СОДЕРЖАНИЕ РЕЕСТРА ВОИНСКОГО УЧЕТА
Это следующие сведения о гражданах:
- фамилия, имя, отчество (при наличии);
- дата рождения;
- пол;
- о документе, удостоверяющем личность, вкл. вид, серию, номер, дату выдачи, наименование или код выдавшего органа;
- СНИЛС (при наличии);
- ИНН;
- место жительства и/или пребывания, в т. ч. не подтвержденные регистрацией;
- наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;
- код и наименование военного комиссариата, в котором состоит на учете;
- о постановке на воинский учет или снятии с него;
- о факте выдачи документа воинского учета;
- о трудовой деятельности, вкл. сведения о работодателе;
- о прохождении обучения, вкл. сведения об образовательной организации;
- о состоянии здоровья (в объеме, установленном Правительством РФ);
- код записи о гражданине в государственном информационном ресурсе;
- признак наличия оснований для предоставления отсрочки или освобождения от призыва на военную службу;
- иные сведения, определенные Правительством РФ.
В Реестре воинского учета военкоматы обеспечивают учет сведений:
- о направлении повесток;
- получении повесток;
- явке/неявке по повесткам, в т. ч. о подтверждении уважительных причин неявки;
- применении временных мер для обеспечения явки по повесткам;
- применении мер административной, уголовной ответственности при нарушении обязанностей, предусмотренных Законом 53-ФЗ;
- обжаловании гражданами отдельных решений и о результатах рассмотрения таких жалоб.
Организация воинского учета и его предназначение
Воинский учет — это система приемов и методов, с помощью которой обеспечивается регистрация всех лиц призывного возраста в единой базе данных, отражение в ней основных сведений о каждом таком лице, а также последующая актуализация этой информации. Система воинского учета позволяет компетентным органам следить за тем, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него.
Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учета, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
Для чего же конкретно нужен воинский учет, каково его предназначение? Ответ на этот вопрос можно найти в положении № 719, в п. 2 которого цель воинского учета сформулирована примерно следующим образом:
- в периоды, когда обстановка в стране спокойная, основная задача воинского учета — обеспечить выполнение воинского долга каждым призывником, т. е. своевременно следить за наполняемостью армии и препятствовать незаконному уклонению от службы;
- если же случается военный конфликт либо возникает реальная угроза безопасности страны, то с помощью механизма воинского учета уполномоченные органы должны своевременно мобилизовать военнообязанных лиц, а также обеспечить потребность госструктур в трудовых ресурсах.
ВАЖНО! Потребность в трудовых ресурсах обеспечивается путем прикрепления военнообязанных граждан, находящихся в запасе, к определенным госструктурам, чтобы при мобилизации они не были отправлены в место боевых действий, а исполняли бы определенные трудовые функции в таких госструктурах. Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике
С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18–27 лет, а с 2024 года 18-30) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего (с 2024 года 30-летего) возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719)
Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике. С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18–27 лет, а с 2024 года 18-30) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего (с 2024 года 30-летего) возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719).
ВАЖНО! Верхняя граница призывного возраста повышена до 30 лет с 2024 года (п. 1 ст
1 закона от 04.08.2023 № 439-ФЗ).
Для этого законодатель обязал всех лиц мужского пола в год, когда им исполняется 17 лет, явиться по повестке в военкомат и пройти процедуру первоначальной постановки на воинский учет, в процессе которой специальная комиссия определит, годен ли призывник к службе в армии и в какой степени (без ограничений или ограниченно годен).
ВНИМАНИЕ! Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта того года, в котором призывнику исполнится 17 лет (п. 1 ст
9 закона № 53-ФЗ). Это значит, что даже еще не достигшие по факту 17-летнего возраста призывники должны явиться в военкомат в указанные сроки, если они получили повестку.
Подробнее о первоначальной постановке на воинский учет см. в статье «Первоначальная постановка граждан на воинский учет»
За функционирование механизма воинского учета ответственность несут как крупные ведомства (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также организации (п. 5 положения № 719).
Но кто же именно осуществляет воинский учет по каждому военнообязанному? Как было указано выше, это военные комиссариаты (либо, если их нет на определенной территории, органы местного самоуправления). Но не только. Если потенциальный призывник работает в какой-либо организации, то именно она должна вести по нему воинский учет.
Пошаговую инструкцию по ведению военного учета в организации подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и переходите к Путеводителю по кадровым вопросам.
Что под собой подразумевает воинский учет в организации и для чего он нужен, расскажем далее.
Электронные повестки
В тексте законопроекта также содержится информация о новых видах оповещения призывников о необходимости их переезда в казармы. Если раньше повестку могли вручить исключительно в бумажном виде лично под роспись или через работодателя, то теперь их будут рассылать еще и через портал госуслуг. Притом повестка будет считаться врученной, как только окажется в личном кабинете пользователя, а его владельцу нужно будет прийти в военкомат в до окончания призывной кампании.
В конце марта 2023 г., когда появилась первая информация об электронных повестках, с «Госуслуг» совершенно неожиданно пропала опция удаления профиля. Как сообщал CNews, Минцифры объяснило это заботой о безопасности пользователей портала и уточнило, что удалить профиль можно через МФЦ. 9 апреля 2023 г. кнопка «Удалить профиль» вновь появилась в личном кабинете на «Госуслугах».
Еще один новый способ получения повестки – посредством МФЦ. Как именно он будет реализован, в документе не прописано.
Какие повестки будут приходить на Госуслуги
Скорее всего, первые электронные повестки в 2023 году придут тем призывникам на срочную службу, которые попадут под осенний призыв этого года (не стоит также забывать о повышении призывного возраста). Однако, по словам депутата Картаполова, изменения коснутся и остальных граждан, в том числе и находящихся в запасе.
Другими словами, повестки в военкомат через Госуслуги могут быть разосланы военнообязанным для уточнения данных или для призыва на военные сборы.
После старта осеннего призыва — 2023 стало известно, что электронные повестки действительно еще не запустили. На данный момент они лишь дублируют бумажные варианты, и только в некоторых регионах. При этом военкоматы уже имеют право рассылать бумажные повестки заказными письмами по обычной почте.
НОВЫЕ СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ
С 14.04.2023 в новой редакции действует ст. 4 Закона 53-ФЗ, где перечислены обязанности должностных лиц в том числе обычных организаций по обеспечению исполнения сотрудниками воинской обязанности.
В частности, установлено, что руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица/работники организаций обязаны:
- направлять необходимые для ведения воинского учета сведения о состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных, – в течение 5 дней (ранее – 2 недели) со дня изменения соответствующих сведений, в т. ч. через Госуслуги (порядок устанавливает Правительство РФ);
- направлять в военкоматы сведения о случаях выявления не состоящих на воинском учете, но обязанных, – в течение 3 рабочих дней, в т. ч. через Госуслуги (ранее – 2 недели).
Бронирование сотрудников в «1С»
Аналогично подключению ведения воинского учета, в «1С» подключается и возможность ведения учета и
бронирования граждан на период мобилизации и на военное время. Для этого зайдите в «Настройки – Кадровый
учет» (рис.20).
Рис.20. Подключение возможности ведения учета бронирования граждан на период
мобилизации и в военное время в «1С»
Если в организации есть должности, относящиеся к летно-подъемному составу или плавсоставу, устанавливаем
соответствующие флажки. Карточка ведения учета сотрудников вновь изменится в части воинского учета (рис.21).
Рис.21. Карточка воинского учета сотрудника
Все данные по учету бронирования нужно ввести в карточку сотрудника, исходя из предоставленных документов.
Предзаполненных справочников нет.
На странице кадрового учета появится документ учета бронирования. Следует составить перечень должностей для
бронирования, каждой из которых присваивается номер. Эти данные после утверждения в военкомате вносятся в
справочник «Перечень должностей для бронирования», а затем выбираются в карточке сотрудника (рис.22).
Рис.22. Бронирование граждан в «1С»
Для оформления бронирования сотрудников необходимо в форме «Документы бронирования» создать документ
«Ходатайство о бронировании». При выборе фамилии сотрудника документ заполняется его данными из личной
карточки. Следует выбрать пункт перечня должностей для бронирования и добавить мотив ходатайства. После его
проведения появится возможность формирования печатных форм документов «Ходатайство о бронировании» (в
соответствии с перечнем (форма № 8), заполняется для группы сотрудников) и «Ходатайство об индивидуальном
бронировании» (форма № 2).
Виды и сроки отчетов (п. 32 Постановления Правительства РФ № 719)
Вид отчета | Срок сдачи отчета |
---|---|
Сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций). |
2 недели (приложение № 9 к Методическим рекомендациям Генштаба) |
Списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста. | Ежегодно, до 15 сентября (приложение № 6 к Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719) |
Списки граждан мужского пола, которым в следующем году исполняется 17 лет, а также граждан старших возрастов, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет. Вместе со списком на работников, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, предоставьте заполненную анкету (приложение № 7 к Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719). |
Ежегодно, до 1 ноября (приложение № 6 к Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719) |
Сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства или месту пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете. |
2 недели (приложение № 13 к Методическим рекомендациям Генштаба) |
Оповещение граждан о вызовах, повестках военных комиссариатов или органов местного самоуправления. |
При получении повестки |
Сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. |
В течение двух недель с даты получения запроса из военного комиссариата муниципального образования или органа местного самоуправления (приложение № 10) |
Выявлен случай, когда гражданин обязан состоять на воинском учете, но не состоит. | Не позднее 2 недель с даты, когда стала известна информация о нарушении работником законодательства о воинском учете. |
Рекомендуем уточнить в военкомате конкретный перечень документов по месту регистрации организации. Там же
следует поинтересоваться о форме карточки и отчета по форме № 6. Объясняется это тем, что правового
акта, который бы установил единую форму этих документов, нет.
Подведем итоги
В связи с текущей ситуацией в стране законодательные акты активно меняются. Поэтому необходимо отслеживать
все обновления и строить свою работу с учетом новых разъяснений.
Обязанности по повестке
Что делать в случае получения повестки?
Следует прибыть в указанные в повестке время и место (портал «объясняем.рф»). Отметим, обязанность исполнить предписание, которое указано в повестке, возникает у лица после подписания корешка о ее вручении.
Обязан ли гражданин явиться по повестке?
Да, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы (). Что касается мобилизованных, то и у них есть обязанность явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас ().
Какие еще обязанности, касающиеся повесток, есть у призывников?
К числу обязанностей Закон № 53-ФЗ также относит обязанность получать повестки военного комиссариата под расписку ().
Какие причины неявки по повестке считаются уважительными?
Их перечень перечислен в . Он включает:
- заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
- препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
- иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.
При этом причины неявки по повестке будут считаться уважительными только при условии их документального подтверждения.
Что делать, когда уважительные причины неявки пропадут?
Уважительные причины не отменяют вызов в военкомат, а лишь снимают ответственность за неявку. Поэтому по истечении действия уважительных причин граждане должны немедленно явиться в военный комиссариат (абз. 7 п. 2 обязанностей гражданина, подлежащего призыву на военную службу, ).
Ждать ли следующую повестку после того, как окончится действие уважительной причины?
Нет, в данном случае явка призывника в военкомат должна быть обеспечена незамедлительно, без дополнительного вызова (повестки) (портал «объясняем.рф»).
Обязан ли призывник явиться по повестке в сборный пункт для отправки на военную службу при обжаловании решения призывной комиссии?
Нет, до решения вышестоящей призывной комиссии или до вступления в законную силу судебного решения решение о призыве приостанавливается ().
Что делать, если повестка получена перед запланированной госпитализацией и хирургической операцией?
Необходимо явиться в военкомат и предъявить призывной комиссии документы, подтверждающие плановое хирургическое лечение. На их основании комиссия примет решение о целесообразности призыва по состоянию здоровья (портал «объясняем.рф»).
Что делать, если на момент явки по повестке паспорт призывника находится на регистрации в паспортном столе?
При явке в военкомат необязательно иметь при себе паспорт. Для удостоверения личности подойдет и военный билет (портал «объясняем.рф).
Когда повестка ни к чему не обязывает призывника?
Тогда, когда нарушены правила ее вручения, – в частности, если повестка вручена не под расписку (например, брошена в почтовый ящик), передана через соседей, родителей, друзей, коллег и т. п. – даже под их расписку. Кроме того, повестка ни к чему не обязывает призывника, если в ней не указана цель вызова в военкомат. Однако, чтобы избежать возможных проблем, при получении повестки с недостающими сведениями целесообразно позвонить в военкомат для уточнения информации.
Должен ли призывник самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат для призыва?
Нет, такой обязанности действующее законодательство не предусматривает (Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 июля 2018 г. № 89-КГ18-5, Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 июля 2018 г. № 57-КГ18-8).
Электронные повестки
К традиционным способам вручения повесток добавляется рассылка повесток в электронной форме через «портал государственных и муниципальных услуг» («Госуслуги»).
Такая повестка считается вручённой с момента её размещения в личном кабинете
То есть неважно — прочтёте вы её или нет:. Из закона следует, что появится новая база данных — Реестр воинского учёта
Для нас он важен тем, что:
Из закона следует, что появится новая база данных — Реестр воинского учёта. Для нас он важен тем, что:
- В реестре будут собираться и храниться данные о военнообязанных. Они поступят туда в том числе и от органов власти: Соцфонда, налоговой, МВД, ЦИКа, Минпросвещения, судов, медорганизаций и других, где хранятся данные граждан. У военкоматов теперь появится полная электронная картотека на каждого жителя страны.
- В реестре будут данные о выдаче повестки. От этого зависит, когда призывнику запретят выезд и когда наложат ограничения.
Данные, которые будут передаваться в военкоматы для электронного реестра воинского учёта в соответствии с новыми поправками:
- фамилия, имя, отчество;
- дата рождения;
- пол;
- данные паспорта;
- страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС);
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- место жительства и (или) место пребывания;
- наличие гражданства иностранного государства либо вида на жительство;
- код и наименование военного комиссариата, в котором гражданин состоит на учёте;
- сведения о постановке на воинский учёт или снятии с него;
- сведения о факте выдачи документа воинского учёта;
- сведения о трудовой деятельности, включая сведения о работодателе;
- сведения о прохождении обучения, включая сведения об образовательной организации;
- сведения о состоянии здоровья;
- код записи о гражданине в государственном информационном ресурсе;
- признак наличия у гражданина оснований для предоставления отсрочки или освобождения от призыва на военную службу.
Отправленные военкоматом повестки в автоматическом режиме будут копироваться в общедоступный реестр повесток. Благодаря ему любой гражданин сможет проверить — направлялась ли ему повестка. В реестре будут храниться копии повесток, а также сведения о военном комиссариате, дате, когда повестка считается вручённой, когда нужно прийти в военкомат и т. д.
Итак, повестки теперь будут следующих видов:
- письменные под расписку,
- направленные по почте заказным письмом с уведомлением о вручении,
- в электронном виде.
Повестка считается вручённой:
- сразу — при вручении лично,
- в день доставки заказного письма,
- в момент её размещения в личном кабинете на «Госуслугах»,
- по истечении 7 дней с даты её размещения в реестре повесток (если не удастся вручить никакими другими способами).
Даже если вы спрятались от сотрудников военкомата в глухой деревне без сотовой связи и интернета, а перед этим ещё и удалили свой профиль на «Госуслугах», это вам всё равно не поможет. Закон предполагает, что призывник или военнообязанный (это особенно актуально в случае новой мобилизации) должны сами проверять информацию о себе в реестре повесток.
Учитывайте, что повестки будут доставлять не только по месту регистрации, но и по месту фактического пребывания и работы.
Дистанционное общение
Постановка на воинский учёт/снятие с него, а также внесение изменений в документы, могут проходить без личной явки в военкомат.
Это значит, внести военнообязанного в реестр учёта могут и без него. Особенно актуально для тех, кто недавно получил гражданство РФ и не встал на учёт в военкомате.
Снятие с учёта коснётся главным образом тех, кто выбывает из запаса при достижении предельного возраста (зависит от воинского звания). Напомним, для снятия с учёта при смене места жительства в военкомат по-прежнему придётся идти лично.
Через «Госуслуги» (без посещения военкомата) можно будет сообщить об изменении личных данных:
- семейного положения,
- образования,
- места работы (учёбы) или должности,
- сведений о переезде на новое место пребывания,
- выезде из России на срок более 6 месяцев.
Работодатели, на которых также лежит обязанность по привлечению граждан к воинской службе, теперь могут оповещать их о вызове военных комиссариатов также в электронном формате.
Суть нового закона в следующем:
- власти будут обладать всеми данными о военнообязанных,
- скрыться от повесток никому не удастся — даже если вы её не видели, государство будет считать, что вручило её,
- получив повестку, избежать призыва будет крайне сложно,
- снятие ограничений не спасут от армии,
- закон касается призыва не только на срочную службу, но и при необходимости — по мобилизации.
Возможность пройти альтернативную гражданскую службу остается?
В соответствии с 59-й статьей Конституции, в случае, если убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, призывник имеет право заменить ее альтернативной гражданской службой.
Чтобы реализовать этот вариант, нужно сформулировать свои убеждения, изложить их в виде заявления в военкомат. Нужно приложить к этому заявлению автобиографию и характеристику с места работы или учебы и этот пакет документов отдать в свой военкомат для того, чтобы военный комиссар передал его в призывную комиссию на рассмотрение заявления по существу.
Дальше призывная комиссия рассматривает заявление и принимает решение. Все будет зависеть от серьезности убеждений, которые гражданин описывает. Он должен обосновать их. Фактически это презентация своих убеждений. Сделать это сложно. Человек должен испытывать глубокие убеждения, которые формируются в течение длительного периода под воздействием внешних факторов. Обмануть сложно, потому что в призывной комиссии сидят не идиоты и могут распознать, если человек неискренен.
Новость по теме
Глава Минцифры рассказал, когда создадут единый реестр военнообязанных
Если комиссия одобрит заявление, то вас направят на медицинское освидетельствование. Если проблем со здоровьем не выявят, то через полгода начнется альтернативная гражданская служба, которая проходит, как правило, в государственных или муниципальных организациях. Обычно это социальная сфера: интернаты, дома для престарелых, больницы, госпитали. Полный перечень можно найти на сайте Роструда. Распределением занимается само ведомство.
На вас распространяются все формы и гарантии трудового законодательства: зарплата, социально-трудовые гарантии, отпуска, больничные — все как у обычного работника. Единственное, вы не сможете уволиться. Можно, в принципе, поменять место службы, но это довольно сложно.
Если военная служба длится год, то альтернативная гражданская – 1 год и 9 месяцев. Нужно понимать, что в этот период включены выходные, праздники, отпуска. Фактически работать вам придется тот же год, который проходит на военной службе. Платит работодатель. Уровень зарплаты для альтернативщиков остается на самом минимальном уровне. Больших денег вы там не заработаете, но уберечь себя сможете. Кроме того, если у вас нет места для проживания, вам должны предоставить общежитие.