Нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ
Как для поставщика, так и для Заказчика нарушение СУК может обернуться штрафными санкциями (штрафы и пени), либо может и вовсе привести к расторжению договора. Штрафы и пени для Заказчиков и поставщиков рассчитываются в соответствии с требованиями ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.
Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе Заказчика может привести еще к более серьёзным последствиям — включению информации о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Согласно ч.4 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей; на юридических лиц — 200 000 рублей.
Согласно ч.5 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.
Заказчик выбирает поставщика, подрядчика или исполнителя, с которым планирует заключить контракт, согласовывает с ним условия о товаре и цене
В случае несостоявшегося конкурса или аукциона на выполнение всех перечисленных действий у заказчика есть только 5 рабочих дней с даты размещения протокола в ЕИС. Именно в течение такого срока согласно части 6 ст.93 Закона №44-ФЗ заказчик должен направить в контрольный орган обращение о согласовании закупки.
Закон №44-ФЗ не регламентирует порядок выбора контрагента при признании несостоявшейся конкурентной процедуры без заявок. Заказчик осуществляет его самостоятельно. При этом контрагент должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к участникам несостоявшейся закупки. Например, если были установлены дополнительные требования по ч.2 или ч. 2.1. ст.31 Закона №44-ФЗ, контрагент обязан отвечать этим требованиям. Указанный вывод следует из п.1 ч. 5 ст.93 Закона №44-ФЗ, который говорит о том, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
Это подтверждают и нормы Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Постановлением Правительства от 30 июня 2020 г. №961 (далее – Правила №961). Направляя в контрольный орган обращение, заказчик, в соответствии с подпунктом “е” пункта 7 и пунктом 8 Правил №961 прилагает к нему в том числе информацию и документы, предусмотренные извещением для представления в заявке на участие в закупке. Если поступившая информация не соответствует требованиям извещения о несостоявшейся закупке, то контрольный орган откажет заказчику в согласовании заключения контракта с выбранным контрагентом (подпункты “ж” и “з” п.13 Правил №961).
Так как в рассматриваемом случае заявка участника, с которым заключается контракт, отсутствует, заказчик не может взять из нее для включения в контракт предложения участника о характеристиках товара и о цене. Соответствующая информация предоставляется контрагентом непосредственно заказчику, при этом характеристики товара должны отвечать требованиям, установленным извещением, а цена не должна превышать НМЦК (начальную сумму цен единиц товаров, работ, услуг).
Выделение в контракте отдельных этапов исполнения контракта
С 01 января 2022 года часть 1 ст.3 Закона №44-ФЗ дополнена новым пунктом 8.4., содержащим определение отдельного этапа исполнения контракта. В соответствии с данной нормой, отдельный этап исполнения контракта – часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Законом №44-ФЗ документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Практическое применение данного определения вызывает много вопросов, особенно в части контрактов с неопределенным объемом или исполняемых по заявкам заказчика. Не проливают свет на проблему и разъяснения Минфина России, направленные, например, в письме от 15.10.2021 №24-06-06/86152: “…в случае, … при котором срок определяется событием (заявка заказчика), поставка части товаров, выполнение части работы, оказание части услуги с последующей приемкой и оплатой, может являться отдельным этапом исполнения контракта при условии, что контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку и оплату поставленной части товара, выполненной части работы, оказанной части услуги. При этом, в понимании пункта 8.4. части 1 статьи 3 Закона №44-ФЗ (в редакции Закона №360-ФЗ), осуществление приемки части товара, части выполненной работы, части оказанной услуги само по себе не является отдельным этапом исполнения контракта, и, соответственно, не влечет обязанности по ее отдельной оплате” (ссылка на цитируемое письмо Минфина дана по материалам вебинара О.Пратуры «Изменения 44-ФЗ с 2022»).
На наш взгляд, заказчик может выделить этапы исполнения контракта лишь в тех случаях, когда четко определены объемы и стоимость частично исполняемых по контракту обязательств, а также сроки их исполнения. Но, в любом случае, если в проекте контракте указаны отдельные этапы, то сроки их исполнения и цена каждого этапа должны отражаться в извещении об осуществлении закупки (п.8 и п.9 ч.1 ст.42 Закона №44-ФЗ).
Если же контракт предусматривает поэтапное исполнение и выплату аванса, то в него должно быть включено условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа (п.1 ч.13 ст.34 Закона №44-ФЗ).
Необязательные условия контракта
Контракт включает в себя множество различных условий. Часть из них — существенные требования к предмету закупки и поставщику, часть — не слишком важны. К существенным относится описание предмета контракта — его характеристики, параметры, свойства. Также в контракт иногда включаются:
- условия о гарантии;
- условия эксплуатации, в том числе эксплуатационные расходы;
- условия о том, что поставщик обязан осуществить монтаж и наладку, а также обучить персонал работе с установленным оборудованием;
- условия о месте и сроках отдельных этапов исполнения контракта;
- иные условия, не противоречащие законодательству.
Применение типовых контрактов и типовых условий контрактов
Ранее этот вопрос регулировали Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 июля 2014 г. N 606. С 01 января 2022 года данные Правила утратили силу, а в соответствии с ч.11 ст.34 Закона №44-ФЗ новые типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками, вправе установить только Правительство России. Но типовые контракты, утвержденные до 01 января 2022 года ответственными органами и размещенные в библиотеке типовых контрактов ЕИС, продолжают действовать.
Ч. 12 ст.8 Закона №360-ФЗ указывает на необходимость применения условий типовых контрактов и типовых условий контрактов, утвержденных до 01 января 2022 года, в части, не противоречащей Закону №44-ФЗ (в редакции Закона №360-ФЗ), до утверждения Правительством РФ новых типовых условий контрактов. Об этом также говорит Минфин России ве от 12.10.2021 N 24-06-06/82500. Как же практически выполнить данные указания заказчику? На наш взгляд, из типовых контрактов необходимо исключить положения, которые противоречат действующей редакции Закона №44-ФЗ, и дополнить их новыми условиями, отсутствующими в типовой форме и соответствующими этому закону. А также предусмотреть в переменной части типовых контрактов условия, соответствующие нормам Закона №44-ФЗ, действующим с 01 января 2022 года.
Изменение сроков контракта
Срок исполнения обязательств является существенным условием контракта, но при возникновении непредвиденных обстоятельств его можно изменить и установить новый с помощью допсоглашения. При изменении срока следует учитывать требования и ограничения, установленные статьёй 95 Закона №44-ФЗ. Продление контракта возможно в том случае, если его расторжение приведёт к значительным денежным потерям со стороны как заказчика, так и исполнителя, а также может нанести особый вред интересам государства. Кроме того, за расторжение контракта предусмотрены штрафы.
Если значительных финансовых потерь не будет, то контракт можно расторгнуть или заключить на новых условиях.
Если условия по продлению срока контракта устраивают обе стороны, то можно подписать дополнительное соглашение. Когда одна из сторон против изменений, можно обратиться в суд.
Правила выплаты аванса для регионалов и муниципалов
Положения контракта
В контракте на оказание услуг должны быть отражены следующие важные положения, касающиеся выплаты аванса:
- Сумма аванса
- Способы и сроки выплаты
- Условия возврата
Указанные положения должны быть четко согласованы между сторонами и являются основой для осуществления авансовых платежей.
Сумма аванса
Сумма аванса является предметом отдельного соглашения и должна быть указана в контракте. Обычно ее размер составляет определенный процент от общей стоимости услуги. Определение суммы аванса должно учитывать финансовые возможности заказчика и обеспечивать выполнение обязательств со стороны исполнителя.
Способы и сроки выплаты
В контракте должны быть указаны способы и сроки выплаты аванса. Это может быть одноразовый платеж или разделение на несколько частей, которые выплачиваются в определенные моменты времени. Сроки выплаты аванса могут быть связаны с достижением определенных этапов выполнения услуги или быть установлены по определенному графику.
Условия возврата
Контрактом также должны быть установлены условия возврата аванса. Это может быть указание на обязательство вернуть аванс в случае невыполнения условий контракта или возмещения заказчику по окончании оказания услуг. Условия возврата аванса могут быть различными и должны быть предварительно согласованы сторонами.
Преимущества авансовых платежей
Авансовые платежи имеют ряд преимуществ:
- Обеспечивают финансовую стабильность исполнителя
- Позволяют заказчику контролировать процесс исполнения услуги
- Устанавливают доверительные отношения между сторонами
Авансовые платежи являются важной составляющей взаимоотношений между регионалами, муниципалитетами и исполнителями услуг. Соблюдение правил выплаты аванса способствует эффективному и безопасному сотрудничеству и обеспечивает положительный результат работы
Сроки проведения запроса котировок
С 1 января 2022 года Федеральным законом от 02.07.2021 №360-ФЗ обновились правила проведения электронного запроса котировок.
Федеральным законом от 16.04.2022 №104-ФЗ срок, в который заказчик направляет проект контракта на подпись победителю электронного запроса котировок, увеличен с трёх часов до одного рабочего дня после дня размещения в ЕИС итогового протокола.
Таблица сроков проведения запроса котировок
Этап закупки | Сроки | Ссылка на норму 44-ФЗ |
---|---|---|
Подача заявок | Не менее 4 рабочих дней со дня, следующего за днём размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок. | п.3 ч 3 ст. 42 |
Внесение изменений в извещение о запросе котировок | Внесение изменений в извещение о запросе котировокНе позднее, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок.ч. 4 ст. 42 | ч. 4 ст. 42 |
Отмена запроса котировок | Не позднее, чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок. Извещение об отмене размещается в ЕИС в день принятия. | ч. 1 ст. 36 |
Получение заказчиком заявок на участие в запросе котировок. | Получение заказчиком заявок на участие в запросе котировок.Не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки направляет заказчику заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 закона информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки.ч.2 ст.50 | ч.2 ст.50 |
Рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе котировок | Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов запроса котировок, установленных в извещении об осуществлении закупки. | ч.3 ст.50 |
Размещение в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок | В день рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок. | ч.4 ст.50 |
Заключение контракта | Заключение контракта1) Заказчик формирует и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днём размещения в ЕИС протокола подведения итогов котировки.ч.6 ст.50 | ч.6 ст.50 |
2) Участник закупки, с которым заключается контракт, в течение 1 рабочего дня с даты направления проекта контракта обязан подписать проект контракта и предоставить обеспечение контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование). | ч.6 ст.50 | |
4) Заказчик подписывает контракт в течение 1 рабочего дня с даты подписания контракта участником закупки и предоставления обеспечения контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование). | ч.6 ст.50 | |
5) Контракт может быть подписан Заказчиком не ранее чем через 2 рабочих дня с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме.ч.6 ст.50 | ч.6 ст.50 |
Контрольный орган принимает решение о согласовании или отказ в согласовании обращения
Контрольный орган обязан рассмотреть поступившее обращение в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем его поступления. По результатам рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки контрольный орган принимает решение о согласовании заключения контракта с единственным контрагентом либо об отказе в таком согласовании (ч.8 ст.93 Закона №44-ФЗ).
Если контрольный орган принял решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, он размещает в ЕИС соответствующее решение и направляет заказчику уведомление о размещении (подпункт “в” п.11 Правил №961).
Контрольный орган вправе согласовать заключение контракта, одновременно выдав предписание о внесении изменений в проект контракта (п.2 ч.9 ст.93, п.4 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона №44-ФЗ). В этом случае, заказчик вносит требуемые изменения и направляет проект контрагенту, с которым заключается контракт (п.2 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ).
Контрольный орган может отказать в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом по основаниям, перечисленным в п.13 Правил №961. В случае получения решения об отказе, заказчик, при необходимости, вносит изменения в план-график, осуществляет новую закупку в соответствии с Законом №44-ФЗ (ч.10 ст.93 Закона №44-ФЗ).
Цена
Ст. 34 44-ФЗ обязывает устанавливать твёрдую цену на весь срок исполнения, а в случае, если объём поставки определить невозможно — максимальное значение цены контракта и формула цены, либо ориентировочная цена контракта.
В случаях, когда определить цену контракта невозможно, закупщик должен обосновать рассчитанную стоимость единицы ТРУ.
Если договором предусмотрено поэтапное исполнение обязательств, заказчик обязан указать цену каждого из этапов.
Стоит различать понятие цены контракта по ст. 34 44-ФЗ и НМЦК. Разница в том, что НМЦК — это предельное ценовое значение, рассчитанное заранее и прописанное в плане-графике. А цена контракта по ст. 34 44-ФЗ — это фактическая величина, установленная по итогам проведения закупочной процедуры.
Для расчёта цены контракта заказчик может использовать следующие методы:
- метод анализа рынка. Он заключается в установлении цены, основанной на ценах на аналогичные ТРУ;
- нормативный метод. Он применяется к определённым видам закупок, в отношении которых приняты нормативно-правовые акты, регулирующие цену;
- тарифный метод. Такой метод используется в том случае, если регулирование цены происходит посредством издания местными или региональными властями законов, регулирующих тарифы в определённой сфере деятельности;
- проектно-сметный метод. Применительно к контрактам, заключаемым в соответствии со ст. 34 44-ФЗ, данный метод применяется относительно определения цены работ по сохранению культурного наследия РФ или создания новых объектов культуры и искусства.
Как внести уточнения в государственные контракты
Государственные контракты играют важную роль в сфере государственного заказа и обеспечивают эффективное взаимодействие между государством и исполнителем. Однако, в процессе исполнения контракта могут возникнуть необходимости внести уточнения и изменения в условия контракта.
Причины внесения уточнений в государственные контракты
- Изменение обстоятельств: сложность проекта, непредвиденные обстоятельства, изменение цен на рынке и т.д.
- Необходимость изменения сроков исполнения работ
- Корректировка объема оказываемых услуг
- Изменение стоимости работ
Процедура внесения уточнений в государственные контракты
Внести уточнения в государственные контракты должно быть выполнено в соответствии с требованиями законодательства и процедурой, установленной для государственного заказа. Процесс внесения уточнений в государственные контракты обычно включает следующие этапы:
- Инициирование процесса изменения контракта
- Разработка уточнений и изменений к контракту
- Согласование уточнений с заказчиком
- Подписание дополнительных соглашений к контракту
Дополнительные соглашения к государственным контрактам
Для оформления уточнений и изменений контракта используются дополнительные соглашения. Дополнительные соглашения представляют собой документ, в котором указываются новые условия контракта или изменения в существующих условиях. Оформление дополнительных соглашений должно соответствовать формальным требованиям, установленным для документов государственного заказа.
Преимущества внесения уточнений в государственные контракты
Внесение уточнений в государственные контракты позволяет:
- Уточнить и улучшить условия контракта
- Предотвращение возможных конфликтов в процессе исполнения контракта
- Изменить и адаптировать условия контракта к текущим реалиям
- Обеспечить гибкость во время исполнения контракта
Как определить размер аванса для контрактов по 44-ФЗ
Преимущества предварительной оплаты
Предварительная оплата или аванс позволяет заказчику обеспечить выполнение работ или оказание услуг в указанные сроки. Это также дает поставщику дополнительные финансовые ресурсы, которые могут быть использованы для закупки необходимого оборудования или материалов.
Факторы, влияющие на размер аванса
- Объем и сложность работ или услуг, предусмотренных контрактом;
- Степень риска, связанного с выполнением работ или оказанием услуг;
- Репутация и финансовое состояние поставщика;
- Стоимость оборудования или материалов, требующихся для выполнения работ;
- Сроки исполнения контракта;
- Требования законодательства и нормативных актов.
Определение разумного размера аванса
Определить разумный размер аванса можно путем анализа вышеуказанных факторов. Рекомендуется использовать следующие методы для определения размера аванса:
- Процент от общей стоимости контракта. Например, 30% от общей стоимости работ или услуг.
- Фиксированная сумма. В этом случае, размер аванса определяется исходя из конкретных требований и условий договора.
- Этапная оплата. Применяется в случаях, когда работы или услуги разделены на этапы. Размер аванса определяется для каждого этапа в соответствии с его стоимостью.
Участие сторон в определении размера аванса
В реальной практике договоров по 44-ФЗ размер аванса может варьироваться в зависимости от условий контракта и специфики отрасли
Важно помнить, что разумный размер аванса способствует эффективному выполнению контракта и обеспечивает интересы обеих сторон
Таблица сроков проведения закупок
Этап закупки | Сроки | Ссылка на норму 44-ФЗ |
---|---|---|
Размещение извещения | Не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие, если:
Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе во всех других случаях. |
п.2 ч.3 ст.42 |
Срок подачи запросов на разъяснение положений извещения | Не позднее, чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок. | ч.5 ст.42 |
Размещение в ЕИС ответов на запросы на разъяснение положений извещения | В течение 2 дней с даты поступления запроса. | ч.5 ст.42 |
Внесение изменений в извещение | Размещение изменений в ЕИС не позднее, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок. | ч.4 ст.42 |
Продление сроков подачи заявок в случае внесения изменений в извещение | Не менее чем на 3 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, если:
Не менее, чем на 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе во всех других случаях. |
ч.4 ст.42 |
Срок рассмотрения заявок | Не более 2 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов аукциона, установленной в извещении об осуществлении закупки. | ч.5 ст.49 |
Отмена аукциона | Не позднее, чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок. Извещение об отмене размещается в ЕИС в день принятия решения. | ч. 1 ст. 36 |
Размещение в ЕИС протокола подачи ценовых предложений | Оператор ЭП не позднее 1 часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений (ЦП) формирует и направляет протокол подачи ЦП заказчику. | ч.4 статьи 49 |
Проведение аукциона | Аукцион (непосредственно торги) начинается спустя два часа с момента, когда закончился срок подачи заявок, и длится не более пяти часов. | п.5 ч.3 ст.49 |
Размещение в ЕИС протокола подведения итогов | Не позднее 1 часа с момента получения от заказчика протокола подведения итогов аукциона оператор ЭП размещает его в ЕИС и на электронной площадке. | ч.6 ст.49 |
Разъяснение итогов электронного аукциона | В течение 2 рабочих дней с даты поступления запроса участника электронного аукциона оператор ЭП направляет разъяснения участнику закупки. | ч.7 ст.49 |
Заключение контракта | 1) Заказчик направляет участнику закупки, с которым заключается контракт, заполненный проект контракта на подписание в течение 2 рабочих дней с даты размещения протокола подведения итогов или протокола об уклонении от заключения контракта. | ч.2 ст.51 |
2) Участник закупки в течение 5 рабочих дней с даты направления проекта контракта обязан подписать проект контракта и предоставить обеспечение контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование) или направить протокол разногласий (в нём указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению или своей заявке).ч.3 ст.51 | ч.3 ст.51 | |
3) Рассмотрение протокола разногласий Заказчиком – в течение 2 рабочих дней с даты размещения такого протокола участником закупки. | ч.4 ст.51 | |
4) Подписание контракта участником закупки, направленного после обработки протокола разногласий – в течение 1 рабочего дня с даты размещения заказчиком проекта контракта. | ч.5 ст.51 | |
5) Заказчик подписывает контракт в течение 2 рабочих дней с даты подписания контракта участником закупки и предоставления обеспечения контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование). | ч.4 ст.51 | |
6) Контракт может быть подписан Заказчиком не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов. | ч.1 ст.51 |
Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.
Когда не следует предусматривать задатки
При заключении контракта на оказание услуг с предоплатой по 44-фз не всегда необходимо предусматривать задатки. В некоторых случаях они могут быть нежелательными или даже неприемлемыми. Рассмотрим некоторые ситуации, когда не следует предусматривать задатки:
2. Долгосрочное сотрудничество
При налаженных долгосрочных отношениях с поставщиком услуг задатки можно не предусматривать. В таком случае доверие и уверенность в исполнении контракта могут быть уже установлены, и нет необходимости в дополнительных гарантиях.
4. Необходимость экономии времени
В некоторых случаях включение задатка может замедлить процесс заключения контракта и начала оказания услуг. Если важна скорость и оперативность, можно обойтись без задатка и перейти к предоплате сразу после подписания договора.
При рассмотрении возможности предусматривания задатков необходимо учитывать конкретные условия контракта, сумму, сроки оказания услуг, репутацию поставщика и другие факторы. Правильное принятие решения по предусмотрению задатка поможет обеспечить надежность и безопасность сотрудничества.