Какие изменения готовятся
1. Увеличение размера штрафов
Одним из главных изменений будет увеличение размера штрафов для заказчиков. Ранее установленные суммы штрафов будут пересмотрены вверх в соответствии с новыми требованиями и нормативами.
3. Штрафы за недостаточную прозрачность
Другим важным изменением будет введение штрафов за недостаточную прозрачность. Заказчики будут обязаны предоставлять полную информацию о своих действиях в рамках закупочного процесса. Нарушение правил прозрачности может повлечь за собой наложение штрафов.
4. Введение таблицы штрафов
Для большей ясности и доступности информации о штрафах, планируется введение таблицы штрафов, которая будет содержать детальную информацию о суммах штрафов в зависимости от конкретных нарушений. Это позволит заказчикам быть более осведомленными о возможных последствиях нарушений.
5. Стимулирование выплаты штрафов
Для улучшения соблюдения штрафов и повышения эффективности их взыскания, планируется внедрение механизмов стимулирования. Заказчики, осуществляющие своевременную оплату штрафов или устранение нарушений, могут рассчитывать на снижение суммы штрафа или иные привилегии.
6. Система предупреждений
Особое внимание будет уделено предупреждениям о нарушениях. Заказчики будут получать предупреждения о неправильных действиях и нарушениях, что поможет им исправить ошибки и избежать наложения штрафов
В целом, ожидаемые изменения в штрафах по 44-фз для заказчиков в 2024 году направлены на повышение ответственности заказчиков и обеспечение более эффективной работы в сфере государственных закупок. Это поможет создать более справедливую и прозрачную систему, в которой заказчики будут более внимательны к соблюдению требований и сроков.
Снижение неустойки по 44-ФЗ
Существует несколько правил, следуя которым, вы значительно снизите риск предъявления требования о выплате неустойки:
- Внимательно изучите контракт, бывает, что исполнение контракта должно быть двухсторонним, например, заказчик не отправил вовремя заявку на поставку оборудования или строительных материалов;
- Если возникает хотя бы малейшая возможность того, что контракт не будет исполнен, необходимо срочно готовить письмо заказчику с предупреждением;
- Необходимо договариваться о том, чтобы все контрагенты заранее готовили счет фактуры и иные закрывающие документы;
- Заранее направляйте все необходимые документы второй стороне по контракту, поскольку ошибки допускают даже самые лучшие сотрудники, поэтому всегда будет лучше если у вас будет время на исправление собственных ошибок.
Неустойка начисляется на всю сумму по договору за вычетом суммы фактически исполненных обязательств по контракту. Но не стоит пугаться, существует реальная возможность снижения пеней до минимально установленной. Дело в том, что заказчики применяют в своих расчетах формулы установленные законодателем по умолчанию. Но необходимо рассчитывать также согласно ставки рефинансирования ЦБ, следовательно, разница в расчетах бывает колоссальной. Также стоит отметить, что если размер процентов будет явно несоразмерен с суммой, указанной в контракте, в таком случае суд обязан будет уменьшить размер взыскиваемых процентов.
Штрафы для поставщиков
Наиболее крупный штраф предусмотрен для тех поставщиков, которые отказываются от подписания договора, если при этом объект контракта – оборонные товары, не имеющие аналогов, или поставщик – единственный, кто может обеспечить поставку товаров для оборонки в нужном объеме.
В этом случае штрафы устанавливают для должностных и для юридических лиц. Предприятию или компании придется заплатить до 1 млн. руб.
Поставщик обязан предоставить именно те товары, о которых идет речь в договоре. Например, нельзя передавать заказчику изделия, год которых отличается от установленного контрактом. В зависимости от тяжести нарушения предусмотрен штраф в размере от 5 до 15% от стоимости невыполненных обязательств.
Можно ли снизить или оспорить административные штрафы по 44-ФЗ
Административные штрафы, предусмотренные 44-ФЗ, могут быть значительными и негативно сказываться на финансовом состоянии заказчика. Однако существуют определенные возможности для снижения или оспаривания таких штрафов.
Снижение административных штрафов
Для снижения административных штрафов по 44-ФЗ можно применять следующие подходы:
- Анализ юридической базыНеобходимо тщательно изучить законодательство и нормативные акты, на которые ссылается 44-ФЗ. В некоторых случаях можно найти основания для оспаривания или снижения штрафов, так как их размер может быть установлен не справедливо или несоответствовать реальному ущербу.
- Предоставление обоснованных документовПри оспаривании штрафов необходимо предоставить все необходимые документы, подтверждающие неправомерность или незаконность наложения штрафа. Это могут быть, например, акты проверок, экспертные заключения или другие доказательства.
- Обращение в судВ случае отказа в оспаривании штрафа управленческими органами, заказчик имеет право обратиться в суд с соответствующим иском. При этом следует представить все необходимые доказательства и аргументы в пользу снижения или отмены штрафного решения.
Оспаривание административных штрафов
Для успешного оспаривания административных штрафов по 44-ФЗ следует учесть следующие моменты:
Соблюдение сроковВажно обратить внимание на сроки подачи жалобы или иска в суд. Их пропуск может быть основанием для отклонения требований заказчика.
Компетентность юристаДля эффективного оспаривания штрафов полезно обратиться к опытному и квалифицированному юристу, который хорошо разбирается в законодательстве и имеет опыт работы с делами такого рода.
Аргументация и доказательстваПри подаче жалобы или иске необходимо представить убедительные аргументы и доказательства в пользу оспаривания или снижения штрафа
Это могут быть, например, письменные свидетельские показания, фото- или видеоматериалы, экспертные заключения и т.д.
Правильная формулировка исковых требованийОчень важно оформить исковое заявление в соответствии с требованиями законодательства и указать все необходимые сведения о случае и причинах оспаривания штрафа.
Обновление статьи о штрафах
Минфин планирует обновить данные о штрафных санкциях в сфере государственных закупок по проекту кодекса административных правонарушений (КоАП РФ), которые планируется вывести в законодательно-правовой оборот начиная с 1 января 2021 года.
В 2020 году ответственность по 44-ФЗ наступает как для заказчиков, так и для участников закупочных процедур и составляет:
- 10 процентов от номинальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не превышающей 50000 рублей для участников;
- от 1000 рублей для участников имеющих статус СМП или СОНКО, но не превышающей 5000 рублей;
- от 5 процентов от НМЦК, но не превышающих 500000 рублей для организаторов торгов, согласно действующему КоАП РФ.
В целом перечень измененных пунктов, предусматривающих штрафные санкции, выглядит следующим образом:
- нарушение требований, установленных законом 44-ФЗ, во время постановления решения о способе определения победителя аукциона;
- несоблюдение достаточного обеспечения госзакупок в информационном плане;
- штрафы за нарушение порядка проведения закупочной процедуры;
- штрафы, предусмотренные за несоблюдение сроков возврата финансовых средств, а также блокировки операций по гарантийному специальному счету для получения обеспечения контракта;
- нарушение порядка проведения закупочных процедур, публикуемых на электронных торговых площадках (ЭТП);
- несоблюдение норм заключения, а также произвольное изменение государственного контракта;
- нарушение сроков и условий оплаты полученных товаров, услуг и работ;
- несоблюдение норм проведения госзакупок отдельными разновидностями юридических лиц;
- отказ либо уклонение победившего участника от заключения или исполнения контракта по гособоронзаказу (ГОЗ);
- штрафы за несоответствие поставляемых товаров, произведенных работ либо услуг, направленных в интересах государственной обороны;
- штрафы, предусмотренные за перераспределение либо ликвидацию производственных ресурсов, обеспечивающих контракты ГОЗ;
- нарушение целевого использования бюджетных средств, направленных на удовлетворение нужд ГОЗ;
- несоблюдение правил ведения раздельного вида учета в финансовой и хозяйственной деятельностях;
- штрафы, предусмотренные за необоснованное завышение цен при исполнении контрактов ГОЗ;
- нарушение условий госконтракта с ГОЗ, включая недостаточный уровень информирования;
- штрафы для финансовых организаций и банков, проводящих операции, запрещенные в сфере государственного оборонного заказа, а также неисполнение финансовых обязанностей при банковском сопровождении;
- несоблюдение норм публикации данных в системе ЕИС, а также неверное указание цен на типовые товары, как в гражданской, так и в оборонной сферах.
Виды штрафов
Согласно Федеральному закону 44 существует большое количество случаев, когда заказчик или поставщик нарушали свои обязательства по договору, не выполняли свою работу или выполняли ее некачественно, опаздывали со сроками и т. д. Для таких случаев существует система административных штрафов по 44 ФЗ. Поставщик может предоставить заказчику некачественный товар, в разбитой или сломанной таре, меньшего количество, чем было оформлено в заявке и т. д. Заказчик же может задержаться со сроками оплаты или отказаться платить вообще. В таких случаях стоит обратиться к противоположной стороне с просьбой исправить нарушения и только в случае отказа обращаться в органы за привлечением к ответственности. Часто такие лица просто не знают, что эта сфера регулируется законодательством, поэтому рекомендуется изучить штрафные санкции по 44 ФЗ.
Вид и категория штрафа зависит от тяжести совершенного преступления. Стороны могут понести:
- Дисциплинарную ответственность;
- Уголовную ответственность;
- Административную ответственность;
- Гражданско-правовую ответственность.
Кроме наложения штрафных санкций органы могут прийти к решению о возмещении нарушившей стороной убытков и компенсации за ущерб.
Нарушение по контрактной системе
Ответственность за нарушение по контрактной системе различается в зависимости от ситуации и цены контракта. Штраф за неисполнение контракта по ФЗ 44 рассчитывается в соотношении процента от цены. Последняя редакция закона затронула вопрос о государственных закупках, являющийся самым актуальным на сегодняшний день.
Согласно представленным изменениям ответственность за нарушения несут:
- Заказчик и поставщик;
- Оператор электронной площадки (особенно в случае выдачи конфиденциальной информации клиента);
- Сотрудники государственных и федеральных органов;
- Организации со специализацией закупок;
- Работники комиссий по государственным закупкам.
Самыми распространенными нарушениями по Федеральному закону 44 считаются:
- Невыполнение обязательств по договору до назначенного срока;
- Формы документов и других бумаг, заполненные не по законодательным нормам или несоблюдение формальных норм закона;
- Невыполнение обязательств, некачественное или неполное выполнение обязательств.
В случае выявления таких нарушений стороне предъявляется документ о начислении пени. Нарушителю дается срок на исправление и в случае просрочки пеня повышается. Пострадавшая сторона имеет право разорвать контракт в одностороннем порядке.
Для заказчика
Согласно ФЗ 44, на сегодняшний день денежная сумма штрафов регулируется Кодексом Российской Федерации об Административных Правонарушениях, статьями 7.29 — 7.32.1. Штрафы для заказчиков описаны в статьях 7.29 — 7.29.3. В случае если есть возможность совершенной ошибки или противоположная сторона считает, что заказчик нарушает закон, рекомендуется свериться с ФЗ 44 и перечисленными выше статьями КоАП.
Любое нарушение контракта заказчиком будет рассматриваться как ситуация для наложения административной ответственности. Самым незначительным нарушением считается просрочка возврата денежных средств на 3 дня, за это нарушение начисляется штраф в 5 тысяч рублей. Самым крупным нарушением считается отказ поставщика от заключения оборонного заказа с Вооруженными Силами РФ, это нарушение исчисляется в один миллион рублей.
Ответственность за нарушение сроков
Штрафы по 44 ФЗ за нарушение сроков оплаты по контракту растут в размере с каждым днем после просрочки и нарушитель обязан выплатить всю накопившуюся денежную сумму. Также сумма штрафа, кроме сроков, сильно зависит от вида контракта. Если случилась просрочка договора в разных категориях контракта, сумма штрафа будет разной.
В случае, если просрочка не превысила два дня, но предмет договора был — поставка государственного оборонного заказа, то штраф может превысить 30 тысяч рублей. Но в случае обычного заказа у поставщика, при просрочке не более двух дней, штраф будет составлять только 3 тысячи рублей. За просрочку блокировки, операторам электронных площадок начисляется штраф в размере 15 тысяч рублей. Также зависит и от того, является ли нарушитель юридическим лицом. При просрочке в один рабочий день, при незначительном нарушении, как нарушение порядка подачи документов, юридическое лицо могут оштрафовать на 50 тысяч рублей.
Когда взыскивают штрафы и пени?
44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:
- Ненадлежащее исполнение контракта, за которое заказчик требует штраф;
- Просрочка исполнения, за которую начисляет пени, или неустойку.
Ненадлежащее исполнение — значит, ваш товар или услуга не соответствует параметрам из контракта. Например, если заказчик указал, что автомобильные шины должны быть текущего года выпуска, то прошлогодние он имеет право не принять. То же самое с просрочкой — нельзя выходить за сроки, указанные в контракте.
Внести изменения в значимые условия контракта по 44-ФЗ нельзя. Если вы начали выполнять подписанный контракт с нарушением графика, заказчик начислит пени. Если просрочка произошла по вашей вине, придется оплатить, если нет — можно оспорить.
Как насчитывают пени и штрафы?
Размер пени за просрочку и штрафов за различные нарушения индивидуален. Пени и штрафы в контрактах, заключенных до 9 сентября 2017 года, считают по формулам, которые прописаны в постановлении правительства от 25.11.2013 № 1063. Для закупок, опубликованных после 9 сентября 2017, действуют новые правила из постановления правительства от 30.08.2017 № 1042.
Старые правила расчета пени
Посмотрим на примере, как рассчитывают пени. Цена контракта — 500 тыс. руб., срок исполнения контракта — 20 дней. Поставщик не исполнил контракт вовремя, просрочка — 12 дней.
- Сначала определяем коэффициент К по формуле К = (ДП/ДК) х 100%, где ДП — количество дней просрочки, ДК — срок исполнения обязательств.К = (12 / 20) x 100% = 60%.
Если К = 0-50%, то ставка 0,01 ставки рефинансирования
Если К = 50-100%, то ставка = 0,02 ставки рефинансирования
Если К = 100% и больше, то ставка = 0,03 ставки рефинансирования - Затем рассчитываем ставку по формуле С = Сцб х ДП, где Сцб — ставка рефинасирования ЦБРФ на дату уплаты пени, определяемой с учетом коэффициента К, а ДП — количество дней просрочки.Сейчас размер ставки ЦБРФ — 10%. Значение К попадает в диапазон «50-100%», поэтому в формуле расчета Сцб берем 0,02 от ставки рефинансирования. Получаем С = (0,10 x 0,02) x 12 = 0,024
- Наконец, вычисляем пеню по формуле П= (Цк — В) х С, где Цк — цена контракта, В — стоимость уже выполненных обязательств,а С — размер ставки:Цк = 500 000 руб.,В = 0, т.к. контракт не был исполнен даже частично,С = 0,024
Пеня = (500 000 руб. – 0 руб.) x 0,024 = 12 000 руб.
Если поставщик исполнил контракт частично, то при расчете пени это учитывают в формуле. Например, стоимость поставленных товаров — 200 тыс. руб.:
Пеня = (500 000 руб. — 200 000 руб.) x 0,024 = 7 200 руб.
Новые правила расчета пени
С 9 сентября 2017 сложные формулы не используют. За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. Цена должна быть уменьшена на сумму уже выполненных работ. Если в контракте есть этапы исполнения, неустойка начисляется исходя из цены этапа, а не всего контракта. Общая сумма неустойки для заказчика или поставщика не может превышать цену контракта.
Старые правила расчета штрафов
Штраф за все нарушения — это фиксированная сумма, которая зависит от цены контракта.
НМЦ (в руб.) | 3-50 млн | 50-100 млн | >100 млн | |
% штрафа | 10 | 5 | 1 | 0,5 |
Новые правила расчета штрафов
Сумма штрафов в контрактах до 100 млн рублей не изменилась, но в закупках больше этой суммы штрафы теперь ниже.
НМЦ (в руб.) | 3-50 млн | 50-100 млн | от 100 до 500 млн | от 500 млн до 1 млрд | от 1 до 2 млрд | от 2 до 5 млрд | от 5 до 10 млрд | > 10 млрд | |
% штрафа | 10 | 5 | 1 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,25 | 0,2 | 0,1 |
Штрафы за некачественное исполнение контракта гораздо больше, чем пени за просрочку. Если срок контракта подходит к концу, а вы не успеваете выполнить работу качественно, то лучше исполнить контракт с просрочкой, но качественно. Так вы потеряете меньше денег.
Размеры штрафов и пеней по 44-ФЗ в 2024 году
Штрафы и пени по 44-ФЗ играют важную роль в контроле и регулировании закупок. Они представляют собой денежные санкции, которые могут быть наложены на заказчика или участника контракта в случае нарушения их обязательств. В 2024 году вступили в силу новые изменения по 44-ФЗ, влияющие на размеры штрафов и пеней.
Размеры штрафов и пеней по 44-ФЗ определяются в соответствии с законодательством и правилами закупок. В случае нарушения обязательств заказчика или участника контракта, им может быть применена пеня или штраф. Заказчик может быть обязан выплатить пени участнику контракта, если он не смог выполнить свои обязательства в установленный срок.
Изменения в размерах штрафов и пеней по 44-ФЗ в 2024 году могут быть связаны с последними изменениями в правилах закупок. В случае нарушения участниками контракта правил закупок, им может грозить ответственность в виде штрафа или пеней. Новые изменения вправилах и размерах штрафов и пеней по 44-ФЗ являются важным фактором для всех участников закупок.
Таблица штрафов и пеней по 44-ФЗ на 2024 год содержит информацию о размерах штрафов и пеней, которые могут быть наложены на заказчика или участника контракта в случае нарушения обязательств по 44-ФЗ. В случае невыплаты штрафа или пени, контракт может быть расторгнут, а участники контракта могут быть исключены из процедуры закупки.
Штрафы и пени по 44-ФЗ с последними изменениями
Согласно закону 44-ФЗ, за нарушения правил государственных и муниципальных закупок предусмотрена ответственность в виде штрафов и пеней. Штрафы и пени рассчитываются в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракту и направляются на обеспечение исполнения обязательств участниками закупок. Штрафы по 44-ФЗ могут быть наложены как в процессе заключения контракта, так и после его подписания или продления.
- Штрафы в процессе заключения контракта
С момента вступления в силу новых правил по закупкам с использованием единой информационной системы заказчиков (ЕИС), ранее применимые штрафы за нарушение требований к организации переговоров и запроса котировок, были изменены. Теперь законом предусмотрена ответственность в виде штрафов за несоблюдение требований к организации запроса котировок.
К примеру, если заказчик не разместит запрос котировок в срок или не установит его на официальном сайте, он обязан выплатить штраф 1000 рублей за каждый час задержки. Если такой запрос не был размещен в течение 24 часов с момента предоставления ему участниками закупок необходимых сведений, штраф может составить до 10% размера контракта.
- Штрафы и пени после подписания контракта
По новым правилам 44-ФЗ, штрафы и пени наложены на предусмотренные контрактом обязательства и могут быть рассчитаны в случаях нарушений сроков исполнения, качества товаров или услуг, невыполнения обязательств по авансированию и неустойке.
Примеры штрафов и пеней:
— Исполнение контракта с нарушением качества товаров или услуг: штраф в размере 1% от стоимости некачественной части контракта.
— Авансирование несвоевременно или в недостаточном объеме: штраф в размере 1% от невыплаченной суммы аванса за каждый день просрочки, но не более 10% размера аванса.
Оспорить наложение штрафов и пеней по 44-ФЗ можно в соответствии с требованиями КОАП РФ или на основании заключений нормативно-методических комиссий (НМЦК) или арбитражных судов.
- Изменения в штрафах и пенях по 44-ФЗ в 2024 году
В 2024 году были внесены изменения в размеры и способы возложения штрафов и пеней по 44-ФЗ. Были сокращены размеры штрафов и недоразумений в некоторых случаях. Также были установлены новые правила и условия, предусмотренные изменениями в законе.
— Увеличение сроков для обжалования решений НМЦК и арбитражных судов в случае наложения штрафов и пеней по 44-ФЗ.
— Включение в общие правила закупок ограничения на участие в конкурсах для участников, имеющих задолженности по штрафам и пеням по 44-ФЗ.
— Определение сроков действия заключенных контрактов по 44-ФЗ в зависимости от их исполнения и продления на определенные сроки.
Таким образом, штрафы и пени по 44-ФЗ являются важным средством обеспечения исполнения обязательств участниками государственных и муниципальных закупок. Законодательство предусматривает четкие правила и условия наложения штрафов и пеней, а также возможность оспорить их в соответствии с установленным порядком.
Штрафы по 44-ФЗ: таблица 2024 года
Таблица штрафов по 44-ФЗ на 2024 год
Нарушение
Норма КоАП
Штраф
Невыполнение обязательств по контракту
Статья 19.7, часть 1
От 5000 до 10000 рублей
Невыполнение обязательств по контракту с авансированием
Статья 19.7, часть 2
От 10000 до 20000 рублей
Невыполнение обязательств по контракту с авансированием, когда стоимость товарного запаса за минусом аванса превышает установленную законодательством стоимость
Статья 19.7, часть 4
От 20000 до 50000 рублей
Отменить свою позицию по контракту без уважительных причин или поставить товар ненадлежащего качества
Статья 19.7, часть 5
От 30000 до 100000 рублей
Отсутствие предусмотренной контрактом условия возможности участия в запросе ценовых котировок или отказ от доработки и предоставления запрашиваемых документов
Статья 19.7, часть 6
От 50000 до 200000 рублей
Отсутствие предусмотренной контрактом условия возможности участия в запросе предложений или отказ от доработки и предоставления запрашиваемых документов
Статья 19.7, часть 7
От 50000 до 200000 рублей
В таблице представлены основные примеры штрафов по 44-ФЗ на 2024 год. Нарушители могут заплатить штраф в размере, указанном в таблице, в зависимости от характера нарушения правил госзакупок.
Помимо штрафов, внесены изменения в систему начисления пени. Если ранее пени начислялись только по решению суда, то теперь их начисление будет происходить автоматически. Также увеличена ставка пени по контракту со 2% до 3%. Это стало возможным после внесения изменений в КоАП и принятия новых правил государственных закупок.
Штрафы и пени за нарушение правил закупок по 44-ФЗ
Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) вводит механизмы ответственности для заказчиков, которые нарушают правила закупок. Эти механизмы включают в себя штрафы и пени, которые должны быть уплачены в случае нарушения законодательства.
Штрафы и пени для заказчиков:
- Штрафы за нарушение сроков публикации извещений о проведении закупки;
- Штрафы за нарушение сроков предоставления документов о закупке;
- Штрафы за нарушение процедуры открытого конкурса;
- Штрафы за нарушение процедуры запроса котировок;
- Штрафы за нарушение процедуры запроса предложений.
Примеры штрафов и пеней:
Вид нарушения | Размер штрафа или пени |
Не публикация извещения о проведении закупки в установленный срок | От 1% до 5% от стоимости закупки |
Не предоставление документов о закупке в установленный срок | От 0,1% до 1% от стоимости закупки |
Нарушение процедуры открытого конкурса | От 3% до 10% от стоимости закупки |
Нарушение процедуры запроса котировок | От 2% до 8% от стоимости закупки |
Нарушение процедуры запроса предложений | От 2% до 8% от стоимости закупки |
Штрафы и пени за нарушение правил закупок по 44-ФЗ представляют собой важный аспект контрактной системы в сфере закупок. Они призваны обеспечить исполнение законодательства и соблюдение процедур во время проведения закупок. Размеры штрафов и пеней зависят от характера и серьезности нарушения, и строго регламентированы законодательством. Заказчики должны быть готовы к уплате штрафов и пеней в случае нарушения правил закупок по 44-ФЗ.
Когда участники закупок могут не платить пени
В рамках исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, участники закупок имеют свои обязательства перед заказчиком. Однако, существуют ситуации, когда участники могут быть освобождены от уплаты пеней за нарушения правил закупок.
По 44-ФЗ за нарушение правил закупок участнику грозит штраф в виде пени. Однако с изменениями в законодательстве, размеры пеней могут быть изменены. За последние годы были внесены изменения в таблицу штрафов и пеней по 44-ФЗ, что может повлиять на суммы пени за нарушения правил.
В случае нарушения правил закупок и обязательств по контракту, участнику закупок может быть начислена пеня. Однако, если участник докажет, что нарушение произошло не по его вине или были объективные причины, по которым он не мог выполнить свои обязательства, заказчик может отказаться от начисления пени.
Таким образом, не во всех случаях участники закупок обязаны платить пени за нарушения правил
Важно доказать, что нарушение было непреднамеренным и обусловлено объективными обстоятельствами, чтобы избежать ответственности перед заказчиком
Пеня за нарушение обязательств по контракту
Важно отметить, что пеня может быть предусмотрена в договоре как фиксированная сумма или в виде процентов от стоимости нарушенных обязательств. Также пеня может быть установлена в виде неустойки за просрочку исполнения или за определенные нарушения сроков или условий контракта
Процедура взыскания пени:
- Сторона, пострадавшая от нарушения контракта, должна составить претензию, в которой описать нарушения, указать сумму пени и предложить противоположной стороне исправить ситуацию в течение определенного срока.
- Если противоположная сторона не исправляет нарушения в установленный срок или отказывается уплатить пеню, пострадавшая сторона может обратиться в суд.
- Суд рассмотрит иск о взыскании пени, и в случае признания нарушения обязательств, суд может вынести решение о взыскании пени в соответствии с требованиями и договором между сторонами.
Санкции за неуплату пени:
Если нарушитель не уплачивает пеню в установленные сроки, могут быть применены следующие санкции:
- Штрафные санкции, предусмотренные законодательством, включая штрафы, удвоение пени или установление процентной ставки за каждый день просрочки.
- Запрет на участие в государственных закупках или на получение государственных и муниципальных контрактов.
- Признание нарушителя ненадлежащим поставщиком и его исключение из реестра поставщиков.
Санкция | Характеристика |
---|---|
Штрафные санкции | Установлены законодательством и включают штрафы, удвоение пени или применение процентной ставки за просрочку. |
Запрет на участие в госзакупках | Нарушитель может быть лишен возможности участвовать в государственных закупках или получать государственные и муниципальные контракты. |
Исключение из реестра поставщиков | Нарушитель может быть признан ненадлежащим поставщиком и исключен из реестра. |
Ответственность заказчика за нарушения по 44-ФЗ
В соответствии с законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) заказчик несет ответственность за нарушения, совершенные им в процессе закупок. Нарушения могут повлечь за собой различные последствия, включая штрафные санкции.
Виды ответственности заказчика:
- Штрафные санкции: Законом предусмотрены штрафы для заказчика в случае нарушения его обязательств. Размер штрафа определяется в зависимости от характера нарушения и может составлять определенную сумму или процент от стоимости закупки.
- Приостановление деятельности: В случае систематических нарушений законодательства о закупках, заказчику может быть применена мера административного приостановления его деятельности в сфере государственных и муниципальных закупок.
- Ликвидация юридического лица: Если заказчик является юридическим лицом и допускает грубые и систематические нарушения закона, может быть принято решение о его ликвидации.
Штрафы по 44-ФЗ для заказчиков:
Вид нарушения | Размер штрафа |
---|---|
Нарушение сроков размещения извещения о закупке | Не менее 1% и не более 30% от начальной (максимальной) цены контракта |
Недостоверность информации в извещении о закупке | Не менее 0,5% и не более 5% ранее объявленной начальной (максимальной) цены контракта |
Нарушение требований к размещению извещения о закупке на Едином портале | От 10 000 до 50 000 рублей |
Нарушение требований к оформлению документации о закупке | Не менее 0,5% и не более 5% стоимости контракта |
Штрафные санкции являются мерой ответственности, направленной на поддержание законности и прозрачности в сфере государственных и муниципальных закупок. Заказчикам следует проявлять бдительность и соблюдать все требования, чтобы избежать неприятных последствий, связанных с нарушением законодательства.
Какие бывают штрафы по 44 ФЗ
Далеко не всегда участники тендеров действуют строго в рамках установленных законодательством правил. Часто встречаются случаи, когда сами заказчики или поставщики услуг не выполняют взятые обязательства.
В этом случае КоАП (Кодекс об административных нарушениях) предусматривает пени и некоторые другие административные взыскания в отношении нарушителя. Встречаются два наиболее распространенных вида нарушений:
- неполное исполнение условий контракта, за что заказчик вправе требовать неустойку (товар либо услуга не совпадает с тем, что было указано в договоре);
- срыв сроков исполнения, за что также накладывается взыскание (если просрочка произошла по вине поставщика, а не заказчика).
Размеры штрафов устанавливают в зависимости от степени нарушения.
Как оспорить наказание
Поставщикам важно помнить, что хоть заказчик и выставляет штрафы, решение об их назначении принимает не он, а контролирующие органы. Пени пересмотру не подлежат, даже если стороны договорятся, что подрядчик исправит недостатки, а продавец допоставит необходимый заказчику товар
Но есть и исключительные ситуации, когда за нарушения не штрафуют вовсе:
- Закупка проводилась только у одного поставщика, сумма контракта меньше 100 тыс. руб., а заказчик занимается культурными, спортивными мероприятиями или предоставляет медуслуги населению.
- Штрафов не будет, если поставщик не смог выполнить обязательства из-за форс-мажора — природных бедствий, эпидемии болезни, внезапно развернувшейся войны и т.п.
- Если поставщик не смог исполнить контракт по вине второй стороны договора — заказчика. Так бывает, если сроки выполнения работ в гостендере занижены или предъявлены избыточные требования к качеству товара, чтобы искусственно ограничить число конкурентов и отдать контракт определенному поставщику.
Жаловаться в органы ФАС на необоснованное ограничение конкуренции поставщик может только до того, как подпишет контракт, то есть еще в процессе подачи заявки на участие.
Если штраф уже назначен, поставщик имеет возможность судебного обжалования санкций. Вот случаи, когда избежать необоснованного наказания вполне реально:
- Нарушение является незначительным или срок его давности уже истек.
- Состав правонарушения отсутствует.
- Не удалось собрать факты, которые докажут, что был нарушен закон.
- Нет доказательств вины подрядчика — например, в ходе следствия установлено, что у него не было возможности избежать нарушений.
- К ответственности пытаются привлечь не то должностное лицо и этому есть доказательства.
- Сотрудники ФАС допустили ошибки в ходе составления протокола о правонарушении. Тогда виновник переходит в разряд подозреваемых и не может быть оштрафован.
- Нарушитель не владеет данными о месте и времени рассмотрения его дела. Без присутствия подозреваемого комиссия антимонопольных органов не может рассматривать вопрос о мерах ответственности к нему.
Как выбрать формулу, чтобы рассчитать пени по 223-ФЗ
Чётких правил начисления пени для организаций, которые занимаются закупками по 223-ФЗ, нормативными актами не предусмотрено. Поэтому для расчёта размера пени можно опираться на правила, установленные Постановлением Правительства РФ № 1042 для расчёта неустоек по 44-ФЗ.
Если договор не содержит пункта, который бы предусматривал начисления пени или штрафа, а также пояснял метод их расчёта, заказчик сможет потребовать взыскания неустойки с исполнителя. Такая ситуация подходит под статью 393 ГК РФ о возмещении убытков
По умолчанию Постановление Правительства РФ № 1042 распространяется только на госзаказчиков, закупающихся по 44-ФЗ. Согласно определению Верховного Суда РФ № 305-ЭС 19-8124 от 29 августа 2019 года, закупщики по 223-ФЗ могут считать размер неустойки по правилам, которые предусмотрены этим нормативным актом, лишь при условии, что основные положения данных правил прописаны в Положении о закупке и договоре.
Основания, алгоритм и формула для расчёта неустойки по 223-ФЗ указываются в разделе договора «Ответственность сторон».
Ответственность за нарушение условий контракта
Поставщики обязаны в полной мере соблюдать условия, которые указаны в договоре. Не допускаются отклонения, поскольку они считаются нарушением. Расчет суммы штрафа происходит в процентном соотношении от стоимости самого тендера или применяются фиксированные взыскания.
Незащищенной до последних изменений в законодательстве оставалась сфера государственных торгов. Согласно поправкам теперь предусмотрена ответственность для:
- должностных лиц официальных ведомств;
- специализированных компаний;
- лиц, включенных в состав комиссии по реализации государственных закупок;
- операторов электронных площадок;
- всех участников сделки.
Нарушения суммируются, и сумма штрафа растет. Возможно расторжение контракта в случае несоблюдения его условий.