Журнал учета инструктажей по БДД
Информация о прохождении инструктажей в обязательном порядке вносится в журнал учета инструктажей водителей. Причем для всех инструктажей: вводного, предрейсового, сезонного, специального — используется единый журнал учета. Он должен содержать следующие реквизиты:
- дату проведения и вид инструктажа;
- должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж;
- фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж;
- их подписи.
Сейчас такой журнал можно вести не только в бумажном, но и в электронном виде — при этом и инструктор и водитель заверяют внесенные данные электронной подписью.
Если у вас есть любые вопросы по ведению инструктажей по БДД на предприятии — пишите, ответим на любой!
И кстати. Если вам нужны пакеты документов (образцы, шаблоны), которые должен вести специалист по БДД — то их можно приобрести в нашем учебном центре. Там не будут не только инструктажи и журналы к ним, но и должностные инструкции, документы по проведению стажировки, учету ДТП, формы документов по перевозке детей и много другого. Полный перечень и цену можно запросить у нас на сайте через онлайн-консультанта или написав на Вотсап +7 950 485 61 61.
Благополучных вам перевозок!
Авторы статьи: Ольга Карагаева, Елена Чекасина
Как составить: общее положение
Первый раздел инструкции по ОТ (охране труда) водителя — «Общие требования к безопасности». Здесь указываются основные требования к сотруднику: возраст, образование, физическое состояние и т.д. Сюда же вносят список документов, условия труда и отдыха.
Согласно действующему законодательству водитель автомобиля на предприятии должен:
- быть старше 18 лет;
- иметь водительские права;
- пройти медицинский осмотр;
- пройти предрейсовый инструктаж.
Проверка знаний водителя проводится ежегодно: сотрудники сдают экзамен по ПДД и правилам инструкции.
Время работы не должно превышать 40 часов в неделю. При этом о точном количестве рабочих часов стороны договариваются на собеседовании, а результат прописывается в инструкции.
Список документов для водителя выглядит следующим образом:
- Трудовой кодекс РФ;
- приказы руководства;
- внутренний кодекс компании;
- инструкция по охране труда.
Если компания выдает бесплатную спецодежду для работы — это тоже указывается в инструкции. Как правило, данный пункт прописан в «Типовых отраслевых нормах выдачи спецодежды», но чаще всего его дублируют и в «Общих требованиях к безопасности» для напоминания работнику.
Также в инструкцию вносится предупреждение о том, что такая работа может вызвать проблемы со здоровьем. Однако профессиональные водители знают, что фактический урон не больше, чем при работе на любой другой должности. Основную опасность представляет воздействие разных веществ (пар, газы, горячая вода), случайные падения и т.д.
Как оформить инструктажи по бдд с водителями
Вводные, предрейсовые, сезонные и специальные инструктажи по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов нужно проводить по специально разработанным и утвержденным в организации программам.
Информация о прохождении инструктажей нужно вносить в журнал учета инструктажей водителей, который должен содержать:
- дату проведения и вид инструктажа
- должность (при наличии)
- фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж
- фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж, и их подписи.
Допускается ведение журнала в электронном виде с использованием электронно-цифровых подписей для инструктирующего и инструктируемого.
Напоминаем, что с 1 января 2021 года действует Приказ Минтранса России от 16.10.2020 № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» Срок действия особенностей режима труда и отдыха водителя — до 1 января 2027 года.
Обзор основных изменений в режиме работы и отдыха водителей ТС
Вид изменения | Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (отменен) | Приказ Минтранса России от 16.10.2020 N 424 (действует с 1 января 2021 года) |
---|---|---|
Первый перерыв после начала управления автомобилем | Водитель должен сделать перерыв не позднее, чем через 4 часа. | Перерыв должен быть не позднее, чем через 4 ч. 30 мин. Также это время может быть продлено на час, если водителю требуется дополнительное время для поиска подходящей стоянки или следования к месту назначения. |
Длительность перерыва | Водителям предоставляют перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. | Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя – не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут. |
Продолжительность ежедневной работы | Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов. | Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее – ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели. |
Приказ № 424 не распространяет свое действие на управление транспортными средствами органов государственной и муниципальной власти и аварийно-спасательных служб, на международные грузовые и пассажирские перевозки, и перевозки внутри предприятий (промышленный внутризаводской транспорт).
Шаг 3. Подготовка документов для проведения медицинских осмотров водителей
Для проведения медицинских осмотров, в организации должно быть введено “Положение о проведении обязательных медицинских осмотров”. Как и все предыдущие нормативные документы, которые действуют внутри организации, руководитель утверждает следующие локальные акты:
- приказ об утверждении положения о проведении обязательных медосмотров водителей
- план-график прохождения обязательных периодических медицинских осмотров водителей
Медицинские осмотры должны быть оформлены и зафиксированы в журнале.
- журнал учета обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей
- журнал учета предсменных, предрейсовых медицинских осмотров водителей
- журнал учета послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителей
Теперь у нас назначены специалисты с должностными обязанностями, определен комплект документов для работы с водительским составом, решен вопрос организации обязательных и периодических медосмотров. Переходим к следующему этапу, мероприятиям по предотвращению и избежанию чрезвычайных ситуаций. При эксплуатации автомобилей, такие ситуации называют дорожно-транспортные происшествия.
Документы по инструктажам
Приказы, рассмотренные нами ранее, не единственная документация, регламентирующая инструктажи. Есть несколько документов, на которые можно опираться при написании инструктажей.
Типовое положение
Это документ, который не несет юридической силы. В Положении заключены организационные вопросы, порядок проведения мероприятий. Положение поясняет цели лекций, обозначает их регулярность, место проведения. В документе также есть информация о взысканиях (на случай неисполнения требований).
Сборник инструкций
Это свод правил, которых шофер должен придерживаться. Сборник состоит из 11 типовых инструкций, которые можно применить во всех компаниях. При необходимости ответственный специалист их корректирует. Готовый образец утверждается приказом начальства. Каждую инструкцию рекомендовано распечатать и раздать сотрудникам в качестве методического пособия.
Журнал
Проверяющие госорганы должны удостовериться в том, что занятия с водителями действительно проходят. Основной документ, который предоставляют во время проверки – это регистрационный журнал. Отчетная ведомость заводится для каждого типа инструктажа.
Она поделена на графы, в которых содержатся данные о шофере, его транспортном средстве (госномер, марка), дата прослушивания лекции, а также подписи сотрудника и лектора.
Что такое инструктаж
Это лекция, на которой шоферов знакомят с правилами поведения на дороге и на предприятии. На занятии должны присутствовать все шоферы, независимо от стажа и типа управляемого транспортного средства.
Краткое содержание
В ходе мероприятия сотрудникам рассказывают о пожарной безопасности, скоростных режимах, тонкостях работы на линии. Краткое содержание инструктажа по безопасности движения можно найти в свободном доступе.
Законодательная база
Так как инструктаж по безопасности дорожного движения для водителей – мера обязательная, рекомендации к нему оформлены на уровне законодательства.
Ход занятий описывают следующие приказы:
- Приказ Минтруда Российской Федерации, выпущенный в 2018 году. Он содержит упоминание об обязательных мероприятиях, нацеленных на минимизацию увечий на рабочем месте. Основное в документе – утвержденный инструктаж с водителями по безопасности движения.
- Приказ Министерства транспорта. Документ был утвержден и принят в январе 2014 года. Он разъясняет правила безопасной транспортировки грузов и перевозки пассажиров. Также в приказ включены правила подготовки организаций к данным видам деятельности.
О чем нужно информировать водителя
Инструктаж для водителей автомобилей по БДД детально рассматривает вопросы организации грузоперевозок, ответственности шофера, разъясняет нюансы ПДД.
Периодичность
Инструктажи по БДД с водительскими составами носят систематический характер. Время их повтора зависит от типа лекции. Так, первый инструктаж проводится при принятии нового сотрудника на работу. Сезонные лекции зачитываются два раза в год, предсменные инструкции по БДД для водителей 2021 года дают перед каждым выходом в рейс.
Виды инструктажей
Существует пять типов лекций. Каждый из них включает в себя определенный перечень необходимых к рассмотрению вопросов. Далее мы разграничим содержание занятий по пунктам.
Вводный
Это самый первый инструктаж, который должен проводиться с новеньким сотрудником. Лектор разъясняет особенности работы компании, знакомит человека с автопарком, численностью транспортных средств
Здесь также говорят о правилах прохождения врачебных осмотров, важности контроля над вверенной машиной, необходимости проверки у штатного механика
Предрейсовый
Эти лекции показаны не всем водителям. Перед каждой сменой или рейсом к лектору являются только те сотрудники, которые имеют дело с транспортировкой потенциально опасных грузов и перевозкой людей. Инструктаж также зачитывают водителю, заступающему на новый маршрут.
Вопросы, которые следует рассмотреть, выглядят так:
- Особенности маршрута (для дальних рейсов). Наличие в пути автозаправочных станций, гостиничных комплексов, станций технического обслуживания, постов ДПС.
- Правила прохождения государственных границ и таможенных пунктов, необходимая для этого документация.
- Наличие в дороге опасных участков, сведения о количестве ДТП на обозначенном участке.
- Правила заполнения бланков, поведение при общении с правоохранительными органами.
- Регламент действий при выбивании из намеченного графика.
Сезонный
Проводится в осенне-зимний и весенне-летний периоды. Точные даты лекций обозначает и утверждает ответственный за их проведение специалист. На занятии рассматривают правила автомобильного движения при гололеде, по мокрой трассе, в условиях жаркой погоды.
Специальный
Его периодичность не регламентирована.
Лекции проводят в экстренных ситуациях:
- предупреждение МЧС о лесных пожарах, наводнениях, природных катаклизмах;
- возникновение угрозы терактов;
- повышенная аварийность на маршруте;
- изменения и дополнения в законодательстве страны, влияющие на деятельность компании.
Еще один вид лекций – периодический – проводится раз в два-три месяца. Основанием служит повторение пройденного материала.
Инструктаж при перевозке детей
Семинары проводят для шоферов, задействованных в работе со школьниками, воспитанниками детских садов и интернатов.
Водителю напоминают о соблюдении положенной скорости, правилах погрузки и выгрузки ребят, обязательности на ТС спецзнаков
Также важно сообщить о том, какие предметы в салоне с детьми перевозить запрещено
Путевые листы
Формы, утвержденные Госкомстатом (Постановление Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. № 78)Путевой лист легкового автомобиля (форма N 3)Путевой лист специального автомобиля (форма N 3 спец.)Путевой лист легкового такси (форма N 4)Путевой лист грузового автомобиля (форма N 4-с)Путевой лист грузового автомобиля (форма N 4-п)Путевой лист грузового автомобиля (форма N 4-м)Путевой лист автобуса (форма N 6)Путевой лист автобуса необщего пользования (форма N 6 спец.)Путевой лист строительной машины (форма N ЭСМ-2)Рапорт о работе строительной машины (механизма) (форма N ЭСМ-3)Рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма) (форма N ЭСМ-4)Карта учета работы строительной машины (механизма) (форма N ЭСМ-5)Журнал учета работы строительных машин (механизмов) (форма N ЭСМ-6)Справка для расчетов за выполненные работы (услуги) (форма N ЭСМ-7)Путевой лист трактора
Свободные (не утвержденные) формы путевых листов (могут быть использованы нетранспортными компаниями “на свой страх и риск”)
Путевой лист легкового автомобиля ИППутевой лист грузового автомобиля ИППутевой лист автобуса ИПОборотная сторона путевого листа, выдаваемого более, чем на 1 день
Вводный инструктаж по безопасности дорожного движения
Вводный инструктаж по БДД проводят со всеми водителями при приеме на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы.
Кто проводит
Сотрудник, ответственный за организацию безопасности дорожного движения.
О чем инструктировать
- Общие сведения об организации – размер и структура парка транспортных средств, виды перевозок.
- Требования к водителю по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств.
- Правила внутреннего трудового распорядка.
- Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров.
- Порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
- Нормы загрузки транспортных средств, для пассажирских перевозок — пассажировместимость.
- Особенности обслуживания инвалидов при пассажирских перевозках.
- Основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах ДТП.
- Документы, необходимые для перевозок пассажиров или грузов.
Это указано в пункте 18 Правил от 15 января 2014 г. № 7.
Где зафиксировать
В журнале вводного инструктажа по БДД.
Ситуация: как проходит аттестация ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения
На каждом предприятии, которое осуществляет перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, назначают ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, который прошел аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью.
Порядок аттестации ответственного предусмотрен приказом Минтранса России от 29 марта 2017 г. № 106.
Аттестация проходит в региональной аттестационной комиссии. Комиссию формирует Минтранс России из представителей территориальных Ространснадзора и ФБУ «Росавтотранс».
График заседаний аттестационных комиссий утверждают на год и размещают на сайте ФБУ «Росавтотранс» в начале этого года.
Чтобы пройти аттестацию, специалист размещает на сайте ФБУ «Росавтотранс» не позднее 12 календарных дней до даты аттестации заявку, в которой указывает:
- Ф. И. О.;
- дату рождения;
- СНИЛС;
- адрес электронной почты;
- почтовый адрес;
- предполагаемые дату, время и место аттестации.
В день аттестации специалист предоставляет в комиссию:
- заявление о прохождении аттестации, которое содержит: – Ф. И. О.; – дату рождения; – место жительства; – гражданство; – место работы и должность; – номер телефона; – адрес электронной почты; – почтовый адрес; – данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; – СНИЛС; – согласие на обработку персональных данных; – подпись;
- паспорт или иной документ, который удостоверяет личность, и его копию;
- документы об образовании и квалификации в соответствии с подпунктом 16.3пункта 16 приказа Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 и их копии.
Аттестация проходит в форме тестирования из 20 вопросов с вариантами ответов. Специалисту дают 30 минут для ответов на все вопросы. Чтобы пройти аттестацию, нужно ответить на 18 вопросов.
Вопросы для тестирования используют из перечня вопросов, который утверждает Минтранс России по согласованию с МВД. Перечень размещают на сайте Минтранса России.
Внимание: перечень вопросов на аттестацию еще не утвержден
Как оформить инструктажи по БДД
Чтобы проинструктировать водителей по всем обязательным вопросам, необходима грамотно составленная программа инструктажа БДД. Содержание программы определяется видом инструктажа: для вводного обучения составляется своя программа, для сезонного — своя, и т.д. Заводятся и отдельные учётные журналы. Оформляя журнал инструктажа по БДД для водителей, указывайте даты начала/окончания его ведения и наименование организации.
Удобнее всего вести журнал в форме таблицы, в которой указываются вид, дата проведения и краткое содержание проведённого обучения, а также сведения о работнике, который его прошёл, и сведения об инструкторе. Каждая запись, внесённая в журнал инструктажа по БДД, нумеруется и заверяется двумя подписями — инструктора и инструктируемого.
Журнал учёта инструктажей по БДД
Вывод
С 1 сентября 2021 года проведение инструктажей по БДД с водительским составом снова станет обязательным. Если в вашей организации есть штатные водители, занимающиеся перевозкой грузов или пассажиров, приказом руководителя назначьте ответственного за БДД, разработайте отдельные программы для вводных, сезонных и других обязательных инструктажей. Сведения о каждом проведённом мероприятии вносите в учётный журнал и заверяйте подписями инструктора и инструктируемого.
Обновление 29.04.2022 Дополнительная подборка инструкций по охране труда
Новая подборка инструкции для водителей, при выполнении различных работ связанных с транспортными средствами.
- Инструкция по охране труда при выполнении буксировки
- Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей на смотровой канаве
- Инструкция по охране труда при буксировке, сцепке и расцепки автомобилей
- Инструкция по охране труда при разъездном характере работ
- Инструкция по охране труда при выполнении пуска двигателя
- Инструкция по охране труда для водителей, привлекаемых для ремонта
- Инструкция по охране труда для работников, эксплуатирующих промышленный транспорт
- Инструкция по охране труда для водителей при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
- Инструкция по охране труда при заправке техники в полевых условиях
- Инструкция по охране труда при обслуживании топливной системы (заправка, слив топлива)
- Инструкция по охране труда при ремонте автомобиля
- Инструкция по охране труда при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств
1.1. К самостоятельной работе водителем легкового автомобиля допускается работник не моложе 18 лет, имеющий водительское удостоверение, прошедший обязательное психиатрическое освидетельствование, предварительный (при поступлении на работу) и периодический (в течение трудовой деятельности) медицинский осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
1.2. Водитель легкового автомобиля обязан проходить повторный инструктаж на рабочем месте не реже 1 раза в 6 месяцев, проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в 12 месяцев.
1.3. Водитель легкового автомобиля обязан:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
— выполнять только ту работу, которую поручили;
— соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности;
— знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;
— знать Правила дорожного движения Российской Федерации, нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;
— применять средства индивидуальной защиты;
— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
1.4. На водителя легкового автомобиля возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:
— движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;
— острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности технологического оборудования, инструмента;
— повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;
— повышенной или пониженной температуры поверхностей технологического оборудования, материалов;
— повышенного уровня шума на рабочем месте;
— повышенного уровня вибрации;
— недостаточной освещенности рабочей зоны;
— нервно-психических перегрузок.
1.5. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий водители легковых автомобилей обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно спецодежду, спецобувь, выдаваемые по нормам.
Костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий | 1 шт. |
Перчатки с точечным покрытием | 12 пар |
Перчатки резиновые или из полимерных материалов | дежурные |
Жилет сигнальный 2 класса защиты | 1 |
Предрейсовый инструктаж по БДД
Правила о предрейсовом инструктаже несколько изменились с сентября 2021 года. Раньше он должен был проводиться только перед выполнением работ повышенной опасности — например, при управлении ТС в составе колонны, перед поездкой в зону действия опасных производственных факторов и т.п. Сейчас предрейсовый инструктаж проводится:
- перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту);
- при организованной перевозке детей;
- при перевозке опасных грузов, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Обратите внимание!
Если водитель каждый раз ездит в рейс по одному и тому же маршруту, то предрейсовый инструктаж нужен ему только перед первым рейсом. Но если его маршрут меняется ежедневно — то и предрейсовый инструктаж ему необходимо проводить ежедневно.
Предрейсовый инструктаж должен обязательно включать в себя следующие вопросы:
✓ протяженность маршрута,
✓ дорожные условия,
✓ наличие опасных участков и мест концентрации ДТП,
✓ особенности организации дорожного движения на маршруте,
✓ погодные условия на маршруте;
✓ конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки (парковочные места) транспортных средств;
✓ расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций (при расположении остановочных пунктов маршрута на территории автовокзалов или автостанций);
✓ безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.
Сезонный инструктаж по БДД
Ему посвящен п.п.7.3. Приказа Минтранса № 145. Сезонный инструктаж проводится со всем водительским составом 2 раза в год — перед теплым и холодным сезонами. Это переходные периоды. Они отличаются сложными погодными и, следовательно, дорожными условиями, которые требуют от водителя максимальной концентрации, внимания и отличных водительских навыков.
Так, перед зимой водителю напоминают об особенностях управления транспортным средством в условиях гололёда — а весной его инструктируют, как двигаться по дорогам в условиях весенней распутицы.
Обратите внимание!
Этот вид инструктажа должен фиксироваться в журнале не просто как сезонный, а сезонный осенне-зимний и сезонный весенне-летний. Даты проведения руководитель организации устанавливает самостоятельно. Например, осенне-зимний — перед заменой шин на зимнюю резину, а весенне-летний — перед заменой на летнюю. При этом следует учитывать переход на зимние или летние шины в конкретном регионе.
Также это мероприятие может быть приурочено к переходу на зимние и летние нормы расхода топлива. Даты фиксируются, как правило, в специальном локальном акте по обеспечению БДД.
Вводный инструктаж по БДД
Его проводят сразу после приема водителя на работу, независимо от уровня квалификации и стажа. Водитель должен получить в доступной форме всю необходимую информацию о порядке обеспечения БДД в организации. В частности:
✓ особенности предприятия, размер и структуру парка транспортных средств,
✓ план расстановки техники в гараже,
✓ виды и специфику перевозок,
✓ требования к перевозке пассажиров, нормы загрузки-выгрузки транспортных средств,
✓ особенности обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха,
✓ требования по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств, предъявляемые к водителю в данной организации,
✓ правила внутреннего трудового распорядка,
✓ порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров,
✓ порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства,
✓ основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП,
✓ список документов, необходимых для осуществления перевозок пассажиров или грузов.
По окончании вводного инструктажа вносят отметку в журнал регистрации.