Что такое коррупция
Коррупция — это злоупотребление должностным положением, властью или ресурсами в целях личной выгоды. Она проявляется в различных формах, включая взяточничество, подкуп, мошенничество, злоупотребление властью, а также другие недопустимые практики.
Основные характеристики коррупции включают:
- Взяточничество: Принятие или предложение неправомерных выгод, часто в виде денег, для влияния на действия должностных лиц.
- Подкуп: Оказание или получение незаконных платежей или услуг с целью получения преимущества или смягчения ответственности.
- Злоупотребление властью: Использование должностных полномочий с целью личного обогащения или получения других незаконных преимуществ.
- Мошенничество: Обман с использованием доверия или власти для получения незаконных выгод.
- Непотизм: Привилегированное отношение к родственникам или близким лицам при назначении на государственные или другие важные должности.
- Лоббизм: Незаконные действия для получения поддержки или благосклонности со стороны должностных лиц.
- Клиентелизм: Распределение ресурсов или должностей на основе личных связей, а не на основе заслуг и компетентности.
Коррупция является серьезной проблемой, поскольку она подрывает институты государства, ведет к неравенству, угнетению и нарушению справедливости. Она также может оказывать негативное воздействие на экономическое развитие и социальное благосостояние общества. Борьба с коррупцией включает в себя правовые меры, этические стандарты, укрепление институтов и прозрачность в деятельности государственных и частных организаций.
Справочно:
- Что такое взятка.
- Что такое коммерческий подкуп.
- Реестр коррупционеров.
- Консультация адвоката по взяткам в Москве.
Причины
Если бы можно было точно знать, какие явления связаны с коррупцией, то было бы просто ее предупредить. Коррупция представляет собой системное явление, поэтому неверно искать причины коррупции только в темных сторонах человеческой природы – в поисках личной выгоды, зависти и пр. В таком случае было бы достаточно заменить чиновника на честного, но так просто это не получается. Для предупреждения коррупции необходимо заниматься уменьшением возможностей, которые коррупции способствуют.
Влияние
Хотя есть ученые, которые видят в коррупции и определенную пользу (напр., взятка ускоряет некоторые медленные бюрократические процессы), как правило, считается, что коррупция создает неравенство и через искаженные расходы правительства воспроизводит бедность (вместо смазывания колес она вдавливает колеса более глубоко в песок). Коррумпированные политики инвестируют и устанавливают приоритеты больше всего в тех сферах, где коррупционные доходы могут быть выше. Также коррупции сопутствует политическая и экономическая нестабильность. В результате коррупции сокращается рост экономики, поскольку коррумпированная экономическая среда не способствует инвестициям.
порождаемые коррупцией»
Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.
В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:
— нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции.
— влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ.
— приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества.
— способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных «накладных расходов», в результате чего страдает потребитель.
— является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.
В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:
— коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.
— коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране.
— коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.
В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:
— коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок.
— коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, способствуют предательству интересов национальной безопасности страны.
— коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции.
— коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства — диктатуре.
Понятие и сущность коррупционной деятельности в современном мире
По общему признанию инновационная модель развития экономики не может быть полностью реализована при существовании в экономической жизни общества и развитии такого явления, как коррупция. Огромные масштабы коррупционных правонарушений и высокий уровень коррупции являются одними из главных препятствий проведению в стране эффективной экономической политики.
Коррупция подразумевает наличие сговора между участниками экономических отношений. А сговор – это основание для монополизации экономики. Следовательно, коррупция умаляет конкуренцию, которая является условием для нормального функционирования рыночной экономики.
Статья: Влияние коррупции на экономическое развитие России на современном этапе
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Коррупцией называют неправомерную деятельность должностных лиц, которые, используя в корыстных целях свое служебное положение, извлекают имущественные блага. Фактором возникновения и развития коррупции является наделение государственных служащих властных полномочий по управлению отношениями в экономической среде.
В большинстве случаев подобное управление проявляется в следующих формах:
- распоряжение бюджетными средствами;
- регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования.
3.1 Первые упоминания о коррупции
Историко- правовые исследования доказывают, что коррупция существовала во все времена. Возникновение данного явления связывают со становлением первых форм государств. С самых древних времен власть и коррупция были нераздельно связаны и на протяжении всей истории параллельно эволюционировали.
До наших времен сохранилось немало письменных памятников, свидетельствующих о коррупции. Первые такие известия относятся к эллинистическому миру. В 320-е годы до н.э. Клеомен (греческий наместник Египта) воспользовался своим положением чтобы проводить манипуляции с поставкой зерна из Египта в Грецию. Для этого он создал искусственные препятствия на пути этих поставок, в результате чего появился острый дефицит зерна в греческих городах. Все это привело к мгновенному скачку цен на зерно, а Клеомен, в свою очередь, заработал на этом огромное состояние.
В архивах Древнего Вавилона отражены первые упоминания о коррупции в системе государственной власти, которые относились ко второй половине XXIV в. до н.э. Шумерский царь города- государства Лагаша Уруинимгина считается первым правителем- борцом с коррупцией. Он реформировал государственное управление с целью пресечения злоупотреблений со стороны чиновников и судей, а также уменьшения вымогательства незаконных вознаграждений у храмовых священников со стороны царской администрации. Однако, даже жестокие наказания за мздоимство не приводили к желаемым результатам.
В древнеримских Законах XII таблиц термин «corrumpere» используют в таких значениях, как: «менять за деньги показания в суде» и «подкупать судью».
В древнем Риме Юлий Цезарь пресекал подобное и не оставлял без наказания такие проступки. Наместникам в провинциях запрещалось даже принимать золотые венки от подвластных городов.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о негативном отношении древних народов к подобным деяниям. Это же и свидетельствует о распространении коррупционных преступлений в обществе. Ни один правитель так и не смог справиться с коррупцией.
Аристотель считал коррупцию важнейшим фактором, который мог привести государство к вырождению.
Платон считал, что «корыстолюбие — это один из важнейших социальных пороков».
Аристотель и Платон рассматривали коррупцию как политическую категорию, а тиранию определяли как коррумпированную форму монархии.
Правовой характер коррупция получила чуть позже.
Т. Гоббс писал «… одно и то же противозаконное деяние является большим социальным злом, если имеет место коррупция, т.е. преступление проистекает из того, что человек, полагаясь на свою силу, богатство или друзей, надеется оказать сопротивление агентам закона».4
______________
4 Гоббс Т. Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского// Томас Гоббс; предисл. и ред. А. Ческиса. М., 1936. 502 С.
Общественная опасность коррупции
Проводя характеристику общественной опасности рассматриваемой категории преступных посягательств, представляется целесообразным сделать вывод об исключительности соответствующей опасности для государства, общества и каждого отдельного человека, поскольку, несмотря на неочевидность подобных последствий, фактически, при бесконтрольном распространении коррупции наблюдается резкое снижение эффективности национальной экономики, усиливается социальной расслоение, порождающее известную напряженность в обществе, на международном уровне стране наносится непоправимый ущерб, и т.д.
С фактической точки зрения, коррупционная преступность демонстрирует полное безразличие должностных лиц государственных и муниципальных органов к развитию своей страны, пренебрежение нормами действующего законодательства, и т.д. Более того, высокая степень ее общественной опасности обуславливается тем, что в настоящее время, к сожалению, можно однозначно говорить о том, что коррупция вышла за пределы национальных государственных границ и нуждается в комплексном совместном воздействии со стороны государств-участников мирового сообщества.
Еще одной стороной общественной опасности коррупции выступает то, что в отдаленной перспективе, злоупотребление служебным положением ради собственных корыстных интересов посягает также на таких основные начала как верховенство закона, демократизм, доверие к власти, и т.д.
Коррупция простыми словами – это злоупотребление служебным положением в собственных корыстных целях, взяточничество.
Существует множество объяснений понятия. Обобщая, это преступление, противоречащее нормативной базе и моральным устоям, и подлежащее наказанию.
Дать толкование явлению можно с разных точек зрения.
Коррупция – форма мошенничества, противоправное действие лица или организации, обладающего властью, с целью приобретения выгоды.
Основные меры противодействие коррупции
На сегодняшний день не существует таких мер противодействия коррупции, которые гарантировали бы полное ее исключение. Однако пример стран с низкой коррупцией позволяют выявить ряд действий, которые способствуют ее снижению:
Внутренний контроль — включает в себя стандартизацию действий чиновников и строгий надзор за госслужащими.
Внешний контроль — создание независимых механизмов наблюдения за чиновниками.
Демократическая система выборов — свободные выборы способствуют отстранению людей, совершивших преступление, от власти.
К мерам общего характера относятся снижение ограничений, вызывающих коррупцию, создание открытых ведомственных систем, повышение социальной обеспеченности чиновников и др.
Бюрократизм в России, безусловно, является элементом коррупции
Бюрократизм имеет свою национально-государственную специфику, определяемую прежде всего общественно-экономическим строем, уровнем развития демократических традиций, культуры, образованности людей, нравственной зрелости общества.
Социологические опросы свидетельствуют, что только четверть россиян верит, что коррупцию можно победить. 6% россиян утверждают, что коррупции в стране сейчас нет, большинство же опрошенных социологами «Левада-Центра» в декабре 2009 г. граждан РФ уверены, что она поразила практически все структуры власти. Почти три четверти россиян (71%) считают наиболее коррумпированными чиновников федерального уровня. В том же грехе россияне уличают милиционеров и сотрудников ГИБДД (по 48%), местных чиновников (46%), также работников судов и прокуратуры (41%). От взяток, по утверждению опрошенных россиян, не отказываются врачи (20%), а также учителя и преподаватели вузов (18%).
По данным фонда «Общественное мнение», обнародованным в конце апреля 2008 г., большинство опрошенных социологами граждан страны — 67% — уверены, что искоренить коррупцию в России невозможно, а среди тех, кто когда-либо давал взятки, так думают еще больше — 71% .
Многие черты российского бюрократизма, к сожалению, воспроизводятся и в современной России. По данным социологических исследований, к таким чертам относят:
- оторванность от народа. Фактически отказ государственных структур от заботы о базовых социальных потребностях людей, опора властей не на широкие социальные слои, а на собственную бюрократию, силовые структуры и политическую демагогию. Именно поэтому аппарат управления теряет контроль над ситуацией. Подобное мнение складывается из следующих убеждений опрошенных:
- аппарат не знает подлинных нужд населения, его трудностей, сами живут хорошо, занимаются бумаготворчеством и заседаниями;
- чиновники пользуются льготами, привилегиями, хотя в свое время сами выступали против них;
- руководители заняты не государственными делами, а борьбой за сохранение власти и себя в этой власти;
- не советуются с народом;
- расхождение между словом и делом. «Размывание» в обществе вообще и в управленческих структурах в частности таких норм нравственности, как порядочность, честность, ответственность, исполнительность. Наиболее часто при этом вводятся следующие суждения:
- придя к власти, многие поступают прямо противоположно тому, о чем говорили, к чему призывали раньше;
- чиновники нередко скрывают правду или просто лгут;
- власти не выполняют обещаний, которые дают народу;
- взяточничество и коррупция. За громкими заявлениями и оценками нередко просматривается личная выгода. Такое мнение прочно утвердилось среди разных социальных слоев населения. Отсюда и истоки того, что в самом обществе наметились быстро развивающийся процесс падения уважения к закону, установившимся порядкам, рост ориентации на силу и даже насилие.
2.1 Факторы распространения коррупции
Коррупция является следствием большого количества факторов и механизмов.
Одним из факторов распространения коррупции, считается сложность структуры органов власти, существование множества бюрократических процедур, которые создают сами чиновники, а также отсутствие всякого контроля над деятельностью аппарата органов государственной власти.
Положение усугубляет отсутствие комплексного учета и отсутствие контроля над служебной деятельность все тех же государственных служащих, а также нет четкого распределения компетенции.
Как следствие, возникает чрезмерная медлительность, которая связана не только с организационными недостатками, но и с низким уровнем профессионализма персонала.
Также коррупцию порождают огромное количество запретов, разрешительных процедур и отсутствие механизма и правовой основы защиты интересов граждан, вовлеченных в деятельность органов государственной власти.
Если говорить об организационных факторах коррупции, то стоит отметить отсутствие баланса между правами и ответственностью государственных служащих, нестабильность служебного положения, явно несоответствие потенциальных возможностей перераспределения собственности и низкий доход государственных служащих.
Борьба с коррупцией на государственном уровне
1. Принятие законов и антикоррупционных мер
Для эффективной борьбы с коррупцией необходимо ужесточить законодательство и принять необходимые меры. Это могут быть меры, направленные на раскрытие фактов коррупции и привлечение виновных лиц к ответственности, а также меры, связанные с профилактикой коррупционных проявлений. Например, можно создать специальную комиссию, занимающуюся проверкой деятельности государственных органов на предмет коррупционных рисков и совершенных противоправных действий.
Важно также создать условия для раскрытия коррупционных преступлений и защиты от мести руководящих работников за содействие в расследовании коррупционных дел. Для этого необходимо принять законы, обеспечивающие анонимность сообщили, вознаграждения для донесителей и строгое наказание для защитников коррупционных схем
2. Образование антикоррупционных органов
Для эффективной борьбы с коррупцией необходимо создать антикоррупционные органы, которые будут надзирать за соблюдением законодательства и пресекать коррупционные проявления государственных служащих. Эта структура должна иметь действительно высокий уровень независимости и иметь репутацию неприкосновенности.
Также необходима эффективная система мониторинга, контроля и оценки эффективности антикоррупционных мер и деятельности антикоррупционных органов.
3. Развитие прозрачности и открытости
Прозрачность и открытость являются важными факторами, способствующим борьбе с коррупцией. Государственные органы должны работать в открытом режиме, публиковать информацию о своей деятельности, финансовых потоках и возможных конфликтах интересов.
Развитие интернет-технологий и электронного правительства также может способствовать борьбе с коррупцией, обеспечивая доступность и прозрачность процессов принятия решений и расходования бюджетных средств.
4. Привлечение гражданского общества
Привлечение гражданского общества является важным фактором, способствующим борьбе с коррупцией. Нужно создать условия для активного участия граждан в противодействии коррупции, например, путем создания условий для налаживания эффективных каналов обратной связи и механизмов рассмотрения обращений граждан и организаций.
Также гражданское общество может выполнять функцию контроля за деятельностью государственных органов, участвовать в мониторинге коррупционных рисков и раскрытии коррупционных преступлений.
Причины коррупции. Предпосылки возникновения коррупции
Как же принимают решения чиновники, становиться ли им на скользкий путь коррупции?
По мнению лауреата Нобелевской премии в экономике Гари С. Бекера, профессора экономики и социологии Чикагского университета, каждый человек, выбирая направления своей деятельности, исходит из четырех факторов. Во-первых, своих способностей; во-вторых, моральных ценностей и ограничений, заложенных его воспитанием; в-третьих, ограничений, накладываемых устройством внешней среды; в-четвертых, из стремления максимизировать свою выгоду.
Коррупция, ее характер, масштабы и особенности развития — это не только следствие нерешенных современных государственно-политических, социальных и экономических проблем страны. Корни коррупции уходят в историю России. Вместе с тем коррупция, как показывает мировой опыт, всегда растет в условиях трансформации общественных отношений. Это относится и к нынешнему переходу России от тоталитарного государства к демократическому и правовому, от централизованной экономики к рыночной, от закрытого, подавленного государством общества к открытому, демократическому обществу. Противоречия этого перехода обусловили возникновение взаимосвязанного комплекса причин стремительного роста и масштабного распространения коррупции.
Главными причинами широкого распространения коррупции в России сегодня являются безответственная и неэффективная власть, неразвитость гражданского общества, неконкурентоспособность, сырьевая направленность и теневой характер экономики, несовершенство законодательства.
Одной из причин масштабного развития коррупции в стране является также смена морально-духовных ценностей на личностном уровне, которая началась в 60-е годы XX века. Именно тогда зародились коррупционные механизмы общественных отношений современной России. Особенно большому надлому подверглась общественная мораль в 1990-е годы — в условиях беззакония государственной власти, на этапе радикальных рыночных реформ. Именно в этот период коррупционные отношения проникли во все сферы жизни российского общества.
Основной целью государственной и общественной антикоррупционной деятельности следует считать комплексную работу, направленную на устранение главных причин и стимулов, порождающих коррупцию, а не только на ужесточение системы выявления и наказания коррупционеров.
На протяжении всей истории развития российского законодательства прослеживалось действие общих идеальных норм на регулирование реальных общественных отношений. Сделать вывод о том, положительным или отрицательным было это влияние, достаточно сложно, однако отсутствие такого сдерживающего фактора в настоящее время отрицательно сказывается на возможности правового регулирования борьбы с коррупцией.
Несмотря на несоответствие общих идеальных норм реально складывающимся правоотношениям, нормы права, отягощенные общими моральными и нравственными запретами, имеющими нормативный характер, реально воздействовали на уровень коррупции в стране. Что прослеживалось в наличии ответственности (как правовой, так и внеправовой) и правоприменительной практики решения вопросов ответственности за совершение антинравственных проступков.
Коррупция государственных должностных лиц является неизбежным побочным продуктом больших правительств. Но государственные чиновники с меньшей вероятностью поддадутся нелегальным соблазнам, если они высоко оплачиваются — пропорционально их обязанностям и возможностям для должностных преступлений.
В условиях отсутствия твердых законодательных гарантий и правового урегулирования в сфере государственной службы психологически объяснимым является стремление большинства чиновников «продать свои услуги, пока они пользуются спросом». На это их толкает «необеспеченность будущего после окончания службы». С экономической точки зрения взятка — это покупка решения должностным лицом общественного вопроса в интересах частного лица — взяткодателя.
Однако в условиях, когда большая часть населения страны переживает, мягко говоря, состояние экономической нестабильности, желание чиновников повысить собственные доходы вряд ли встретит понимание и одобрение в обществе. С другой стороны, спросим себя: «Откажусь ли я дать взятку, если от этого будет зависеть решение давно наболевшей проблемы?» Боюсь, что очень немногие отрицательно ответят на этот вопрос. Получается, что коррупция начинается не в коридорах власти и кабинетах больших начальников, а возникает из моральных принципов и поведения каждого из нас.
Борьба с коррупцией: международные и национальные меры
Коррупция является глобальной проблемой, которую борятся как на международном, так и на национальном уровне. Ведущие страны мира и международные организации разрабатывают конкретные меры и международные договоры для предотвращения и пресечения коррупции.
Международные меры
Одним из важных международных инструментов в борьбе с коррупцией является Конвенция ООН против коррупции, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 2003 году и в настоящее время имеет 191 государств-участников. При подписании Конвенции страны обязуются разработать и принять национальную регулятивную базу для борьбы с коррупцией, сотрудничать в области экстрадиции и взаимной правовой помощи и принимать меры по конфискации незаконно присвоенных активов.
Другим важным международным органом в борьбе с коррупцией является Группа стран G20, которая включает ведущие экономические державы. G20 работает над разработкой и реализацией мер для предотвращения коррупции, в том числе специальных инициатив, таких как «Заморозка коррумпированных активов», направленных на пресечение использования финансовых систем для отмывания денег.
Национальные меры
Каждая страна принимает национальные меры для борьбы с коррупцией, и они могут различаться в зависимости от специфических потребностей и контекста. Некоторые страны разрабатывают и принимают антикоррупционные законодательства, которые включают в себя уголовные и административные наказания за коррупционные преступления.
Формирование специализированных антикоррупционных органов является еще одним важным шагом. Эти органы проводят расследования, осуществляют надзор за коррупционными преступлениями и принимают меры к их пресечению.
Для улучшения транспарентности и предотвращения конфликта интересов в публичном секторе страны вводят этические кодексы и требуют декларирования доходов и имущества служащих государственных органов.
Другие меры
Помимо международных и национальных мер, в борьбе с коррупцией также важны роль общественности и гражданского общества. Неправительственные организации, журналисты и активисты играют ключевую роль в выявлении коррупции, поддерживая процесс открытого обмена информацией и создавая публичное давление на власть.
Также важного значение имеет образование и пропаганда антикоррупционной культуры среди молодого поколения. Воспитание граждан с принципами этики и правового сознания поможет предотвратить распространение коррупции в будущем
Борьба с коррупцией требует комплексного подхода и взаимодействия международных и национальных институтов, граждан и органов власти. Только совместными усилиями можно достичь прогресса в этой области и создать более честное и справедливое общество.
Основные коррупционные методы
Для достижения своих целей коррупционеры используют множество метод, к самым основным и которых являются:
1.Взятки и подкуп.
Это самое распространенное средство влияния на чиновников. Как правило, самыми распространенными видами здесь являются деньги, подарки, сексуальные услуги, развлечения, занятость, льготы, политические выгоды, доли компаний и т.п..
2.Расхищение, воровство.
Этим методом пользуются должностные лица, имеющие доступ к материальным ценностям или контролирующим активам. Основной пример здесь – это вывод денег в оффшоры, фирмы-однодневки с последующей передачей средств коррумпированным сотрудникам.
3.Вымогательство и шантаж.
Здесь свои цели достигаются целей с помощью угроз, как с применением, так и без насилия, совершением преступления, обнародованием поступков или предоставлением ложной информации.
4.Мошенничество.
Подразумевает под собой обман владельцев активов, с целью завладения их имуществом.
5.Фаворитизм, кумовство, непотизм
Это предоставление должностей, привилегий или иных благ лицам, не обладающим должными качествами.
6.Лобби
Это поддержка, отраслей, регионов, предприятий или социальных групп в законодательных органах власти.
7.Злоупотребление полномочиями
Принятие неправомочных решений в силу принадлежности к власти. Например, отклонение дела судьей по надуманным причинам, или разрешение провоза запрещенных вещей через границу.
Виды коррупции и ее формы
По направленности ее можно поделить на политическую, экономическую и криминальную:
Экономическая — осуществляется с целью получения материальных выгод от действий чиновников.
Это, как правило, подкуп, взятки, лоббистскую деятельность, направленные на принятие властью выгодных экономических решений. Сюда же включается незаконное отмывание денег.
Политическая — применяется для получения властных полномочий в обход установленного избирательного процесса путем вмешательства в выборы, незаконного финансирования партий, принятия решений, противоречащих принципам равноправия граждан и политических сил.
Криминальная — основана на насилии и преступной деятельности.
Предполагает втягивание должностных лиц в криминальные схемы с помощью угроз, шантажа, взяток.
В зависимости от отрасли, коррупция бывает:
- судейской;
- парламентской;
- корпоративной;
- политической;
- экологической;
- полицейской;
- образовательной;
- профсоюзной;
- церковной и т. д.
Основные формы коррупции это:
- Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция;
- Мелкая коррупция;
- Политическая (большая, грандиозная) коррупция.
Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция.
На самом деле это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.
Мелкая коррупция (маломасштабная и бюрократическая).
Это повседневная коррупция, которая происходит, когда государственные чиновники встречаются с общественностью. Это, как правило, взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей. Данная форма коррупции связана с небольшими суммами, так как основывается на решении самых обыденных вопросов. Сюда можно отнести взяточничество в больницах, школах, местных органах лицензирования, полиции и налоговой.
Политическая (большая, грандиозная) коррупция.
Политическая коррупция является самой губительной для страны, так как, политики, имеющие право создавать и применять законы от имени народа, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства. Политическая коррупция не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но также извращает принцип управления государством. Правительство становится клептократическим.
1.5 Основные формы коррупционных проявлений
Главным коррупционным деянием является получение и дача взятки.
Взятка — это принимаемые должностным лицом материальные ценности или какая- либо имущественная выгода или услуги за действие/ бездействие, в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.
В обществе взятка ассоциируется с денежными купюрами. Однако, подарок должностному лицу, от которого зависит принятие того или иного решения, также может считаться взяткой, если его стоимость превышает 5 МРОТ (минимальный размер оплаты труда). С учетом ст. 575 ГК РФ, предельная стоимость подарка не должна превышать 3 тысячи рублей.
_______________
3 Лунев В. В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. М., 2001. С. 17- 38
Злоупотребление полномочиями
Злоупотребление полномочиями, согласно ст. 285 УК РФ, определяется как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы.
Такие действия (бездействия), как правило, совершаются из- за корыстной или иной личной заинтересованности и приводят к существенным нарушениям прав и законных интересов общества.
Коммерческий подкуп
Коммерческий подкуп, согласно ст. 204 УК РФ, определяется как: незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действия (бездействия) в интересах дающего или иных лиц.
В заключение….
В этой статье мы коротко и ясно дали определение коррупции, рассмотрели ее негативные последствия и то, как с ней бороться.
Коррупция оказывает губительное влияние на экономику и благосостояние страны, способствует росту и процветанию взяточничества, мы делаем хуже. Может быть вам кажется, что эта проблема вас не касается, но в действительности это далеко не так. Коррупция касается всех и каждого. Не нужно снимайте с себя ответственность. В конце концов, от каждого из нас зависит успех борьбы с разложением общества.
Хотя абсолютная победа над коррупцией невозможна, ее можно загнать в такие рамки, которые не будут влиять на развитие общества.
Понятие коррупция является если не самым, но одним из наиболее употребляемых в средствах массовой информации и официальных выступлениях терминах
При этом следует обратить внимание на то, что коррупция это своеобразное комплексное явление, легальное или общепризнанное определение которого в настоящее время отсутствует
- В обыденном понимании коррупция обозначает некое негативное социальное явление, сопряженное с преступными посягательствами должностных лиц в политике, государственном управлении, юрисдикционной деятельности, и т.д. в связи с использованием соответствующими лицами предоставленных им властных возможностей для целей личного обогащения;
- В юридическом (уголовно-правовом) понимании, упоминание коррупции предполагает указание на факт совершения должностных преступлений, связанных с необоснованным обогащением лиц, наделенных соответствующими властными полномочиями;
- Политико-экономическое значение коррупции предполагает необходимость изучения и анализа более глубинных причин рассматриваемого явления, и связывается с поиском соответствующих причин в форме политико-территориального устройства, внутригосударственной экономической системе, и т.д. Иными словами, коррупция в политико-экономическом значении означает то, что сосредотачивающая в своих руках властные полномочия бюрократическая верхушка, фактически самостоятельно распоряжается государственной собственностью, используя последнюю в личных целях.