживанием, вряд ли трансформируются. А вот все остальные «этажи» теории сейчас легко подвергнуть сомнению, так как наш мир со времен Маслоу изменился до неузнаваемости.

Например, на втором уровне находятся потребности в защищенности и безопасности, но если бы именно их люди считали вторыми по важности сразу после еды и воды, то, по мнению Кочкиной, в нашем мире не было бы ни предпринимателей, ни людей за чертой бедности. Начиная заниматься бизнесом, люди отказываются от стабильности и защищенности, стремясь к другим уровням, и это нормально

Многие «с разбега» проскакивают уровень безопасности, сразу перебираясь на «этаж» социальных потребностей.

Но и он подходит далеко не всем. Интроверты, эмоционально закрытые люди не ставят эту потребность в приоритет, отдавая предпочтение творческим и эстетическим потребностям. Та же ситуация может быть и с потребностями в признании и уважении. Для кого-то эти потребности никогда не станут актуальными: некоторые люди вполне удовлетворены признанием в узком семейном кругу, и не стремятся к карьере и широкой известности.

Социальная экономика

Кто такой интроверт и какой род занятий ему подойдет

Психолог Павел Зыгмантович объясняет, почему в современной психологии пирамида Маслоу в ее первоначальном виде практически не используется. Это — умозрительная модель, при разработке которой Маслоу опирался не на научные данные, а на свои наблюдения. Такой подход привел к искажениям в теории. Как пример можно взять широко известную голодовку ирландских заключенных в Великобритании в 1981 году. Они требовали признать их статус политических заключенных, в знак протеста отказались от еды, в результате 10 человек умерли. Если следовать теории Маслоу, такой протест трудно представить: люди не могут желать чего-то на верхнем уровне потребностей, не удовлетворив нижние. Но в реальности это возможно. Именно поэтому в современной психологии пирамида Маслоу не используется.

Современный подход к организации потребностей — плоский, уточняет психолог. Все человеческие потребности одинаково важны, находятся примерно на одном уровне, и мы обращаемся то к одной, то к другой в зависимости от своих задач.

Потребность в удовлетворении эстетического начала

Клинические наблюдения Маслоу привели его к выводу: потребность в удовлетворении эстетического начала у некоторых людей
проявляется сильнее чем у других.
Лишенные эстетических удовольствий, погруженные в мир уродливых вещей и грубых, невоспитанных людей, такие индивидуумы в
буквальном смысле слова заболевают.
Лучшим лекарством для них становится возможность вновь соприкоснуться с теми ценностями, которые им внутренне близки.
Интересно, что эстетические потребности проявляются у практически каждого здорового ребенка.

Свидетельства существования эстетических потребностей можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии развития человечества,
начиная с его рождения. Этот вид потребностей тесно связан с когнитивными и конативными потребностями и неотделим от них.
Внешне потребность в эстетическом удовлетворении может проявлять себя очень похоже – в стремлении к порядку, симметрии,
законченности, структурированности, системности.

В своих крайних проявлениях эти потребности могут представлять для психиатра повод для беспокойства, поскольку: «… если мы
видим, что человек вполне осознанно испытывает непреодолимое желание поправить картину, которая по его мнению висит не идеально
ровно, то так ли однозначно можно интерпретировать эту его потребность? (А. Маслоу)».

Проблемы и решения в распределении ресурсов

Проблема 1: Неравномерное распределение ресурсов

Одной из основных проблем в распределении ресурсов является их неравномерное распределение между различными регионами или группами населения. Это может приводить к неравенству в доступе к ключевым ресурсам, таким как питание, вода, энергия и здравоохранение.

Решение: Для решения этой проблемы необходимо разработать политики и механизмы, которые обеспечат равномерное распределение ресурсов. Это может включать в себя установление квот и нормативов для распределения ресурсов между различными регионами или группами населения, а также создание инфраструктуры для доставки ресурсов в удаленные или малообеспеченные районы.

Проблема 2: Избыточное потребление ресурсов

Еще одной проблемой в распределении ресурсов является их избыточное потребление. Когда ресурсы используются неэффективно или безраздельно, это может привести к их истощению или высокой стоимости.

Решение: Для решения этой проблемы необходимо установить эффективные политики и механизмы контроля за использованием ресурсов. Это может включать в себя введение экономических стимулов для эффективного использования ресурсов, внедрение технологий, которые позволят экономить ресурсы, и создание общественного сознания о необходимости бережливого отношения к ресурсам.

Проблема 3: Недостаток финансирования

Еще одной проблемой в распределении ресурсов является недостаток финансирования. Нередко ресурсы не распределяются равномерно из-за недостатка средств для их доставки или разработки.

Решение: Для решения этой проблемы необходимо обеспечить финансирование для распределения ресурсов. Это может включать в себя привлечение инвестиций, разработку государственных или международных программ поддержки, а также использование средств из налоговых и бюджетных источников.

Проблема 4: Экологические последствия

Распределение ресурсов может иметь экологические последствия, такие как загрязнение окружающей среды или истощение природных ресурсов.

Решение: Для решения этой проблемы необходимо вводить строгие экологические стандарты и соблюдать их при распределении ресурсов. Это может включать в себя ограничение использования определенных видов ресурсов или установление технологических требований, которые минимизируют экологические вредные воздействия.

Проблема 5: Политические и социальные конфликты

Распределение ресурсов может стать источником политических и социальных конфликтов. Неравное распределение ресурсов может приводить к напряженности, экономической нестабильности и социальному неравенству.

Решение: Для решения этой проблемы необходимо установить механизмы урегулирования и консультации при распределении ресурсов. Это может включать в себя создание форумов для разрешения конфликтов и принятия решений с участием всех заинтересованных сторон.

Проблемы и решения в распределении ресурсов
Проблема
Решение

Неравномерное распределение ресурсов
Разработка политик и механизмов для равномерного распределения ресурсов

Избыточное потребление ресурсов
Установление эффективных политик и механизмов контроля за использованием ресурсов

Недостаток финансирования
Обеспечение финансирования для распределения ресурсов

Экологические последствия
Введение строгих экологических стандартов при распределении ресурсов

Политические и социальные конфликты
Установление механизмов урегулирования и консультации при распределении ресурсов

Понимание компромисса между капиталом и эффективностью

Компромисс между справедливостью и эффективностью возникает, когда максимизация эффективности экономики приводит к уменьшению ее справедливости — например, в том, насколько справедливо распределяется ее богатство или доход.

Экономическая эффективность, производство тех товаров и услуг, которые приносят наибольшую выгоду при наименьших затратах, является основной нормативной целью большинства экономических теорий. Это может относиться к отдельному потребителю или коммерческой фирме, но в основном это относится к эффективности экономики в целом при удовлетворении желаний и потребностей людей в экономике.

Экономисты определяют и пытаются измерить экономическую эффективность несколькими различными способами, но все стандартные подходы предполагают в основном утилитарный подход. В этом смысле экономика эффективна, когда она максимизирует общую полезность участников.

Концепция полезности как величины, которую можно максимизировать и суммировать для всех людей в обществе, — это способ сделать нормативные цели разрешимыми или, по крайней мере, достижимыми с помощью позитивных математических моделей, разработанных экономистами. Экономика благосостояния — это отрасль экономики, которая больше всего занимается расчетом и максимизацией общественной полезности.

Конфликт (и компромисс) между эффективностью и справедливостью может возникнуть, если члены общества — или лица, определяющие политику, которые решают, как общество функционирует, — предпочитают другие моральные или этические системы чистому утилитаризму. Когда люди решают, что другие моральные ценности или права перевешивают чистую максимизацию полезности, общества часто проводят политику, которая не приводит к максимальной общественной полезности в пользу этих других ценностей.

Как люди зеркалят друг друга. Как двое в паре «зеркалят» друг друга

Большинству знакома идея о том, что в паре партнеры «зеркалят» друг друга. Так оно и есть на самом деле, ведь людей притягивает друг к другу прежде всего общность духовных задач. Иначе говоря, тот, кто находится рядом с человеком на данный момент времени — и является тем, кто наилучшим образом помогает человеку выучить его жизненный урок. Вот и получается, что то, что Вам не нравится в Вашем партнере, в действительности присутствует в каком-либо виде в Вас самих и к тому же является Вашим уроком.

К примеру, когда Вас раздражает свекровь, нужно искать причину проблемы в Ваших отношениях со своей мамой. Очевидно, что искать нужно не во внешне прекрасных отношениях, а в скрытых взаимосвязях на тонком уровне. То же относится к проблемам с тещей: первоначальная причина будет скрыта, соответственно, в энергетическом влиянии матери на сына. Когда, например, жалуются, что взрослый мужчина ведет себя как ребенок — безответственно, необдуманно, беззаботно — нужно понимать, что такая же энергетика находится и в женщине. Только проявлять себя она будет с другой стороны. Скажем, супер ответственная, серьезная, прагматичная девушка может в душе оказаться совершенно неготовой к рождению ребенка и переменам, связанным с этим событием. Если рассказывают о том, что мужчине не хватает силы, настойчивости, способности повести за собой, сразу рождается вопрос: а есть ли такая уверенность и готовность последовать за ним у Вас? Правильно, нет. Ваши сомнения по поводу того, не промахнулись ли Вы в выборе мужчины и не зря ли теряете время рядом с ним, и «отзеркаливает» Ваш партнер

Научившись осмысливать «недостатки» партнера и понимать, на какие вопросы с их помощью обращают Ваше внимание, вполне реально освободиться от этих энергетик, улучшив при этом отношения с любимым человеком

Как узнать проекцию?

1. Проекция всегда иррациональна. Вы можете быть уверены, что человек крайне мерзкий, хотя ни разу с ним не общались. Внятных аргументов при этом вы привести не сможете.

2. Проекция любит нехватку информации. Общение по Интернету способствует рождению проекций, как и общение по телефону.

3. Обычно проекция негативная. Мы обычно испытываем дискомфорт при разговоре с человеком, на которого мы что-то проецируем.

Но бывает и позитивная проекция, когда нам трудно принять свои собственные положительные качества. Не стоит объяснять почему этот случай встречается реже…

Как видите, проекций бывает много. Но у них у всех одна суть – вынесение чего-то внутреннего вовне и восприятие как внешнего.

Наблюдая за собой и окружающими людьми, вы можете выявить такие проекции, а значит, лучше понять себя и своего собеседника. Пользуйтесь этим инструментом, и вы сможете избегать ненужных конфликтов и быстрее достигать поставленных целей.

Другие способы защиты

Помимо проекции, существует еще несколько способов психологической защиты:

  1. Отрицание — защитная реакция, которая начинает формироваться с детства. Первые ее проявления можно заметить, когда ребенок разбил тарелку, но упорно доказывает матери что это сделал не он. Отрицание часто проявляется у людей, которые не хотят признавать серьезный диагноз. Сильное психологическое давление со стороны только усилит защиту психики, что приведет к общей замкнутости человека.
  2. Вытеснение — механизм психологической защиты, с помощью которого насущные проблемы вытесняются из сознания в область бессознательного, но от этого проблема не исчезает. Она укореняется в психике, из-за чего общее состояние не изменяется в лучшую сторону.
  3. Интроекция — механизм защиты, с помощью которого человек погружается в мир своего авторитета. При этом можно узнать, какие чувства сильнее греют его, чего ему не хватает.
  4. Изоляция — механизм, с помощью которого человек делит свою личность на две части. Одну он принимает, оберегает, другу отрицает, старается скрывать от окружающих.
  5. Регрессия — механизм психологической защиты, при активизации которого личность переходит на упрощенный уровень функционирования.
  6. Фантазирование — механизм защиты, с помощью которого субъект создает не настоящую действительность, которая не может произойти в реальной жизни. Это помогает справиться с жаждой собственных желаний.
  7. Перенесенная агрессия. Помогает не обижаться на любимого человека, когда он возвращаясь с собственных дел в плохом настроении, начинает выплескивать агрессию на близких.
  8. Реактивное образование. Проявляется у людей, которые не умеют экономить деньги. При этом чем сложнее им заработать определенную сумму, тем быстрее они ее потратят.

Еще один механизм психологической защиты — рационализация. Она прослеживается в рассказах, которые составляют студенты или школьники при опоздании на урок, невыполнении домашнего задания.

Проекция — механизм психологической защиты, которые развивается у любого человека с самого рождения. Он защищает человеческую психику от разрушительного воздействия негативных эмоций, переживаний, обид. Защитная реакция искажает реальность, что мешает людям здраво оценивать ситуацию.

https://youtube.com/watch?v=cYMI6LSjaeA

Выводы

Выводы исследований, проведённых Даннингом и Крюгером, состоят в следующем: некомпетентные люди, как правило, не осознают своей некомпетентности, и в значительной степени переоценивают свои способности и возможности, не признавая при этом способностей других людей, а также не изменяя своей самооценки. Именно такие люди, если так можно выразиться, «страдают» эффектом Даннинга-Крюгера. Экспериментально удалось выяснить, что некомпетентные люди принимают некомпетентные решения и делают ошибочные выводы, и их некомпетентность является преградой на пути к пониманию и признанию этих объективных фактов.

Это, в свою очередь, позволяет сделать ещё один вывод – о том, что мозг человека защищает его посредством столь приятной для него некомпетентности. И здесь будет уместно сказать о состоянии, называемом анозогнозия – отсутствием у больного критического взгляда на свое заболевание.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда человек, по какой-либо причине лишившийся какого-то органа, уверен в том, что этот орган у него всё ещё есть, и доказать реальное положение дел ему невозможно. Когда доктор разговаривает с этим человеком о тех органах, которые у него, так скажем, в наличии, коммуникация проходит вполне нормально. Однако когда разговор заходит на тему того органа, которого у человека нет, он сразу же начинает прикидываться, что не слышит доктора.

Интересно и то, что исследования активности мозга показали, что человек начинает вести себя таким образом бессознательно, т.к. его мозг автоматически блокирует информацию, которая указывает на то, что у человека имеется некий недостаток, ещё до того момента, когда она доходит до его сознания. В медицине даже имелись прецеденты, когда ослепшему человеку никак не могли объяснить, что он ослеп. Это, конечно же, самый крайний случай анозогнозии, но он свидетельствует о том, что человеческий мозг может сделать всё от него зависящее, чтобы проигнорировать информацию, которая говорит о некомпетентности его «хозяина».

Вот и в случае с «лимонным грабителем» всё сложилось подобным образом: ему было гораздо проще и приятнее считать, что видеозапись его ограбления была сфабрикована, нежели согласиться с тем, что он совершил один из самых нелепых и глупых поступков не только за свою жизнь, но и за всю историю ограблений, доказав тем самым свою необъективность и некомпетентность.

С каждым из нас может произойти нечто, когда для нашего мозга гораздо комфортнее среагировать на объективную информацию, просто её проигнорировав, оставив нас наедине со своей необъективностью и некомпетентностью. Но нужно ли это нам на самом деле? Быть может, стоит научиться смотреть правде в глаза и принимать себя такими, какие мы есть, предпринимая всё от нас зависящее, чтобы стать лучшими, какими мы только можем быть?

Выбирать только нам…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сервер Бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: