Что такое тахограф и где его взять
Тахограф — это специальное устройство, которое используется для контроля за соблюдением водителями автомобилей законодательных требований по рабочему времени и отдыху. Оно является обязательным для установки на грузовые автомобили с допустимой максимальной массой свыше 3,5 тонн и на автобусы с количеством сидячих мест свыше 9.
Тахограф имеет различные функции, включая регистрацию скорости, времени работы и отдыха водителя, а также информацию о пройденном расстоянии и использовании топлива. Данное устройство позволяет вести контроль и анализ этих показателей, а также предоставлять право инспекторам ГИБДД проверять распечатку данных с тахографа.
Где можно взять тахограф? Тахографы могут быть приобретены в специализированных магазинах, осуществляющих продажу автомобильных аксессуаров и оборудования. Также возможно приобретение устройства у официальных представителей компаний-производителей. Но перед установкой тахографа обязательно необходимо ознакомиться с законодательством, чтобы убедиться, что выбранный вариант устройства соответствует требованиям.
Когда устройство становится нужным для установки? Вступил в силу закон, который устанавливает обязанность установки тахографа на грузовые автомобили и автобусы с 1 июня 2006 года. Если автомобиль выпущен в период с 1 июня 2006 года до 1 декабря 2011 года, то установка тахографа должна быть выполнена до 1 июня 2012 года. Для автомобилей, выпущенных после 1 декабря 2011 года, обязанность установки тахографа возникает в момент их осуществления.
Кому и когда может быть предоставлена отсрочка по установке тахографа? В соответствии с законодательством, отсрочка по установке тахографа может быть предоставлена сотрудникам межведомственной комиссии по рассмотрению жалоб на решения Росавтодора. Они вправе принимать решение о предоставлении отсрочки для отдельно выделенных категорий водителей на основании соответствующих документов и заявлений.
Что делать, если тахограф сломался? Если тахограф сломался, необходимо обратиться к специалистам для ремонта или замены устройства. В случае отказа оператора от установки, использования или ремонта тахографа, предусмотрены штрафные санкции
Поэтому важно своевременно исправлять неисправности или заменять устройство
Какие штрафы предусмотрены за нарушение правил установки и использования тахографа? В случае нарушения правил установки и использования тахографа предусмотрены административные штрафы. Сумма штрафа зависит от конкретного нарушения, и в пределах установленных государством нормативов может быть увеличена или уменьшена.
Могут ли сотрудники ГИБДД проверять тахограф у водителя? В соответствии с законодательством, сотрудники ГИБДД имеют право проверять тахограф у водителя. Они вправе требовать предоставления распечатки данных с тахографа во время проверки документов и осуществлять анализ полученной информации о времени работы и отдыха водителя.
Как и кто будет проверять тахограф водителя в 2024 году? В 2024 году проверка тахографа у водителей будет осуществляться сотрудниками ГИБДД и инспекторами Ространснадзора. Они будут контролировать соответствие использования устройства требованиям законодательства и применять административные меры ответственности в случае выявления нарушений.
Обязанности водителя при использовании карты
Водитель, использующий карту водителя для тахографа, должен выполнять определенные обязанности, чтобы устройство работало корректно и соответствовало требованиям законодательства.
Ниже перечисленные обязанности должны выполняться регулярно и ответственно:
1. | Перед началом рабочего дня, водитель должен вставить карту в тахограф и убедиться, что она правильно считывается. |
2. | Во время рабочего дня, водитель должен вставлять карту в устройство каждый раз, когда садится за руль транспортного средства. |
3. | Водитель должен следить за состоянием карты водителя и сообщать о любых поломках, повреждениях или потере карты в установленные сроки. |
4. | В случае замены карты, водитель должен убедиться, что новая карта правильно зарегистрирована в системе. |
5. | Водитель должен хранить карту в безопасном месте, не передавать ее другим лицам и не использовать карту другого водителя. |
6. | После рабочего дня нужно вынуть карту из тахографа и правильно хранить её. |
7. | Когда это требуется, водитель должен предоставить карту контролирующим органам или работодателю. |
8. | Если карта была утеряна или украдена, нужно немедленно сообщить о происшествии органам и заменить карту в установленные сроки. |
9. | Водитель должен быть готов предоставить записи о своей деятельности, хранящиеся на карте, при проверках или аудитах. |
Соблюдение этих обязанностей поможет водителю избежать штрафов и проблем с соблюдением требований закона.
Соблюдение правил использования карты водителя
Для правильного использования карты водителя нужно учитывать следующее:
1. Бережное обращение: Карта водителя — документ, который нужно сохранять и использовать в машине только в соответствии с его назначением. Перед использованием нужно проверить карту на повреждения и убедиться, что она исправна.
2. Персональная ответственность: Карта водителя связана с водителем и должна использоваться только им. Если карта потеряна или украдена, водитель должен незамедлительно сообщить об этом в полицию и обратиться за новой карточкой.
3. Хранение и использование: Карту водителя следует хранить в специальном устройстве для карт или на безопасном месте, защищенном от повреждений и воздействия влаги, высоких и низких температур. При использовании карты, ее необходимо вставить в слот тахографа согласно инструкции по эксплуатации.
4. Действительность и продление: Карта водителя имеет ограниченный срок действия. По истечении срока действия карты, она требует обновления и продления. Водитель должен следить за сроком действия карты и обратиться в уполномоченное учреждение для ее продления.
5. Проверка данных: Водитель должен регулярно проверять данные на карте и удостовериться в их правильности, а также в работе тахографа. Если обнаружены ошибки или несоответствия, водитель должен обратиться за помощью в уполномоченное учреждение.
Соблюдение правил использования карты водителя очень важно для безопасной и законной работы водителя. Знание и соблюдение этих правил помогут избежать возможных проблем и нарушений закона при использовании тахографа
Что делать при утере или повреждении карты водителя
Утеря карты водителя
Если вы потеряли карту водителя, сначала обратитесь в орган, который выдал вам эту карту — ГУ МВД или Госавтоинспекцию. Сообщите о потере карты письменно и подайте заявление на выдачу новой карты.
Для получения новой карты водителя необходимо предъявить документы, подтверждающие вашу личность и права на управление транспортными средствами. Возможно, вам потребуется заполнить анкету и оплатить сборы.
Подробную информацию можно узнать в органе, выдающем карты водителя.
Повреждение карты водителя
В случае повреждения карты водителя обратитесь в орган, выдавший карту, и опишите причину повреждения. Если повреждение вызвано естественными причинами, орган может заменить карту. Если повреждение вызвано действиями третьих лиц, обратитесь в правоохранительные органы и подайте заявление о преступлении. Орган, который выдал вам карту, может рассмотреть возможность выдачи новой карты.
Как пользоваться ЧИП картой
Документы
ПРЕАМБУЛА
Цифровой тахограф — бортовой самописец, производящий запись параметров движения ТС и режимов труда и отдыха водителей во внутреннюю цифровую память устройства и на Карту Водителя для тахографа.
Для начала пользования Цифровым тахографом необходимо изучить инструкцию по эксплуатации тахографа, а так же ознакомиться с режимом труда и отдыха водителей.
Порядок действий при использовании цифрового тахографа
1) В начале рабочей смены водитель ОБЯЗАН вставить, индивидуальную карту водителя для тахографа, в соответствующий «Первый» слот цифрового тахографа. Карта должна быть вставлена «Чипом в верх» (анологично банковской при пользовании банкомата).
При вставке карты водителя, на дисплее тахографа отображается Ф.И.О. собственника карты, если же этого не произошло, возможно, карта вставлена не до конца. Необходимо проверить, правильно ли установлена карта, при вставке как правило слышен характерный звук (щелчек) замка карто-приемника.
В случае, если тахограф не читает карту или выдает её обратно, необходимо обратиться в сервисный центр, мастерскую по тахографам для выявления причин неисправности. Причиной может являться как неисправность самой карты водителя (выход из строя), так и неисправность самого тахографа.
2) После вставки карты водителя в тахограф, на дисплее тахографа необходимо ввести данные о том, где находился Водитель до момента начала рабочей смены, отдыхал — «Режим отдыха» либо же был занят другой работой — «Режим работа».
3) Далее, после ввода всех данных, водитель начинает движение. В отличие от аналогового тахографа на цифровом тахографе, режимы деятельности водителя, выставлять в ручную не обязательно. Так как цифровой тахограф ведет фиксацию режимов труда и отдыха водителей автоматически.
Возможны исключения в цифровых тахографах старого производства, в которых режим отдыха «пиктограмма Кроватка», необходимо устанавливать вручную нажатием соответствующей кнопки.
4) В начале движения тахограф автоматически регистрирует режим Вождение — «пиктограмма Руль».
5) После остановки ТС водитель, уходя на отдых, обязательно проверяет текущий режим своей деятельности, отображаемый на дисплее тахографа. Выключив зажигание ТС, тахограф автоматически перейдет в режим отдыха, либо водитель производит переключение в данный режим вручную нажатием соответствующей клавиши.
6) По окончании рабочей смены, водитель должен вынуть свою карту, нажатием на соответствующую клавишу в зависимости от модели тахографа.
Если у меня нет карты Водителя для тахографа, что делать?
Если нет то лучше заказать карту водителя, повторимся, наличие карты при использовании цифрового тахографа обязательно в соответствии с действующим законодательством ЕС, её отсутствие равносильно неисправности самого прибора.
Но, возможны случаи отсутствия карты водителя для тахографа, к примеру: поломка, потеря, устройство на новую работу и т.п. Что же делать в этом случае?
Управление ТС, оснащенным цифровым тахографом, без карты водителя не допускается.
При утери карты тахографа водитель в конце каждой рабочей смены должен производить распечатку данных, записываемых тахографом, после чего на обратной стороне данной распечатки, указать свою Ф.И.О. и паспортные данные. Эти действия являются обязательными и необходимыми для идентификации данных о режиме труда и отдыха водителя.
При осуществления контроля инспектором, водитель обязан предоставить данные подписанные распечатки.
Должна ли у меня быть с собой бумага для тахографа?
Повторимся еще раз, одним из обязательных условий использования цифрового тахографа, является возможность печати параметров движения ТС, записываемых в памяти тахографа.
Таким образом, водитель ОБЯЗАН при себе иметь не менее трех рулонов термобумаги. Возможное количество которой потребуется при осуществлении на пути следования контроля инспектором данных о работе тахографа, нарушений режимов труда и отдыха водителем за последнии 28 дней.
Инспектор в праве потребовать от водителя распечатать данные тахографа о его деятельности за последние 28 дней.
Что будет, если я поеду с чужой картой водителя?
Не имеет ни какого смысла, так как цифровой тахограф осуществляет запись всех действий связанных с его эксплуатацией во внутреннею память устройства.
Выявить наличия манипуляций с применением различных карт не представляет из себя значительной сложности, а возможные санкции за подобные действия вплоть до лишения права на эксплуатацию ТС и его отправка на штрафную стоянку делают данный способ обмана неэффективным и очень затратным.
Устройство и принцип работы тахографа
По размерам и форме тахограф похож на автомагнитолу. И точно так же в салоне видна только лицевая панель, а остальное «тело» устройства спрятано под обшивкой.
На лицевой панели расположены:
- Экран и кнопки управления устройством.
- Слоты для карт водителей.
- Вывод принтера для распечатки отчета.
Кроме этого, тахограф имеет устройство шифрования данных, модуль памяти, встроенный аккумулятор, модем для обмена данными по GPRS, датчик перемещения. Для получения дополнительных данных о состоянии транспортного средства тахограф подключается к бортовой сети автомобиля.
Принцип работы тахографа
Принцип работы тахографа не слишком сложный.
- Перед началом работы водитель регистрирует свою персональную карту (если водителей в рейсе двое, то это делают оба). С момента регистрации идет отсчет его рабочего времени. Карта водителя остается в слоте всё то время, пока он работает. Для защиты от мошеннических действий карты для тахографов СКЗИ защищены ПИН-кодом (европейский стандарт не предусматривает кодовую защиту персональных данных).
- Во время движения тахограф считывает и фиксирует следующие данные: скорость движения (и выводит звуковое и текстовое предупреждение, если она превышена), маршрут (определяется по системе ГЛОНАСС), время, которое водитель провел за рулем, соблюдение им интервалов отдыха, остановки для выполнения любых необходимых работ (водитель сам указывает, что именно он делает в данный момент: отдыхает или занимается рабочими вопросами).
- Вся информация обрабатывается и шифруется в блоке криптозащиты и фиксируется в модуле памяти. Доступа к изменению информации нет ни у кого. Такой подход к сохранению информации делает данные тахографа серьезным аргументом при решении правовых вопросов, в том числе в судебном порядке.
- Для защиты от перебоев электропитания в тахограф встроен собственный аккумулятор, рассчитанный на длительную работу. Он избавит от сбоев даже в случаях поломки в электросети транспортного средства (а также является определенной страховкой от попытки “обнулить” данные, отключив аккумулятор).
Доступ к получению данных имеет владелец транспортного средства, который может видеть всё необходимое в режиме реального времени (передача данных ведется через систему сотовой связи). Также провести контроль могут представители ГИБДД и Ространснадзора, для этого им понадобится специальная карта доступа (карта проверяющего), после чего они могут запросить информацию в виде распечатки на термопринтере.
Активация и использование карты
Карта водителя для тахографа требует активации перед использованием. Активацию карты проводит оператор центра технической поддержки. Для активации карты необходимо предоставить оператору следующие данные:
1. Номер карты. Номер карты указан на самой карте и состоит из 16 цифр. Это уникальный идентификатор вашей карты в системе.
2. PIN-код. PIN-код состоит из 4 цифр и является персональным кодом доступа к вашей карте. При активации карты оператор предоставит вам временный PIN-код, который вы сможете изменить на свой персональный.
После активации карты вы сможете использовать ее для работы с тахографом. Для этого вам необходимо:
1. Вставить карту в тахограф. На тахографе обычно есть отдельный слот для карты водителя. Вставьте карту в этот слот до упора.
2. Ввод PIN-кода. После вставки карты на дисплее тахографа появится запрос на ввод PIN-кода. Введите свой PIN-код, используя кнопки на тахографе или клавиатуру.
3. Выбор режима работы. После успешного ввода PIN-кода тахограф перейдет в режим работы с картой водителя. В этом режиме вы сможете выполнять различные операции, такие как вход в собственный режим, подтверждение изменений в данных, просмотр текущего статуса и другие.
Обратите внимание, что карта водителя может быть активирована только на одном тахографе одновременно. Если вы используете несколько транспортных средств с тахографами, вам нужно активировать карту на каждом из них отдельно
Как активировать карту водителя
Для активации карты водителя в тахографе выполните следующие шаги:
- Вставьте карту водителя в тахограф.
- Выберите настройки на дисплее тахографа.
- Выберите раздел «Карты водителей» в меню настроек.
- Выберите «Активировать карту» в появившемся окне.
- Следуйте инструкциям на экране и введите необходимую информацию.
- Подтвердите активацию карты, нажав на кнопку «ОК» или аналогичную.
- После выполнения всех этих шагов, карта водителя будет успешно активирована и готова к использованию. Убедитесь, что вся важная информация была правильно введена, чтобы избежать проблем при использовании карты.
Как использовать карту водителя при работе с тахографом
Для начала работы с картой водителя необходимо вставить ее в соответствующий слот тахографа. Как только карта будет обнаружена системой, на дисплее появится меню с различными опциями.
Одной из основных функций карты водителя является регистрация рабочего времени. Перед началом рабочего дня водителю необходимо вставить карту водителя в тахограф и выбрать опцию «начало рабочего дня» на дисплее. После этого тахограф начнет отслеживать время и регистрировать все периоды рабочего времени и отдыха.
Во время рабочего дня водитель должен выбрать опцию на дисплее тахографа, соответствующую его деятельности (например, садиться за руль или приступать к отдыху), и вставить карту в тахограф. Тахограф автоматически зарегистрирует этот период и будет отслеживать время.
По окончании рабочего дня водитель должен выбрать опцию «конец рабочего дня» на дисплее и извлечь карту из тахографа. Тахограф сформирует отчет о пройденном времени и сохранит его на карте водителя.
Важно помнить, что карта водителя является персональной и не должна передаваться другим водителям. Каждый водитель должен использовать свою собственную карту и не позволять другим водителям манипулировать ею
Использование карты водителя при работе с тахографом — важный шаг для учета рабочего времени и отдыха водителей, а также соблюдения законодательства в области транспорта.
Инструкция по эксплуатации установленного тахографа
Автомобилисты должны знать правила использования тахографического прибора. Они довольно легко запоминаются, но есть ряд действий, в которых нельзя ошибаться. Вот как правильно пользоваться тахографом: установить карточку необходимо еще до начала дорожного движения, перед тем как завести авто. Для начала разберемся, как это сделать. Порядок действий следующий:
- Карта вставляется таким образом, чтобы чип был обращен вверх, а информация о водителе и фото повернуто в противоположную сторону от входа в аппарат.
- Карта вставляется в отверстие, размещенное с левой стороны прибора.
- В большинстве моделей тахографа карту требуется вставлять медленно, ведь зачастую они автоматически забирают документ.
- В отечественных моделях, которые устроены более просто, карточку необходимо плавно вдавливать в аппарат до специфического щелчка.
Затем происходит процедура инициализации владельца и настраивания. Чтобы вытащить карту, понадобится нажать на кнопку, расположенную под слотом.
Процедура активации проходит таким способом:
- вставив карточку, при помощи специально предназначенных кнопок выбрать действие «Ввести ПИН-код»;
- затем набирается соответствующее числовое значение и нажимается «ОК»;
- если код введен корректно, то на экране появится приветствие, а также на считанные секунды может отразиться последняя дата использования прибора;
- тахограф задаст вопрос «Правильно ли он идентифицировал владельца карты?», на что водитель должен нажать «Да»;
- затем информация сохраняется на чип;
- в качестве подтверждения на дисплее появится надпись, сообщающая, что прибор готов к применению.
Чтобы распечатать информацию, понадобится:
- В меню прибора выбрать действие «Печать».
- Затем нажать «ОК», тем самым подтвердив свое намерение распечатать сводку.
- Выбрать период, за который необходима информация, чаще всего делают запрос за сутки.
- Также есть возможность вручную ввести дату.
- Затем система прибора спросит, куда вывести данные, на чек либо на монитор.
- Подтвердив требуемое действие, можно посмотреть произведенные манипуляции на дисплее либо распечатать их. Во втором случае из специального отверстия появится чек с информацией.
Какой тахограф установить
Существует три типа тахографов
Типы тахографов очень важно разделять, хотя бы потому, что карты к ним подходят разного типа. Тахограф не примет карту водителя изготовленную для тахографа другого типа
- Российские, с блоком криптографической защиты (СКЗИ). Водители их называют тахографами «с пин кодом», так как они единственные кто требует ввода пин-кода после вставки карты водителя. Актуальные на настоящий момент отечественные тахографы, используемые для внутрироссийских перевозок. Регламентируются приказом Минтранса 440 (ссылка на него в начале статьи) и ГОСТ 34005-2016
- Российские без блока СКЗИ. До появления законодательного требования по наличию блока с 2013 года, было выпущено большое количество тахографов без этих блоков. Большая часть из них была дооснащена блоками, если это позволяла техническая возможность и конструкция устройства.
- Европейские (ЕСТР). Используются в Европе. Могут быть уже установлены на Европейских грузовиках или автобусах. Выезд в Европу возможет только с тахографом ЕСТР. Первоначальная установка ЕСТР тахографа на автомобиль дороже и сложнее установки отечественного, из-за более серьезных требований к источникам скорости. В ЕСТР необходимы два датчика скорости, причем основной должен быть с криптографической защитой.
Блок СКЗИ (НКМ) для тахографа
В России, некорректируемое хранение данных обеспечивается использованием специального защищенного криптографией (и поэтому попадающего под действие законодательного регулирования) блока. СКЗИ расшифровывается как — «Средство криптографической защиты информации». Существует еще одна аббревиатура которая может встретиться в распечатке — НКМ («Навигационно криптографический модуль»), так как блок имеет встроенный модуль ГЛОНАСС и запоминает своё местоположение.
Блок активируется тахографической мастерской и работает три года. Срок службы ограничен программным способом, это означает что через три года тахограф выдаст предупреждение, а потом перестанет принимать карту водителя.
Споры по поводу легальности различных тахографов
В интернете периодически раздуваются истории по поводу «нелегальности требований» тахографов СКЗИ. Если изучить вопрос серьезнее, то как правило в глубине истории всегда находится какая-либо коммерческая фирма продвигающая свои коммерческие интересы. Например доступ к дешевым товарным запасам бывших в эксплуатации Европейских тахографов, или оказываемые юридические услуги. Если поискать чуть больше информации, то выясняется, например что «отмененный штраф за тахограф» оказался отменен не потому что СКЗИ законодательно не может требоваться, а потому что инспектор допустил ошибки при составлении протокола. Перевозчик сам решает что для него важнее, работать, или тратить время и деньги на суды с ГИБДД.
«В Интернете всегда кто-то не прав». А еще много тех, кто просто хочет вам что-то продать. Читайте законы самостоятельно.
Мы оставляем перевозчику самому принимать решение какой тахограф устанавливать. Как мастерской допущенной к работам во всеми типами тахографов, нам не имеет принципиального значения какой тахограф установить клиенту. Но стоит помнить, что ЕСТР тахографы устанавливаемые именно по требованиям ЕСТР, дороже в установке, а ремонту при поломке не подлежат, открывать их мастерская не имеет права.
Отечественная тахография довольно молода, но тем не менее каких-то предпосылок к отмене СКЗИ нет и не предвидится. Для этого недостаточно изменить только 440 приказ, суть этих требований содержится в самой природе тахографа. Он должен хранить информацию в зашифрованной и защищенной от изменений форме, а это автоматически означает регулирование связанное с криптографией.
Официальный список допущенных к установке моделей тахографов на сайте ФБУ «Росавтотранс».