Дворец памяти

Причины плохой памяти

Прежде, чем переходить к практической стороне, необходимо понять, что лежит в первопричине плохо развитой памяти.

Отметим, что память у каждого человека разная, и она является избирательной, т.е. для кого-то легко будет запомнить таблицу умножения, прочтя ее один раз, но при этом имя знакомого тот же человек забывает практически сразу. Другие люди эффективно применяют зрительный вид памяти, но простые правила русского языка вспоминают со скрипом. Отчего так происходит?

Существует 5 причин нарушения памяти:

Сниженный или отсутствующий интерес.
Это наиболее популярная причина. Сложно вспомнить то, что не интересно и не вызывает желание развиваться в этой области. Для того чтобы запомнить какую-то информацию, необходимо затратить силы и время

Если человек не любит поэзию, то упражнения по заучиванию стихов, будет равносильно подвигу.

Низкая концентрация, невнимание, отсутствие навыков управления вниманием.
Сегодня огромный поток информации льется каждый день на человека. Ввиду этого мы вникаем в данные поверхностно, не понимая сути и, порой, не стремясь реализовать полученную информацию на практике

И это становится привычкой. Кстати, одновременное исполнение нескольких задач также влияет на нашу продуктивность.

Отсутствие навыков запоминания.
Хорошая память не дается нам от рождения, это навык, который нужно развивать. Ниже будут представлены методики, которые позволят развивать эту способность.

Низкий уровень кислорода, авитаминоз, неправильное питание.
Вывод напрашивается сам – принимать только здоровую еду, систематически заниматься физическими нагрузками и прогулки на свежем воздухе.

Депрессивное состояние.
Это стало бичом современного человека. И при таком самочувствии вряд ли получится не то что запомнить новую информацию, но и воспроизвести старую. Поэтому рекомендуем приобщиться к активной жизненной позиции и уметь переживать такие состояния.

Теперь можно переходить непосредственно к упражнениям для лучшего запоминания информации. Безусловно, мы представим лишь некоторые методики, которые заработали популярность за счет их эффективности. Однако еще раз подчеркнем, что каждый человек индивидуален, поэтому нужно осознанно и внимательно отвечать на вопросы тестов и подбирать комплекс упражнений. Только при таком подходе результат будет эффективным.

Упорный труд

Известность государственного деятеля и оратора Цицерона распространялась по стране и по всему миру буквально со скоростью света. Его талант произношения речей до сих пор ставится в пример и нашим современникам. Так все же способность выступать перед огромной аудиторией без записей и подсказок была его даром или кропотливым трудом над развитием навыка запоминания? Без всякого сомнения, усердной работой, выполнение которой доступно каждому.

Овладев методом Цицерона, любой человек сможет легко удерживать в памяти фразы, слова, цифры, даты и прочую информацию. Однако для того, чтобы придти к такому результату, потребуется приложение огромного ежедневного труда. Другими словами, тренировка по методу Цицерона на запоминание должна проводиться каждый день.

Тройки слов

Зачем это нужно?

В данном упражнении вам нужно будет запоминать по методу Цицерона уже не последовательность слов, а последовательность троек слов. Зачем нужно запоминать тройки слов? Дело в том, что очень часто приходится запоминать информацию, в которой каждый запоминаемый элемент требует для запоминания несколько параметров, т.е. является не отдельным образом, а блоком, состоящим из нескольких образов или ключевых слов. Этот блок и ассоциируется с соответствующим образом вашей матрицы.

Например, если нужно запомнить римских императоров, то неплохо бы кроме их имен запомить еще и годы рождения, смерти и правления. При запоминании таблицы Менделеева нужно запомнить не только название элемента, но и его обозначение, атомную массу и некоторые другие характеристики. Также необходимость запоминать групповые образы требуется при запоминании текстов, когда часто не удается выделить основную мысль участка текста в виде одного образа и приходится его группировать из нескольких.

Запоминание троек

Цель упражнения запомнить не просто слова, а набор слов. Наборы, которые вам предоставляются содержат ровно по три слова. В реальной жизни такое редко случается, но главное понять принцип и потом уже несложно будет создавать сложные образы. Обычно приходится иметь дело со списком от двух до пяти слов. Из этого набора вам нужно составить единый образ и затем создать ассоциацию с очередным местом в вашей матрице.

Пример создания образов из трех различных объектов.

Абажур — Кулак — Бабочка
— на первое место вашей матрицы можно поместить стеклянный абажур, в форме кулака, внутри абажура вместо лампочки светится бабочка.

Кино — Кроссворд — Писарь
— на втором месте писарь, сидящий в полутемном зале кинотеатра, гусиным пером (чтоб не забыть что это именно писарь) разгадывает кроссворд.

Использование визуальной памяти: метод пиктограмм

Метод пиктограммы в психологии часто используется для исследования, диагностики и укрепления памяти у людей «зрительного» образа (визуалов).

В ходе исследования мышления методом пиктограмм был разработан следующий план при работе с текстовой информацией:

  1. В тексте выделяют ключевые слова или краткие фразы, которые следует выписать и подчеркнуть.
  2. К каждому слову или фразе рисуется пиктограмма – некое изображение, которое в последующем поможет вспомнить именно это слово/фразу. Изображение здесь играет роль зрительной ассоциации. При рисовании не стоит использовать схематичность, а также излишние подробности. На картинке не должно быть цифр и букв. Процесс создания изображения не должен отнимать больше 10-20 секунд. Пример: для запоминания словосочетания «тяжкий труд» можно нарисовать молот или человека, согнутого под тяжким грузом. Со словосочетанием «веселый праздник» можно ассоциировать салют, флажки, елку и т.д.

Пиктограммы окружают нас всюду: в магазинах, в аэропортах, в автотранспорте, на дороге

Пиктограмма не может быть правильной или неправильной. Это ассоциация, которая принадлежит именно вам и создана для выполнения главной цели – напомнить о слове или фразе, к которой она была привязана.

Гораздо легче выполнить рисунок для конкретного предмета (мороженое, медведь, нос), чем для процесса или абстрактного понятия (развитие, тоска, размышление). Но и в этом случае можно легко решить вопрос – нужно лишь присвоить им более предметную ассоциацию, преобразовать их во что-то конкретное. Например, для слова «развитие» можно использовать изображение спирали, для слова «тоска» — слезу или антиулыбку, для «размышления» — лампочку и т.д.

Кстати, игра «Крокодил» тоже основана на методе пиктограмм. Человек пытается показать выданное ему понятие, используя собственные ассоциации

Существуют и слова средней сложности конкретизации, например, школу можно изобразить партой, доской, больницу – койкой или красным крестом и т.д.

Несколько примеров херсонского метода пиктограмм

Прежде чем начать использовать метод пиктограмм, необходимо потренироваться. Это позволит набить руку в рисовании и подготовиться к выполнению непосредственной задачи.

Примерное упражнение: нарисуйте пиктограммы для нижеприведенных слов

Обратите внимание, здесь используются разные по сложности слова. Старайтесь нарисовать такой рисунок, чтобы можно было через несколько часов вспомнить слово, к которому вы создавали изображение

Спустя несколько часов попробуйте воспроизвести все слова в соответствии с их пиктограммой, а после – воспроизвести весь текст, глядя на свои картинки

Используя метод пиктограмм при подготовке к экзаменам, можно использовать листик с рисунками в качестве шпаргалки, которую не страшно будет выложить на парту на самом экзамене.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Вот несколько важных правил метода Цицерона:

Зрительные образы, которые вы выделяете, не должны повторяться. Повторяться могут только названия предметов, а образы должны быть разными.Вам необходимо вытянуть из вашего мозга уже имеющиеся в нем связи. Поэтому выделяйте образы, вспоминая их. Пытайтесь подобрать такие образы, чтобы из них можно было выделить по пять подобразов.Испытайте метод Цицерона при подготовке своего выступления или при запоминании какого-либо текста.Последовательность работы с текстом следующая:Прочтите текст и ответьте на вопрос, о чём он.Разбейте текст на несколько смысловых частей.Запомните каждую часть текста в разных комнатах своей квартиры или дома, определив чётко порядок следования по ним (прихожая — ванна — туалет — кухня — гостиная — детская — спальня)Вслух воспроизведите весь текст с учётом последовательного изложения частей.

Демонстрация метода на примере сказки Колобок

1) разобьем сюжет сказки на 6 смысловых частей и каждую представим образом:мука — колобок на дороге — заяц — волк — медведь — лиса ест колобкаЭти образы в мнемотехнике называются вспомогательными. Они кодируют информацию, которую мы хотим запомнить.Образ места, который уже существует в нашей памяти и мы его очень хорошо знаем, в мнемотехнике называется опорным образом.

2) Соединим в нашем воображении вспомогательные образы (мука, колобок на дороге, заяц…) с опорными (кухня, гостиная, ванна …):мука находится в кухне;колобок катится по дороге в гостиной;заяц в ванной;волк в туалете;медведь на кухне;лиса ест колобка на балконе.

3) повторяем сказку, используя вспомогательные образы, чтобы вспомнить сюжет, и опорные образы, чтобы вспомнить последовательность событий.Запоминая, важно представлять каждый образ чётко, крупно. Не думайте, что на эту операцию придётся затратить много времени

Для того, чтобы отложить в памяти одну пару образов, вполне хватит нескольких секунд. Прием Цицерона так прост, что некоторые специалисты даже рекомендуют обучать ему дошкольников.

Преимущество метода Цицерона перед, например «Цепочкой», кроме того, заключается в следующем:- в методе Цицерона используются очень хорошо знакомые нам образы- в приеме ‘Цепочка», чтобы добраться до какого-то элемента последовательности, необходимо перебрать всю последовательность, в методе Цицерона можно перемещаться по запоминаемому материалу гораздо свободнее.Данный метод также удобно использовать при запоминании длинных стихов или поэм. Попробуйте применить его на практике и Вы убедитесь, что это действительно работает!

*При подготовке статьи использовались материалы сайта mnemonikon В. Козаренко

Прогулка по Римской комнате, или методика Цицерона

Известность Цицерона распространялось по древнему Риму и миру со скоростью света. Его талант ораторского искусство до сих пор ставят в пример современникам. Он обладал уникальным талантом – выступал перед огромнейшей аудиторией, не используя полсказки, записи и иные материалы. Однако был ли это дар или же кропотливый труд над развитием навыков запоминания?

Именно его методику мы рассмотрим в следующих разделах, т.к. он является самым древним методом запомнить любую информацию. Если вы овладеете им, то сможете легко удерживать даты, цифры, слова, фразы и иную информацию. Однако стоит помнить, что главным условием достижения результата – систематический труд, т.е. заниматься нужно каждый день.

Смысл методики

Методы запоминания от Цицерона обладают конкретным  смыслом, заключающийся в создании матрицы образов, которые помогают запомнить большие объемы данных, а не только один фрагмент. Первое, что нужно сделать, это сформировать систему, в которой будут строиться образы.

Презентация на тему: «Основы метода ассоциаций»

Этой системой может быть что угодно:

  • помещение;
  • участок;
  • тропинка;
  • знакомая обстановка и т.п.

Если работа происходит с комнатой, то следует мысленно вспомнить все предметы, которые находятся в ней. Желательно в упорядоченном характере. К примеру, по движению часовой стрелки или от одной стены до другой. Не стоит усложнять задание при создании системы для ассоциаций, выбирайте то помещение, что вами хорошо изучено, тогда следующие уровни не вызовут затруднений.

Некоторые авторы предлагают создание кардинально нового помещения, т.е. человек мысленно создает новое жилище, делает планировку и расставляет мебель. Это будет являться плодом вашей фантазии, а значит справится с задачей вам будет легче.

Работая с системой образов «тропинка» можно формировать множество образов, т.к. у такого пути нет конца.  В этом случае, Вам нужно по мере движения по системе, перебирать предметы, которые будут встречаться: хижины, камни, люди, цветы, лавки, животные и др.

Свежие записи
6 занимательных тестов, которые помогут убить время в очередиОбразование за границей: чему учат и как воспитывают детей — подборка интересных статейМинтруд будет контролировать, куда устроились выпускники вузов

В качестве системы можно выбрать абсолютное любое удобное место, важное условие – корректно выполнить разбивку на отдельные образы. Перед началом практики, необходимо четко определиться со схемой, по которой вы будет обходить выбранную систему. Движения не должны быть хаотичными – вы должны упорядочить обход комнат, чтобы не испортить все, что так долго «собиралось»

Движения не должны быть хаотичными – вы должны упорядочить обход комнат, чтобы не испортить все, что так долго «собиралось»

Перед началом практики, необходимо четко определиться со схемой, по которой вы будет обходить выбранную систему. Движения не должны быть хаотичными – вы должны упорядочить обход комнат, чтобы не испортить все, что так долго «собиралось».

Важный момент: выберите определённую последовательность движения и задайте тем предметам, что есть в системе ключевые фрагменты речи выступления или презентации.

После того, как Вы создали систему, наполнили ее предметами и задали ключи, следует несколько раз обойти систему (комнату, дорогу…) и воспроизвести заданные критерии. Это же необходимо сделать непосредственно перед презентацией. Цицерон перед каждым выступлением также обходил комнаты и воспроизводил образы.

По истечению определенного времени, каждый кто использовал данную технику, сможет активизировать свою память в нужный момент, прибегая к удобной матрице образов.

В чем заключается метод Цицерона?

В основе лежит последовательность запоминания объектов и зрительное воображение. Этим методом запоминания может овладеть каждый, так как он довольно прост и не требует особых усилий.

Заключается метод в следующем:

основные понятия доклада, лекции, которые необходимо запомнить, мысленно расставляем в строго определенной последовательности, при этом представляя в голове комнату, целое помещение или знакомый маршрут. К каждому предмету «привязываем» ключевую информацию.

По сути, стоит только отобразить в памяти эту комнату с ее интерьером и предметами, и это позволит вспомнить то, что было необходимо. Именно так римский оратор и готовил свои знаменитые речи: расставлял основные ключевые понятия, мысленно гуляя по дому.

Несколько рекомендаций

Освоить запоминание по методу Цицерона несложно. Для того, чтобы ускорить процесс, воспользуйтесь простыми советами:

Занимайтесь регулярно, иначе утратите навыки. Тренировки же на постоянной основе повысят результативность.
Будьте абсурдными. Звучит странно, но это действительно работает. Приведем пример. Представьте, что вы проводите презентацию крупного проекта. Так вот, на автобусной остановке вы увидели президента, который держит в руках газету. На первой странице газеты напечатана часть вашего доклада. Вы садитесь в автобус, а там еще часть текста. Только на это раз ее нацарапали на спинке сиденья, которое находится перед вами. И так дальше.
Меняйте размер образов в комнате. Например, вам нужно связать шкаф и кошку

Пусть животное вырастет до размеров этого предмета мебели.

Концентрируйте внимание на цвете и динамике объектов. Если все тот же шкаф вы выкрасите в ярко-розовый цвет и заставите качаться, подобно маятнику, запомнить его будет гораздо проще.
При использовании метода Цицерона задействуйте чувства, ощущения

Обратите внимание на запахи.

И, наконец, главный совет. О нем уже говорилось выше. Перед тем, как начать работу, пройдите по комнате или любимому маршруту. Это поможет запомнить расположение предметов и объектов.

Основные правила для запоминания

Для максимально эффективного применения метода Цицерона необходимо:

Прикреплять выбранные образы в комнате с ярким освещением;

Изменять габариты воображаемых объектов на противоположные, делая мелкие большими, а крупные уменьшать до мизерных;

Делать динамичной и интересной связку между образами, существующими в помещении, и новыми.

Метод Цицерона или система римской комнаты является одним из самых популярных и древних методов запоминания. Назван он именем знаменитого римского деятеля и прекрасного оратора Цицерона. В своих речах Цицерон употреблял невероятный и сложный для запоминания арсенал знаний: цитаты, цифры, факты, имена, даты. Причем во всех своих выступлениях он не пользовался записями, не зачитывал, а просто воспроизводил всю информацию по памяти.

Метод Цицерона: пример

У нас есть комната. Сразу условимся, что двигаться будем против часовой стрелки. В комнате мы видим относительно последовательно размещенные: косяк, комод, карниз, батарею, зеркало, ночник, кровать, тумбочку, вазу, картину, книжный шкаф, дверь. При помощи этих предметов мы будем запоминать слова: спица, коньки, колесо, бегемот, комар, ракета, капюшон, таблетка, маргарин, сок, гора, живот.

Чтобы прочно привязать ассоциации к нашим предметам интерьера, нужно представить себе физический контакт реального предмета и образа. Учтите, что чем более нетипичным будет этот контакт, тем лучше вы его запомните. Например, если вы связываете слова «масло» и «нож», то лучше представлять не разрезание ножом масла, а, например, ползучее ожившее масло, пытающееся поглотить нож. Чем оригинальней ассоциации, тем больше шансов, что вы сможете без зубрежки восстанавливать в памяти необходимую информацию спустя много времени.

Создаем ассоциации:

Первый предмет – косяк, образ – спица. Представляем себе, как мы царапаем спицей поверхность косяка. Краска при этом сползает комочками и падает на пол. Представили? Поехали дальше.

Комод – коньки. Поверхность комода такая гладкая, можно кататься как на катке. Смотрите, как коньки оставляют волнообразные следы, как опилки летят из-под лезвий.

Карниз – колесо. Колесо надето на карниз, мы пытаемся его крутить, но оно трется о стену и с большим трудом проворачивается.

Батарея – бегемот. Бегемот ел много тортов на ночь и не может пролезть между секциями батареи. Застрял и дергается, батарея скрипит.

Зеркало – комар. Комар влетел в зеркало и теперь от него осталось коричневое пятно в размер зеркала, из которого торчат крылышки.

Ночник – ракета. Лампочка ночника похожа на ракету, которая вот-вот вылетит из цветочка-светильника. Свет ночника – это огонь, ракета готова к старту, сейчас рванет. Представьте как ввинчиваете ракету вместо лампы.

Кровать — капюшон. Представьте, что на подушки надеты капюшоны, похожие на головной убор Дарта Вейдера. Вам нужно лечь спать, но капюшоны металлические, лежать очень неудобно. Вы пытаетесь снять, – а они не снимаются.

Тумбочка – таблетка. Представьте, что тумбочка шатается и вы подложили под ножку таблетку, чтобы убрать качание.

Ваза – маргарин. В вазе кипит маргарин, выливаясь за края. Ваза жирная, все жирное и противное, фу.

Картина – сок. Если на картине яблоки, представьте, что с нее капает яблочный сок и стекает по стене липкими потоками. Если на картине море, представьте, что это море сока.

Книжный шкаф – гора. На нижней полке шкафа образовалась гора и растет. Она проламывает верхние полки, куски дерева и книги разлетаются в разные стороны.

Дверь – живот. У двери появился живот. Когда толкаешь резко дверь, она открывается, но не стучит о стену как раньше, а мягко пружинит, потому что большой мягкий живот амортизирует удар.

Запомнили ассоциации. Еще раз мысленно пройдитесь по комнате, глядя на предметы и вспоминая образы-привязки. Теперь вы сможете воспроизвести эти образы, просто вспоминая последовательность предметов, к которым они привязаны. Проверьте себя.

Это пример техники запоминания слов первого уровня методом Цицерона. Тренируя память, методом Цицерона можно «привязывать» образы второго, третьего уровня и выше, а также цифры, события и любую другую информацию.

Главным отличием современной жизни является тот огромный поток информации, с которым человеку приходится сталкиваться практически ежедневно. Многим из нас нужно знакомиться с поставленными задачами и с намеченными планами, выступать перед большим количеством людей, правильно и красиво излагая им свои мысли, заниматься обучением, вызывая интерес у своих подопечных, и т.д. Однако далеко не каждому человеку под силу быстро и в полном объеме вносить в память полученные данные. И очень часто для того, чтобы запомнить необходимую информацию, люди пользуются методом ассоциации. Однако он не всегда достаточно эффективен. Его недостаток кроется в том, что подходит подобный способ лишь для небольшого числа объектов. А ведь порой возникает необходимость в усвоении произвольного текста среднего объема. В этом случае ассоциативная техника нужного результата не принесет. И тогда на помощь придет способ, который основан на работе с образами — мнемотехника. Метод Цицерона является как раз таким из них. Он и позволяет запоминать большое количество информации.

В переводе с древнегреческого слово «мнемотехника» означает «искусство запоминать». В результате его освоения человек не только развивает свою память, но и получает возможность обстоятельно и плавно излагать необходимую информацию, то есть приобрести ораторские навыки.

Как пользоваться методом Цицерона

Данный прием включает в себя три этапа:

  1. Создание матрицы

  2. Закрепление матрицы

  3. Привязка

На первом этапе необходимо создать опорные образы – хорошо знакомые предметы, к которым будут привязаны сведения для запоминания. Можно выбрать только одну комнату, а можно целую квартиру или офис, а также дорогу в магазин или путь на работу. Еще один вариант – создать воображаемое помещение и выбрать обстановку в соответствии с собственным вкусом и пожеланиями. Поскольку оно существует лишь в мыслях и воображении, не стоит себя ограничивать.

Рекомендуется запомнить и впоследствии соблюдать очередность образов, например, продвигаться только в направлении часовой стрелки или проложить маршрут по левой стороне улицы

Это требуется для того, чтобы не запутаться в том, что уже есть в системе образов, а чего еще нет, а также, чтобы не пропустить что-нибудь важное в комнате.. Этап закрепления предполагает укоренение опорных образов в памяти. Рекомендуется пройтись по комнате или выбранному пути несколько раз и зафиксировать очередность образов

Можно делать это только в мыслях. Эти действия закрепляют воображаемую основу, на которую будет нанизываться новая информация

Рекомендуется пройтись по комнате или выбранному пути несколько раз и зафиксировать очередность образов. Можно делать это только в мыслях. Эти действия закрепляют воображаемую основу, на которую будет нанизываться новая информация.

Этап закрепления предполагает укоренение опорных образов в памяти. Рекомендуется пройтись по комнате или выбранному пути несколько раз и зафиксировать очередность образов. Можно делать это только в мыслях. Эти действия закрепляют воображаемую основу, на которую будет нанизываться новая информация.

На этапе привязки требуется соотнести необходимые для запоминания слова с предметами в помещении. К примеру, нужно закрепить в памяти следующие слова: кошка, солнце, сердце, огурец, свеча. При использовании обстановки комнаты все будет выглядеть примерно так: Я иду к окну и вижу на подоконнике пушистую кошку, в окно ярко светит солнце, смотрю на стену и вижу большое красное сердце, на полке шкафа лежит свежий зеленый огурец, а возле зеркала горит огонек свечи.

Такая привязка поможет без проблем запоминать даже объемные пласты текста. Нужно тренироваться использовать систему образов: мысленно переставлять их в комнате от первого к последнему, потом наоборот – от последнего к первому. Подобный прием способствует ускорению возникновения мысленных образов, составляющих всю систему.

Преимущества метода

Примеры, описанные выше, помогают понять, как работает метод, но использовать его можно и даже нужно для более сложных задач. Например, для запоминания текста для выступлений, учебных материалов, плана на день, очередности звонков по телефону, которые нужно совершить, и так далее.

Плюс метода Цицерона в том, что в случае, когда материал для запоминания представляет собой связанный логически текст, а не обычный набор случайных слов, есть возможность многократно использовать одну и ту же комнату. При этом ряды основных моментов не смешаются между собой, и восстанавливать в памяти сведения по определенной теме будет довольно легко.

Еще одно достоинства метода, основанного Цицероном, заключается в том, что для его освоения достаточно всего нескольких тренировок, причем пользоваться им вполне возможно в любом месте. Отпадает необходимость в придумывании ассоциаций и долгом восстановлении цепочки, нужно только вспомнить знакомую комнату или взять на вооружение то помещение, в котором вы находитесь в данный момент.

Для запоминания информации следует разглядывать комнату и размещать главные слова и моменты по очереди. При необходимости воспроизведения материала достаточно воскресить в памяти обстановку помещения, и требуемые сведения мысленно всплывут как будто сами собой. Это намного легче, чем вспоминать содержание лекции и доклада по памяти.

Пример использования

Давайте рассмотрим на наглядном примере, как использовать методику Цицерона по запоминанию информации.

Возьмем десять слов, необходимые для запоминания (цифры, события, тезисы выступления, иностранные слова). К примеру, это будут следующие слова: штора, открытка, птица, сметана, упаковка, рот, фен, бубен, книга, динамик. Нужно задать их на конкретные предметы выбранной системы (например, комната). Далее, приступаем к следующему уровню задания.
Возьмите лист, карандаш и запишите все объекты, находящиеся в комнате

Не важно сколько их будет. Главное, что они создают «ниши» для нашей матрицы. Помимо этого, следует запомнить их местонахождение и в каком порядке они находятся

Приблизительный список предметов в комнате: окно, диван, шкаф, телевизор, пуф, торшер, кресло, этажерка, полка, рояль, печь, палас и другое.
Третьем этом является соединение слов из п.2 с местами со списком тезисов для запоминания.

Помимо этого, следует запомнить их местонахождение и в каком порядке они находятся. Приблизительный список предметов в комнате: окно, диван, шкаф, телевизор, пуф, торшер, кресло, этажерка, полка, рояль, печь, палас и другое.
Третьем этом является соединение слов из п.2 с местами со списком тезисов для запоминания.

Эффективность приемов быстрого запоминания

Когда информация трудна для восприятия, а время ограничено, на помощь приходят рациональные приемы запоминания. Освоив их, человек может работать с любым материалом за короткий срок.

Как наиболее эффективные, можно предложить приемы, отлично зарекомендовавшие себя в мнемотехнике.

Например, такой прием, как рифмование текста широко используется при создании рекламы. Всем известно, что зарифмованные фразы рекламы, независимо от желания человека, врезаются в память и остаются там надолго. То же самое можно произвести с любым материалом

Поэтому, когда человек сталкивается с важной, но нелогичной, трудно запоминаемой информацией, можно ее зарифмовать

Классический пример — рифма при заучивании одиннадцати глаголов исключения (гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, а ещё вертеть, смотреть, и зависеть, и терпеть).

Подобно этому используется придуманная рифмованная фраза, помогающая при изучении падежей: «Иван Рубил Дрова, Варвара топила печь». Аналогично можно зарифмовать правила русского языка: «уж замуж невтерпеж».

Такими же актуальными являются другие методы запоминания. Например, часто используется прием аббревиатуры, служащий для лучшего запоминания различных объектов, не связанных между собой. Всем известна популярная фраза при изучении цветов радуги.

Техника запоминания при помощи аббревиатуры полезна тем, что позволяет не только сокращать длинные фразы, но и фиксировать их надолго в сознании, например, при названии государственных, учебных учреждений или научных понятий: вуз, сопромат, ГИБДД, ГЭС, ЕГЭ.

Чтобы создать свою аббревиатуру, можно придумать незамысловатое осмысленное предложение, все слова которого будут начинаться с первых букв запоминаемых слов.

В психологии считается, что оптимальными являются классические техники запоминания информации — пиктограммы, ассоциации, активное повторение.

Технология метода пиктограмм построена по принципу выделения ключевых слов, на которые потом придумывается образ. При его зарисовке возникает зрительная ассоциация. Художественных навыков здесь не требуется, просто пиктограмма должна напомнить ключевое выражение или слово.

Ассоциации – проверенная временем технология запоминания, когда устанавливается связь между объектами. Она активно используется для людей любого возраста. Сущность этого метода запоминания в том, что при появлении в сознании одного объекта, вспоминается другой.

Ассоциации могут быть разных видов, например, цепочки, ассоциативные связи, «матрешка». Подбор их зависит от содержания запоминаемого материала.

Данная техника запоминания может служить при работе над последовательностью слов, при фиксировании чисел, телефонов, дат.

Иногда бывают затруднения при составлении связей между объектами. Тогда специалисты рекомендуют создавать самые необычные, даже абсурдные связи, которые даже лучше запоминаются.

Прием активного повторения предполагает многократное воспроизведение уже запомненного материала. Полученные знания воспроизводятся мысленно или устно только из памяти для того, чтобы их сохранить надолго, возможно, навсегда. Примером могут служить стихотворные строки, правила, теоремы, анекдоты, извлекаемые из памяти при каждом удобном случае. Точно также можно использовать активное повторение для любого материала.

От природы человеку дана память, которую нельзя считать совершенной. Но, чтобы активно пользоваться приобретенными знаниями, сохранять их в памяти, добиваться, чтобы они становились систематическими, более глубокими, необходима специальная работа для формирования навыков запоминания. Приобретя знания, призвав на службу воображение, мышление, каждый может сам придумать приемы, облегчающие запоминание информации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сервер Бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: