Типология конфликта (вариант №19)

Введение.

Проблема конфликта охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение понятия конфликт, его природы как общественного явления, причин возникновения, возможностей разрешения конфликта, а также типология, классификация конфликтов, выявление их роли в общественной жизни и т.д.

Не существует человеческой общности, в которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству. Конфликтами пронизана вся жизнь общества, и мы можем наблюдать их повсеместно – от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государствами.

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно оказывался в состоянии конфликта. Причины возникновения конфликтов могут быть самыми разнообразными. Особую значимость они приобретают в условиях трудовых отношений, ибо здесь конфликты, если они окажутся неуправляемыми, способны не только дезорганизовать производство, но и привести к большим социальным потрясениям. Поэтому знание природы конфликтов, их типологии, способов разрешения представляется весьма важным.

В этой работе рассмотрены такие вопросы как: понятие конфликта; типология конфликта и его структура, а также общие стадии протекания конфликта, включающие формирование противоречивых интересов, переход потенциального конфликта в реальный, конфликтные действия, снятие или разрешение конфликта, пост конфликтную ситуацию; также рассмотрены общие деструктивные и конструктивные функции конфликта.

Целью работы является:

  1. изучение видов и структуры конфликта;
  2. исследование стадий протекания конфликта;
  3. решение теста.

Возможные последствия

Конечный результат спорной ситуации может привести к положительным или отрицательным последствиям. К положительным последствиям конфликта относят прогресс, рост отдельного человека либо целой организации. Они способствуют четкой формулировке интересов, целей индивида или компании. Участники столкновения интересов чувствуют вовлеченность и собственную полезность, что решает задачу или проблему.

Негативные последствия дестабилизируют организацию, разрушают взаимоотношения, ослабляют дальнейшее сотрудничество, общение. Наряду с эмоциональностью, нарастают враждебность, недоверие.

Иногда выяснение отношений требует третьего – нейтрального участника

Что такое конфликт

Конфликт – способ разрешения спорной ситуации, противоречий, возникающих во время беседы, дискуссии людей. Несмотря на то, что само понятие ассоциируется с чем-то разрушительным, конфликт выполняет и позитивные, и негативные функции.

Каждая сфера жизни человека имеет такой период, когда он должен отстаивать свое мнение. Собеседник становится оппонентом, разговор приобретает напряженные нотки, часто люди ссорятся. Они считают правыми именно себя, не уступая в ходе конфликта. Это делает его негативным.

Если суметь адекватно воспринять информацию обеих сторон, велика возможность найти так называемый компромисс, иными словами, прийти к общему мнению, решить вопрос так, чтобы обе стороны остались удовлетворены результатом.

Возможность понимать и принимать различия

Конфликты, особенно те, которые возникают из-за различий во мнениях, взглядах и ценностях, предоставляют возможность разобраться в себе и других людях. В процессе общения и контролируемого выражения эмоций, мы можем лучше понять свои собственные потребности и мотивации, а также стать к более глубокому пониманию других людей.

Очень важно научиться воспринимать различия с уважением и терпимостью. Вместо того, чтобы отвергать и осуждать других людей за их отличия от нас самих, мы можем поучиться находить ценность в разнообразии и стремиться к пониманию

Понимание и принятие различий помогают нам развиваться как личности. Мы расширяем свой кругозор и учимся адаптироваться к новым ситуациям. Конфликты, позволяющие нам столкнуться с другими точками зрения и иными способами мышления, помогают нам развивать критическое мышление и гибкость мышления.

В итоге, умение понимать и принимать различия способствует укреплению отношений и помогает нам стать открытыми, толерантными и взаимодействующими людьми.

Тест.

Укажите причины:

а) внутриличностного конфликта;

б) межличностного конфликта;

в) межгруппового конфликта;

г) организационного.

1) отличие в культуре, социально-психологическом типе личности;

2) конкуренция за получение группой ограниченных ресурсов;

3) фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается;

4) конфликт между формальной и неформальной группой.

Причины любых организационных конфликтов, как правило, вызываются тремя факторами:

  • взаимозависимостью и несовместимостью целей сторон;
  • осознанием этого положения
  • стремлением каждой из сторон реализовать свои цели за счет оппонента.

Вследствие разнообразия конфликтов причины их возникновения также разнообразны. Основными являются следующие:

  1. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Не имеет значения, чего конкретно касается это решение — люди всегда хотят получать больше, а не меньше.
  2. Организационные изменения. Члены группы смотрят по-разному на необходимость изменения в организации. В результате появляются противоречия в отношениях личности и группы, группы и организации, которые могут стать источником конфликтов.
  3. Личностные расхождения. Индивидуальные различия людей лежат в основе поведения человека в организации. Личностные расхождения могут стать причиной конфликта.
  4. Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей.
  5. Угроза статусу. Социальный статус личности в группе имеет для людей огромное значение, и всякая угроза ему вызывает у человека стремление к сохранению своего лица. Конфликт возникает между тем, на чье достоинство покушаются, и тем, кто покушается.
  6. Недостаток доверия. Отношения в группе строятся также и на доверии друг к другу. Доверие помогает людям строить свои отношения, полагаясь на мнение и поступки других членов группы. Когда такое доверие пропадает, возникает возможность конфликта.
  7. Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации может быть как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Распространённые проблемы передачи информации, вызывающие конфликт — неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными, для них характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов, разрешение которых выводит организацию и личность на новый, более высокий и эффективный уровень развития, появляются условия для сотрудничества, взаимопонимания.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными. Они приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации. Так что нужно раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные последствия.

Ответ: Таким образом, проанализировав причины возникновения конфликтов, на тест можно ответить следующим образом:

а – 3; б – 1; в – 2; г – 4.

Библиография.

  1. Конфликтология / Под ред. В.В. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2005.
  2. Майерс Д. Социальная психология. – М.: Питер, 2005.
  3. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов II курса специальностей 061000 – «Государственное и муниципальное управление», 061100 – «Менеджмент организации», 061500 – «Маркетинг» и студентов III курса специальностей 060400 – «Финансы и кредит», 060500 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Кафедра философии. Методические указания разработала профессор И.А.Уледова. М., 2007.
  4. Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. – СПб.: Союз, 2002.
  5. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Структурные элементы и характеристики конфликтов

Для анализа и лучшего понимания конфликта полезно выделить основные структурные элементы и основные характеристики конфликта. Сами структурные элементы — это необходимые сущностные параметры, следующие основные элементы (составляющие) конфликта:

1) Инцидент (информационный) — событие, которое помогло обозначить хотя бы одному из взаимодействующих субъектов отличие его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия.

2) Инцидент (деятельностный) — повод для объявления конфронтационных действий по поводу различия интересов и ценностных ориентаций.

3) Конфликтная ситуация — развитие конфликта в конкретный временной период.

4) Субъекты конфликта — участники конфликтного взаимодействия, которые могут быть представлены индивидом, группой индивидов, социальной организацией.

5) Предмет конфликта — конкретные интересы и ценностные ориентации, по поводу различия которых происходит конфликтное взаимодействие (то, из-за чего возник конфликт).

6) Конфликтные отношения — форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия по разрешению конфликта.

Выделяют также условия, определяющие конфликтную ситуацию:

технические условия (количество лидеров в группах, степень организованности и сплочённости групп и т.п.);

политические условия (определяются отношениями зависимости и власти);

социальные условия (система коммуникации внутри группы, уровень взаимопонимания);

психологические условия (зависят от личностных особенностей конфликтующих сторон, например, от адекватности их самооценки и т.п.)

Выделяются также основные фазы развития конфликта:

1) Конфронтационная фаза (военная), когда каждая сторона противопоставляет свои интересы интересам другой стороны.

2) Компромиссная (политическая) фаза — стороны стремятся достигнуть своих целей через переговоры.

3) Коммуникационная (управленческая) фаза — стороны стремятся достигнуть общего понимания ситуации (консенсус): через понимание тог, что суверенитетом обладают не только сами субъекты конфликта, но и их интересы; стремление к взаимодополнению интересов. существует такое понятие «кризис» (псевдофаза, возникающая внутри одной из фаз конфликта) — это такое взаимодействие субъектов, при котором не происходит поступательного перехода от фазы к фазе (например, длительная задержка на одной фазе, разрушительная «зацикленность», фазовая стагнация или даже возраст к предшествующей фазе).

Причины конфликта

Среди основных причин возникновения столкновения интересов выделяют следующие:

  1. Расхождение взглядов и мнений, невозможность согласиться с собеседником.
  2. Разный уровень социального статуса, класса. В пример можно привести противоборство начальника и подчиненного.
  3. Несовпадение ожиданий и результатов.
  4. Недоразумения, недопонимания, логические и семантические трудности.

Кратко описать фактор активизации конфликта можно как несовместимость претензий собеседников из-за ограниченных возможностей их разрешить. Некоторые индивиды предпочитают избегать подобных ситуаций, отказываются спорить, выяснять отношения. Однако невозможно делать так всегда, поскольку без столкновения интересов общество прекратило бы существование ввиду полного удовлетворения всех потребностей, что затормозило бы развитие.

Негативные последствия конфликтов: влияние на отношения и личностный рост

Конфликты имеют свойство негативно влиять на отношения между людьми. Когда возникают противоречия и сопротивление во время конфликта, это может привести к разрушению доверия, ухудшению коммуникации и созданию барьеров в отношениях. Люди становятся более осторожными и подозрительными, избегая открытого общения и прибегая к избеганию активного участия в конфликтах.

Конфликты также могут оказывать отрицательное влияние на личностный рост участников. Люди часто испытывают стресс и эмоциональное напряжение во время конфликта, что может отрицательно сказываться на их самооценке и уверенности. Они могут чувствовать себя неполноценными или неспособными решить проблемы, что затрудняет их личностный рост и развитие.

Кроме того, конфликты могут привести к экспрессии отрицательных эмоций, таких как гнев, разочарование или обида. Это может влиять на отношения, вызывая негативные эмоции у других людей и создавая враждебную атмосферу. Как результат, отношения могут оказаться разрушенными, а сотрудничество и совместная работа становятся затруднительными.

Негативные последствия конфликтов:
Разрушение доверия в отношениях Ухудшение коммуникации
Создание барьеров в отношениях Избегание активного участия в конфликтах
Эмоциональное напряжение и стресс Ухудшение самооценки и уверенности
Экспрессия отрицательных эмоций Создание враждебной атмосферы
Проблемы в сотрудничестве и совместной работе Разрушение отношений

ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА.

Благодаря многим исследованиям в сфере конфликта удалось определить большое количество позитивных последствий или функций происходящего конфликта. Положительные последствия выявляются как на личностном уровне, где рассматриваются участники конфликта, так и на социальном уровне, где рассматривается окружение конфликта.

Позитивные последствия для первой категории (на личностном уровне):

1) конфликт направлен на создание структуры в социальной группе, он способствует сплочению единомышленников или группы в целом;

2) конфликт стимулирует развитие личности и индивидуальности, дает новые знания, полезные в будущем для предотвращения конфликтной ситуации;

3) конфликт устраняет синдром «покорности», провоцируя индивидов к активности;

4) конфликт выполняет информационную функцию (в конфликтной ситуации участники раскрывают многие личностные черты и особенности, поэтому лучше узнают другу друга);

5) конфликт может улучшить межличностные взаимоотношения, положительно влияет на качество деятельности, поведение участвующих сторон;

6) столкновение взглядов и мнений при водит к расширению стратегий поведения, границ мировоззрения участников конфликта.

Позитивные последствия и функции конфликта на социальном уровне:

– конфликт заставляет меняться уже сложившиеся отношения, группы, системы в сторону совершенствования;

– инновационная функция конфликта также направлена на развитие сложившихся взаимодействий;

– конфликт, как индикатор, обнаруживает в системе преимущества и недостатки, находит наиболее слабые связи и выявляет сильные стороны отношений – диагностическая функция;

– разрешение конфликта снимает психическую и эмоциональную напряженность участников и всего окружения в целом, выступая своего рода разрядкой для психики и организма всех субъектов конфликта;

– конфликт исследует мнения, распространенные в окружении, выявляет коллективные настроения и установки, способствует актуализации демократических и гуманистических ценностей – нравственноморальная функция конфликта;

– конфликт создает более гармоничные отношения среди участников и оптимизирует внешние условия, в которых находятся участники;

– функция сплоченности конфликта, установление более доброжелательной обстановки;

– конфликт используется как средство стимулирования более продуктивной деятельности участников;

– моделирование конфликтной ситуации в деловых или ролевых играх выполняет познавательную функцию;

– конфликт может рассматриваться как профилактика конфликтных ситуаций в дальнейшем, повышается ценность согласия и бесконфликтного поведения.

Военный конфликт.

Военный конфликт – особая форма политического конфликта, вооружённое столкновение сторон как средство разрешения противоречий между сторонами (государствами, коалициями государств, социальными группами).

Виды военных конфликтов по интенсивности:

  • низкой интенсивности (военные акции),
  • средней интенсивности (локальные и региональные войны),
  • высокой интенсивности (мировые войны).

Методы предотвращения военного конфликта.

Политико-дипломатические:

  • встречи глав государств и правительств,
  • переговоры на различных уровнях,
  • использование международных организаций,
  • объявление ультиматума (ультиматум – это требование, связанное с ограничением времени, данного на его исполнение, а также с угрозой серьёзных последствий в случае его неисполнения).

Экономические:

  • переговоры по торговому сотрудничеству,
  • свёртывание программ сотрудничества,
  • введение торгово-экономических санкций,
  • экономическая блокада.

Идеологические:

  • предупреждение нагнетания вражды и неприязни,
  • прекращение пропаганды экстремизма, шовинизма и национализма,
  • поведение пропаганды по разрушению «образа врага».

Военные:

  • активизация всех видов разведки и предупреждения,
  • поведение военных сил в состояние боевой готовности,
  • совместные действия войск по предупреждению конфликта.

Типы стратегии (поведения, планов) в конфликте:

  • соперничество (конкуренция) — чтобы я победил, ты должен проиграть;
  • сотрудничество – чтобы я выиграл, ты тоже должен выиграть;
  • компромисс – чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый должен что-то проиграть;
  • избегание – никто не выиграет, поэтому я ухожу;
  • приспособление – чтобы ты победил, я должен проиграть.

Разрешение конфликта.

Разрешение конфликта – переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества.

Пути разрешения конфликта:

  • применение силы,
  • компромисс,
  • посредничество,
  • арбитраж.

Социальный конфликт.

Социальный конфликт – высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, общества в целом.

Причины социальных конфликтов:

  • социальное неоднородность общества,
  • различие в уровнях доходов, власти, престиже, образовании,
  • религиозные различия,
  • социально-психологические черты человека.

Стадии социального конфликта:

  • предконфликтная – конфликтная ситуация, стороны осознают растущее напряжение;
  • непосредственно конфликт;
  • разрешение конфликта.

 Последствия конфликта.

Позитивные последствия социального конфликта:

  • информирование о наличии социальной напряжённости,
  • стимулирование социальных изменений,
  • снятие социальной напряжённости.

Пути выхода из социального конфликта:

  • невмешательство – надежда на то, что всё образуется само собой;
  • реставрация – возвращение общества к доконфликтному состоянию с учётом новой ситуации;
  • обновление – активный выход из конфликта путём отбрасывания старого, развития нового;
  • насильственное подавление;
  • арбитраж.

Термины.

Арбитраж – способ урегулирования и разрешения конфликтов третьими лицами, избираемыми сторонами конфликта или назначаемыми по их соглашению либо в порядке, установленном законом, выносящими обязательные для выполнения рекомендации.

Консилиация (согласительное урегулирование) – способ урегулирования конфликта без непосредственной встречи сторон с помощью третьего нейтрального лица (примирителя), по их просьбе предлагающего вариант решения спора, не являющийся обязательным для реализации.

Умение правильно принять решение, предотвратить конфликт, какого бы уровня и типа он ни был, — важнейшая задача как и отдельного человека, так и человечества в целом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Развитие навыков коммуникации и умения договариваться

Конфликты часто требуют активной коммуникации между участниками, а это в свою очередь способствует развитию навыков общения. В процессе разрешения конфликта люди вынуждены выражать свои мысли, слушать и понимать аргументы других, анализировать ситуацию и искать компромиссы. Весь этот процесс влияет на развитие умения эффективно общаться и находить общий язык даже в сложных ситуациях.

По мере того, как люди сталкиваются с различными конфликтами, они также улучшают свои навыки договариваться. Конфликты могут вынудить нас искать способы решения проблемы и достижения взаимоприемлемого результата для всех сторон. Это позволяет развивать навыки переговоров, учиться находить компромиссы и находить взаимовыгодные решения.

Развитие навыков коммуникации и умения договариваться имеет широкий спектр положительных последствий. Во-первых, это способствует более гармоничным и эффективным отношениям с окружающими. Люди, которые умеют конструктивно общаться и договариваться, лучше понимают и уважают других, способны к более продуктивному сотрудничеству и совместной работе.

Во-вторых, развитие навыков коммуникации помогает справляться со стрессом и конфликтами в личной жизни и на работе. Умение высказывать свои мысли и эмоции, слушать и понимать других людей позволяет снижать напряжение и эмоциональную нагрузку при общении в сложных ситуациях.

Наконец, развитие навыков коммуникации и умения договариваться способствует личностному росту. Оно помогает нам лучше понять себя, свои потребности и ценности, а также быть более открытыми к пониманию и принятию других людей

Развитие этих навыков помогает строить более глубокие и качественные отношения с окружающими, что важно для нашего личного счастья и благополучия

Политическое влияние конфликтов

Социальные конфликты имеют значительное влияние на политическую сферу. Они способны кардинально изменить политическую систему и структуру в обществе. В некоторых случаях социальные конфликты могут привести к революционным переменым и свержению политического режима.

Одним из позитивных аспектов политического влияния конфликтов является формирование гражданского сознания и активной политической позиции. Конфликты способствуют пробуждению общественного сознания и участию граждан в политической жизни. Люди начинают задавать вопросы, анализировать политические решения и проявлять интерес к выборам и политическим процессам.

Социальные конфликты также могут быть катализатором для политических реформ. В результате конфликта правительство может вынуждено пересмотреть свою политику, внести изменения в законодательство, предоставить новые права и свободы гражданам. Конфликты могут привести к обновлению и демократизации политических институтов в стране.

Однако политическое влияние конфликтов может иметь и негативные последствия. Во-первых, конфликты могут привести к разрыву и дестабилизации общества. Возникают напряженность и неполадки в работе политического и социального институтов. Рост социальной напряженности может привести к насилию и распространению конфликтных ситуаций.

Во-вторых, конфликты могут быть использованы политическими силами для достижения своих целей. В это время могут проявиться различные методы манипуляции и пропаганды. Политики могут использовать социальные конфликты для укрепления своей власти и лишения оппозиции возможности действовать.

Итак, политическое влияние социальных конфликтов можно описать как двойственное. В одних случаях конфликты способствуют положительным изменениям в политической сфере и обществе в целом. В других случаях они могут привести к разладу и дестабилизации, усиливая негативные тенденции в политической жизни страны.

1.3. Структура конфликта.

Каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. Составляющими элементами конфликта являются:

  • объект (предмет) конфликтной ситуации, связанный с технологическими и организационными трудностями, со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон;
  • , субъективные мотивы его участников. Мотивы – стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию установок, потребностей и т.д. Мотивация определяет формирование цели, которой хочет достигнуть индивид. Мотивы и цели сторон расходятся;
  • , конкретные лица, являющиеся участниками конфликта. Конфликтующие стороны – две или несколько конфликтующих сторон, кроме того, могут быть и другие участники – сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы;
  • причины конфликта. Представления о ситуации – это сложившиеся в зоне разногласий представления участников конфликта, которые не совпадают, что создает почву (причины) для их столкновения.

Пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта, он неустраним. Попытка решить конфликт силовым методом или уговорами приводит к нарастанию, расширению конфликта. Значит, необходимо устранить, по крайней мере, один из существующих элементов структуры конфликта.

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними

Положительные и отрицательные стороны конфликта

У конфликта есть положительные и отрицательные стороны. Положительные стороны конфликта помогают приоткрыть завесу мыслей оппонентов, даже если они пытаются убедить друг друга в своей правоте агрессивно и напористо. Придерживаясь стойкой позиции, они позволяют себе выражаться прямо, что часто звучит негативно. Однако, получив информационный поток, относясь к этому адекватно, можно сделать ряд выводов, где бывают общие компромиссы.

Полностью разрешить проблему может и не удастся, по крайней мере, не сразу. К негативной стороне подобного явления относят эмоциональную нестабильность, способную затруднить принятие некого общего решения, нахождение компромисса.

Заключение.

Являясь естественным атрибутом человеческого общества, конфликт выступает стимулятором и движущей силой социальных изменений. Позитивная функция конфликта состоит в том, что он играет роль «отводного канала», «выпуска пара» для накопившихся недовольств и эмоций. Позитивная функция конфликта проявляется и в содействии формирования социально необходимого равновесия, переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества благодаря разрешению конфликта.

Последствия конфликтных ситуаций в современных организациях не всегда однозначны. Конфликт может привести как к улучшению функционирования организации в целом (ее отделов в частности), так и к распаду организационной структуры, прекращению деятельности организации (в соответствии с ее целями и задачами).

Конфликтным процессом в организации вполне можно управлять. Определяя поведение в конфликте, руководитель должен в первую очередь выяснить причину конфликта, определить цели оппонента (или оппонентов), наметить сферы сближения точек зрения с оппонентом, уточнить поведенческие особенности оппонента.

В конфликтной ситуации можно находиться очень долго, свыкнуться с ней как с неизбежным злом. Но нельзя забывать о том, что рано или поздно произойдет некое стечение обстоятельств, инцидент, который обязательно приведет к открытому противостоянию сторон, к демонстрации взаимоисключающих позиций.

В трудных ситуациях не всегда нужно искать безупречное решение. Такой поиск не только может поставить нас в безвыходное положение, но и сам по себе может оказаться нецелесообразным. Нам нужно искать работающее решение, которое изменит конкретную ситуацию, поведение и мышление.

Взгляд на проблемы, в том числе и на конфликт, как на нечто позитивное может оказаться полезным: он способен преобразить наше мышление и помочь найти решение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сервер Бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: