Правила розничной торговли: введенные изменения
Правила розничной торговли отредактировали в соответствии с реалиями нашего времени
Несмотря на то, что изданный документ полностью отменяет действие старых норм, обязательств и прав, в его содержании присутствует большая часть положений, прописанных в предыдущей версии правил.
В постановлении регламентируются основные права потребителей в вопросе приобретения чего-либо в розницу и обязательства продавцов по вопросам доведения информации о продукции до покупателя, печати кассовых или выписки товарных чеков, взвешивания и т.д.
Однако в содержании постановления присутствуют несколько новых положений, которые дополняют старые правила, а также заменяют некоторые ранее действовавшие нормы.
Новые обязательства и права:
- Второй пункт постановления. С 2024 года продавец не может препятствовать гражданам получать сведения о реализуемой продукции любым доступным способом, в том числе фотографировать витринные образцы, фиксировать допущенные нарушения путем фото или видеосъемки. Ранее этот пункт не регламентировался на уровне законодательства РФ. Компании устанавливали собственные правила по этому вопросу посредством принятия локально-нормативных актов.
- Пятый пункт постановления. При получении претензии от посетителя продавец в обязательно порядке должен ответить на его жалобу. Ранее организация имела полное право не уведомлять гражданина о результате рассмотрения оставленной им претензии.
- Седьмой пункт. Сотрудники автозаправочных станций обязаны по первому требованию покупателя сообщить ему подробные сведения о месте изготовления топлива, а также предоставить для ознакомления информацию о компании-производителе. Они должны передать эти сведения клиенту посредством предъявления паспорта качества. Устное изложение информации допускается только в том случае, если покупатель не имеет ничего против этого.
- Четырнадцатый пункт. При торговле через Интернет продавец обязан отправить покупателю подтверждение, что между ним и организацией заключается договор розничной купли-продажи, составленный согласно правилам публичной оферты. В документе должны быть отражены основные условия, а также реквизиты, по которым гражданин может идентифицировать совершенный им заказ. Подтверждение необходимо отправлять в электронной форме непосредственно при оформлении покупки, а также передавать в бумажном экземпляре при получении товара (если отправка осуществляется с помощью услуг почтовых отделений, логистических компаний или курьерской доставки, то договор следует приложить к посылке).
Также в документе более подробно разъяснены правила ведения дистанционной торговли через интернет:
- теперь получить заказанный товар может любой гражданин, знающий реквизиты договора независимо от того факта, был ли он оплачен заранее или нет, соответственно, службы доставки и курьеры теперь не вправе требовать предъявления паспорта или любого другого документа, идентифицирующего личность получателя (исключение составляют дорогостоящие товары);
- в случае необходимости возврата товара ненадлежащего качества, расходы на отправку несет продавец;
- в случае необходимости возврата по иным причинам, в которых виноват продавец или третья сторона в лице службы доставки, расходы на возврат также возлагаются на организацию, реализовавшую товар.
По обновленным правилам продавцы обязаны всегда указывать в кассовом чеке наименования реализованных товаров и их артикулы. Это касается продукции, относящейся к следующим категориям:
- технически-сложное оборудование;
- текстиль, трикотаж и другие швейные товары;
- обувь;
- животные;
- растения;
- предметы мебели.
Ознакомиться с пояснительной запиской к обновленным правилам можно на официальном интернет-портале Роспотребнадзора.
id=»chto-izmenilos-dlya-oflayn-magazinov» id=»chto-izmenilos-dlya-oflayn-magazinov» >Что изменилось для офлайн-магазинов
В магазинах разрешили фотографировать
Покупателям разрешили получать информацию о товаре любым способом, в том числе фотографировать его. Теперь магазин не вправе запретить фотографировать товар, витрины и ценники.
Основание
Книгу жалоб отменили, но отвечать на претензии всё равно обязательно
Если покупатель направит претензию, на неё обязательно нужно ответить. Претензией считается не только составленный с помощью юриста документ в двух экземплярах, но любая письменная жалоба, даже сообщение в соцсети. Сроков ответа в новых правилах нет, зато их можно найти в законе о правах потребителей. Например, в статьях 20, 21 и 22 прописаны сроки ответов для разных ситуаций.
Книгу отзывов и предложений сделали необязательной. Но её не запретили, поэтому можно книгу можно оставить в магазине. Например, в ней недовольный покупать напишет претензию, не отходя от кассы. И магазину не придется потом искать эту жалобу в Фейсбуке.
Основание
Андрей Лихачев, руководитель юридической компании «Хелп Консалтинг»:Теперь книга жалоб и предложений стала необязательной. Взамен этому предусмотрена безусловная обязанность магазина отвечать на письменные претензии, направленные в его адрес. Срок для ответа в самом документе не установлен, поэтому целесообразно обращаться к общим правилам, регулирующим данную сферу, закрепленным в законе о защите прав потребителей.
Продавцы могут не обменивать технически сложные товары
К перечню товаров, не подлежащих обмену — зубные щетки, бытовая химия, нижнее белье — добавили технически сложные товары бытового назначения. Это компьютеры, смартфоны, бытовая техника с гарантийным сроком более 12 месяцев.
Основание
Ещё магазинам разрешили не предоставлять покупателям аналогичный товар на время ремонта ювелирных изделий или приборов для приготовления пищи.
Основаниепункты 4 и 6 «Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование о безвозмездном предоставлении товара на время ремонта»
Теперь не обязательно помогать покупателям грузить крупногабаритные товары в их автомобили. Такого требования в правилах больше нет, поэтому погрузка покупок стала заботой ваших клиентов. Но если хотите помочь покупателю, чтобы повысить его лояльность, никто вам это не запретит.