Ситуация с долгами
После того, как процесс ликвидации полноценно начат, кредиторы должны в полном объеме предоставить свои требования ликвидационной комиссии. Им отводится на это срок в два месяца с момента публикации информации о ликвидации. Если в течение ликвидации погасить долги не удалось, стоит говорить о неспособности должника удовлетворить денежные требования.
Банкротство градообразующих предприятий местная власть должна предотвратить всеми силами. Должна быть создана специальная комиссия, которая предотвратить ликвидацию.
Если до завершения ликвидации кредитор подаст исковое заявление, должника можно будет привлечь к субсидиарной ответственности. Если кредитор не подал заявление во время ликвидации, он рискует остаться без удовлетворения своих требований, что необходимо иметь в виду.
Кредитор, не подавший заявление о субсидиарной ответственности, остается без удовлетворения своих требований на том основании, что после ликвидации с должника официально снимаются все долговые обязательства. Также в этот период он теряет свои права и снимает с себя все обязанности.
Образец протокола о ликвидации некоммерческой организации
Протокол общего собрания участников НКО, содержащий решение о ее ликвидации, может выглядеть следующим образом:
ПРОТОКОЛ
общего собрания участников
НКО «Центр развития личности»
10.01.2019 г. Ярославль
Повестка дня:
- Об избрании председателя и секретаря собрания.
- О ликвидации общества.
- О создании ликвидационной комиссии.
- О назначении председателя ликвидационной комиссии.
- Об установлении срока ликвидации.
- По первому вопросу — об избрании председателем собрания Гутова А. И., секретарем — Ермолина А. П.
- По второму вопросу — о нецелесообразности дальнейшей деятельности НКО и принятии решения о ликвидации.
- По третьему вопросу — о создании ликвидационной комиссии в составе трех человек:
- По четвертому вопросу — о назначении председателем ликвидационной комиссии Гутова Антона Ивановича.
- По пятому вопросу — об установлении срока ликвидации до 10.07.2019.
- Избрать председателем собрания Гутова А. Н., секретарем — Ермолина А. П.
- Ликвидировать НКО.Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
- Создать ликвидационную комиссию в составе трех человек:
- Гутов Антон Иванович — директор.
- Ермолин Алексей Петрович — главный инженер.
- Одушкина Валентина Борисовна — главный бухгалтер.
- Назначить председателем ликвидационной комиссии Гутова Антона Ивановича.Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
- Установить срок ликвидации до 10.12.2018.Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
Все вопросы повестки дня рассмотрены.
Председатель собрания /Гутов/
А. И. Гутов
Секретарь собрания /Ермолин/
А. П. Ермолин
Банкротство некоммерческих организаций – причины ликвидации и детали процедуры
К ним относят:
- партии политической направленности;
- организации, ориентированные на религиозную деятельность;
- учреждения, находящиеся под управлением государства и некоторые другие.
Несмотря на то, что не все некоммерческие организации допускаются до процедуры банкротства, для части из них она все же возможна. В этом случае банкротство будет иметь ряд своих особенностей.
Законодательное обоснование
Понятие некоммерческой компании изложено в статье 65 ГК РФ. Это субъект, деятельность которого не направлена на извлечение прибыли. Там же прописаны особенности функционирования таких учреждений. Банкротами такие субъекты могут признаваться только в судебном порядке. Однако есть исключения для казенных учреждений. О своем банкротстве не могут объявить следующие субъекты:
- Образования религиозного характера.
- Политические партии.
Процедура банкротства регламентируется ФЗ №127 «О несостоятельности» от 26.10.2002 года. Этот закон актуален только для тех некоммерческих субъектов, которые имеют право объявить о своей несостоятельности. В 30 статье ФЗ №127 указано, что руководители НКО могут принимать законные меры для предупреждения банкротства. Признание несостоятельности отчасти регламентируется этими актами:
- Арбитражным Кодексом, утвержденным 14.06.2002 года.
- Правительственным Постановлением №29 «О банкротстве» от 15 декабря 2004 года.
Нужно учитывать, что рассматриваемые акты не касаются образований политического и религиозного характера.
Понятие и признаки
Несостоятельность, или банкротство, — такое состояние некоммерческой организации, когда она:
- не способна удовлетворить требования кредиторов по оплате услуг, работ и товаров;
- лишена возможность вносить обязательные платежи во внебюджетные фонды и в бюджет;
- в основе банкротства лежит неспособность в течение 3 месяцев удовлетворить дебиторскую задолженность, размер которой достиг 100 000 рублей.
Прекращение деятельности
Некоммерческая организация может прекратить свое существование на основании добровольных начал или через принуждение.
Добровольно организация некоммерческого типа может закрыться, если так решили ее учредители. Чаще всего причины добровольного закрытия – это прекращение срока действия организации или достижение всех поставленных целей.
Фонды, являясь некоммерческими организациями, не могут закрываться без одобрения арбитражного суда, то есть добровольно. Банкротство некоммерческой организации в этом случае требует наличия подтверждающей документации от всех заинтересованных, иначе процедуру будет невозможно начать.
Фонды прекращают свою деятельность в следующих случаях, установленных законодательно:
- фонду не хватает имущественного снабжения, чтобы реализовать свои цели, а получить имущество в достаточном количестве возможности нет;
- невозможно достигнуть цели или изменить ее;
- производство на организации идет не в соответствии с уставом;
- некоторые другие случаи, описываемые в федеральных законах.
Если ликвидация организации происходит принудительно, поводы могут быть следующие:
- деятельность организации противоречит уставу;
- организация нарушает права юридических или физических лиц своей деятельностью;
- в деятельности допущены ошибки, которые невозможно исправить;
- присутствует систематическое нарушение законов.
Распространенные ошибки при закрытии некоммерческой структуры
Ошибка 1. Закрытие фондов производится не по общим правилам. Для них установлен отдельный порядок, обозначенный п.2 ст. 18 ФЗ РФ № 7.
В частности, отмечено, что закрыть фонд можно только через суд. Основания для ликвидации перечислены также в этом пункте. К ним относят, например, отсутствие источников финансирования, средств, осуществление запрещенной, противоречащей уставу деятельности и др.
Ошибка 2. Следует правильно понимать разницу между ликвидацией НКО и коммерческой структуры. Обе процедуры, хоть, по сути, и проводятся по схожему принципу, но существенно разнятся.
Ключевое отличие: при закрытии НКО документы следует подавать в Минюст РФ, а при закрытии коммерческой структуры – ИФНС.
Пошаговая инструкция по добровольной ликвидации
Если руководство НКО самостоятельно принимает решение о необходимости закрытии организации, то процесс выполняется в правильной последовательности действий. Для этого реализуются следующие этапы:
- Принятие решения о ликвидации. Процесс выполняется во время общего собрания учредителей. Но для некоторых НКО применяется иной порядок. Например, если нужно закрыть фонд, то для этого требуется соответствующее судебное решение, для чего заинтересованное лицо подает официальное заявление. Бюджетные организации закрываются по решению государственных органов. Если проводится собрание, то составляется протокол, а при наличии только одного участника требуется решение единственного учредителя. Документ включает сведения о причинах закрытия, назначенной ликвидационной комиссии, порядке реализации процедуры и сроках.
- Формирование ликвидационной комиссии или утверждение кандидатуры ликвидатора. Руководство самостоятельно принимает решение о том, кто будет заниматься закрытием компании. Для этого может назначаться один ликвидатор или создаваться комиссия. Обязательно требуется комиссия, если среди учредителей имеется государство, субъект страны или муниципальное образование. В состав такой комиссии включается представитель комитета. Ликвидатором может быть любой человек, а также руководство может заменить его в любой момент времени, для чего вносятся корректировки в ЕГРЮЛ. Если не получается закрыть фирму в течение 12 месяцев, то через суд допускается продлить период, но максимально на полгода.
- Подача уведомления в регистрирующий орган. Для этого применяется заявление по форме №Р15016, которое передается представителям Минюста. Указывается наименование НКО, причина закрытия и состав ликвидационной комиссии.
- Передача уведомлений кредиторам. Для этого применяются письменные оповещения, а также информация о закрытии публикуется в «Вестнике госрегистрации». Для отправки уведомлений кредиторам применяются ценные письма с описью вложения.
- Внесение информации о закрытии в ЕФРСФДЮЛ. Сведения передаются в течение трех дней после принятия решения о ликвидации организации. За нарушение данных сроков виновники привлекаются к ответственности.
- Формирование промежуточного ликвидационного баланса. Документ составляется в течение двух месяцев с момента опубликования сведений о закрытии НКО в Вестнике. Отсутствует унифицированная форма, поэтому можно пользоваться рекомендациями налоговой инспекции. В ликвидационный баланс включается информация о составе имущества, список требований кредиторов, а также другие важные сведения. Рекомендуется указывать сведения о кредиторах, которые не предъявили требования ликвидатору или в судебном порядке. После составления такого баланса легко понять, хватит ли средств и имущества организации для погашения всех долгов. Если не получается погасить задолженность, то инициируется процедура банкротства. Если хватает средств для погашения долгов, то промежуточный баланс утверждается и подается в Минюст.
- Осуществление расчетов с кредиторами. Для этого используются деньги, имеющиеся на счетах. Если их не хватает, то проводятся торги, на которых продается имущество организации. Торги обязательно реализуются для продажи ценностей, стоимость которых превышает 100 тыс. руб. Если после расчетов остается имущество, то оно не распределяется между участниками, а направляется на достижение целей, установленных учредительной документацией компании.
- Передача сведений о работниках в ПФ. Процесс выполняется в течение месяца после утверждения баланса. Если не передать эти данные, то это становится веским основанием для отказа в закрытии НКО.
- Формирование и утверждение окончательного ликвидационного баланса. Он составляется только после погашения всех долгов перед кредиторами. Документ формируется и утверждается таким же способом, что и промежуточный баланс.
- Уплата пошлины. За ликвидацию НКО придется заплатить 800 руб.
- Подача заявления о ликвидации. Оно передается в Минюст, а также составляется по форме №15016. На основании данного заявления вносятся соответствующие сведения в ЕГРЮЛ. К заявлению прикладывается ликвидационный баланс, а также документ, доказывающий передачу сведений о работниках в ПФ. Дополнительно требуется квитанция об уплате пошлины. Если процессом передачи документации занимается представитель, то у него должна иметься нотариально заверенная доверенность.
Срок, в течение которого закрывается НКО, не может превышать одного года.
Порядок упразднения НКО
Порядок ликвидации НКО напрямую зависит от оснований прекращения деятельности.
- При добровольной ликвидации имеет место свободное волеизъявление участников юридического лица, которое реализуется в решении и последующих действиях, направленных на фактическое закрытие данной организации. Проведение процедуры ликвидации некоммерческой организации в данной форме подразумевает, что НКО обладает достаточными финансовыми средствами и имущественными активами, чтобы полностью рассчитаться по своим долгам.
- Для инициирования принудительной ликвидации необходимо предъявление соответствующего исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации от прокуратуры РФ, а при установлении признаков несостоятельности – одним или несколькими кредиторами. Процесс банкротства НКО не отличается от аналогичной процедуры иных юридических лиц. В случае принудительной ликвидации по обращению прокурора, суд должен установить фактическое нарушение законодательства и обосновать эти выводы в решении суда.
Принятие решения
Основанием для добровольного прекращения деятельности НКО является решение его участников. В состав участников могут входить физические лица и организации, поэтому принятие решения о ликвидации должно осуществляться путем проведения собрания граждан и представителей юридических лиц.
Для оформления законного решения в протоколе участников необходимо соблюсти ряд обязательных требований:
- указать реквизиты собрания участников (место, время, состав присутствующих лиц, наличие кворума и т.д.);
- принять решение о фактическом прекращении деятельности НКО;
- утвердить состав ликвидационной комиссии;
- назначить лицо, уполномоченное на проведение ликвидационных мероприятий.
Принятое решение является основанием для направления в налоговый орган уведомления о начале процедуры ликвидации.
Решение-протокол о ликвидации некоммерческой организации (его образец) доступно для скачивания.
Протокол о ликвидации некоммерческой организации
Необходимые документы
- решение арбитражного суда о признании некоммерческой организации банкротом;
- решение суда о принудительной ликвидации по требованию прокурора.
На основании данных документов Инспекция ФНС внесет в ЕГРЮЛ сведения о прекращении деятельности НКО. В случае добровольной ликвидации на различных этапах от некоммерческой организации потребуются следующие документы:
- решение участников;
- учредительные документы НКО;
- письменный документ, подтверждающий опубликование сведений о ликвидации;
- уведомление в адрес ИФНС по форме РН 0005;
- свидетельство о регистрации организации в качестве юридического лица;
- документы ликвидационной комиссии (промежуточный и ликвидационный баланс);
уведомления налогового органа по формам РН 007 и 0008; - протокол собрания участников об утверждении ликвидационного баланса.
От оформления данных документов зависит успех завершения процедуры ликвидации. Если в представленных документах будут выявлены нарушения, налоговым органом будет вынесено решение об отказе в регистрации прекращения деятельности.
Процедура, которую предполагает ликвидация некоммерческой организации из единственного члена-учредителя или нескольких рассмотрена ниже.
Процедура проведения
Для добровольной процедуры прекращения деятельности НКО предусмотрены следующие обязательные этапы:
- принятие решения участниками, в котором предусмотрено создание специальной комиссии, уполномоченной на проведение ликвидационных мероприятий;
- уведомление Инспекции Федеральной налоговой службы о принятом решении;
- получение от ИФНС документа, подтверждающего начало процедуры ликвидации;
- опубликование сообщения о нале указанной процедуры;
- уведомление кредиторов;
- составление промежуточного баланса организации;
- расчет с кредиторами и утверждение ликвидационного баланса;
- направление в Инспекцию ФНС сведений о ликвидации юридического лица;
- внесение сведений в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности некоммерческой организации.
Итоговым результатом процедуры станет исключение некоммерческой организации из реестра юридических лиц, что будет подтверждаться выпиской из ЕГРЮЛ.
Прекращение деятельности НКО в случаях, предусмотренным законодательством, осуществляется налоговым органом на основании решения суда, вступившего в законную силу. До тех пор, пока решение суда о ликвидации некоммерческой организации не исполнено инспекцией ФНС путем внесения сведений в ЕГРЮЛ, некоммерческая организация не может быть признана ликвидированной.
Пошаговая инструкция
Ликвидация НКО проходит в следующей последовательности:
- Создание общего собрания о принятии решения по поводу ликвидации;
- Поиск ликвидатора и его назначение. В качестве ликвидатора назначают лицо или группу лиц (ликвидационную комиссию). После этого собрание должно быть запротоколированно и закреплено подписями участников.
- В течение трех дней необходимо обратиться в регистрирующий орган и подать заявление с бланком PH0005, протоколом собрания, уведомлением о назначении лица-ликвидатора или комиссии (бланк PH0006) и ксерокопии следующих документов: свидетельство об учете из налоговой, ИНН, выписка из ЕГР, документов, удостоверяющих личность участников, приказ о назначении бухгалтера, устав НКО. Такой набор документов необходимо отправить и в Министерство Юстиции, Фонд соц.страхования и в пенсионный фонд. Далее проверенные документы отправляются в налоговую и начинается ликвидация НКО.
- Создание сообщения для “Вестника гос.регистрации” о прекращении НКО для всех заинтересованных в ее деятельности. Необходимо указать контактные данные, адреса, задолженности и, самое главное, название некоммерческой организации. Это необходимо для того, чтобы заинтересованные кредиторы имели возможность связаться с организацией и выяснить претензии и проблемы. Ликвидатор или комиссия должны хранить документы о публикации данной информации в СМИ, а именно номер издания и само сообщение.
- Следующий шаг — составление ПЛБ (промежуточного ликвидационного баланса). Он необходим для того, чтобы свести все данные об активах и пассивах. Баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации. Составление ПЛБ облегчит проверку налоговой и систематизирует все данные. Уведомление о составлении баланса составляется по бланку PH0007 и отправляется в ИФНС.
- После нужно рассчитаться с кредиторами, если есть задолженности. Деньги выплачиваются сначала сотрудникам, потом фондам и банкам, физическим и юридическим лицам. При недостатке капитала ликвидатор имеет право продать имущество НКО для погашения задолженностей. Оставшееся имущество делят сотрудники организации, либо оно переходит к государству.
- Составление ликвидационного баланса. Если долги отсутствуют, то он будет идентичен промежуточному.
- Далее происходит оплата госпошлины — 800 рублей для юридических лиц. Отсутствие этой платы свидетельствует о банкротстве.
- Предпоследний шаг — НКО исключается из ЕГРЮЛ. Это самый значимый момент в ликвидации. В регистрационный орган необходимо подать бланк PH0008 в оригинале, протокол о составлении ликвидационного баланса, документ об оплате госпошлины, заключение суда, регистрационное свидетельство, документ об уничтожении всех печатей организации. Весь пакет документов подает ликвидатор.
- Сама ликвидация НКО в порядке суда.
Ликвидация некоммерческой организации по решению суда
В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ в суд с иском о принудительной ликвидации НКО могут обратиться государственные органы, обладающие соответствующими полномочиями.
К числу таких органов относятся:
- прокуратура (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
- отделения Минюста РФ (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
- налоговые органы (п. 11 ст. 7 закона «О налоговых…» от 21.03.1991 № 943-I).
С заявлением о ликвидации общероссийского общественного движения или НКО международного уровня может обратиться только Генеральный прокурор РФ (ч. 3 ст. 44 закона «Об общественных…» от 19.05.1995 № 82). Прокурор субъекта Федерации может обратиться с соответствующим заявлением в отношении региональных и местных НКО (п. 1.1 ст. 18 закона № 7). Прокуроры городов и районов выступать с подобной инициативой не вправе. Аналогичными правами обладают отделения Минюста России.
Правовые основания для принудительной ликвидации НКО установлены п. 3 ст. 61 ГК РФ. Объединение может быть упразднено в судебном порядке в том случае, если:
- достижение целей, ради которых создавалась организация, становится невозможным;
- в ходе создания НКО были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер;
- НКО осуществляла деятельность, подлежащую обязательному лицензированию, без получения разрешительных документов;
- НКО осуществляла деятельность, нарушающую действующие законодательные нормы (в том числе конституционные);
- деятельность НКО не соответствует ее уставным целям;
- существуют иные основания, предусмотренные действующими федеральными законами.
Итак, отвечая на вопрос о том, как закрыть некоммерческую организацию, стоит ознакомиться с нормами гражданского законодательства, а также положениями закона № 7, определяющего порядок функционирования и упразднения некоммерческих объединений. Основаниями для ликвидации НКО может стать самостоятельное решение ее учредителей или решение суда, вынесенное на основании рассмотрения заявления уполномоченного госоргана (прокуратуры, налогового органа или территориального отделения Минюста). Порядок ликвидации некоммерческой организации, пошаговая инструкция по осуществлению которого приведена выше, обязателен к соблюдению объединениями всех организационно-правовых форм.
Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего .
Под автономной некоммерческой организацией (АНО) понимается хозяйственный субъект без членства. Существование такого предприятия поддерживается за счет взносов, которые поступают на добровольной основе. Основной целью организаций автономного типа является не получение прибыли, а обеспечение специфических направлений инфраструктуры. АНО сегодня это учреждения здравоохранения, спорта и культуры. Некоммерческие организации имеют особый налоговый статус, присвоение которого дает право получения государственных льгот.
Основы деятельности автономных некоммерческих организаций:
- Лица из состава учредителей, которые внесли имущество в качестве взноса в уставный капитал, теряют на него право. Объекты переходят в собственность курируемых ими организаций;
- Учредители и сама организация не являются взаимозависимыми, в связи с чем не несут ответственности по результатам деятельности (обязательствам);
- Юридические владельцы АНО согласно законодательству, осуществляют надзор за созданными ими предприятиями. Эта норма применяется и в том случае, если учредителями являются юридические лица (субъекты Федерации или муниципальные образования). Основное требование к органу управления – это наличие в коллегии не мене двух человек. Также должен быть создан исполнительный орган (директор).
Добровольное закрытие НКО
- имущества для полноценной работы такого вида НКО недостаточно и нет финансовых возможностей его восполнить;
- цели фонда, которые прописаны в его учредительных документах, не могут быть достигнуты и нет возможности внести необходимые изменения;
- фонд осуществляет деятельность, которая противоречит уставу;
- в иных случаях.
Учредители фонда добровольно закрыть НКО могут только через суд (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2023 № 64). Например, это возможно сделать, если не хватает имущества фонда для осуществления хозяйственной деятельности и получить его нереально. Поэтому «просто так» закрыть фонд не получится.
Работников нужно уведомить о предстоящей ликвидации НКО не менее чем за 2 месяца. Если этого не сделать, то НКО может быть оштрафовано, а работники могут потом восстановится через суд и взыскать с работодателя компенсацию морального вреда (п. 2 ст. 391, п. 9 ст. 394 ТК РФ).
- Организацией выплачена зарплата в полном объеме всем своим сотрудникам;
- Закрыты все обязанности и задолженности перед кредиторами;
- Уплачены все налоговые суммы;
- Сдана вся необходимая отчетность за весь период существования НКО;
- Кредиторы уведомлены о предстоящем прекращении деятельности некоммерческого объединения;
- Имущество, остающееся после ликвидации НКО, распределено согласно уставу организации.
После того, как НКО было исключено из государственного реестра, его деятельность прекращается. Но в обязательном порядке необходимо совершить еще несколько важных действий – закрыть расчетные счета, подготовить и передать документацию для хранения в государственном архиве.
После уведомления о предстоящем прекращении деятельности, ликвидационной комиссией или ликвидатором изучаются дела некоммерческого объединения и выявляются существующие обязательства. Затем составляется график их погашения, проводится сверка со всеми государственными фондами, налоговым и другими органами. После этого все установленные задолженности должны быть ликвидированы.
Все этапы ликвидации некоммерческой организации осуществляются строго в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и ее уставом, например выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой организации производится ликвидатором в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.